Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 22. Классификация издержек предприятия



Издержки производства подразделяются в зависимости от их экономического назначения и роли в процессе воспроизводства на три вида:

1) затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость, как текущие денежные затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

2) затраты на расширение и обновление производства- это крупные единовременные вложения средств капитального характера, направляемые на организацию производства новой или модернизированной продукции. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредиты банка и другие заемные источники;

3) затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия - прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Далее мы будем говорить о реальных затратах на производство и сбыт продукции, которые по содержанию совпадают с расходами и регламентируются Положением о бухгалтерском учете «Затраты организации», поэтому классификация затрат на производство будет сопровождаться пояснениями бухгалтерского учета.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства природного сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, а также основных фондов и нематериальных активов, учитываемых в затратах в виде амортизационных отчислений, равных сумме их износа за анализируемый период времени.

Затраты классифицируются по ряду признаков.

1. По роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные.

Основные затраты непосредственно составляют физическую основу создаваемого продукта: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и другие элементы затрат.



Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала, другие общехозяйственные расходы;

2. По способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты, например, сырье, энергия технологическая, заработная плата и другие элементы затрат можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. К прямым затратам относятся:

- сырье и материалы;

- комплектующие изделия, подвергающиеся монтажу, и (или) полуфабрикаты, подвергающиеся дополнительной обработке;

- незавершенное производство;

- расходы на оплату труда основного производственного персонала, а также суммы социального налога, начисленные на суммы расходов на оплату труда, и направляемые в страховые фонды;

- суммы начисленной амортизации оборудования, занятого в производстве.

Прямые затраты отражаются по счету 20 «Основное производство».

Косвенные затраты (расходы) распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе. Под косвенными расходами в бухгалтерском учете в основном понимаются управленческие расходы, налоги и сборы, платежи процентов по кредитам, включаемые в себестоимость, и все остальные, отражаемые на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», кроме внереализационных расходов. Эти расходы не могут прямо относиться на себестоимость производимой продукции.



В соответствии с нормами бухгалтерского учета счет 25 «Общепроизводственные расходы» списывается на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство», а счет 26 «Общехозяйственные расходы» списывается или на счет 20 «Основное производство», или сразу на счет 90 «Выручка» субсчет «Себестоимость продаж».

Принципы распределения косвенных расходов на себестоимость продукции должны быть экономически обоснованными и отражаться в учетной политике организации.

3. По зависимости от изменения объема выпуска продукции затраты в краткосрочном периоде (до 1 года) подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не изменяются (или почти не изменяются) при изменении объема выпуска продукции (арендная плата, амортизация, содержание зданий, повременная оплата труда, управленческие затраты и другие элементы).

Переменные затраты изменяются пропорционально (или почти пропорционально) с изменением объема выпуска продукции (сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, сдельная оплата труда и другие элементы).

Деление затрат на постоянные и переменные характерно только для краткосрочного периода (от 3 месяцев до 1 года). В очень коротком периоде (1-3 месяца) все затраты считаются неизменными, так как за такой срок невозможно изменить степень использования экономических ресурсов на предприятии.

В долгосрочном периоде (более 1 года) предприятие может изменить использование экономических ресурсов, например производственную мощность предприятия, поэтому все затраты на производство считаются переменными.

4. По способу учета и группировки затраты подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства, например малоценные и быстроизнашиваемые предметы труда, либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.).

5. По срокам использования в производстве различаются каждодневные или текущие затраты, единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.

Согласно ПБУ, расходы предприятия классифицируются следующим образом:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).

Классификация расходов и их состав (по ПБУ) представлены в табл. 22.1.

Таблица 22.1

Классификация расходов и их состав

Вид расходов Состав (элементы) расходов
1. Расходы по обычным видам деятельности 1.1. Материальные затраты: расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ); расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). 1.2. Расчеты по оплате труда. 1.3. Отчисления в страховые фонды. 1.4. Амортизационные отчисления. 1.5. Прочие расходы (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.)
2. Операционные расходы 2.1. Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату. 2.2. Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности. 2.3. Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций. 2.4. Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции. 2.5. Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) 2.6. Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. 2.7. Прочие операционные расходы.
3. Внереализационные расходы 3.1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией. 3.2. Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году. 3.3. Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания. 3.4. Курсовая разница. 3.5. Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов). 3.6. Прочие внереализационные расходы.
4. Чрезвычайные расходы Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийными бедствиями, пожарами, авариями и др.).

Состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов, учитываемых в организации, в налоговом учете расходы включают в себя:

1) расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

2) внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, подразделяются на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

Как видим, Налоговый кодекс РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов затрат в расходах, связанных с производством и реализацией продукции (по основным видам деятельности). Такой элемент затрат, как отчисления страховые фонды, не выделяется обособленно, а входит в состав статей «Расходы на оплату труда» и «Прочие расходы» в зависимости от принятой учетной политики предприятия.

 

Глава 23. Себестоимость продукции, работ и услуг:

МЕТОДЫ УЧЕТА И СТУКТУРА РАСХОДОВ

Затраты на производство и реализацию, выраженные в денежной форме, определяют себестоимость продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции - это стоимостная оценка совокупных текущих затрат некапитального характера на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции, которая имеет абсолютное выражение за анализируемый период времени или на единицу продукции (работ, услуг).

