Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие малого предпринимательства в Ивановской области



Малое предпринимательство Ивановской области находится на этапе развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной деятельности, создание конкуренции на рынке товаров и услуг, обеспечение необходимой мобильности в условиях рынка. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции. Именно малые предприятия позволяют осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

На это направлена Долгосрочная целевая программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на период до 2006 года (Программа), которой создаются благоприятные условия для развития малого предпринимательства на основе улучшения качества мер государственной поддержки.

Бюджетные средства, направленные на выполнение мероприятий Программы по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства позволяют выработать механизмы изменения ситуации в развитии малого бизнеса, способствующие стабилизации в этом секторе экономики.

Финансирование Программы традиционно осуществляется по принципу абсолютного минимума, что представляется сдерживающим фактором и даже серьезным антистимулятором.

Финансирование Программы было направлено на:

1) предоставление бюджетных средств в виде субсидий на безвозвратной основе юридическим лицам для выполнения мероприятий Программы. Среди них основными являются:

· создание сети и финансовая поддержка уполномоченных нормативными актами органов местного самоуправления органов и структур (муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития) – 6,3 млн. рублей;

· создание гарантийного (залогового) фонда путем размещения выделенных средств (субсидий) в ликвидных активах – 0,5 млн. рублей;

· поддержка учебных заведений, предоставление образовательных услуг СМП – 299,3 тыс. рублей;

· проведение областного «Дня предпринимателя» - 0,3 млн. рублей;

· проведение выставок и ярмарок с участием СМП – 0,25 млн. рублей;

· организация целевых теле - радиопрограмм о малом бизнесе – 0,15 млн. рублей;

· научное обеспечение крестьянско-фермерских хозяйств – 0,2 млн. рублей.

2) возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам на инвестиционные цели – 1,02 млн. рублей.



На территории Ивановской области действовало 3815 малых предприятий (темп роста составил 110,7%). Среднесписочная численность работников по малым предприятиям составила 40,7 тысяч человек. Кроме того, было зарегистрировано 29 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, численность наемных работников у ПБОЮЛ составляла 37,6 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого предпринимательства в 2005 году было занято более 106 тыс. человек, а число субъектов малого предпринимательства достигло уровня 32,8 тыс. единиц.

Оборот малых предприятий Ивановской области (отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) по хозяйственным видам деятельности, продано товаров несобственного производства (без НДС и акцизов) составил 25447,7 млн. рублей.

По оценочным данным количество малых предприятий достигнет до 2010 г. 4500 единиц, среднесписочная численность работников малых предприятий составит 43 тыс. человек. Кроме того, предполагается деятельность более 30 тысяч индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в сфере малого предпринимательства на конец 2006 года число субъектов малого предпринимательства составит более 34,5 тыс. единиц.



Оборот малых предприятий предполагается в объеме 27490 млн. рублей (прирост составит 1,4%), в том числе по видам экономической деятельности: «Обрабатывающие производства»–3030 млн. рублей (прирост–1,3%), «Строительство»–1960 млн. рублей (прирост–2%), «Оптовая и розничная торговля»–20650 млн. рублей (прирост–0,3%).

На 2007 – 2008 годы разработана и проходит согласование Региональная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ивановской области» с объемами финансирования 19 млн. рублей и 20,045 млн. рублей соответственно. Приоритетами Программы являются дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, инвестиционно-финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства (возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам на инвестиционные цели) в производственной сфере и сфере услуг.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Деятельность малых предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Поэтому, в 2008 году прогнозируется увеличение количества малых предприятий до 4550–4570 единиц, увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий до 43,4–43,5 тыс. человек.

Оборот малых предприятий предполагается в объеме 29300–29450 млн. рублей.

На долю «Обрабатывающих производств» придется 3115–3125 млн. рублей или 11,3% всего объема оборота малых предприятий (рост 1,5% - 1,7%) при увеличении количества предприятий и численности занятых в этом секторе малого предпринимательства. Это объясняется тем, что на предприятиях улучшаются условия труда (предоставляется полный социальный пакет), происходит замена устаревшего оборудования на современное, увеличивается производительность труда.

