Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ



 

1. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

инвалид — лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите;

инвалидность — социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;

жизнедеятельность — повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках, обычных для человека;

ограничение жизнедеятельности — невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности;

социальная недостаточность (дезадаптация) — неспособность человека (обусловленная нарушением функций и ограничением жизнедеятельности) выполнять обычную для его положения роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования и другого): неспособность к самостоятельному проживанию, неустановление социальных связей, нуждаемость в помощи других лиц, неспособность к поддержанию экономической независимости, занятиям, присущим человеку (включая профессиональную деятельность); социальная недостаточность создает потребность в социальной защите и является основанием для определения инвалидности;

социальная защита инвалида — система гарантированных государством мер экономического, юридического, социального и другого характера, включая реабилитацию, направленных на устранение барьеров из среды обитания инвалидов и создание им равных со здоровыми возможностей социальной адаптации и интеграции;

профессия — род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;

квалификация — уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и другое);

должность — служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

специальность — совокупность приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида трудовой деятельности в рамках данной профессии;



основная профессия — работа наиболее высокой квалификации или квалифицированная работа, выполняемая более длительное время;

реабилитация — процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости; включает систему медицинских, психологических, социально-экономических, юридических, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на устранение и компенсацию ограничений жизнедеятельности и социальную адаптацию инвалида.

2. Категории (критерии) жизнедеятельности — это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

2.1. способность к передвижению — способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки — характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении;

2.2. способность к самообслуживанию — способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки — временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю — регулируемая или несколько раз в день — нерегулируемая помощь);

2.3. способность к ориентации — способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.



Параметры оценки — способность различать зрительные образы людей и предметов на увеличивающемся расстоянии и в разных условиях (наличие или отсутствие помех, знакомство с обстановкой); способность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии помех и степень компенсации нарушения слухового восприятия устной речи другими ее способами (письмо, невербальные формы); необходимость использования технических средств для ориентации и помощи других лиц в разных видах повседневной деятельности (в быту, в учебе, на производстве);

2.4. способность к общению (коммуникативная способность) — способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средством коммуникации является устная речь, вспомогательным — чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки — характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности;

2.5. способность контролировать свое поведение - способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

Параметры оценки — способность осознавать себя и соблюдать установившиеся общественные нормы, идентифицировать людей и объекты и понимать отношения между ними, правильно воспринимать, интерпретировать и адекватно реагировать на традиционную и необычную ситуацию, соблюдать личную безопасность, личная чистоплотность;

2.6. способность к обучению — способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения; способность к профессиональному обучению - способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки — возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебное заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме преподавателя) лиц;

2.7. способность к трудовой деятельности — совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность — способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

Параметры оценки — сохранность или утрата профессиональной пригодности, возможность трудовой деятельности в другой профессии, равной по квалификации прежней, оценка допустимого объема работы в своей профессии и должности, возможность трудовой занятости в обычных или специально созданных условиях;

2.8. нарушение профессиональной трудоспособности — самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены, или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

 

Глава 2


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!