Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ



Е. М. КОРОЛЕВА, Л. И. КОТЕЛЬНИЦКАЯ

РАЗРАБОТКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

БАЗОВЫХ АЛГОРИТМОВ

(VBA)

 

г.Ростов-на-Дону

2012г.

УДК 681.3(075.8)

ББК 32.97я73

К27

Печатается по решению заседания кафедры информационных технологий Ростовского института (филиала) ГОУ ВПО “РГТЭУ”

(протокол №6 от 18 января 2012г.)

 

 

Рецензент:к.п.н.,доц. Филимонова Е.В.

 

Королева Е.М., Котельницкая Л.И.

К27.Разработка и программирование базовых алгоритмов (VBA).

Учебное пособие-Ростов-на-Дону, 2012 – 55с

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс “Информатика”. В пособии даны задания для самостоятельной работы студентов. Рассмотрены типовые примеры. Решение задач позволяет приобрести практические навыки по созданию алгоритмов и использованию элементов языка Visual Basic.

 

 

© Королева Е.М., Котельницкая Л.И.

 

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПК

 

Процесс решения задачи на ПК состоит из нескольких основных этапов:

1) Постановка задачи. Формулируется задача, которую предстоит решить, производится ее анализ и выбор метода решения; определяются входные данные и выдаваемые результаты (выходные данные).

2) Алгоритмизация. Составляется алгоритм - последовательность шагов, описывающая выбранный метод решения задачи. Для описания алгоритма обычно используется язык инструкций (словесное описание) или блок-схема.

3) Программирование. Составляется программа на выбранном алгоритмическом языке.

4) Подготовка программы к выполнению на ПК. Производится непосредственный ввод программы и входных данных с экрана монитора.

5) Выполнение программы.

6) Отладка. Производится обнаружение ошибок и их исправление.

7) Тестирование. Производится проверка на работоспособность программы во всех возможных случаях ее применения.

СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМОВ

Описание алгоритмов на языке инструкций (словесное описание)

Алгоритм решения задачи оформляется в виде последовательности инструкций. Инструкции - это предписания о характере выполняемого действия.

Среди инструкций можно выделить следующие:

 

Наименование инструкции Вид инструкции
Присваивание < переменная > :=< выражение >
Получение информации Задать (x, y, z)
Выдача информации Выдать (x, y, z) Выдать ("текст")
Выбор альтернативы Если < условие > то < действие > Если < условие > то < действие1 > иначе < действие2 >
Повторение 1. Для < переменная > := < нач. значение > до < кон. значение > с шагом < знач. шага > выполнить < действие > 2. Пока <усл.> выполнить <дейcтвие> 3. Выполнять <дейcтвие> до тех пор пока <усл.>

Описание алгоритма содержит также указатели: начало и конец, которые используются для выделения самостоятельных частей алгоритма.



 

Описание алгоритмов на языке блок-схем

Алгоритмы решения задачи оформляется в виде блоков, внутри которых словами поясняется их назначение. Связь между блоками и последовательность их выполнения указываются стрелками.

Ниже приведены наиболее часто употребляемые блоки:

- +

 

ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

 

Типовые алгоритмы - это алгоритмы линейной, разветвляющейся, циклической структуры. Алгоритм любой задачи состоит из совокупности типовых алгоритмов.

 

Алгоритмы линейной структуры

Алгоритмы линейной структуры - это алгоритмы, в которых все действия выполняются в порядке их следования, одно за другим.

 

Пример1. Вычислить среднее арифметическое и среднее геометрическое

двух неотрицательных чисел: А, В.

 

Словесное описание алгоритма

 

Начало

 

1. Задать (А, В)

 

2. Вычислить Y :=

 

3. Вычислить Z :=

 

4. Выдать (Y, Z)

 

Конец

 

Блок-схема алгоритма

 

 

 
 

 

 


 

Для реализации линейных алгоритмов в программе используются оператор присваивания и операторы ввода-вывода

 

 

Алгоритмы разветвляющейся структуры



Алгоритмы разветвляющейся структуры - это алгоритмы, в которых на некотором шаге происходит выбор действий в зависимости от результатов проверки некоторого заданного условия.

