Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности вышивки свадебных полотенец Староосколья



Как было отмечено ранее, важное значение в быту русского населения имели ритуально-обрядовые полотенца[48]. Каждое полотенце данного вида имело свое назначение и украшалось по-особому.

Из множества ритуально-обрядовых полотенец в фондах местных музеев наибольший интерес, на наш взгляд, представляют образцы свадебных полотенец. Как показали материалы исследования, для вышивки свадебных рушников Староосколья чаще всего использовали растительный и орнитоморфный орнаменты. На свадебных полотенцах вышивали листья дуба, клёна, ветки яблони, берёзы, виноградную лозу, ягоды калины, вишни[49] (См.: Приложение: Фото 2). . Дуб, клен, хмель были символами жениха. Калина нередко символизировала девичество. Виноград, в народном сознании, был символом хорошей, счастливой жизни. В свадебной поэзии жених сравнивается с виноградом, а невеста – с ягодой.

Наряду с растительным узором на свадебных полотенцах Оскольского края часто изображались две птицы по сторонам куста или чаши с цветами[50] (См.: Приложение: Фото 2, 3, 4, 10). Авторы книги «Рукотворная краса земли Белгородской» пишут, что птиц можно «увидеть на свадебных рушниках Белгородской области, а также двуглавых, олицетворяющих дружную семью, как единое, неделимое целое»[51]. Птицы символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым.

В Русском народном музее Старооскольского педколледжа имеются три замечательных свадебных полотенца, манера и техника вышивки которых различна. Например, в вышивке полотенца из слободы Ламской г. Старый Оскол (конец XIX в.) использовано много архаичных знаков – символов-оберегов (См.: Приложение: Фото 9).

Узор вышивки высокий и чрезвычайно сложный по заложенному в знаковой семантике смыслу. Как видно на фотографии полотенца, вышивка занимает почти половину длины рушника, выполнена счетной гладью и крестом красными нитями по ярко-белому льняному домотканому холсту, лишь изредка введен черный цвет. Две крупные птицы-павы с огромными хвостами и хохолками на головах застыли, повернувшись друг к другу, как будто исполнены предчувствием величия и важности события. Ниже расположен «кабацкий» герб – рожаница, по сторонам которого застыли две птицы-павы поменьше. Справа изображена маленькая птичка. Ниже этой композиции идут узкие и широкие затейливые орнаментные полосы геометрического характера, а между ними помещены выполненные по выдергу три белых ромба с точками и косые кресты между ними. Ближе к концам расположены только красные ромбы, так называемые «репьи», поставленные на узкие горизонтальные полосы – землю.



На концах рушника пришиты кружева ручной работы. Над всей сложной композицией выделяется красный венок из мелких цветов, по трем сторонам которого кириллицей вышиты три буквы – У.А.Г. – инициалы-автограф мастерицы.

На другом рушнике из села Бор-Анпиловка Старооскольского района на широком фабричном полотне стоит огромная ваза с букетом красных цветов. К нему летят птицы с раскрытыми клювами, которые, видимо, символизируют стремление к семейному счастью. Данная вышивка выполнена крестом красными и черными нитями(См.: Приложение: Фото 10).

Третий вариант вышивки рушника из села Солдатское представляет собой пышный куст, на ветвях которого сидят три птички(См.: Приложение: Фото 11).Характер вышивки более земной. Вышивка выполнена в технике тамбур, которая позволяет вести узор произвольно, независимо от нитей строения ткани. Цвет ниток – красный.

Изображение птиц воспринималось и воспринимается как символ брачной пары. Следует отметить, что птиц старооскольские мастерицы вышивают на свадебных полотенцах и в конце ХХ - начале XXI в.[52]

В условиях социально-экономических преобразований в конце XIX – начале ХХ в. происходят существенные эволюционные процессы в народной вышивке. Однако сегодня бережно сохраняют и развивают древние традиции народных узоров Староосколья такие замечательные вышивальщицы нашего времени как В.М. Комарова, М.В. Глотова, В.Н. Глинская, О.А. Менякина (г. Старый Оскол); Е.С. Копнина (село Сорокино); В.В. Базарова (село Незнамово); Е.К. Беликова (село Солдатское) и др.

Следует отметить работу молодого мастера декоративно-прикладного искусства О.А. Менякиной, которая в течение двух лет занималась вышиванием свадебного полотенца для золовки. Особенностью данной работы является то, что она использовала технику, орнамент и символику традиционной строоскольской вышивки (См.: Приложение: Фото 12).



