Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Шудың сипаттамасына байланысты дыбыс деңгейіне түзетулер



 

Әсер ететін факторлар Қолдану жағдайлары дБ немесе дБА-ға түзетулер
Шудың сипаттамасы Кең жолақты Тональді, импульсті (“S” немесе “F” сипаттамасы бойынша стандартты шу- мамермен өлшеу кезінде) -5
Объектінің орналасу орны Курортты аудан, демалыс орны, туризм, қаланың жасын зонасы Жаңа-н жобаланған аудан. Құрылыс жүріп жатқан аудан -5     +5

 

 

Приложение

В соответствии с санитарными нормами оценка транспортного шума в каждой точке производится в эквивалентных и максимальных уровнях звука, рассчитанных по измеренным в дБА величинам уровней звука.

Под эквивалентным уровнем звука непостоянного шума понимается уровень звука постоянного, широкополосного не импульсного шума, оказывающего на человека такое же действие, как данный непостоянный шум.

Этот эквивалентный уровень шума (LА экв) рассчитывается по формуле:

,

где fі – доля числа отсчета в данном интервале уровней звука в общем числе отсчетов, %; Lі – средний уровень звука в данном интервале, дБА; n – число интервалов уровней звука; і = 1, 2, …n.

Расчет эквивалентного уровня звука должен производиться на основании результатов измерения уровня шума и оформляется в виде протокола (табл. 1) по следующей форме.

 

 

Таблица №1.

Регистрация результатов измерений уровня звука

Место проведения измерения ________________________________________________

Дата и время замеров _______________________________________________________

Номер точки измерений _____________________________________________________

Число строк в таблице Уровни звука, LА, дБА
… …                            

 

Измеренные уровни звука распределяются по интервалам в 5 дБА в соответствии с графой 1 табл. 2.

 

Таблица №2.

Примерная форма таблицы для внесения показателей по расчету

эквивалентного уровня звука

Интервалы уровней звука, дБА Отметки отсчетов уровней звука в интервалах Число отсчетов уровней звука в интервалах Частные индексы
13-17 18-22 23-27 … … 103-107 108-112      
Суммарный индекс Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА.

 



Затем подсчитывается число отсчетов уровней звука в каждом интервале. Результаты в виде отметок заносятся в графу 2 табл. 2 и в виде итоговой цифры в графу 3 табл. 2.

В зависимости от интервала и числа отсчетов уровней звука в этом интервале по табл. 2 ГОСТа «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданийң определяются частные индексы и их значения заносятся в графу 4 табл. 2.

Пользуясь полученными данными, вычисляется суммарный индекс путем сложения полеченных частных индексов. В зависимости от значения полученного суммарного индекса по табл. 3 ГОСТа «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданийң определяется величина DLА (дБА).

На заключительном этапе вычисляется эквивалентный уровень звука (LАэкв) по формуле:

.

Пример расчета. Дать санитарную оценку транспортного шума, проникающего на территорию жилой застройки. Измерения производились при открытой форточке в одной из точек помещения жилого здания, расположенного в 40 м от транспортной магистрали, имеющей брусчатое покрытие.

Последовательность расчета. Измеренные уровни звука распределяются по интервалам, указанным в графе 1 табл. 3. Например, уровень звука, равный 53 дБА, относится к интервалу от 53 до 57 дБА и т.д. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносятся в графу 2 табл. 3 в виде отметок.

 

Получены следующие результаты измерений:

 



Таблица №3.

Расчет эквивалентного уровня звука

Интервалы уровней звука, дБА Отметки отсчетов уровней звука в интервалах Число отсчетов уровней звука в интервалах Частные индексы
13-17 … 38-42 43-47 48-52 53-57 58-62 63-67 … 108-112 -- -- ІІІІ…І(16) ІІІ…І(41) ІІІ…І(174) ІІІ…І(97) ІІІ…І(28) ІІІ…І(11) -- -- -- -- -- -- -- -- 10 500 -- --
Суммарный индекс 33 320 Эквивалентный уровень звука LАэкв, = 55 дБА.

 

Подсчитанное число отсчетов уровней звука в каждом интервале вносится в графу 3 табл. 3. По табл. 2 ГОСТа «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданийң в зависимости от числа отсчетов определяют частные индексы для каждого интервала уровней звука и вносят их в графу 4 табл. 3. Например, в интервале 48-52 дБА произведено174 отсчета уровней звука. Соответствующий частный индекс равен 5280. Подсчитанный суммарный индекс в данном случае равен 33 320.

