Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Принципы построения стратегии развития региона



В настоящее время утверждены следующие основополагающие документы, определяющие стратегические ориентиры развития Ивановской области:

• Стратегия развития Ивановской области до 2010 года (распоряжение Главы администрации Ивановской области №982-р от 08.08.2002г.);

• Программа «Экономическое и социальное развитие Ивановской области на 2004-2007 годы (постановление Администрации Ивановской области №59-па от 19.06.2002г.);

• Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2007 год и на период до 2009 года.

Современные тенденции российской экономической политики, и соответствующие требования к органам исполнительной власти актуализируют переход к новым принципам регионального стратегического планирования, а именно:

1.Планирование на перспективу в 15-20 лет на основе долгосрочного анализа и прогноза макро- и микроэкономической ситуации в регионе.

Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области проведены консультации с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития, Институтом социально-экономического развития Центрального федерального округа, коллегами из администраций других регионов по методологии долгосрочного прогнозирования.

2. Система долгосрочных, среднесрочных и годовых планов, программ и прогнозов с системой взаимоувязанных целевых и контрольных показателей и планирование по принципу «сверху - вниз», то есть от формулирования стратегического видения к среднесрочной программе социально-экономического развития и годовым оперативным планам, а также от региональной стратегии к отраслевым и муниципальным стратегиям и планам.

Принципы стратегии развития Ивановской области до 2020 годавключают:

  • приоритетные направления развития области, обеспечивающие достижение определенных стратегических целей, с учетом имеющихся возможностей для развития и ограничений;
  • пути реализации существующего потенциала области на основе рационального использования доступных ресурсов и инструментов.

Поддержка Стратегии большей частью населения обеспечивается путем привлечения к ее обсуждению самых широких слоев общественности. Экспертиза поступающих инициатив гарантирует отбор и включение лучших из них.

На основе Стратегии разрабатывается Программа социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочную перспективу, то есть до 2010 года

Программа предназначена для представления инициатив Правительства Ивановской области в федеральных органах власти и других внешних организациях. Документ должен содержать:



  • стратегические приоритеты области, цели, задачи, контрольные показатели;
  • проекты и мероприятия, обеспечивающие достижение контрольных показателей, реализуемые за счет различных источников финансирования.

Программа включает действия областного Правительства, направленные на достижение стратегических целей.

На основе Программы социально-экономического развития разрабатываются Оперативные планы Правительства Ивановской области и муниципальных образований.

Оперативный план включает первоочередные мероприятия и действия региональных и местных органов исполнительной власти области, запланированные на предстоящий год. В нем указываются контрольные показатели и ответственные исполнители.

На основе оперативного плана Правительства области разрабатываются оперативные планы муниципальных образований. Тем самым, обеспечивается связь между инициативами муниципальных образований и стратегическими приоритетами области. Оперативный план муниципального образования также включает описание планируемых в предстоящем году первоочередных действий и привлекаемых ресурсов, требуемых для реализации намеченных инициатив.



Отдельным элементом стратегического планирования является прогноз социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу.

Таким образом, соблюдается условие единства и взаимоувязанности целей и задач региональных и муниципальных органов исполнительной власти в соответствии со Стратегией, разрабатываемой на основе широкой общественной инициативы.

3. Основополагающим принципом и главным отличием современного регионального стратегического планирования является введение понятия и оперирование комплексом индикаторов и контрольных показателей для планов всех видов срочности. В разрезе уровней планирования система индикаторов и контрольных показателей выглядит следующим образом. Для каждой цели и задачи определены индикативные показатели и контрольные цифры, которые позволяют оценить степень достижения Правительством области планируемых результатов. При создании данной системы используются методические рекомендации Минфина и МЭРТ России. Достигнутые значения индикаторов должны составлять основу годового отчета Председателя Правительства (Губернатора) Ивановской области.

Все перечисленные принципы и подходы работают на повышение эффективности работы госаппарата. Это комплексный, последовательный и интерактивный процесс, в результате которого должна появиться система эффективного управления субъектом Федерации для достижения планомерного развития региона, установления режима политической, экономической и социальной стабильности на основе непрерывных качественных положительных изменений. Эта система носит название системы управления по целям и контрольным показателям или управление по результатам.