Основу вышивки свадебного рушника О.А. Менякиной составляют семь основных рядов, представляющих семь небес. Каждый ряд отличается от других количеством, формой и величиной изображения.

Рассмотрим каждый из этих небес. Начнем с седьмого неба. Здесь представлены три фигуры «рожаниц». Ученые-этнографы называют эти фигуры то «женщиной вазоном», то «змееногой богиней», однако все исследователи сходятся в одном – это женские фигуры.Их тройственность и равновеликий масштаб говорят о трех Великих Матерях: первая Мать – Пресвятая Богородица; вторая Мать – сыра Земля; третья Мать – Матушка-Лада. Небесная богиня Лада – покровительница жен, рожающих детей. Возле центральной фигуры «рожаниц» вышито «древо жизни», как символ связи земли с небом. Меандровая форма линий у подножья трех Матерей – священная вода, живительный дождь, который прольется на семью, которой предназначается данный рушник.

На изображении шестого неба мы видим восьмиконечные звезды – символы большой семьи. Четыре конца звезд закруглены знаками – оберегами. Знаки-обереги будут охранять семью от всякого зла и помогут создать ей жизненное благополучие.

Пятое небо по праву занимает ветвистое «древо жизни», то есть дерево, рождающее новую жизнь. Оно является символом жизни, единства рода, его продолжения и благополучия. «Древо жизни» на вышивке расположено на прочном фундаменте – это распаханное, засеянное рожью и сверху политое благодатным дождем поле.

На четвертом небе изображен полевой сорняк – василек. Известно, что василек растет только на поле во ржи, а рожь с древнейших времен возделывали преимущественно славянские племена.

На рушнике также вышиты птицы, повернутые лицом друг к другу, символизирующие плодородие, мать, охраняющую своих птенцов и создающую уют в своем гнезде – доме. Птицы являются олицетворением семейного счастья и верности в любви.

Второе небо представляет собой большой ряд стилизованных кленовых листьев, символизирующих вечность бытия.

На первом небе водят хоровод крестообразные звезды. Они символизируют мир, свет, добро.

В рушнике О.А. Менякиной можно увидеть черту с перевернутым вверх ногами рисунком. Ольга Александровна Менякина во время беседы пояснила, что подобное изображение часто использовалось мастерами вышивки, чтобы они помнили христианском аде и стремились выстроить свою совместную жизнь в соответствии с христианскими заповедями и законами. Так как традиционно было принято концы рушника украшать кружевом, то и мастер О.А. Менякина связала кружево крючком и пришила его к полотенцу. В основу кружева было положено изображение ромба – символа лучезарного солнца.

Можно считать, что свадебный рушник, вышитый мастером О.А. Менякиной, продолжает традиции предков, будет способствовать сохранению и возрождению художественного народного творчества нашего края.


Заключение

Лучшие образцы народной вышивки, в частности полотенец, – ценное достояние и наследие традиционной культуры народа.

Вышивка полотенец, как и других предметов быта Староосколья, развивалась в общем русле традиционной культуры Белгородчины и юга России, наследуя и впитывая единые приемы техники вышивки, подбора цветовой гаммы орнамента и в то же время сохраняя и совершенствуя свои местные специфические особенности.

В вышивке полотенец Староосколья в исследуемый период господствовал геометрический орнамент вышивки, выполненной техникой «набор», «роспись», «тамбур» или мелким крестом красными, ярких тонов льняными нитями, позднее хлопчатобумажными, с небольшим вкраплением чёрного или пе­пельного цвета. Но более древней была полихромная вышивка с использова­нием, кроме красного и чёрного, ещё жёлтого и зелёного цветов.

Вышеизложенный материал позволяет сделать вывод о многоликости семантики, о богатстве содержания орнамента и мотивов русской народной вышивки полотенец Оскольского края.

Все элементы русских узоров, отраженные в народной вышивке полотенец нашего края, были исполнены глубокого смысла, связаны с символикой плодородия земли, животных и человека, с почитанием нашими предками культа языческих божеств, олицетворением окружающей природы, с покровительством домашнему очагу, семейному счастью. Многие мотивы являлись знаками-символами и знаками-оберегами, призванными защищать человека от всяческого зла, беды и лиха.

Эстетическая функция орнамента, в древности подчиненная магической, в XIX - начале ХХ в. постепенно победила и вышла на первый план, хотя окончательно не устранила магическое начало. Уход от традиционализма связан был социально-экономическими преобразованиями, происходившими в рассматриваемый период.