Имеет место разветвление на две или большее количество ветвей. При этом реализация разветвлений на несколько ветвей сводится к разветвлению на две ветви.

 

Блок-схема вычислительных процессов, разветвляющихся на две ветви, (простое разветвление) имеет следующий вид:

+ -

 

 

Блок-схема вычислительных процессов, разветвляющихся на три ветви

(сложное разветвление), имеет следующий вид:

 

+ -

 

 

+ -

 

Пример2. Найти корни квадратного уравнения ,

используя формулы:

 

, , если ,

 

в противном случае выдать текст "Уравнение не имеет действительных корней ".

 

 

Словесное описание алгоритма

 

Начало

 

1. Задать (А, В, С)

2. Вычислить D :=

 

3. Если D < 0 то { Выдать ("Уравнение не имеет действительных корней ");

Перейти к п.7 }

 

4 Вычислить

 

5. Вычислить

6. Выдать (Х1, Х2)

 

7. Стоп

 

Конец

 

Блок-схема алгоритма

 

 

Для организации разветвлений в программах используются выбирающие операторы (условные операторы, оператор выбора) и оператор безусловного перехода.

 

Алгоритмы циклической структуры

Алгоритмы циклической структуры - это алгоритмы, в которых некоторая последовательность действий выполняется многократно.

В зависимости от постановки задачи используются циклы с заранее известным или заранее неизвестным числом повторений, итерационные циклы. Различают циклы, зависящие от одного параметра (простые) и циклы, зависящие от нескольких параметров (сложные), при этом, параметры могут меняться одновременно или не одновременно.

Организация цикла с параметром, число повторений (кратность) которого заранее известно

Для организации цикла необходимо предусмотреть:

1) задание начального значения параметра цикла;

2) изменение значений параметра перед каждым повторением цикла;

3) проверку условия окончания повторений цикла по значению параметра;

4) переход либо на начало цикла, либо на окончание цикла.

В случае, если кратность цикла заранее неизвестна, то окончание выполнения цикла проверяется некоторым условием.

 

Пример3. Вычислить

Словесное описание алгоритма

Начало

1. Задать (N, X)

2 Y := 1

3. Для I := 1 до N с шагом 1 выполнить Y :=Y*X

4. Выдать (Y)

Конец

Блок-схема алгоритма

 

 

- +

 

 
 


Пример 4. Вычислить среднее арифметическое значение массива чисел:

Х (Х1, Х2, …, XN)

 

 

Словесное описание алгоритма

 

Начало

 

1. Задать (N, Х(1:N))

 

2. Y := 0

 

3. Для I := 1 до N с шагом 1 выполнить

Y := Y + Х(I)

 

4. Y := Y/ N

 

5. Выдать (Y)

 

Конец

 

 

Пример5. Вычислить по итерационной формуле с заданной точностью Е:

 

, где X0 – начальное приближение,

условие выхода из цикла - | Xi – Xi-1 | < E

 

 

Словесное описание алгоритма

Начало

 

1. Задать (Х, Е)

 

2. U := X0

 

3. Выполнить V := U, U := V*V + Sin (V) до тех пор пока не станет

| U – V | < E

4. Выдать (U)

 

5. Конец

 

Для реализации циклических алгоритмов в программах используются операторы цикла (оператор цикла с параметром, операторы цикла с предусловием, операторы цикла с постусловием).

Организация цикла с несколькими одновременными изменяющимися

параметрами

Такой цикл сводится к простому циклу, а именно, цикл организуется по одному из параметров. Для всех остальных параметров перед циклом необходимо задать их начальные значения, а внутри цикла вычислить их текущие значения.

