Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ



Известно, что у детей с церебральным параличом отме­чаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно : органическим поражением Ц Н С (дизартрии различного ти-

|

па, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная ала-лии и т. д.). Кроме того, у детей, страдающих детским цереб­ральным параличом (ДЦП), часто имеют место и функцио­нальные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка. Как пра­вило, у ребенка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Например, дисграфия может сочетаться с ала-лией или дизартрией.

Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по дан­ным различным авторов, от 70 до 85% [Е.М. Мастюкова, 1973; Н. Westlake & D. Rutherford, 1968; и др.].

Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих де­тей играет вторичное недоразвитие или более позднее фор­мирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лоб-ная, теменно-височная области).

Особенности структуры нарушений речи и степень их вы­раженности зависят в первую очередь от локализации и тя­жести поражения мозга.

Нарушение речевого онтогенеза при детском церебраль­ном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их со­циальных контактов.

При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двига­тельных и речевых расстройств. Это проявляется в общно­сти нарушений скелетной и речевой мускулатуры.


Глава VI, Нарушение речевых функций у детей с ДЦП


§ 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте


 


         
 
   
 
 
 

Речевые н чают:

арушения у детей с ДЦП вклю-

фонетико-фонематические, которые проявляются в рам­
ках различных форм дизартрии;

— специфические особенности усвоения лексической систе­
мы языка,
обусловленные спецификой самого заболе­
вания. При формировании лексической системы языка
у детей с церебральным параличом необходимо широкое
опосредование всех занятий практическими задачами
с опорой на игровые приемы, активизирующие познава­
тельную деятельность ребенка. При этом детей специально
обучают способам сенсорного обследования предметов;



нарушения грамматического строяречи, которые нераз­
рывно связаны с лексическими и фонетико-фонематиче-
скими расстройствами, их формирование осуществляется
как единый неразрывный процесс;

нарушения формирования связной речи и понимания ре­
чевого сообщения,
которые имеют некоторую специфику
при разных формах церебрального паралича. Эти нару­
шения могут иметь как специфически лингвистическую
природу, так и неспецифический характер в связи с об­
щими психическими особенностями детей с церебраль­
ным параличом;

все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нару­
шений большая роль принадлежит несформированности
зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
Их формирование, а также развитие артикуляционно-
акустических навыков имеет важное значение в преду­
преждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей
с церебральным параличом.

Чрезвычайно важным является раннее выявление рече­вых нарушений при церебральном параличе у детей для свое­временного начала логопедической работы и наиболее оп­тимальной и эффективной коррекции речевых расстройств. Поэтому представляет интерес анализ имеющихся подходов в диагностике и коррекции речевых отклонений у детей с ДЦП враннем возрасте.


 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!