Состав расходов, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется государством. Принципы формирования этого состава определены в инструкции № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль» и конкретизированы в Положении о составе затрат и Положении «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Указанные документы также устанавливают и затраты, производимые за счет собственных источников финансирования (прибыли предприятия, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.).

Учет себестоимости в значительной степени зависит от отраслевых особенностей, поэтому в каждой отрасли выпускаются свои ПБУ, согласованные с налоговым кодексом (глава 25 «Налог на прибыль организации»).

По видам расходов (по своему экономическому содержанию) расходы, включаемые в себестоимость продукции, группируют:

- по элементам затрат;

- по статьям калькуляции.

Учет себестоимости по элементам затрат

Расходы на производство, включаемые в себестоимость, складываются из следующих элементов затрат:

- материальные затраты (за вычетом возвратных расходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды в страховые фонды;

- амортизационные отчисления;

- прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, какие ресурсы израсходованы на производство продукции, какова структура расходов, то есть соотношение отдельных элементов к общей сумме расходов.

Материальные затраты включают в себя стоимость природного сырья, стоимость приобретенного сырья и материалов, стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, стоимость работ и услуг производственного характера, получаемых от сторонних организаций, или услуг собственного производства, не относящегося к основному виду деятельности предприятия, стоимость приобретенного топлива всех видов, которое расходуется на технологические цели, а также на выработку энергии, отопление и на транспортные работы, стоимость покупной энергии всех видов, которая расходуется на технологические, энергетические и прочие нужды, часть расходов на тару

Оценка материальных ресурсов, включаемых в себестоимость продукции, определяется по цене их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость) с учетом надбавок, комиссионных, посреднических, внешнеторговых услуг, а также с учетом стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и затрат на транспортировку сторонними организациями.

Из расходов на материальные ресурсы исключают стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, которые не могут использоваться по прямому назначению, но имеют потребительную стоимость.

Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Эти затраты включают в себя зарплату основного и вспомогательного персонала, а также зарплату внештатных работников, занятых в основной деятельности, надбавки и доплаты, премии, оплату очередных и дополнительных отпусков, стоимость бесплатно предоставляемых услуг на предприятии и единовременные вознаграждения.

Отчисления на социальные нужды (страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) – это форма перераспределения части национального дохода на финансирование общественных потребностей, а именно: форма социального налога, который зачисляется в следующие государственные внебюджетные страховые фонды:

- Пенсионный фонд РФ.

- Фонд социального страхования РФ.

- Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и региональный фонд).

Амортизационные отчислениянаправляются на полное восстановление основных производственных фондов (ОПФ), а также НМА, которые включаются в себестоимость в сумме, начисленной по норме амортизации от первоначальной стоимости фондов. Начисление производится как на собственные ОПФ и НМА, так и на арендованные, если они указаны в договоре. Исключение составляют объекты ОПФ, взятые в лизинг.

Прочие затраты включают многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления по обязательному страхованию имущества, штрафы за выбросы загрязняющих веществ, оплату процента за кредит, а также сумму износа по некоторым нематериальным активам, командировочные, оплату за сертификацию продукции и прочее.

Все эти расходы, включаемые в себестоимость продукции, образуют производственную себестоимость Спр.

Структура затрат формируется под влиянием различных факторов: характера продукции, характера ресурсов, технологического уровня производства и зависит от форм организации производства, от размещения производства, от условий снабжения и сбыта продукции. По преобладающей доле отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств:

- материалоемкие;

- трудоемкие;

- фондоемкие;

- энергоемкие;

- смешанные.

Кроме производственной себестоимости учитывают себестоимость валовой продукцииСвп:

Свп = Спр ± Онз.пр,

где Онз.простатки незавершенного производства в анализируемом периоде.

Определяют себестоимость товарной продукции (полная себестоимость) Стп:

Стп = Свп + Зр.пр,

где Зр.пр – затраты на реализацию продукции в анализируемом периоде.

При учете себестоимости по экономическим элементам затрат составляется смета затрат на производство и реализацию продукции. В смете элементы затрат собираются по общности их назначения. Например, оплата труда показывает весь фонд оплаты труда.

Элементы затрат (себестоимости):

1. Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия за вычетом возвратных отходов.

2. Вспомогательные и прочие материалы.

3. Топливо со стороны.

4. Энергия со стороны.

5. Зарплата (основная и дополнительная).

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Амортизация основных фондов.

8. Прочие расходы.

Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых производственных ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка различных производственных и финансовых планов предприятия.

На основе сметного разреза затрат нельзя определить конкретное направление и место использования затрат, что не позволяет анализировать эффективность и рентабельность производственных участков, цехов и других структурных подразделений предприятия. Сметный разрез не позволяет определить себестоимость единицы выпускаемой продукции, если предприятие производит ассортимент продукции. Эти проблемы решает классификация затрат по статьям калькуляции.

Учет себестоимости по статьям калькуляции

Для расчета себестоимости отдельных видов продукции расходы предприятия (организации) группируют и учитывают по статьям калькуляции.