 

Пример6. Вычислить значения функции Z = для Х,

изменяющегося от начального значения 1 до конечного

значения 11 с шагом 2.

 

(Число повторений цикла N = 6 )

 

Блок-схема алгоритма

 

 

Организация цикла с несколькими не одновременно изменяющимися параметрами

Для описания цикла необходимо использовать систему вложенных циклов. Если внутри одного цикла располагается один или несколько других циклов, то такие циклы называются вложенными. При этом цикл, содержащий другие циклы, называется внешним, а цикл, расположенный внутри другого, называется внутренним. Правила организации внешнего и внутреннего циклов те же, что и для цикла, зависящего от одного параметра.

 

 

Пример7. Для чисел от 1 до 10 вычислить их квадраты, кубы и четвертые степени.

 

 

Словесное описание алгоритма

 

Начало

 

1. Для I := 1 до 10 с шагом 1 выполнить

{ Выдать (I);

Для J := 2 до 4 с шагом 1 выполнить

Y := I ^ J;

Выдать (Y) }

 

Конец

 

В традиционных языках программирования программист полностью

управляет работой программы. Языки программирования под ОС Windows, такие как Visual Basic (VB), основаны совершенно на другом подходе. В любой момент времени на экране существует множество объектов: окна, кнопки, меню, текстовые поля и т.д. Пользователь имеет свободу выбора: он может сделать щелчок, может перетащить объект или напечатать что-либо, и в большинстве случаев он не обязан выполнять заранее предполагаемую последовательность действий. Программист должен создать программу, которая правильно реагирует на любое действие пользователя.

Язык Visual Basic включает в себя средства визуального проектирования и объектно - ориентированного программирования.

Программа, созданная в VB, называется проектом.

В конечном итоге проект компилируется в исполняемый модуль приложения.

Для запуска модуля используется команда: RUN / Start( ).

Для запуска VBА (Visual Basic for Applications) откройте программный продукт Ms Office, например, Ms Word и выполните команду:

 

СервисМакрос Редактор Visual Basic(Ms Office 2003)

ВидМакросыМакросы Создатьмакрос с заданным именем

(Ms Office 2007)

 

Visual Basic содержит несколько отдельных окон, любое из них можно сделать “плавающим” путем перетаскивания строки заголовка по экрану Размеры можно изменить, перетаскивания их границы и углы.

 

 

 

Окно редактора Visual Basic

 

 

Главное окно

Главное окно содержит все элементы, которыми обладает любое приложение Windows - строка заголовка, строка меню и строка инструментов.

 

Окна форма1 (UserForm1) и разработка форм

Приложение Visual Basic обычно состоит из одного или более окон. На этапе разработки эти окна называются формами. В начале разработки Visual Basic предлагает одну форму, которая называется форма1.

 

Окно инструментов (Toolbox)

Любая форма содержит несколько различных объектов: командные кнопки, текстовые поля и т.д. Все они называются элементами управления. Когда создается форма, эти элементы могут быть добавлены в нее путем перетаскивания их с окна инструментов.

 

Окно свойств (Properties)

Каждая форма и каждый элемент управления на форме имеют набор свойств. Окно свойств выводит на экран свойства выбранной формы или элемента управления и позволяет изменять их.

 

Окно проекта (Project)

Окно содержит список файлов проекта.

 

Окно кода (Code)

Программные коды вводятся в окно кода и содержатся в процедурах. Код, как правило, непосредственно связан с определенным элементом управления. Это позволяет открыть окно кода двойным щелчком на элементе управления в форме.

 

Чтобы временно выйти из Visual Basic следует щелкнуть по кнопке Свернуть на главном окне. Чтобы полностью закрыть, нужно выбрать Файл / Закрыть (File / Close and Return to Ms Word). Закрытие главного окна закроет всё приложение.