В данной системе реализованы все современные требования федеральных органов власти управлению субъектом Федерации:

  • новые подходы к региональному стратегическому планированию;
  • задачи административной реформы, заключающиеся в повышении эффективности работы госаппарата;
  • задачи бюджетной реформы, то есть повышение эффективности расходования бюджетных средств через совершенствование системы определения приоритетов и контроля по целям;
  • повышение уровня ответственности и результативности работы муниципальных органов власти в соответствии с реформой местного самоуправления.

Однако необходимо понимать, что управление по целям не является разовой акцией, а представляет собой непрерывный процесс, требующий постоянных усилий по его совершенствованию в условиях изменяющейся внешней среды и приоритетов.

В процессе разработки Стратегии должны быть достигнуты следующие цели в регионе:

• определены приоритетные направления и цели развития области на долгосрочную перспективу;

• произведена оценка потенциала социально-экономического развития области;

• определены возможные совместные действия и параметры партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций области.

обеспечена согласованность действий федеральных и региональных органов государственной власти.

Основой Стратегии, ключевым, определяющим звеном успешности ее реализации является комплексный анализ, включающий:

· выявление проблем, стоящих перед экономикой и обществом области в средне- и долгосрочной перспективе;

· расчет влияния ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие области и связанных с этим рисков;

· оценку экономического потенциала региона в разрезе мировых глобальных процессов.

В итоге определяются общие параметры бюджетного финансирования и механизмы выстраиваются следующим образом:.

• Экономическая политика органов власти области;

• Энергетическая политика органов области;

• Бюджет области;

• Механизм частно-государственного партнерства;

• Региональные целевые программы;

• Система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.

Это все, что касается общих позиций и параметров регионального стратегического планирования.

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона можно рассматривать как специфическую функцию управления, связанную с выдвижением таких целей развития и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в рассматриваемой перспективе, быструю адаптацию к изменя­ющимся условиям внешней среды. Среди важнейших аспек­тов теории создания эффективной системы стратегического территориального планирования отметим следующие:

• определение сущности и закономерностей развития региона как объекта стратегического планирования;

• теоретическое обобщение практического опыта осуществления прогнозно-аналитической деятельности по стратегическому планированию социально-экономическому развитию региона;

• разработку методологии и методики стратегического регионального планирования;

• разработку проблем организации стратегического регионального планирования в контексте общей системы стратегического планирования социального развития страны, ее административно-территориальных образований.

Прогнозирование стратегического развития региона -важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управ­ления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Выбор ошибочных управленческих решений из-за недо­статочной их научной обоснованности может привести к негативным последствиям, дорогостоящим потерям. Поэто­му общая формула «Управлять - значит предвидеть» особо справедлива для стратегического развития региона.

Среди совокупности целей экономического развития региона наиболее универсальными являются:

- экономический рост, предполагающий увеличение масштабов производства, улучшение качества товаров и услуг и, в конечном счете, обеспечивающий повышение уровня жизни населения;

- полная занятость, то есть обеспечение работой всех, кто желает и способен работать;

- экономическая эффективность - стремление к достижению максимальной отдачи от использования ограниченных производственных ресурсов при оптимизации издержек, связанных с решением соответствующих хозяйственных задач;

- стабильный уровень цен, то есть отсутствие существенного роста или падения цен (инфляции и дефляции);

- экономическая свобода, дающая право управляющим предприятиями вместе с работниками и потребителями принимать самостоятельные решения в экономической деятельности;

- распределение доходов, направленное на поддержание всех категорий граждан, участвующих в производственном процессе;

- экономическая обеспеченность - создание условий для нормального жизнеобеспечения хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных и других иждивенцев;

- экологическая безопасность - все виды хозяйственной деятельности должны осуществляться с постоянной минимизацией ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью человека.