Группировка затрат по статьям калькуляции себестоимости, то есть по направлениям затрат и местам их возникновения (осуществления) в процессах производства продукции, обслуживания производства, управления предприятием, реализации продукции - позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по каждому виду продукции, ассортиментным группам, а также по каждому производственному подразделению предприятия и по аппарату управления. Калькуляционный принцип группировки затрат согласуется с планом счетов бухучета.

Типовая группировка затрат по статьям калькуляции:

1. Сырье, основные материалы.

2. Вспомогательные материалы.

3. Топливо на технологические цели.

4. Энергия на технологические цели.

5. Основная зарплата производственных рабочих.

6. Дополнительная зарплата.

7. Отчисления на социальные нужды по зарплате рабочих.

Затраты, указанные в пунктах 1-7 — прямо переносятся на себестоимость каждого вида продукции.

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (включают затраты на технологическое оборудование, расходы на текущий капитальный ремонт, на транспорт и инструменты, амортизацию основных фондов и износ мало и быстроизнашивающихся предметов труда).

9. Расходы на подготовку и освоение нового производства (затраты не капитального характера, направленные на совершенствование технологий, переналадку оборудования, изготовление специального оборудования, оснастки и прочее).

10. Общецеховые или цеховые расходы (затраты на управление цехов основного производства), а именно зарплата цехового персонала, амортизация, ремонт, отопление, освещение.

Сумма затрат, указанных в пунктах 1-10 - это цеховая себестоимость.

11. Общепроизводственные (общезаводские) расходы, которые направляются на затраты:

11.1) по управлению предприятием в целом, то есть управленческие расходы, в состав которых могут быть включены:

- административно-управленческие расходы;

- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг;

- налоги, уплачиваемые в целом по организации (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и т.п.);

- другие аналогичные по назначению расходы, возникающие в процессе управления организацией и обусловленные ее содержанием как единого финансово-имущественного комплекса.

11.2) на обслуживание общехозяйственных нужд предприятия, то есть общехозяйственные расходы, в состав которых могут быть включены:

- расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря общехозяйственного назначения;

- расходы, связанные с деятельность по рационализации и изобретательству;

- расхода на охрану труда и др.;

- общехозяйственные непроизводительные расходы и др.

12. Потери от брака.

Затраты, указанные в пунктах 1-12 - это производственная себестоимость товарной продукции.

13. Внепроизводственные расходы (затраты, связанные с реализацией продукции на рынке, упаковкой, отгрузкой, рекламой, а также комиссионные, агентские и прочие платежи).

Затраты, указанные в пунктах 1-13 – это полная себестоимость товарной продукции.

Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ калькулируется по установленным статьям затрат. Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую (отчетную) калькуляцию себестоимости.

ГЛАВА 24. ПланированиЕ себестоимости

производства продукции предприятия

Плановая калькуляция отражает затраты на изготовление продукции в плановом периоде. Нормативная калькуляция включает затраты, определенные по установленным нормам материальных и трудовых ресурсов, а также по установленным сметам на обслуживание производства (например, ремонт).

Фактическая калькуляция – это отчетная калькуляция фактических расходов за отчетный период.

Сметная калькуляция обычно разрабатывается на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием. При этом разрабатывается новая нормативная база.

24.1. Модели и методы планирования затрат

Материальные затраты

Материальные затраты за анализируемый период определяются на основе данных о плановом объеме продукции, нормативных удельных расходах производственных ресурсов с учетом установленных потерь при их использовании.

,

где i - номер цеха; j - номер j-ого ресурса; n - количество цехов; m - количество ресурсов; qijнормативный удельный расход (на единицу продукции) j-го ресурса в i-м цехе; Qiобъем выпуска продукции i-ого цеха; pijцена единицы j-го ресурса, используемого в i-м цехе; Kпотij - коэффициент потерь при использовании j-го ресурса в i-м цехе.

Затраты на оплату труда

- для работников с повременной оплатой труда:

,

где Теij - трудоемкость j-й операции (работника) в i-м цехе; Qij - объем продукции (работ, услуг) на j-й операции в i-м цехе; Атij - тарифная ставка j –го работника в i-м цехе; kдопij - коэффициент доплат.

- для рабочих со сдельной оплатой труда:

,

где асдij - сдельная расценка j-го работника в i-м цехе.

На предприятии применяются следующие основные методы планирования себестоимости продукции:

1. Прямой счет.

2. Расчет себестоимости с учетом влияния технико-экономических факторов (ТЭФ).

К основным ТЭФ относятся:

- повышение технологического уровня производства;

- улучшение организации производства, труда и управления;

- изменение структуры затрат;

- изменение структуры объема продукции (для многопродуктовых предприятий);

- изменение условий производства;

- факторы развития производства;

- изменение цен на производственные ресурсы и изменение рыночных условий.

Последовательность действий при планировании и обосновании себестоимости с учетом ТЭФ:

1. Определяются плановые затраты базового (отчетного) периода на 1 руб. или 1 ед. товарной продукции по всем элементам затрат.

2. Рассчитываются затраты на планируемый объем товарной продукции без учета изменения ее стоимости, без учета изменения цен на производственные ресурсы, исходя из планового уровня затрат базового года.