 

 

Формы

Visual Basic предлагает в начале проекта форму по умолчанию: форма1 (UserForm1). Её можно использовать как фронтальное окно приложения. Размеры окна можно увеличить или уменьшить. Положение формы на экране можно изменить путём перетаскивания окна форма1 внутри окна схема формы (UserForm). Внешний вид и поведение окна определяются свойствами формы. Для каждого свойства существует установка. Если щелкнуть по форма1 в окне проект, свойства будут перечислены в окне свойств в левой колонке. Соответствующие установки показаны справа. Любое свойство можно изменить щелчком по строке.

Имя и заголовок формы могут быть изменены с помощью щелчка по существующей установке и набора новой установки (Name, Caption).

Свойство BorderStyleопределяет тип границы и элементы, которые могут находиться в площади заголовка.

Для точного задания размеров и позиции формы соответствующие установки могут быть непосредственно введены в окно свойств.

Left – расстояние левой границы от левого края экрана,

Top– расстояние верхней границы от верхнего края экрана,

Width– ширина формы,

Height– высота формы.

Все размеры измеряются в твипах. Один пункт содержит 20 твипов (пункт – единица, используемая для измерения размера шрифтов). Один сантиметр содержит около 567 твипов. Эти размеры относятся к напечатанной форме.

Когда свойство Visibieустановлено Да, окно появляется на экране на своей заранее определённой позиции, в противном случае окно скрыто.

Когда свойство формы Enabledустановлено Да, пользователь может щелкать по окну и делать его активным.

Для добавления новой формы нужно выбрать: INSERT / UserForm.

 

Элементы управления

Окно инструментов VBA содержит следующие стандартные элементы управления

 

Сelect Objects (выбор объекта)

Label (метка)

TextBox (текстовое поле)

Frame (рамка)

CommandButton (командная кнопка)

CheckBox (контрольный индикатор)

OptionButton (кнопка-переключатель)

ComboBox (комбинированный список)

ListBox (список)

ScrollBar (линейка прокрутки)

Image (изображение)

ToggleButton (переключатель)

SpinButton (счетчик)

Tabstrip (закладка)

MultiPage (закладка)

 

Чтобы добавить элементы управления в форму необходимо щелкнуть по элементу управления в окне инструментов и описать указателем площадь на форме, которая должна быть занята этим элементом.

 

Внешний вид и поведение элемента управления определяются его свойствами. Для элемента управления каждого типа свойства различны и в каждом случае система определяет их по умолчанию. Большинство свойств по умолчанию вполне удовлетворительны, так что обычно только несколько свойств нуждаются в изменениях.

Чтобы изменить свойства элемента управления, нужно щелкнуть по этому элементу. У каждого угла и на середине каждой стороны появятся “маркеры размера”. Окно свойств покажет в верхней части имя элемента управления и в списке перечисленные его свойства.

Многие свойства являются общими для всех или большинства элементов управления.

Каждый элемент управления имеет Name, которое используется для ссылок на этот элемент в процедуре. Visual Basic дает новому элементу имя по умолчанию, можно изменить эти имена на более осмысленные.

Большинство элементов управления имеют Caption, т.е. текст который находится на поверхности элемента.

Текстовые поля не имеют надписей, они содержатся в свойстве Text.

Размер и положение элемента определяются набором из четырех свойств: Width иHeightдля размеров иLeftиTopдля положения. При разработке приложения на форме присутствует фоновая сетка точек для выравнивания элементов управления.

Если элемент управления выводит на экран текст, то изменить его можно с помощью свойства Font. Из окна Font выбирается шрифт, стиль и размер шрифта.

Цвет фона элемента устанавливается свойством BackColor.

Для элементов управления, которые выводят на экран текст или графику, цвет определяется свойством ForeColor.