По табл. 3 ГОСТа определяется величина DLА в зависимости от полученного суммарного индекса. Если значение полученного суммарного индекса отсутствует в табл. 3, величина DLА определяется для суммарного индекса, ближайшего по величине к данному суммарному индексу. Согласно табл. 3 ГОСТа, ближайшим по величине к суммарному индексу 33 320 является индекс 31 620, которому соответствует значение DLА 45 дБА.

Располагая необходимыми данными, определяется значение эквивалентного уровня звука LА экв по формуле:

,

Полученный результат сопоставляется с допускаемым по «Санитарным нормам …ң уровнем. Согласно этим нормам, в жилых комнатах днем с учетом необходимых поправок допускается шум с уровнем звука не более 45 дБА. Следовательно, в приведенном примере имеет место превышение допустимого уровня звука на 10 дБА. Для снижения транспортного шума, проникающего на территорию жилой застройки, следует осуществить соответствующие мероприятия. Например, заменить брусчатое покрытие магистрали на асфальтобетон и устроить двухрядную полосу зеленых насаждений шириной 30 м.

Расчетный метод определения уровня транспортного шума. Метод заключается в вычислении уровня транспортного шума по таблицам, составленным ЦНИИ градостроительства. В основу этих таблиц положены материалы многочисленных измерений уровней шума на улицах ряда городов СССР, при одновременном подсчете проходящих по ним автомашин (транспортных экипажей), определении состава транспорта и скорости движения его.

Достоинство данного метода состоит в том, что в отличие от инструментального. Он позволяет рассчитывать ожидаемый уровень шума. Это необходимо при проектировании шумозащиты в процессе планировки жилых территорий, а в практике санитарного врача – при осуществлении предупредительного санитарного надзора за строительством и реконструкцией населенных мест.

Расчетный метод может быть использован и при текущем санитарном надзоре в случае отсутствия шумомера, а также как ускоренный способ, позволяющий быстро получить представление о шумовом режиме на большом количестве транспортных магистралей.

Полученные расчетным методом данные следует считать ориентировочными, лишь в первом приближении характеризующими уровень транспортного шумового фона населенного места. В каждом конкретном случае они должны быть откорректированы путем проведения соответствующих инструментальных замеров.

Расчет уровня транспортного шума, распространяющегося на территорию жилой застройки, осуществляется в два этапа: сначала вычисляется ожидаемый уровень шума на самой транспортной магистрали, затем ожидаемый уровень шума в заданной точке жилой территории, прилегающей к магистрали. Данные, полученные на первом этапе расчета, являются исходными для второго.

Расчет ожидаемого уровня транспортного шума на магистрали (LА7) принято производить в отношении точки, находящейся на расстоянии 7 м от оси первой полосы движения.

Приступая к этому расчету, необходимо знать:

1) общее количество всех транспортных экипажей (автомобилей), проходящих за 1 ч в двух направлениях по магистрали в район расчетного пункта;

2) отдельно количество грузовых и общественных (автобусы) экипажей, а также автомобилей с дизельными двигателями (каждый вид экипажей в процентах к общему количеству проходящего транспорта);

3) среднюю скорость движения (км/ч) транспортного потока;

4) наличие в потоке трамваев и их тип;

5) тип дорожного покрытия проезжей части улицы;

6) наличие разделительной полосы между проезжими частями и ее ширину (м);

7) продольный уклон магистрали (в процентах от 0).

При прогнозировании уровня шума на проектируемых улицах в порядке предупредительного санитарного надзора перечисленные данные и другие необходимые сведения берутся из проектных материалов (пояснительной записки и чертежей), в которых они должны содержаться.

На улицах застроенных территорий число экипажей подсчитывается в течение часа, а при большом транспортном потоке это время можно сократить до 30 мин или даже на 15 мин, но тогда полученные результаты следует соответственно умножить на 2 или 4. Исходный расчетный уровень транспортного шума на магистрали (LА7;табл.) определяется по табл. 4.

 

Таблица №4

Ожидаемый расчетный уровень шума на магистралях и улицах населенных пунктов

с потоками безрельсового транспорта при средней скорости движения 40 км/ч и составе экипажей в потоке 60 % грузовых и общественных

(без автомобилей с дизельными двигателями)

  Интенсивность движения в 2 направлениях (экипажей/ч)
Расчетный уровень звук, дБ 68,5 69,5 73,5

Продолжение

  Интенсивность движения в 2 направлениях (экипажей/ч)
Расчетный уровень звук, дБ 75,5 77,5 78,5

 

Так как табл. 4 составлена для определенных условий в отношении состава транспортного потока и скорости его движения, то при пользовании ею в случае несовпадения этих условий вносятся соответствующие поправки. Кроме того, вносятся поправки и на другие конкретные местные условия (см. приложение).

