Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система цен в Российской Федерации, состав и структура цены



Основным принципом системы цен является их множественность, которая связана с большими различиями условий фактических сделок купли-продажи, с различными интересами участников сделок, с различием рыночной ситуации, которые проявляются во времени и на разных территориях.

Цены, действующие в РФ, делятся на:

- собственно цены (цены на товары);

- тарифы (цены на услуги);

- ставки платы (цены за использование ресурсов);

- сметные цены (цены на строительную продукцию, на аудиовизуальную продукцию и др.).

Цены классифицируются следующим образом:

1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.

Цены различаются в зависимости от того, на ка­кой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

- предприятие - оптовая торговля;

- оптовая торговля - розничная торговля;

- розничная торговля - потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

-оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют це­ной изготовителя;

- оптовая цена промышленности;

- розничная цена.

Оптовая цена предприятия pпр — цена изготовления и реализации товарной продукции, по которой предприятие продает (отпускает) продукцию оптовому покупателю: оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производит­ся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия. Оптовая (отпускная) цена предприятия состо­ит из себестоимости предприятия Спр и удельной прибы­ли (на единицу продукции предприятия Ппр, акциза (по подакцизным товарам) и НДС на единицу продукции:

.

Оптовая цена промышленности – цена, по которой оптовые продавцы (снабженческо-сбытовые организации) продают товар конечному оптовому потребителю (предприя­тиям промышленности). Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены предприятия включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скид­ку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту, которая компенсирует издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечивает им прибыль.



К оптовым ценам относятся цены строительства, закупочные цены, цены на бытовые и коммунальные услуги.

· Цены строительства (на продукцию строительства) включают три вида цен:

1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строитель­ство каждого объекта;

2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость едини­цы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);

3) договорная (свободная) цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

· Закупочные цены – это оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприя­тиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, про­данной по различным каналам реализации (заготовительным орга­низациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - это договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложе­ния.

Закупочная цена состоит из себес­тоимости и прибыли, необходимой для продол­жения осуществления хозяйственной деятельности и НДС.



· Цены на бытовые и коммунальные услуги – это цены за раз­ного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммуналь­ными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены за ремонт одежды и обуви, а также пла­та за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Розничная цена - цена, по которой товар реализуется в роз­ничной торговой сети населению (розничному потребителю), предприятиям и организациям, она являются конечной. По розничным ценам товары выбывают из сфе­ры обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в произ­водстве:

где наценка состоит из Cтс - себестоимость (на единицу товара) в торговой сети; – прибыль удельная (на ед. товара) в торговой сети; НДСтс – налог на добавленную стоимость (на ед. товара) в торговой сети.

Процесс ценообразования можно представить в виде таблицы (табл. 25.1).

Таблица25.1

Схема ценообразования в системе цен

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая, или оптовая, надбавка (скидка) Торговая наценка (скидка)
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Розничная цена
           
             

 

Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. В цену дополнительно включается акциз (по подакцизным товарам) и на каждой стадии реализации (оборо­та) товара - НДС.

Являясь косвенным налогом, НДС образу­ется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем - оптовым, розничным, т.е. населением или государством. НДС составляет по промышленным товарам и услугам 18%, по сельскохозяйственным товарам – 10%. В некоторых случаях имеются льготные ставки по отдельным группам товаров (некоторые про­дукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и др.).

С либерализацией цен в результате отрыва их от сложившегося уровня издержек производства и обращения НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимо­сти и выполняет налоговую функцию в виде ценовой надбавкой. НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной по­шлиной являются основными доходными статьями государственного бюджета.

2. По способу фиксации и регулирования различают:

- свободные цены, которые устанавливаются производителем товара, услуг и работ с учетом спроса и предложения на рынке;

- регулируемые цены, которые устанавливаются органами государственной власти. Они принимают вид предельных цен и фиксированных цен (на определенный срок, на определенном уровне). Государственное регулирование осуществляется по утвержденному перечню товаров и услуг на внутреннем рынке (продукты, природный газ, топливо-ядерные носители, электроэнергия и тепло, перекачка нефти, железнодорожные, морские и автоперевозки, продукция оборонного назначения, услуги связи).