В каждый момент времени только один элемент управления на окне может быть активным. Это обычно обозначается тонкой границей вокруг элемента управления, подсвечиванием или появлением курсора в текстовых окнах. При нажатии клавиши [Tab]активность переходит от одного элемента к другому. Последовательность, в которой перемещается активность, определяется двумя свойствами: TabStopи TabIndex. Установка TabStop определяет, может ли элемент быть активным, а TabIndex задает последовательность, в которой элементы управления активизируются.

Свойство Visibieопределяет, является ли элемент видимым, а свойство Enabledрешает, может ли он быть использован.

 

Командные кнопкииспользуются для выполнения действий. К каждой командной кнопке присоединяется процедура, которая выполняется, когда пользователь щелкает по кнопке.

Текст, находящийся в верхней части командной кнопки, хранится в свойствеCaption. Свойство Defaultидентифицирует кнопку, которая будет задействована, когда пользователь нажмет клавишу [Enter], обычно это кнопка ОК. Только одна кнопка на форме может иметь установку Да свойства Default. Аналогичным образом только одна кнопка может иметь установку Да свойства Cancel. Эта кнопка будет задействована, когда пользователь нажмет кнопку [Esc](обычно, кнопка с надписью “Cancel“).

 

Элемент управления меткадобавляеткформетекст.

Текст метки хранится в свойстве Caption.

Установка свойства AutoSizeна Да позволяет расширить площадь метки.

Чтобы текст метки занимал более одной строки, нужно установить свойство WordWrapна Да.

Чтобы нарисовать окантовку вокруг площади, занимаемой текстом, нужно изменить свойство BorderStyleна 1.

 

Элемент управления текстовое полепредоставляет пользователю простейший способ ввода данных.

Свойство Textсодержит введенный пользователем текст после завершения ввода.

Для текстового поля нет свойства Caption, поэтому любое описание (обычно слева) должно быть сделано в виде отдельной метки.

Установка свойства MultiLineна Да создает текстовое поле с двумя или более строками текста.

Если установить свойство Locked на Да, то пользователь не сможет изменить текст.

Свойство MaxLengthустанавливает предельное количество символов, которые могут быть введены в окно. Если установка MaxLength равна 0 (по умолчанию), то количество вводимого текста ограничено только памятью компьютера.

Для текстов большого размера, когда MultiLine установлено Да, можно добавить линейки прокрутки. Свойство ScrollBar принимает следуюшие значения:

0– линеек прокрутки нет,

1– горизонтальная линейка прокрутки,

2 – вертикальная линейка прокрутки,

3– обе линейки прокрутки.

Свойство PasswordCharполезно в тех случаях, когда пользователя просят ввести пароль. Установкой этого свойства может быть любой одиночный символ (обычно символ *), этот символ выводится на экран всегда. независимо от того, какой символ вводит пользователь, а реальное содержимое ввода хранится в свойстве Text.

 

Кнопки-переключатели и контрольные индикаторы обеспечивают пользователю два различных способа делать выбор.

Кнопки-переключателиобычно появляются группами и являются взаимосвязанными. Элемент состоит из кружка и текста, находящегося рядом.

Текст хранится в свойстве Caption. Свойство Alignmentможет быть установлено 0 или 1 в зависимости от того справа или слева от кружка должен находиться текст.

Свойство Value может иметь установки Да или Нет, в зависимости от того, может быть выбрана кнопка или нет. В каждый момент времени может быть выбрана только одна кнопка.

 

Контрольные индикаторыработают аналогично, но основное отличие в том, что они работают независимо друг от друга. Пользователь может выбрать несколько контрольных индикаторов одновременно.

Для свойства Valueвозможныустановки: 0 (не выбрано), 1 (выбрано) и 2 (не доступно).

 

Рамкапозволяет объединить элементы управления в группы.

Свойство рамкиCaption. хранит текст, размещенный в левом верхнем углу рамки.

 

Линейки прокрутки часто находятся на текстовых окнах, но можно их также добавить в другие места.