Расчетный уровень транспортного шума (LА7) на магистрали или улице вычисляется по формуле:

,

где LА7, табл. – табличное значение LА7, А1 – поправка на состав экипажей в транспортном потоке, дБА; А2 – поправка на скорость движения транспорта; А3…Аn – другие поправки на местные условия, дБА.

При вычислении уровня транспортного шума, распространяющегося на смежную с транспортной магистралью территорию (LАN), исходным является уровень шума на самой магистрали (LА7).

Расчет уровня шума производится по формуле:

,

где а1, а2, а3…аn – поправка на снижение шума за счет предусмотренных или имеющихся в натуре планировочных, строительных и других шумозащитных мероприятий.

Наиболее часто используемые поправки приводятся в приложении.

Пример расчета. Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 50 м от первой полосы движения транспорта по магистрали.

Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной зеленой полосы насаждений шириной 20 м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днем в часы «пикң 1400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей – 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30 % грузового и общественного транспорта, 17 5 автомобилей с дизельными двигателями.

При решении указанной задачи определяют, прежде всего, ожидаемый уровень транспортного шума на магистрали. Для этого выполняются следующие действия.

1. По таблице находят уровень шума при интенсивности движения 1400 экипажей/ч (LА7, табл.), который составит примерно 77 дБА.

2. В приложении находят поправки: А1 – на состав транспорта: грузовой и общественный (-2 дБА), автомобили с дизельными двигателями (1 дБА); А2 – скорость транспортного потока (-1 дБА); А3 – покрытие магистрали (5 дБА); А4 – уклон улицы (0); А5 – ширину разделительной полосы (0).

3. Суммируя приведенные данные (в соответствии с расчетной формулой), получают значение ожидаемого уровня шума на магистрали:

Затем вычисляют ожидаемый уровень транспортного шума у заданного дома.

В приложении находят соответствующие поправки: а1 – на территориальный разрыв (-12 дБА), а2 – на полосу защитного озеленения (-8 дБА).

Суммируют эти поправки с вычисленной выше величиной уровня шума на магистрали и получают значение ожидаемого уровня шума у заданного здания:

Полученную величину ожидаемого уровня транспортного шума у жилого дома сопоставляют с допустимой, которая не должна превышать 45 дБА.

Однако с учетом поправок, предусмотренных «Санитарными нормамиң, на характер транспортного шума (шум широкополосный) (0 дБА), на месторасположение объекта (проектируемый жилой район) (0 дБА), на время суток (+10 дБА) его интенсивность может быть допущена до 55 дБА:

45+0+0+10=55 дБА.

Таким образом, ожидаемый уровень шума у заданного дома 60 дБА, на 5 дБА выше допускаемого санитарными нормами. Следовательно, в проект требуется внести дополнительные мероприятия по шумозащите: брусчатое покрытие заменить асфальтобетонным. Это снизит уровень транспортного шума на 5 дБА.

Одним из вариантов расчета и оценки ожидаемого эквивалентного уровня транспортного шума в помещениях жилых и общественных зданий является методика, изложенная в СНиП «Защита от шумаң.

Последовательность и особенности расчета заключаются в следующем.

Расчетные шумовые характеристики транспортных потоков (LА экв, дБА) на улицах городов в час «пикң допускается принимать для скоростных дорог: 6 полос – 86 дБА, 8 полос – 87 дБА; для магистральных улиц общегородского непрерывного движения: 6 полос – 84 дБА, 8 полос – 85 дБА; общегородских регулируемых и районных: 4 полосы – 81 дБА, 6 полос – 82 дБА; грузовых дорог: 2 полосы – 79 дБА, 4 полосы – 81 дБА; жилых улиц: 2 полосы – 73 дБА, 4 полосы – 75дБА.

Уровень шума на территории жилой застройки в точке, расположенной в 2 м от стен здания, следует определять по формуле:

LА тер = LА экв - DLА рас - DLА экр - DLА зел

где LА экв – вышеуказанная шумовая характеристика транспортных потоков, DLА рас – снижение уровня звука (дБА) в зависимости от расстояния, определяемое по графику (на рис. 26 СНиП “Защита от шума”), DLА экр – снижение уровня звука экранирующими сооружениями (дБА), определяемое на основании ситуационных данных рис. 1.

Разность длин путей прохождения звукового луча d в метрах в соответствии со схемой экрана (см. рис. 1) определяется по формуле:

d = (а + в) – с.

 

экран

в

а экран

с a1 a2

иш

рт

 

разрез план

 

Рис. 1.

 

В зависимости от показателя d по табл.5 определяется снижение уровня звука за экраном DLА экр без учета его длины.

 

Таблица №5.