Вид деятельности «Строительство» – вид экономической деятельности, где малые формы хозяйствования занимают 8% среди всех хозяйствующих субъектов малого предпринимательства. В связи с достаточно высокой производительностью труда на малых строительных предприятиях динамика основных показателей деятельности в этой отрасли имеет положительную тенденцию. В течение 2007 года предполагается незначительное увеличение количество малых строительных предприятий и численности занятых в них, оборот увеличится на 1,9% - 2,2%.

Вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля» в 2007 году прогнозируется наиболее доступным для малого предпринимательства и займет наибольшую долю в числе малых предприятий (44,4%). Этот вид деятельности не требует больших стартовых затрат, обеспечивает быструю отдачу от материальных и финансовых вложений, наиболее привлекателен для малого бизнеса, хотя за последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о стабилизации этого вида деятельности.

В сфере малого предпринимательства прогнозируется дальнейшая тенденция роста числа предприятий, численности работников, занятых в них, оборота малых предприятий.

Уровень развития сектора малого предпринимательства в Ивановской области пока­зывает, что с 1991 года наблюдается устойчивый рост числа малых предприятий, количество которых к началу 2006 года увеличилось более чем в 8 раз (с 664 до 5366 единиц), общая численность занятых увеличилась более чем в 3,5 раза (с 11 тыс. до 39,3 тыс. человек). Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 30,5 тыс. человек.

На территории области 48,5% малых предприятий действуют в сфере торговли и об­щественного питания, 18,0% выпускают промышленную продукцию, 11,5% специализиру­ются в сфере строительных и ремонтных работ. Сложившаяся отраслевая структура по коли­честву малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера наиболее привлекательна для малых предприятий, чем производственная. Это объяс­няется спецификой малого предпринимательства, как сектора экономики (непроизводствен­ная сфера дает быструю оборачиваемость средств).

В 2002 году наметился значительный рост объемов производства, произошла сегмен­тация рынков: стало больше предприятий, ориентированных на сферу услуг. Так, малыми предприятиями Ивановской области за 2002 год произведено продукции (работ, услуг) на сумму 3068,3 млн. рублей (для сравнения за 2001 год - 2501,3 млн. рублей), в том числе вы­пущено промышленной продукции на сумму 729,5 млн. рублей.

За 2002 год сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства Ивановской области, уплачивающих единый налог на вмененный доход, составила 190,1 млн. рублей (для сравнения: в 2001 году - 176,5 млн. рублей, за I квартал 2003 года - 72,6 млн. рублей ), перешедших на упрощенную систему налогообложения - 22,3 млн. рублей (в 2001 году - 33,7 млн. рублей, за I квартал 2003 года - 26,1 млн. рублей).

В целях перспективного развития малого предпринимательства в Ивановской области принят Закон Ивановской области от 24.12.2002 № 98-03 «О Долгосрочной целевой про­грамме развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на период до 2006 года». Основной задачей Программы является обеспечение благо­приятных условий для создания и повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.

Бюджетные средства, направленные на выполнение мероприятий Программы по соз­данию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства позволят выработать меха­низмы изменения ситуации в целом в развитии малого бизнеса. Финансирование мероприя­тий Программы будет направлено на:

· предоставление бюджетных средств в виде субсидий на безвозвратной основе юридиче­ским лицам для выполнения мероприятий Программы;

· возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам на инвестиционные цели.

Муниципальные программы поддержки малого предпринимательства разрабатывают­ся в соответствии с утвержденной областной программой, в настоящее время разработано и принято 15 муниципальных Программ развития и поддержки малого предпринимательства, 10 муниципальных образований разработали Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства.

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства вышел Указ Губернатора Ивановской области от 07.05.2003 № 74-уг «О проведении областного Дня предпринимате­ля».

Дальнейшее развитие в области находит система финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

В 2002 году созданы муниципальные фонды в Лежневском и Пучежском районах. В 2003 году созданы муниципальные фонды в Верхне-Ландеховском и Ильинском районах, проводится подготовительная работа по созданию муниципальных фондов и в других муни­ципальных образованиях.

Однако при этом невозможно говорить о действенной системе поддержки малого предпринимательства. Признаками этого являются, в первую очередь: ничтожные объемы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого предпринимательства (3 млн. рублей в год); отсутствие системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого предпринимательства, отсутствие достаточно сильных и авторитетных объединений предпринимателей, способных осуществлять защиту их интересов и осуществлять функции самоуправления в этой сфере экономической деятельности.