На современном этапе в нашем обществе формируется отношение к традиционной художественной культуре как одному из важнейших источников сохранения национальной самобытности, ментальности русского народа, его многовековых культурных традиций. К прекрасным образцам вышивок полотенец предыдущих поколений обращаются сегодня народные мастера, художники-профессионалы, искусствоведы, работники учреждений культуры и образования.

Данная работа является первым опытом анализа орнаментального полотенца в традиционной культуре Оскольского края во второй половине XIX – начале ХХ в. Автор на протяжении нескольких лет занимается сбором и изучением материалов по традиционной вышивке, ее семантике, занималась рукоделием в школьном кружке.


Библиографический список

А. Архивные материалы

1. Архив М.И. Емельяновой (этнографические материалы опросов и бесед).

2. Архив народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

3. Архив Старооскольского краеведческого музея. Фонд 10. Оп. 2. Д. 6.

Б. Исследования и литература

1. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. – Советская этнолграфия. 1966, № 1, с. 61-76;

2. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ "ромб с крючками". – Советская этнография. 1965, № 3, с. 14-27;

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. – М., 1865-1869. – Т. 1. – 800 с.

4. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура: Учеб. пособие / Т.П. Беликова, М.И. Емельянова. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2004. – 336 с.

5. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею. Этнографический отдел». – Л. , 1926. - С. 25-28.

6. Богуславская И.Я. О крестьянской вышивке / И.Я. Богуславская// Добрых рук мастерство/ сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. – Л.: Искусство, 1981. – С. 136-150.

7. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: Учебно-метод. пособие: в 2 ч. / С.И. Ботова (и др.) – Белгород: Везелица, 2000. – 247 с.

8. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX – начало ХХ в.). – Старый Оскол: ТНТ, 2008. – 226 с.

9. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины/ М.С. Жиров. – Белгород: БелГИК,2000. – 265 с.

10. Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины. – Белгород: БелГИК, 2002. – 164 с.

11. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография/ Д.К. Зеленин. – М., 1991. – 450 с.

12. Зотова И.П. Белгородский народный костюм/ И.П. Зотова// Белгород, 2005. – 96 с.

13. Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-ХХ вв. - http://old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/folklor/a-a-lebedeva-znachenie-poyasa-i-polotenca-v-russkih-semeino-bytovyh-obychayah-i-obryadah-xix-xx-vekov/.

14. Листова Т.А. Ткачество и вышивка в некоторых районах Курской и Белгородской областей// Полевые исследования ин-та этнографии. – М., 1977-1979.

15. Максимов С.В. Красные ромбы на полотенце // У истоков мастерства. М., 1983. – С. 136-140.

16. Маслова Г.С. Одежда. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры – М.: Наука, 1987. – С. 259-290. .

17. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С.Маслова. – М.: Наука, 1978. – 207 с.

18. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 606 с.

19. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры / С.А. Токарев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. – 100 с.

20. Уткина Е.П. Старинная русская вышивка: Учеб. пособие / Е.П. Уткина. – Белгород: Везелица, 1999. – 48 с.

21. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие/ Л.В. Фокина. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2000. – 96 с.

22. Шангина И.И. Образцы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX-ХХ вв. (К вопросу о семантике древних мотивов сюжетной вышивки) Автореф. дис. … канд. искусств. – М., 1975.

23. Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды середины XIX – начало ХХ в. / М.Н. Шмелева, Л.В. Тазихина// Русские: историко-этнографический атлас. – М: ИЭ АН СССР, 1970. – С. 89-12

 

Принятые сокращения

Архив НРМ СПК – Архив народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа

Архив СОКМ – Архив Старооскольского краеведческого музея


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Фото 1 Народный русский музей Фото 2 Народный русский музей

педагогического колледжа педагогического колледжа

 

Фото 3 Народный русский музей Фото 4 Народный русский музей

педагогического колледжа педагогического колледжа

 

 

 

Фото 5 Народный русский музей Фото 6 Народный русский музей

педагогического колледжа педагогического колледжа


 

 

 

Фото 7- село Нижнее Чуфичево. Народный русский Фото 8 Народный русский музей

музей педагогического колледжа педагогического колледжа

 

Фото 9 – Слобода Ламская Народный русский Фото 10 – село Бор-Анпиловка Народный русский

музей педагогического колледжа музей педагогического колледжа

 

 

Фото 11 – Село Солдатское Народный русский Фото 12 – Вышивка свадебного полотенца.

музей педагогического колледжа О. Менякина.


