Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Соотношение обязанности и ответственности руководителя



 

Руководитель может нести ответственность как гражданин и как должностное лицо. Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин полностью от­вечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему иму­ществом, за исключением той части, которая устанавливается Граж­данским процессуальным кодексом.

Компания как юридическое лицо также несет ответственность по своим обязательством всем принадлежащим ей имуществом. В гл. 22 ГК РФ устанавливаются способы обеспечения исполнения обязательств. К ним относятся неустойки, залоги, удержания иму­щества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и др.

Руководитель может нести ответственность за своих работников (ст. 402 ГК РФ) и за действия третьих лиц (ст. 403 ГК РФ).

Обязанность — это набор действий, возложенных на работника, чаще всего с его согласия, должностным лицом. Они являются обя­зательными для выполнения. Выделяют служебные, общественные, семейные и всеобщие воинские обязанности.

Ответственность — это необходимость отдавать кому-либо от­чет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия. Ответствен­ность может быть официальная и личная, принудительная и добро­вольная. Официальные виды ответственности разделяются на две группы: технологические и гуманитарные виды ответственности (рис. 89.1).

К технологическим видам ответственности относятся: професси­ональная, дисциплинарная, административная, юридическая, эко­номическая и материальная, к гуманитарным—социальная, партий­ная, этическая, экологическая и политическая.

Все эти виды ответственности можно классифицировать по:

· уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собствен­ного Я);

· времени ответственности (за прошлые, настоящие или буду­щие результаты уже принятого решения). Например, ответ­ственность руководителей фашистской Германии за преступные решения в годы второй мировой войны; ответственность иде­ологов приватизации в РФ за решения, приведшие к неспра­ведливому разделу общенародной собственности;

· ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответствен­ность за существенный ущерб не имеющая срока давности, ущерб, ответственность по которому имеет срок давности обычно 3 или 5 лет).

10.2. Суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения.

Качество — это совокупность характеристик объекта, относя­щихся к его способности удовлетворять установленные или предпо­лагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характерис­тикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хоро­шего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями (рис. 93.1).



Качество управленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих ре­шений.

На качество продукции оказывают влияние не только техничес­кий уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.

Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс произ­водства, так как управленческие решения могут загубить эффектив­ное использование самой современной технологии.

Качество управленческого решения — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработ­ке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждо­му этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низ­шему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся пос­ледовательно.

Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политичес­кой и партийной стороны.



 

10.3. Суть и содержание понятий: эффективность, результативность, производительность.

 

Управленческое решение (УР) является результатом (продукци­ей) управленческой деятельности. Поэтому для УР также справед­ливы важнейшие показатели, используемые для характеристики обычной продукции, — эффективность, результативность и произ­водительность.

Эффективность продукции определяется соотношением эффек­та (результата, прироста) и затрат на его получение.

Результативность отражает способность организации произво­дить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным временным или количественным параметрам.

Производительность труда — это показатель экономической эф­фективности трудовой деятельности персонала. Она определяется как отношение количества выпущенной продукции к затратам на ее производство.

В основе формирования и достижения необходимых показателей лежит эффективность. Данный показатель является многогранным, если учесть, что слово «эффект» означает впечатление, производи­мое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организа­ционную, экономическую, социальную, технологическую, психо­логическую, правовую, экологическую, этическую, политическую и партийную окраску. Эффект может наблюдаться или формиро­ваться. Обычно эффект (результат) сравнивают с затратами в сопо­ставимых понятиях и анализируют эффективность какого-либо про­цесса или явления. Эффективность может быть положительной и отрицательной.

Пример. В 1991 г. в Москве было 17 тыс. легковых такси, которые удов­летворяли потребность населения в перевозках на 70%, а в 1998 г. — 4 тыс. легковых такси, которые также удовлетворяли потребность в пере­возках на 70%. Положительным эффектом можно признать улучшение экологии и технического состояния такси. Отрицательным эффектом является уменьшение количества занятых водителей, нарушение сло­жившейся системы организации таксомоторного обслуживания.

Таким образом, можно говорить об экологической, организаци­онной, экономической и других видах эффективности.

Один вид эффективности может изменяться за счет другой или частично ее компенсировать. Так, увеличивая организационную эффективность, можно существенно увеличить экономическую. На­пример, при усилении порядка и технологической дисциплины в компании улучшаются производительность и результативность тру­да. А это неизбежно приводит к увеличению экономической эффек­тивности (более высокой прибыли). Руководитель должен обращать одинаковое внимание на все виды эффективности, так как в комп­лексе они могут существенно усилить результирующую эффектив­ность. Для человека и компании экономическая эффективность не самая важная. Часто ее добиваются; для того чтобы косвенным пу­тем решить организационные, экологические и другие проблемы — это косвенный путь. Лучше идти прямым путем, добиваясь хороших значений ключевых для компании видов эффективности. Эффек­тивность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производ­ству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиен­тов.

Эффективность компании в целом складывается из эффективно­сти УР, эффективности продукции, способности компании к про­изводству новой продукции, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!