Свойства Minи Maxдают предельные значения, которые могут быть использованы линейкой прокрутки.

Свойство Value представляет текущее положение маркера на линейке прокрутки, как часть расстояния от одного конца линейки прокрутки до другого.

Свойство SmallChange определяет величину, на которую изменится Value при щелчке на конце линейки прокрутки.

Свойство LargeChange oпределяет величину изменения при щелчке по самой линейке прокрутки.

 

Элемент управления изображениепозволяет добавлять в форму растровые изображения.

 

Списковикомбинированные спискипозволяют выбирать записи из списков.

 

Закладки служат для группировки элементов.

 

 

В Visual Basic код состоит из одного или нескольких операторов. В каждой строке помещается один оператор, но можно объединить несколько операторов, разделив их двоеточием. Оператор можно разделить на несколько физических строк. Разделителем строк служит символ подчеркивания ( _ ), следующий за пробелом.

Комментарии предназначены для пояснения отдельных фрагментов программы и игнорируются при выполнении программы. Для выделения начала комментария можно использовать оператор Rem, который должен находиться в отдельной строке, или верхнюю запятую ( ‘ ), которая ставится в любом месте строки, при этом текст комментария располагается справа.

 

Переменная – это именованная область памяти, предназначенная для хранения данных. Для доступа к содержимому памяти достаточно указать имя переменной.

Для имен переменной должны выполняться правила:

· имя переменной должно начинаться с буквы,

· максимальная длина имени – 255 символов,

· имена могут содержать буквы, цифры и символ подчеркивания ( _ ).

все другие символы не допускаются.

· имя не может быть зарезервированным в Visual Basic словом.

 

Переменные создаются путем их объявления в процедуре или в форме, после этого им могут быть заданы значения.

Числовые переменные хранят числа (целые числа, дробные числа, проценты, денежные суммы) и установки для численных свойств.

Строковые переменныехранят элементы текста и метки, а также установки для текстовых свойств.

 

Объявление – это оператор, указывающий имя переменной и ее тип.

Место, в котором объявляется переменная, определяет ее область действия.

· Локальные переменные объявляются в начале процедуры и доступны

только внутри этой процедуры.

· Переменные уровня формы объявляются в разделе General и

доступны для всех процедур в форме.

Переменная объявляется явно с помощью оператора Dim:

Dim < имя переменной > As < тип >

В одном операторе объявления можно объединять несколько объявлений

переменных разных типов.

Переменные могут быть одного из стандартных (встроенных) типов:

Тип Содержание и диапазон изменения Символ
INTEGER Целые числа от -32768 до +32768 %
LONG Целые числа от -2147483648 до 2147483648 &
SINGLE Вещественные от ±8.43*10^-37 до ±3.37*10^38 !
DOUBLE Вещественные от ±4.19*10^-307 до ±1.67*10^308 #
STRING Символьные с максимальной длиной 32767 знаков $
CURRENCY Денежная переменная @
BOOLEAN Логическая переменная  

Переменная может объявляться и автоматически, когда она появляется в коде (неявное объявление переменной). Для этого необходимо добавить знак типа к имени :

тип переменной знак

Integer %

Long &

Single !

Double #

Currency @

String $

Если переменная не объявлена, то ей присваивается по умолчанию тип Variant,который в различных ситуациях может представлять разные типы.

 

Кроме стандартных типов можно использовать тип, определенный

пользователем (пользовательский тип):

 

Type <имя типа>

<имя1> As <тип>

<имя2> As <тип>

. . .

<имяN> As <тип>

End Type

 

Массив - это совокупность нескольких переменных одного и того же типа, представленных одним именем. Элементы массива идентифицируются индексом, который записывается в круглых скобках после имени.

Различают статические массивы, границы которых устанавливаются на этапе разработки, и динамические массивы, которые изменяют свои границы в ходе выполнения программы.