3. По каждому элементу затрат определяется изменение себестоимости с учетом влияния ТЭФ.

4. Определяется себестоимость производства товарной продукции в планируемом периоде путем вычитания или прибавления изменений по каждому элементу затрат.

5. Определяется общая себестоимость на 1 руб. или 1 ед. товарной продукции.

Расчет изменения затрат с учетом основных ТЭФ производится в следующей последовательности:

1. Расчет экономии (снижения) затрат CQ вследствие изменения объема IQ выпуска продукции:

,

где IQ – индекс изменения объема Q продукции в анализируемом периоде в сравнении с базовым; dпос - доля условно постоянных затрат; dпер - доля условно переменных затрат; = - индекс изменения объема продукции в анализируемом периоде в сравнении с базовым.

2. Расчет экономии материальных затрат при снижении удельных норм расхода материальных ресурсов ∆Смзj :

, где: qа и qб - удельный расход j-го ресурса в анализируемом и базовом периоде; Qa – объем продукции в анализируемом периоде; pj – цена j-го ресурса.

3. Расчет экономии затрат в части оплаты труда от) вследствие снижения трудоемкости производства продукции (работ):

- для рабочих-повременщиков:

= ,

где Теа и Теб – трудоемкость продукции (работ) в анализируемом и базовом периодах; Qa – объем продукции в анализируемом периоде; Ат – средняя тарифная ставка рабочих повременщиков в анализируемом периоде; kдоп – коэффициент доплат;

- для рабочих-сдельщиков:

,

где асд.б и асд.а – средняя сдельная расценка в анализируемом и базовом периодах.

4. Расчет снижения себестоимости продукции по условно постоянной части амортизационных отчислений вследствие увеличения объема продукции:

24.2. Управленческий учет на предприятии

24.2.1. Современные методы управленческого учета

Для укрепления позиций предприятия на рынке и его экспансии необходимо грамотно управлять его денежными потоками, производством и инвестиционными проектами, прибылью компании. Очевидно, что традиционных методов бухгалтерского учета для этого недостаточно.

Главная цель — генерация полезной финансовой информации для нужд внутрифирменного управления - определила структуру управленческого учета: производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости); планирование и контроль затрат и результатов; учетно-аналитическое обеспечение специальных управленческих решений.

Управленческий учет представляет собой систему, дополняющую бухгалтерский учет, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля над деятельностью организации. Управленческий учет – это процесс выявления, измерения, сбора, анализа, подготовки, интерпретации, передачи и приема информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения функций управления предприятием.

Существовавший до недавнего времени управленческий учет, который был нацелен, в основном, на информационное обеспечение оперативных решений, принято называть традиционным.

Помимо оперативных управленческих решений современному предприятию необходимо принимать долгосрочные или стратегические управленческие решения, вызванные изменением рыночных условий. В последнее время их важность значительно выросла, что связано с усилением конкуренции и появлением новых информационных возможностей для обработки данных. Ориентация на стратегические цели компании способствует субъектам предприятия, заинтересованным в получению стабильных выгод от ее деятельности, что особенно важно в условиях стремительных изменений рыночной конъюнктуры, быстро нивелирующих краткосрочные преимущества.

Для обслуживания потребностей менеджмента компании при подготовке стратегических решений необходимы новые - более совершенные методы управленческого учета. Совокупность этих методов принято называть современным или стратегическим управленческим учетом.

Основные различия между двумя концепциями традиционного и стратегического управленческого учета представлены в таблице 4.2.1.

Перечислим функции успешного стратегического управленческого учета:

1) поддержка принятия и исполнения стратегических решений;

2) обеспечение надежности процесса передачи информации;

3) помощь в определении типов решении;

4) выбор необходимых финансовых показателей для оценки эффективности деятельности организации;

5) обеспечение менеджеров только существенной информацией;

6) разделение затраты регулируемые и согласованные (обязательные);

7) выделение дискреционных затрат (затрат сверх необходимого уровня) и затрат на технологические процессы (регламентированных затрат).

8) использование метода учета прямых затрат (Direct Costing) с целью решения стратегических задач;

9) учет изменений во внутренней и внешней среде предприятия.

Роль стратегического управленческого учета состоит также в том, чтобы выразить стратегические задачи и стратегические планы действий в конкретных показателях.


Таблица 4.2.1

Основные отличия стратегического и традиционного управленческого учета

Анализируемый аспект Стратегический управленческий учет Традиционный управленческий учет
Производится ли анализ внутренних факторов и процессов? Да, производится Да, производится. Характерна чрезмерная концентрация на внутренних факторах.
Производится ли анализ внешних факторов и процессов? Да, производится. Так, например, имеет место предоставление и анализ информации о рынках, затратах конкурентов, структуре затрат и мониторинге стратегии предприятия и стратегий конкурентов на этих рынках в течение ряда отчетных периодов. Нет, не производится, или же анализ внешних факторов применяется нерегулярно, от случая к случаю.
Производится ли анализ нефинансовых факторов? Пытается произвести систематизированный учет и оценку нефинансовых факторов. Нефинансовые факторы, как правило, не учитываются и нет попыток систематизировать этот процесс.
Отношение к анализу затрат Для стратегического анализа объем произведенной продукции не является наиболее существенным фактором, объясняющим поведение затрат. Не все стратегические факторы являются одинаково важными в любой момент времени, но некоторые из них очень важны в каждом конкретном случае. Единственным фактором, определяющим поведение затрат, признается объем производимой продукции. На этом основании производится разделение затрат на переменные и постоянные.
Отношение и роль в стратегических управленческих решениях Управленческий учет направлен на внедрение, поддержание и развитие стратегических управленческих решений. Обеспечивает предоставление нужной информации нужным людям в нужное время. Управленческий учет направлен на принятие стратегическое развитие и часто поставляет дезориентирующую информацию при оценке стратегического развития предприятия
Роль в организации Играет одну из ключевых ролей, поскольку адаптирован к реальным потребностям конкретной организации. Роль ограничивается решением оперативных управленческих задач.