Зависимость снижения звука (DLА экр) от разности длин путей звукового луча

  Разность, м
0,005 0,002 0,06 0,14 0,28 0,48 0,83 1,4 2,4
DLА экр, дБА

 

Фактическое снижение уровня звука за экраном определяется по табл. 6.

 

Таблица №6.

Снижение уровня звука за экраном (DLА экр) с учетом DLА экр и наименьших величин углов a1 и a2

DLА экр, дБА Величины DLА экр, дБА, при значении угла, град
1,2 1,7 2,2 2,4 2,6 2,8 2,9 3,2 3,3 3,5 1,7 2,3 2,9 3,1 3,4 3,6 3,7 3,9 4,1 4,3 2,3 3,0 3,8 4,0 4,3 4,5 4,7 4,9 5,1 5,8 3,0 4,0 4,8 5,1 5,4 5,7 5,9 6,1 6,3 6,5 3,8 4,8 5,8 6,2 6,7 7,0 7,3 7,6 7,9 8,2 4,5 5,6 6,8 7,5 8,1 8,6 9,0 9,4 9,8 10,2 5,1 6,5 7,8 8,8 9,7 10,4 10,8 11,3 11,9 12,6 5,7 7,4 9,0 10,2 11,5 12,4 13,0 13,7 14,5 15,4 6,0 8,0 10,0 11,7 13,3 15,0 16,8 18,7 20,7 22,6

Снижение уровня звука DLА зел (дБА) полосами зеленых насаждений следует принимать по приложению.

Уровень звука в расчетной точке помещения защищаемого от шума здания LА пом (дБА) определяется по формуле:

LА пом = LА тер - DLА ок,

где LА тер – определяется по вышеуказанной методике без учета снижения уровня звука полосами зеленых насаждений, DLА ок – снижение уровня звука (дБА) конструкцией окна, определяемое по табл. 7.

 

Таблица №7

Значение DLА ок

Конструкция окна Толщина стекла, мм Величина DLА ок, дБА
Неуплотненное Уплотненное
Окно с открытой форточкой, фрамугой -- --
Одинарное
Спаренное 3 и3 6 и 3 6 и 4
Раздельное 6 и 3

 

Пример расчета. В проектируемом жилом микрорайоне предполагается на расстоянии 100 м от магистрали общегородского значения с 6 полосами движения разместить здание школы. На расстоянии 20 м от магистрали перед школой проектируется 2-этажное здание торгово-бытового центра общей протяженностью 60 м. Окна помещений школы имеют спаренные уплотненные переплеты.

Требуется определить ожидаемые эквивалентные уровни шума на территории спортивной площадки школы и в классных помещениях.

Уровень транспортного шума на площадке составит:

LА тер = LА экв - DLА рас - DLА экр = 84 – 18 – 5,1 = 60,9 дБА;

d = (а + в) – с = (20 + 82,2) – 100 = 2,2 м;

DLА экр = 22 дБА, минимальный угол a1,2 = 550, DLА экр = 5,1 дБА.

Уровень шума в классах составит:

LА пом = LА тер - DLА ок = 60,9 – 24 = 36,9 дБА

По “Санитарным нормам …“ допустимый эквивалентный уровень звука на территории школы и в помещениях с учетом поправок составит 55 и 40 дБА соответственно. Транспортный шум превышает допустимый на территории школы на 5,9 дБА.

 

Поправки к расчетному уровню транспортного шума

1. На состав экипажей в потоке безрельсового транспорта:

Количество грузового и общественного транспорта. % Поправка, дБА Количество автомобилей с дизельными двигателями, % Поправка, дБА
-4 -3 -2 -1 Менее 10 10-20 20-30 30-50 более 50

 

2. На скорость движения транспортного потока:

Средняя скорость, км/ч Поправка, дБА Средняя скорость, км/ч Поправка, дБА
-5 -4 -3 -2 -1

 

3. На наличие трамваев в общем транспортном потоке: при типе трамваев МТВ – 5 дБА, ВРЗ – 3 дБА, «Татраң -2 дБА.

4. На характер дорожного покрытия проезжей части магистрали: асфальтобетон – 0, бетон – 3, брусчатка – 5, булыжный камень – 10 дБА.

5. На поглощение звука шумозащитными полосами зеленых насаждений:

Ширина полосы, м Ожидаемая эффективность снижения, дБА Полоса зеленых насаждений
10-15 14-20 20-25 23-30 4-5 5-8 8-10 10-12 Однорядная при шахматной посадке деревьев внутри полосы То же Двухрядная полоса с разрывами (3-5 м) Двух- или трехрядная полоса с разрывами 3 м

 

ФАКУЛЬТЕТ:қоғамдық денсаулықсақтау

КАФЕДРА: Коммуналды гигиена және Б м ЖГ

 

 

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!