 

Для объявления динамического массива необходимо:

· объявить массив оператором Dim с пустой размерность в разделе General,

· в процедуре оператором ReDimраспределить фактическое количество элементов.

Некоторые переменные имеют фиксированные значения, которые не могут

быть изменены пользователем или процедурой. Они могут быть объявлены

как постоянныес помощью оператораConst:

Const < имя постоянной > <As Тип> = < выражение>

Постоянные (константы) могут быть числовыми, строковыми, логическими.

 

Числовые константы могут быть целыми (+352, 46, -9), вещественными

(с фиксированной точкой – 4.2, -6.5, с плавающей точкой – -1Е+3, 7.2Е-6).

Строка– это последовательность символов, заключенная в кавычки.

Логические константы:True (Истина), False ( Ложь).

 

В роли переменных могут выступать свойства различных объектов VB.

Для доступа к свойствам объекта указывается его имя и имя свойства, разделенные точкой.

Переменным присваиваются значения с помощью выражений.

При этом тип переменной должен соответствовать типу выражения.

 

Различают выражения: арифметические, строковые, логические.

Арифметическое выражение –это комбинация чисел, арифметических

констант, числовых переменных, некоторых функций, которые связаны

арифметическими операциями:

^- возведение в степень,

*- умножение,

/ - деление,

\ - целочисленное деление,

Mod– остаток от деления,

+- сложение,

– - вычитание.

Использование круглых скобок ( ) в выражениях изменяет порядок вычислений.

Строковые выражения– это комбинация текстов,текстовых констант,

текстовых переменных, определенных функций, которые связаны операцией + или &.

Логические выражения – это комбинация логических констант, логических переменных, отношений, некоторых функций, которые связаны операциями:

Not – отрицание,

And– логическое умножение,

Or -- логическое сложение,

Eqv – логическая эквивалентность,

Imp – логическая импликация.

Отношение- это два арифметических выражения, связанные знаком

сравнения:

= , <> , < , > , <= , >=.

 

Visual Basic содержит большое количество стандартных (встроенных) функций. Аргументы, задаваемые для функции заключаются в круглые скобки, которые следуют за именем функции.

Если аргументов несколько, то они разделяются запятыми.

 

Примеры стандартных функций:

 

Abs() - абсолютное значение,

Sqr() - корень квадратный,

Log() - натуральный логарифм,

Exp() - показательная функция,

 

Sin() - синус угла в радианах,

Cos() - косинус угла в радианах,

Tan() - тангенс угла в радианах,

Atn() – арктангенс,

Sgn() - знак числа,

Rnd() – порождает случайное число в интервале от 0 до 1,

Int(), Fix() – функции округления.

Str() – преобразует число в строку,

Val() – преобразует строку в число,

 

Left(строка, число) – выделение крайних слева символов строки,

Right(строка, число)выделение крайних справа символов строки,

Mid(строка, начало, длина) – выбор подстроки,

Len() – выдает длину строки,

Ltrim() – удаление пробелов перед строкой,

Rtrim() – удаление пробелов после строки,

Trim() – удаление пробелов с обоих сторон строки,

Ucase() – преобразование символов строки в заглавные,

Lcase() –преобразованиесимволов строки в прописные,

Chr()преобразование ASCII-кода в соответствующий символ,

ASC() – выдает ASCII-код символа,

 

Date() – определение или изменение системной даты,

Time() – определение или изменение системного времени,

Eof() – возвращает логическое значение True, если достигнуто окончание

файла, и значение False – в противном случае,

Lof() – определение длины файла в байтах,

FreeFile() – определение номера файлу.

 

Для ввода данных можно использовать системную функцию InputBox,

для получения сообщения – системную функцию (или оператор) MsgBox.

 

InputBox(строка_сообщение [, Заголовок_ окна] [, НачЗначение]),

где - НачЗначение – это значение, которое будет введено автоматически в поле ввода.