Любой регион, являясь сложной социально-экономичес­кой системой, имеет многоцелевую направленность разви­тия. Стратегия развития экономики зави­сит от конкретных условий: экологической ситуации, геодемографической обстановки, уровня занятости и т. д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического состава населения. И те и другие условия изменяются во времени, что не позволяет однозначно и навсегда выделить экономические приоритеты.

Достижение результата любой стратегии, напрямую связан с правильностью выбора способов ее реализации. Само понятие способ реализации стратегии включает в себя подбор организационных форм и инструментов реализации стратегии. Поэтому прежде чем приступить к реализации стратегии мы должны определиться с тем, какие формы управленческих воздействий мы будем использовать, и какие организационные структуры должны быть использованы на определенных этапах реализации стратегического плана. В силу важности рассматриваемого вопроса, а так же его сложности необходимо рассмотреть его в отдельном разделе.

Формы и методы регулирования социально-экономи­ческих и хозяйственных процессов в регионе (т.е. совмест­ных действий государственных и предпринимательских структур) для различных сфер деятельности и ресурсов могут быть различны: от общерегиональной налоговой политики до разработки жестких программ совместного финансирования инвестиционных проектов; от избиратель­ного контроля за тарифами на услуги естественных моно­полий до уголовного преследования нарушителей конку­рентной среды и т.д.

Разработка стратегии экономического развития являет­ся актуальной проблемой для всех российских городов и регионов, так как только на ее основе местные власти могут сосредоточить свое внимание не просто на выработке анти­кризисных мер, но и на определении на основе обществен­ного консенсуса судьбы своей территории в долгосрочной перспективе. Главные цели и направления стратегии разви­тия региона определяются основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», под­готовленной Центром стратегических разработок. Базисным тезисом Стратегии является то, что экономическая полити­ка государства в новом тысячелетии должна обеспечить высокие и устойчивые темпы роста на основе создания и освоения новых технологий. Подобный рост может быть достигнут только сочетанием накопленных капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышением эффективности их использования. Ключевыми здесь являются предпринима­тельская инициатива и снятие искусственных ограничений для ее раскрытия, создание благоприятного инвестицион­ного климата, способствующего привлечению отечествен­ного и иностранного капитала.

Разработка стратегии развития позволит сделать концепцию управления регионом более открытой для населения и потенциальных инвесторов, даст возможность всем общественным силам, представителям всех хозяйственных структур принимать участие в выборе стратегических реше­ний и их успешной реализации.

Участники процесса реализации стратегического плана развития территории

Основными участниками процесса реализации стратегического плана развития территории являются органы власти и управления различного уровня, население и хозяйствующие субъекты, расположенные на данной территории. Грамотное распределение ролей в реализации плана, подбор средств методов реализации плана, основанное на учете мотиваций каждого из участников, является залогом успеха.

Поскольку мы рассматриваем процесс управления с точки зрения органа власти, то процесс управления стратегическим развитием территории будет выглядеть как воздействие органа власти на население и хозяйствующие субъекты с целью реализации стратегических планов развития территориального хозяйства, где органы власти выступают в качестве субъекта управления, а население и хозяйствующие субъекты в качестве объекта управления. Обеспечение целенаправленного и устойчивого взаимодействия субъекта и объекта управления и есть задача которую необходимо решить для реализации стратегического плана.

Для решения этой задачи требуется достаточно подробно проанализировать мотивации и поведение объекта управления, и соответственно «настроить» деятельность субъекта управления.

Объект управления

Как уже говорилось выше, под объектом управления, в контексте реализации стратегического плана развития территории, понимается совокупность хозяйствующих субъектов и населения данной территории. Мотивации и интересы и хозяйствующих субъектов имеют территориальные границы и крайне важно, для определения политики в отношении объекта управления понять основные характеристики этих мотиваций и интересов.

С этой точки зрения анализ объекта управления должен включать в себя следующие элементы:

• Основные характеристики территориальных отраслевых кластеров и иных хозяйствующих субъектов и связанные с ними мотивации, (используются материалы отраслевого кластерного анализа).