Перечислим функции успешного стратегического управленческого учета:

1) поддержка принятия и исполнения стратегических решений;

2) обеспечение надежности процесса передачи информации;

3) помощь в определении типов решении;

4) выбор необходимых финансовых показателей для оценки эффективности деятельности организации;

5) обеспечение менеджеров только существенной информацией;

6) разделение затраты регулируемые и согласованные (обязательные);

7) выделение дискреционных затрат (затрат сверх необходимого уровня) и затрат на технологические процессы (регламентированных затрат).

8) использование метода учета прямых затрат (Direct Costing) с целью решения стратегических задач;

9) учет изменений во внутренней и внешней среде предприятия.

Роль стратегического управленческого учета состоит также в том, чтобы выразить стратегические задачи и стратегические планы действий в конкретных показателях.

Для успешной организации управленческого учета, в зависимости от отраслевых особенностей производства и целей предприятия, прежде всего, разрабатывается экономически обоснованная классификация затрат. Это позволяет определить и сформировать места возникновения затрат; центры ответственности; носители затрат. Предприятие должно выбрать приемлемый вариант управленческого учета. Возможны четыре варианта организации управленческого учета.

1. Управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов. Такой вариант организации управленческого учета принят, например, во Франции и Бельгии. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим учетом, ведется либо в управленческой бухгалтерии, либо в финансовой бухгалтерии.

2. Управленческий учет по отношению к финансовому становится автономным и в нем используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов. Этот вариант организации управленческого учета распространен в США, Канаде, Германии и во многом совпадает с первым вариантом. При этом варианте учет затрат в разрезе элементов ведется в финансовой бухгалтерии, а в разрезе статей калькуляции – в управленческой.

3. Управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов. Этот вариант использовался в основном в Германии, Венгрии, Бельгии, но по оценкам специалистов не оправдал себя.

4. Управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат осуществляется в системе финансового (бухгалтерского) учета. Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полной интеграции довольно громоздкого учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции в системе общей бухгалтерии. Этот вариант возник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существование с возникновением аналитического управленческого учета.

Следует отметить, что данный вариант организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественных предприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.

Для эффективного решения задач управленческого учета большой значение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочной информации. Ее основу составляют данные государственных стандартов на материально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а также данные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы - нормы и нормативы производственных запасов, и их потребления на нужды производства.

На предприятиях в целях экономии расходования ресурсов и снижения себестоимости продукции целесообразно оперативно, но не реже одного раза в год анализировать работу с нормами и нормативами, а именно:

- согласованность норм и нормативов с международным уровнем развития науки и техники в области качества материалов и их применяемости;

- сравнение динамики норм с плановым уровнем издержек;

- установление процента (доли) технически обоснованных и текущих норм;

- сравнение норм и нормативов с документально подтвержденным фактическим расходом;

- сравнение норм и нормативов с проектным уровнем;

действенность экономического стимулирования работников за экономию материальных ресурсов;

- уровень обновления производственных мощностей (реконструкция, модернизация).

Руководство предприятий и соответствующие функциональные службы должны документально оформлять достигнутое снижение потребления материалов по сравнению с плановыми заданиями, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости.

Кроме того, необходимо контролировать соблюдение наиболее важных параметров продукции при оперативном изменении норм.

Организация системы управленческого учета производственной компании создает условия для получения следующих эффектов:

· Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации продуктовой линейки. Это может быть достигнуто благодаря пересмотру базы распределения общецеховых и общепроизводственных расходов. Тем самым предприятие может получить совершенно противоположную картину - те продукты, которые предприятие считало наиболее доходными, в реальности могут оказаться менее доходными или даже убыточными;

· Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации политики ценообразования. Если все прямые и косвенные расходы, связанные с каждым клиентом, перераспределить корректно, может оказаться, что изменится структура доходов компании.

· Сосредоточенность системы управления на мотивации коммерческих сотрудников. Базирование оценки сотрудников на результирующих показателях управленческого учета (финансового плана) дает ряд преимуществ: осуществлять обоснованную ротацию сотрудников коммерческих подразделений; осуществлять привязку компенсации менеджеров к маржинальной прибыли; проводить специальные программы по стимулированию наиболее рентабельных продуктов.

· Снижение производственной себестоимости за счет оптимизации бюджетирования общепроизводственных, общецеховых расходов. Планирование накладных производственных расходов выявляет многие непроизводительные затраты, которые осуществляются «де факто», но не создают дополнительную ценность для компании.

