Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Региональное развитие территории



Традиционно в нашей стране задача планирования развития решалась через формирование планов социально-экономического развития территории. Данный подход основан на сравнении основных показателей социально-экономического развития территории с некоторым «эталоном» или стандартом. Слабостью этого подхода является то, что он на самом деле ориентирован не на регионально развитие в целом, а на развитие лишь публичного сектора экономики. Поскольку, орган власти принимает план развития в пределах своей компетенции определенной законодательством. Территория не рассматривается во всем ее многообразии. Кроме того, планирование в этом случае неизбежно осуществляется «от достигнутого». Другими словами, концептуальные изменения направлений невозможны. Это является одной из причин стагнации экономики которая произошла в СССР в 70-е годы прошлого столетия.

В конце двадцатого столетия достаточно широкое распространение получили проекты по разработке стратегических планов развития территории на основе ресурсного подхода.

Разработка стратегии велась в основном социологическими методами.

Перечисленные выше подходы опирались на вычленение одного из факторов развития (полномочия и ресурсы власти, ресурсы территории, общественное мнение населения). Попытка решить проблему разработки стратегии опираясь на анализ отдельных факторов, всегда приводит искажению целей развития и не достижению желаемого результата.

Необходимо учесть, что муниципальные образования и субъекты федерации существуют в окружении других территориальных образований, так же ищущих пути решения своих проблем, на пути развития. Следовательно, так же как крупнейшие мировые корпорации конкурируют между собой с целью повышения собственной доходности, регионы и муниципалитеты конкурируют между собой с точки зрения обеспечения стабильного развития своих территорий для предоставления оптимальных условий своим жителям.

С этой точки зрения Стратегия - это способ позиционирования территории с целью приобретения долгосрочных конкурентных преимуществ.

Процесс разработки стратегии при данном подходе, означает выделение на основе многофакторного анализа возможностей территории позволяющих приобретать долгосрочные конкурентные преимущества перед другими муниципальными образованиями.

Сами конкурентные преимущества не являются простым суммированием потенциала имеющегося на территории. Рассмотрение конкурентных преимуществ территории в рамках кластерного анализа позволяет увидеть их реальную жизнеспособность, оценить реальную потребность кластеров в содействии со стороны органов власти и управления, определить формы и методы такого содействия. Как справедливо отмечает М. Портер «Национальное процветание не наследуется - оно создается».



Остальные поименованные выше подходы не отрицаются кластерным подходом, а напротив активно используются при определении стратегии.

Экономические кластеры

Экономический кластер- географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а так же сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности (рисунок 1).

Центр кластера- группа конкурирующих компаний из данного кластера, выпускающая конечный продукт, реализуемый вне кластера.

Под понятие экономического кластера подпадают как коммерческие компании, так и государственные, а также образовательные учреждения и государственные органы, связанные (регулирующие) с деятельностью данных компаний. Дополнительно в понятие кластера мы выделяем группу правовых и нормативных актов непосредственно или косвенно регулирующих деятельность данного кластера.



Кластерный подход к анализу экономики территории значительно отличается от классического (отрасли, сектора), т.к. включает географические границы кластера, общее использование ресурсов, товарообмен внутри кластера, связи и взаимодействие между компаниями, источники пополнения кадровых ресурсов, организации, регулирующие деятельность внутри кластера, и препятствия для нормального функционирования кластера. В таких условиях компоненты кластера выступают, как единая автономная система.

Важнейшими элементами кластеров выступают активные связи междуорганизациями. Практика показывает, чем глубже, прочней, многообразней связи между компаниями, тем выше конкурентоспособность кластера.

Выделение и развитие кластеров важнейшая задача экономики, потому что, развивая кластер, мы развиваем экономику региона, повышаем качество продукции (в силу усиления конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям), увеличиваем занятость, повышаем качество рабочей силы, повышаем конкурентоспособность региона (города).

Мировая практика показывает важность кластерного понимания экономики. Как правило, исследование внутриэкономических связей, структуры взаимодействия между компонентами экономики, а также проведение политики, основанной на результатах этих исследований, приводит к более прогрессивному развитию экономики региона и повышению его конкурентоспособности. Данный подход, хотя он относительно новый (разработан 30 лет назад, начал активно применятся 90-х годах), уже широко применяется во всех прогрессивных странах (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Финляндия, Швейцария и т.д.).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!