 

MsgBox(строка_сообщение [, опция] [, Заголовок_окна]),

где аргумент Опция = Ор1 + Ор2.

Значение Ор1 определяет вид сообщения и пиктограмму

 

Переменная Ор1 Вид сообщения Пиктограмма  
Критическое сообщение Х
Вопрос ?
Предупреждение !
Информация i

 

Значение Ор2 определяет набор кнопок: 0 – ок, 1 – ок и отмена,

2 - прекратить, повторить и отмена, 3 – да, нет и отмена, 4 – да и нет,

5 - повторить и отмена.

 

 

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ

 

Оператор присваивания:

< имя переменной > = < выражение >

 

Оператор безусловного перехода:

GoTo <метка>

Метка – произвольное имя, заканчивающееся двоеточием.

Оператор относится к числу устаревших, поэтому лучше, если можно

его избегать.

 

Условный оператор:

 

Однострочная форма:

If<условие> Then <операторы1> [Else<операторы2>]

 

Многострочная форма:

If<.условие> Then

< операторы1>

Else

< операторы2>]

End If

Конструкции в квадратных скобках могут отсутствовать.

 

Оператор выбора:

Select Case <.переменная>

Case <значение1> : <операторы1>

. . .

Case <значениеN – 1> : <операторыN – 1>

[ Case Else : <операторыN> ] : End Select

 

Операторы цикла:

 

For < параметр цикла > = < Нач.Зн > To< Кон.Зн. > [Step < Зн.Ш >]

< операторы>

Next< параметр цикла >

(Зн.Шага по умолчанию равно +1,

Exit For – преждевременное прерывание цикла).

 

 

Do

<операторы>

Loop

(повторяется до тех пор, пока не встретится оператор: Exit Do)

 

Do While < условие >

< операторы >

Loop

Do

< операторы>

Loop While < условие >

Do Until < условие >

< операторы >

Loop

Do

< операторы>

Loop Until < условие >

 

 

ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

(ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ)

 

Среди процедур различают процедуры обработки событий и процедуры

общего назначения.

Имя процедуры обработки событий должно состоять из имени объекта и

имени события, разделенные символом подчеркивания.

Заголовок описания пользовательской процедуры содержит имя или имя и

список формальных параметров.

При передаче параметров по значению используется ключевое слово: By Val, при этом передается копия переменной и процедура не изменяет оригинальную переменную. Передача переменных по ссылке дает процедуре доступ к оригиналу переменной, что позволяет изменить ее значение.

Sub <имя>(<список формальных параметров>)

<оператор1>

<оператор2>

. . .

End Sub

Обращение происходит при помощи оператора – Call<имя>, если процедура не содержит формальных параметров, или Call<имя>(<список фактических параметров>)

 

Заголовок пользовательской функции содержит кроме имени и списка формальных параметров, еще и тип имени функции.

Function <имя>(<список формальных параметров>) As <тип>

<оператор1>

<оператор2>

. . .

имя = выражение

End Function

 

Обращение происходит при помощи указателя функции -

<имя>(<список фактических параметров>).

 

 

ФАЙЛЫ

 

Реализуется три типа доступа к файлам:

· последовательный – для чтения и записи текстовых файлов,

· произвольный – для чтения и записи текста или структурированных двоичных файлов с записями фиксированной длины,

· двоичный - для чтения и записи произвольно структурированных файлов.

 

Открытие файла произвольного доступа:

Open <.имя файла> For Random Access ДОСТУП As # <номер файла> Len=

<длина записи>,

где параметр Access задает режим доступа к файлу: Read – чтение, Write -

запись, номер файла (от 1 до 255) определяется с помощью функции

FreeFile().

 

Для записи используется оператор:

Put#<номер файла>, <номер записи>, <переменная>

Для чтения используется оператор:

Get#<номер файла>, <номер записи>, <переменная>

 

Закрытие файла:

Close #<номер файла>.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!