С целью оказания помощи в продвижении товаров, производимых предприятиями Ивановской области, на товарные рынки Москвы, регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также для привлечения инвестиций в экономику области ведет свою деятель­ность Межрегиональный маркетинговый центр "Иваново-Москва", который имеет компью­терную связь с 72 регионами Российской Федерации и 7 международными центрами.

Организовано регулярное участие субъектов малого предпринимательства Иванов­ской области в межрегиональных ярмарках-выставках, в том числе в составе передвижного экспозиционно-выставочного стенда Ивановской области. Так, только за последние полгода субъекты малого предпринимательства г. Иванова и Ивановской области приняли участие В Первой международной выставке «Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ» в г. Москве в московской выставке «Регионы России».

Несмотря на позитивные изменения в развитии малого предпринимательства необхо­димо обозначить и основные проблемы.

Наиболее острой проблемой для развития малого бизнеса, как в Ивановской области, так и по России в целом, является действующая система налогообложения. Российская система налогообложения еще в значительной степени несовершенна. Постоянное повыше­ние налогов, изменение ставок, отмена льгот - это общая черта российской экономики. Все это серьезно препятствует развитию малых предприятий, загоняет их в теневой сектор. Эта проблема действительно очень остро стоит и перед предпринимателями Ивановской облас­ти.

В целях совершенствования действующей системы налогообложения субъектов мало­го предпринимательства принят Закон Ивановской области от 28.11.2002 № 87-03 «О систе­ме налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности и признании утратившими силу актов законодательства Ивановской области о налогах». Несмотря на то, что в Ивановской области в 2002 году законотворческая работа по малому бизнесу велась с участием представителей предпринимательских объединений, этот процесс был не всегда безболезненным и результативным. В 2003 году внесены изменения и дополнения в Закон Ивановской области от 26.02.2003 № 8-03 в связи с принятием Феде­рального закона от 31 12.2002 № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Следующий блок проблем - это проблемы финансово-кредитного обеспечения, кадровые проблемы и арендные отношения. Данные проблемы хоть и достаточно разные, но по степени актуальности занимают практически одинаковые позиции. Особенно стоит отметить проблему денег для малого бизнеса. Не удивительно, что предприниматели отме­чают ее в числе первостепенных. Ограниченность собственных средств у малых предпри­ятий, с одной стороны и отсутствие на рынке предложения финансово-кредитных услуг для них на приемлемых условиях с другой, обуславливают хроническую нехватку денежных средств, для развития бизнеса. При всех многочисленных специализированных программах кредитования, банки в большинстве своем избегают кредитовать малые пред­приятия с предоставлением «длинных» кредитов. И это характерно не только для Иванова и области, но и в целом по России.

Отсутствие квалифицированного персонала - эта проблема также находится в по­ле зрения ивановских предпринимателей. Следует отметить, что за годы реформ произошел отток части работников производственной сферы. Существующий в настоящее время ры­нок образовательных услуг хоть и достаточно широк, но страдает качеством. С целью обучения специалистов, частных предпринимателей и безработных граждан в области управленческого учета, управления персоналом, стратегического планирования, анализа финансовой деятельности и налогообложения в Ивановской области успешно работает Инсти­тут повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для малого предпринимательства.

Арендные отношения и земельный вопрос также являются достаточно сложной про­блемой для развития малого бизнеса. Многие малые предприятия скорей всего находятся в статусе вторичных или даже третичных арендаторов, что не позволяет им пользоваться льго­тами по аренде помещений и офисов. К тому же арендная ставка может меняться по произ­волу арендодателя. По мнению предпринимателей, пора передать им в частную собствен­ность те помещения, которые они арендуют, чтобы решить не только проблему арен­ды, но и ремонта помещений.

С выходом федерального Закона «О лицензировании», в котором количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, уменьшено с 900 до 100, снята проблема ли­цензирования

Проблемой для малого предпринимательства остаются отношения с контролирую­щими органами и отношения с властями, несмотря на то, что эти вопросы постоянно на­ходятся в поле зрения Администрации Ивановской области: созданы межведомственная ко­миссия по преодолению административных барьеров при развитии малого предпринима­тельства и Координационный совет по малому предпринимательству при Главе Админист­рации Ивановской области.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!