• Основные характеристики населения, структуру и природу его социально-экономических интересов, а так же дееспособность различных форм общественного самоуправления.

• Совпадение административных границ территории с границами интересов населения и отраслевых кластеров.

Основные характеристики кластеров были рассмотрены в разделе кластерный анализ. Необоримо лишь дополнить, что не все хозяйствующие субъекты действуют в рамках кластеров существующих в пределах данной территории. Ряд предприятий и организаций могут входить в состав других территориальных кластеров или вообще действовать автономно. Для анализа их мотиваций нам необходимо ответить на несколько вопросов:

1. Заинтересованы ли они, в каких либо элементах стратегии развития территории?

2. Какова природа их интересов (форма собственности и характеристики собственника)?

3. При каких условиях их деятельность может объективно способствовать реализации стратегического плана?

Ответив на эти вопросы, мы смело можем определить их роль и место в реализации нашего стратегического плана.

Основные характеристики второго участника процесса реализации плана -населения так же были исследованы в ходе стратегического анализа. Однако на этапе реализации плана нас помимо этих характеристик будут интересовать существующие и перспективные формы самоорганизации населения.

Объективно органам управления выгодно наличие общественного самоуправления в самом широком смысле этого слова. Поскольку легче иметь дело с структурированным населением, чем с неструктурированным. Под общественным самоуправлением понимаются формы самоорганизации населения по различным признакам и интересам не имеющие властных полномочий (решения органов общественного самоуправления обязательны лишь его участников).

К сожалению, в российской практике под общественным самоуправлением понимается, как правило, лишь одна его форма - территориальное общественное самоуправление. Мы же можем предложить достаточно широкую классификацию общественных форм, которая позволяет выработать достаточно общий подход к взаимодействию с ними:

• Общественно-политические (партии, общественно политические движения и др.).

• Хозяйственные (кооперативы, ТСЖ, ЖСК, гаражные кооперативы и др.).

• Территориальные (ТОСы, КОСы, и др.)

• Отраслевые (Творческие союзы, профессиональные союзы, экологические движения и др.).

• Клубные (клубы по интересам).

Работа с этими формами общественного самоуправления является необходимым элементом деятельности по реализации стратегического плана. В ходе рассмотрения вопроса о субъекте управления мы обязательно дадим характеристику основных форм взаимодействия с общественным самоуправлением.

Субъект управления

Субъектом управления процессом реализации стратегического плана является орган местного самоуправления. Давая характеристику субъекта управления, мы должны понимать, что органы управления выполняют не только функции стратегического управления, но и функции текущего управления, задачи которого определяются законодательством и уставом муниципального образования. А само по себе исполнение текущих функций органа управления является непременным условием стратегического управления, иначе орган управления будет все время работать в режиме чрезвычайной ситуации.

Вообще, граница между текущим и стратегическим управлением весьма условна. Поскольку на определенных этапах в зависимости от приоритетов развития стратегические приоритеты могут становится тактическими, и наоборот. Так, например, состояние инженерных сетей может стать непреодолимым препятствием для создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно перейдя из тактической задачи в стратегическую. В свою очередь стратегическое направление по мере его реализации, постепенно превращается в тактическую задачу.

Поэтому при формировании или реорганизации органов управления мы должны создать структуру способную осуществлять и стратегическое и тактическое (текущее) управление.

Эту задачу можно и нужно решать на основе учета мотиваций органов управления, в основе которых лежит природа (способ их формирования), а так же сфера и характер их деятельности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Социальные характеристики субъекта.

2. Промышленный потенциал региона.

3. Развитие АПК региона.

4. Развитие малого предпринимательства региона.

5. Принципы построения стратегии развития региона.

6. Объект управления реализации стратегического плана развития территории.

7. Субъект управления реализации стратегического плана развития территории.

8. Региональное регулирование экономикой региона.

9. Формы и методы регулирования хозяйственных процессов региона.

10. Система эффективного управления субъектом Федерации.

11. Экономические кластеры.

12. Преимущества кластеризации территориальной экономики.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!