· Снижение производственной себестоимости за счет пересмотра нормативов и технологических карт. В результате пересмотра нормативов в большинстве случаев можно ожидать эффект от оптимизации производственной себестоимости.

· Рациональное изменение структуре запасов готовой продукции и материалов, так как управленческий учет ориентирует производство компании на план продаж продуктов. В результате вскрываются причины появления излишков продуктов, не нашедших спроса. В результате внедрения на предприятии стратегического управленческого учета остатки нереализованной продукции могут сократиться на четверть, что позволит повысить прибыль предприятия.

· Структурные изменения в компании, как правило, по процессам и услугам, которые выполняют внутренние службы, и к которым и относятся как бесплатным ресурсам, не задумываются об оценке их эффективности. В результате реорганизации стратегического управленческого учета руководство может увидеть реальные затраты на содержание отдельного подразделения компании и принять решении о сокращении затрат или о ликвидации такого нерентабельного подразделения и переходе на услуги сторонней организации.

· Оптимизации кредитного портфеля. Кредитные линии для большинства предприятий являются дефицитным ресурсом, что ставит перед финансовой службой первоочередную задачу в постоянном поиске новых кредитов. Как избыток свободных денежных средств, так и их недостаток, постоянные кассовые разрывы негативно влияют на прибыль компании. Оптимизация финансового планирования, ориентированного на конечный результат и дисциплинированное управление платежной позицией поможет компании сократить затраты на капитал за счет тщательного планирования использования кредитных ресурсов, повысить финансовый рычаг, избежать кассовых разрывов.

· Дополнительные возможности по привлечению инвестиций. Отсутствие оперативной и достоверной консолидированной отчетности является одной из наиболее типичных проблем привлечения инвестиций предприятий. Эта проблема может быть решена путем создания оптимального финансового плана (бюджета): бюджета баланса и самого баланс, бюджета и отчета о движении денежных средств, бюджета и отчета о доходах и расходах. Наличие консолидированной управленческой отчетности и бюджетов предприятия свидетельствуют о высокой культуре финансового менеджмента, является инструментом упрощения взаимоотношений с финансовыми партнерами;

· Информационная поддержка соблюдения нормативных актов. Меняются законодательные акты Российской Федерации, что сказывается на системе управленческого учета. Система управленческого учета и анализа способствует четкому соблюдению нормативных документов.

В качестве приоритетных предприятие выбирает следующие направления совершенствования системы управленческого учета и отчетности:

- совершенствование структуры, иерархии, содержания и формы представления управленческих отчетов;

- развитие системы финансового планирования и бюджетирования;

- разработка стратегии развития компании с последующей увязкой кратко-, средне- и долгосрочного горизонтов планирования;

- совершенствование системы учета затрат.

Методы, структура и информационная система управленческого учета должны соответствовать уровню задач стратегического планирования, включая решение задачи оптимального планирования производственной программы на основе оценки показателей реализации и эффективности продукции.

Компания также должна сохранить в управленческом учете проектный подход, и эта особенность должна учитываться в бюджетировании ее деятельности.

Практика свидетельствует о том, что наиболее распространенным на предприятиях методом учета и внутрипроизводственного распределения затрат и результатов на продукцию до сих пор остается нормативный метод. Он перешел к нам из прошлого и создан был для стабильной экономики в долгосрочном периоде. Метод основан на научном обосновании норм и нормативов использования производственных ресурсов и распределения затрат по продуктам.

Применение нормативного метода требует постоянной актуализации технологических, организационных и экономических внутрифирменных норм и нормативов использования и отдачи ресурсов, что в условиях ускоряющихся организационно-технических изменений, делает систему управленческого учета очень трудоемкой и дорогой.

Другим существенным недостатком этого метода является привязка норм и нормативов к себестоимости продуктов через искусственный выбор базы распределения затрат и постоянных коэффициентов к ним, которые применяются для корректировки этого распределения с учетом изменения факторов производства. Также недостатком является слабая согласованность этих норм с конечным результатом – с экономическими показателями реализации продукции, их эффективностью и конкурентоспособностью на рынке.

 

24.2.2. Метод управленческого учета по прямым затратам

Для анализа и управления затратами на предприятии, где сложно распределить косвенные затраты по видам продукции и по месту образования затрат, применяется способ контроллинга, который называется Direct Costing (метод прямых затрат или метод маржинальной прибыли), основанный на калькулировании переменных производственных расходов. Этот способ предпочтителен для применения в управленческом учете предприятия, в том числе кинематографии и телевидении.

Управление затратами структурных подразделений, то есть по месту происхождения затрат, как правило, не требует учета полной себестоимости производства продукции. Поэтому метод Direct Costing позволяет избежать ошибок в расчете полной себестоимости продукции, так как при этом исключается учет косвенных затрат на содержание, развитие и управление предприятия.

Природа затрат такова, что их невозможно точно распределить по объемам и по видам продукции предприятия. Более трудоемкие изделия заведомо будут более дорогими, если, например, распределить затраты пропорционально прямой оплате труда. Поэтому Direct Costing предполагает вести учет затрат за исключением косвенных, то есть только прямых затрат, как правило, переменных или переменных и части косвенных постоянных затрат, которые могут быть экономически обоснованно распределены по видам продукции предприятия.