Способы государственного регулирование:

- установление предельного уровня рентабельности продукции производителя;

- через декларирование повышения уровня свободной цены на повышение монопольных цен;

- через установление предельного уровня торговых надбавок и наценок;

- через установление предельного повышающего коэффициента к ценам на определенный период времени. Этот метод используется в государственных заказах.

3. По времени действия цены бывают:

- постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока поставки по договору;

- текущие, по которым производится поставка в данный момент времени и которые могут изменяться в течение срока поставки;

- скользящие, которые устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления и определяются с учетом изменения цен на производственные ресурсы в период изготовления товара:

,

где: - базовая цена; - индексы цен на сырье и материалы на начальный (1) и конечный (2) момент поставки; - индексы ставок оплаты труда в отрасли на конец и начало периода изготовления продукции; A — доля постоянных затрат в себестоимости продукции; B, D и другие - доля затрат сырья и материалов, рабочей силы на единицу продукции;

- сезонные, которые действуют в течение сезона;

- ступенчатые, которые представляют собой ценовой ряд последовательно снижающихся цен по выбранным временным интервалам расчетного периода и по согласованной между продавцом и покупателем шкале изменения цены.

4. По степени обоснованности и согласованности цены бывают:

1. Базисные - применяются в качестве исходной при установлении цены в начале переговоров между продавцом и покупателем. Эти цены выбираются по справочнику на аналогичные товары. В этих ценах учитываются условия совершенных сделок купли продажи на рынке и качество этих товаров.

2. Справочные - это цены, публикуемые в каталогах и других изданиях со специальной ценовой информацией. Справочные цены - цены ведущих фирм в отрасли. Они всегда завышены на 10-20%. Справочные цены используются при декларировании ввозных цен на таможне и их использование регулируется указаниями.

3. Прейскурантные – это справочные цены, публикуемые в прейскуранте фирмы продавца.

4. Фактические - это окончательные цены, фиксируемые в договоре.

5. Цена потребления - характеризует затраты покупателя на приобретение, страховку и эксплуатацию товара производственно-технического назначения длительного пользования в течение всего полезного срока его использования.

В состав цены входят следующие элементы:

- себестоимость производства и сбыта на единицу продукции;

- прибыль предприятия;

- акциз по подакцизным товарам: * , где себестоимость по подакцизному товару; Аак- акцизный налог, %;

- НДС;

- торговая надбавка снабженческо-сбытовых организаций, то есть перепродавцов;

- торговая наценка предприятий торговой сети.

Доля каждого элемента цены в ее общей величине (в %) называется структурой цены.

 

Система мировых цен

 

Мировая цена — цена в свободно конвертируемой валюте на рынках со свободным торговым режимом, где совершается большой объем торговых операций (больше 40% от емкости рынка).

Мировые цены принимают форму экспортных или импортных цен, фиксируемых на мировых рынках:

- товаров, машин, оборудования и приборостроения (цены американских, европейских и японских производителей);

- леса и пиломатериалов (цены в Швеции);

- благородных металлов (биржевые цены Нью-Йорка);

- цветных металлов (биржевые цены Лондонской биржи цветных металлов);

- угля (цены в портах Германии и восточного побережья США).

Виды мировых цен:

- биржевые котировки - цены на товары, которые являются предметом биржевой торговли. Эти цены считаются равновесными.

На основе биржевого ценообразования определяются:

- текущая цена на немедленную поставку реального товара (цена SPOT);

- настоящее представление цены поставки в будущем (цена FORWARD);

- цена биржевого фьючерсного контракта - цена на будущую поставку (цена FUTURE);

- цены международных торговых аукционов - реальные равновесные цены на товары с индивидуальным качеством, на уникальные товары;

- средние экспортные и импортные цены, которые определяются на основе внешней торговой статистики и считаются наиболее предпочтительными в качестве базисной цены;


Просмотров 330

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!