[1] См.: Фонды народного Русского музея Старооскольского Педагогического колледжа. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[2] См.: Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-ХХ вв. - http://old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/folklor/a-a-lebedeva-znachenie-poyasa-i-polotenca-v-russkih-semeino-bytovyh-obychayah-i-obryadah-xix-xx-vekov/.

[3] См.: Маслова Г.С. Одежда. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры – М.: Наука, 1987. – С. 276.

[4] См.: Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины. – Белгород: БелГИК, 2002. С. 40.

[5] Архив М.И. Емельяновой.

[6] См.: Рыбаков Б.А. Указ раб. – С. 471.

[7] См.: Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[8] См.: Жиров М.С., Жирова О.Я. Указ. раб. – С. 82.

[9] Там же. – С. 86.

[10] См.: Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею. Этнографический отдел». – Л. , 1926. - С. 25-28; Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины. – Белгород: БелГИК, 2002. С. 110-112; Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX – начало ХХ века). – Старый Оскол, 2008. – С. 183.

[11] См.: Рыбаков Б.А. Указ. раб – С.471; Фонды народного Русского музея Старооскольского Педагогического колледжа. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[12] См.: Рыбаков Б.А. Указ. раб – С.471

[13] См.: Архив М.И. Емельяновой (этнографические материалы опросов и бесед, 2005-2007).

[14] См.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография/ Д.К. Зеленин. – М., 1991. С. 195-197.

[15] См.: Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды середины XIX – начало ХХ в. / М.Н. Шмелева, Л.В. Тазихина// Русские: историко-этнографический атлас. – М: ИЭ АН СССР, 1970. – С. 111; Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 174.

[16] Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 179.

[17] См.: Богуславская И.Я. О крестьянской вышивке / И.Я. Богуславская// Добрых рук мастерство/ сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. – Л.: Искусство, 1981. – С. 145.

[18] См.: Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины/ М.С. Жиров. – Белгород: БелГИК,2000. – С. 201-202.

[19] Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 180.

[20] См.: Рыбаков Б.А. Указ. раб.; Богуславская И.Я. Указ. раб.; Маслова Г.С. Одежда/ Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры – М.: Наука, 1987. – С. 259-290.; Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С.Маслова. – М.: Наука, 1978.

[21]См.: СОКМ. Картотека рушников; Архив НРМ СПК Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[22] См.: Уткина Е.П. Старинная русская вышивка: Учеб. пособие / Е.П. Уткина. – Белгород: Везелица, 1999. –С. 21-25.

[23] См.: Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: Учебно-метод. пособие: в 2 ч. / С.И. Ботова (и др.) – Белгород: Везелица, 2000. – С. 178.

[24] См.: Богуславская И.Я. Указ. раб – С. 142.

[25] См.: Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Указ. раб. – С. 85.

[26] .См.: Архив М.И. Емельяновой (этнографические материалы опросов и бесед).

[27] См.: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки… – С. 54.

[28] См.: Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Указ. раб. – С. 126.

[29] См.: СОКМ. Картотека рушников.

[30] Там же.

[31] См.: Емельянова М.И. Указ. раб – С. 184.

[32] См.: Беликова Т.П. и Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. – С. 49.

[33] Рыбаков Б.А. Указ. раб. – С. 41.

[34] См.: Беликова Т.П. и Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 50.

[35] См.: Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2); СОКМ. Картотека рушников.

[36] См.: Беликова Т.П. и Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 51.

[37] См.: Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 183-187.

[38]Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[39] Там же.

[40] Архив СОКМ. Картотека рушников.

[41] Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[42] См.: Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры / С.А. Токарев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. – С. 97-98.

[43] См.: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки…. – С. 207; Такие узоры, как отмечала во время бесед М.И.Емельянова, имели место и в нашей местности (См.: Архив М.И. Емельяновой (этнографические материалы опросов и бесед, 2005-2007).

[44] См.: Беликова Т.П., Емельянова М.И. Указ. раб. – С. 52.

[45] См.: Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[46] Архив НРМ СПК. Фонд 6. Опись 2. (Инвентарная книга № 2).

[47] См.: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки…. – С. 55.

[48] Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. – М.: Наука, 2001. – С. 120.

[49] Архив СОКМ. Фонд 10. Оп. 2. Д. 6. Л.10.

[50] См.: Приложение: Фото 8.

[51] См.: Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: Учебно-метод. пособие: в 2 ч. / С.И. Ботова (и др.) – Белгород: Везелица, 2000. – С. 113.

[52] Архив М.И. Емельяновой (этнографические материалы опросов и бесед, 2005-2007).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!