Распределение части косвенных общепроизводственных расходов, относящихся к условно-постоянным затратам, допускается в том случае, когда база их распределения обоснована и налажен их учет.

Формула распределения общих затрат З по продуктам выглядит так:

З = Зрас + Знерас = (З(пр) + Зкос(рас)) + Зкос(нерас) = [(Зпер(пр) + Зпост(пр)) +

+ Зкос(рас)] +Зкос(нерас) ,

где Зрасраспределяемые затраты, включающие прямые переменные Зпер(пр), прямые постоянные Зпост(пр) и косвенные распределяемые Зпос.кос(рас) затраты; Знераскосвенные не распределяемые затраты Зкос(нерас).

На практике модель управления затратами в краткосрочном периоде принимается упрощенной, так как предполагается, что общие переменные затраты изменяются почти пропорционально изменению объема продукции. Таким образом, принято считать, что средние переменные затраты (на ед. продукции) будут постоянными, а средние постоянные затраты (на ед. продукции) будут снижаться при увеличении объема продукции (работ и услуг).

Упрощенная функция зависимости общих распределяемых затрат производства от объема выпускаемой продукции Q имеет следующий вид:

Зрас = (Зпер (пр) )const * Q + (Зпос(пр) + Зкос(рас) )const .

Таким образом, кроме общих затрат необходимо оценивать удельные переменные (прямые) затраты Зпер (пр)(на ед. продукции).

В рамках управленческого учета предприятия уточним определения распределяемых прямых и косвенных затрат, а также нераспределяемых косвенных затрат.

Прямые затраты – текущие расходы и (или) единовременные, в том числе капитальные вложения, связанные с созданием продукции и учитываемые как расходы будущих периодов или незавершенное производство, которые возможно идентифицировать с конкретным объектом учета финансового результата (отнести на конкретный вид продукции или иное место возникновения затрат) без использования какой-либо базы распределения.

Косвенные распределяемые затраты - текущие расходы, связанные с созданием продукции, которые, являясь общепроизводственными и общехозяйственными текущими затратами, не относятся непосредственно на стоимость создаваемых продуктов, но которые можно распределить или целесообразно идентифицировать с конкретными объектом учета финансового результата (отнести на конкретный вид продукции или иное место возникновения затрат) с использованием какой-либо экономически обоснованной базы распределения.

Косвенные нераспределяемые затраты – текущие расходы, которые невозможно распределить ни при каком использования какой-либо базы распределения или нецелесообразно идентифицировать с конкретным объектом учета финансового результата (отнести на конкретный вид продукции или иное место возникновения затрат).

Применение метода Direct Costing задает модифицированную, с точки зрения управленческого учета, формулу выручки от реализации продукции предприятия.

Формула выручки Вm от реализации m-го вида продукции выглядит так:

Вт = Зрас(m) + СПm, (18)

где СПm – сумма покрытия продукта m; Зрас(m)распределяемые затраты m-го продукта.

Сумма покрытия представляет собой управленческий финансовый результат, являющийся по своей экономической сути маржинальной прибылью от реализации m-й продукции:

СПm = Зкос(нерас)m + Пm, (19)

где Пm – прибыль от реализации m-го вида продукции до налогообложения.

Совокупная по всем продуктам сумма покрытия, характеризующая маржинальную прибыль компании, должна обеспечить компенсацию косвенных нераспределяемых расходов предприятия и величину запланированной прибыли, необходимую для покрытия предпринимательского риска и дохода, а также для развития компании. Иллюстрация образования суммы покрытия (маржинальной прибыли) представлена на рис. 4.2.1.

 

З

 

 

В(Q)

 

П(q) СП(q)

Зпос.пр(Q)+Зпер.пр(Q)+Зкос(рас)(Q)+ Зкос(нерас)(Q)

 

 

Зпос.пр(Q)+Зпер.пр(Q)+Зкос(рас)(Q)

 

Зпос.пр(Q)+Зпер.пр(Q)

 

Зпер.пр

Зкос(нерас)

Зпос.пр

Зкос(рас)

q Q

Рис. 4.2.1. Определение суммы покрытия:

П(q)– прибыль от реализации объема продукции q;СП(q) - сумма покрытия от реализации объема продукции q; Зпер.пр(Q)– общие переменные прямые затраты; Зпос.пр(Q)общие постоянные прямые затраты; Зкос (рас)(Q), Зкос(нерас)(Q)- косвенные распределенные и косвенные нераспределенные затраты; В(Q)выручка от реализации продукции.

Сумма покрытия определяется так:

-

Сумма покрытия по всем цехам должна обеспечить компенсацию косвенных нераспределенных расходов предприятия и величину запланированной прибыли. Если это условие не обеспечивается, то с помощью метода Direct Costing и на основании анализа прямых затрат в каждом структурном подразделении можно определить виновника и причину дефицита суммы покрытия.

24.2.3. Организация структуры управленческого учета

Важнейшим условием эффективного функционирования системы управленческого учета является организация правильной, обоснованной бизнес-процессами, структуры центров финансовой ответственности и мест возникновения затрат, которые будут являться объектами бюджетирования и оценки эффективности деятельности предприятия.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – подразделение, выделенное в составе компании по функциональному признаку (как правило, отдельная дирекция компании), на которое относятся поступившие доходы и произведённые затраты, оно считается структурной единицей первого уровня детализации. По всем центрам финансовой ответственности составляются и утверждаются бюджеты ЦФО (бюджет доходов и расходов и бюджет капитальных вложений), свод которых образует соответствующие бюджеты компании.

Типы ЦФО:

- центр прибыли (отвечает за финансовый результат);

- центр затрат (отвечает за затраты);

- центр выручки (отвечает за поступление выручки);

- центр инвестиций (отвечает за финансовый результат и использование инвестиций).

Перечень ЦФО утверждается приказом генерального директора.

Место возникновения затрат (МВЗ) – структурная единица второго уровня детализации, выделенная в составе ЦФО по функциональному признаку. Как правило, отдел или группа подразделений внутри дирекции, которые имеют функциональную однородность (воспроизводят однородные бизнес-процессы). Например, в дирекции информационного вещания телекомпании такими МВЗ являются: производство информационного вещания, региональная сеть, международная сеть, администрация и др.

Детализация по МВЗ необходима для обоснования планов ЦФО, планов центров планирования, расходов на этапе составления этих планов, а также для анализа эффективности отдельных направлений деятельности ЦФО. Бюджет компании, как правило, не содержит детализации по МВЗ.

Перечень МВЗ утверждается приказом генерального директора.

Распорядитель бюджета ЦФО – это сотрудник компании, как правило, руководитель ЦФО, ответственный со стороны центра финансовой ответственности за согласование составленных проектов бюджетов ЦФО, а также за реализацию доходов и произведение затрат в рамках утвержденных бюджетов ЦФО.

Список распорядителей бюджетов ЦФО утверждается приказом генерального директора.

Куратор ЦФО – сотрудник финансовой дирекции, закреплённый распоряжением финансового директора за группой ЦФО. В целях стандартизации управленческого учета куратор ЦФО является ответственным исполнителем по составлению проектов бюджетов курируемого ЦФО и контролирует их исполнение. Куратор располагает информацией о специфике бизнес-процессов курируемых им ЦФО, необходимой для экономического обоснования доходов и затрат.

Центр планирования (ЦП) – ЦФО, отвечающее за управление закрепленными за ним ресурсами и определяющее условия сделок и договоров с поставщиками и покупателями, организующее планирование, приобретение и предоставление ресурсов для центров финансовой ответственности на основании планов и запросов, планирующее и получающее доходы.

В соответствии с закрепленными ресурсами (типами / видами доходов и затрат) за центрами планирования закрепляются статьи / строки планов / бюджетов. Руководитель центра планирования несёт ответственность за исполнение планов / бюджетов компании в части статей / строк планов / бюджетов, которые закреплены за центром планирования. Корректировки планов / бюджетов в части указанных статей / строк, в том числе перераспределение сумм доходов и затрат между ЦФО по статьям / строкам, закреплённым за ЦП, производятся только по согласованию с руководителем ЦП. Центры планирования, как правило, являются инициаторами проведения соответствующих платежей, обеспечивают оформление сделок и договоров, ведение которых делегировано им нормативными актами компании. Ответственные исполнители центра планирования при этом обязательно приводят (регистрируют) в рамках своей компетенции информацию управленческого учета, которая позволяет однозначно отнести те или иные доходы и затраты к плану / бюджету того или иного ЦФО по той или иной статье / строке.

На основе планов ЦФО центры планирования формируют закрепленные за ними статьи / строки в планах ЦП в натуральных и денежных показателях.

В рамках учетной системы центр планирования представляет собой дополнительное, параллельное ЦФО учетное измерение, оговоренное в справочнике центров финансовой ответственности. Одно подразделение, как правило, отдельная дирекция компании может выступать как в роли центра финансовой ответственности, так и в роли центра планирования, составляя два плана:

1. План ЦФО в натуральных показателях по потребностям в ресурсах, которые используются этим ЦФО, но обеспечиваются и планируются в других центрах планирования, и (или) по объемам отгрузки продукции данного ЦФО, выручка от реализации которой обеспечивается и планируется в других центрах планирования.

2. План ЦП по закрепленным за ним статьям / строкам и денежная оценка показателей данных статей / строк, которые находится в компетенции центра планирования. План ЦП всегда имеет расшифровки по ЦФО, МВЗ, а также, как правило, по продуктам и проектам.

Например, бухгалтерия в роли центра финансовой ответственности составляет план ЦФО по потребностям в ресурсах, который содержит, помимо прочего, прогноз количества необходимой бухгалтерии компьютерной техники. Бухгалтерия в роли центра планирования составляет план ЦП, содержащий плановые показатели по налоговым и амортизационным начислениям компании.

Перечень центров планирования и планируемых ими показателей утверждается приказом генерального директора. Перечень ЦФО и МВЗ на примере телевизионной компании приведен в таблице 4.2.1:

Таблица 4.2.1

Пример перечня ЦФО и МВЗ крупной телевизионной компании


Просмотров 1529

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!