Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ



1. Понятие социальной защиты населения

Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Консти­туции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация явля­ется социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содер­жится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому га­рантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Социальная защита населения в широком смысле — это совокуп­ность социально-экономических мероприятий, проводимых госу­дарством и обществом и обеспечивающих предоставление опти­мальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержа­ние жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, на­правленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; ком­плекс мер по обеспечению гарантированного государством мини­мального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связан­ного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная защита населения включает социальное обеспече­ние, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной зашиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.), социальное расслоение общества, а такое обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные цели социальной защиты населения — избавление от ;абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у се­мьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помо­гши населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной эконо­мики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации бази­руются на конституционно-правовых установках и международ­но-правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к реализации социальной защиты наибо­лее уязвимых слоев населения состоят в следующем:



первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т. д.;

обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необ­ходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную за­щиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это , обязательное пенсионное страхование работающих, создание других Фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гаранти­рующих реализацию этих прав.

В частности, 2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали­дов», 24 ноября 1995 г. — «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации», 10 декабря 1995 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации*.

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;



инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети — круглые сироты;

дети с девиантным поведением;

семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

2. Источники финансирования социальной защиты населения

Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ Основная задача Фонда социального страхования — обеспече­ние гарантированных государством пособий по временной нетрудо­способности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет со­бой систему фондов обязательного медицинского страхования, со­стоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды соз­даны для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании гра­ждан в Российской Федерации» и реализации государственной по­литики в области обязательного медицинского страхования как со­ставной части государственного социального страхования.

С 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), за­менивший страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: ПФР, Фонд социального страхования РФ в части обязатель­ного общего социального страхования, Фонды обязательного меди­цинского страхования РФ — федеральный и территориальные.

Страховые взносы в Фонд занятости отменены.

Контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налого­вые органы.

Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в том же поряд­ке, что и до 1 января 2001 г.

Взносы на обязательное медицинское страхование неработаю­щего населения в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счет средств со­ответствующих бюджетов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. функции назначения, выплаты пенсий переданы ПФР, а с 1 января 2002 г. определен статус ПФР как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.

Ежегодно утверждается бюджет ПФР. Одной из статей преду­смотрено финансирование расходов на оказание адресной социаль­ной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая медицинскую и лекарственную, на проведение мероприятий по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной материальной помощи неработающим пен­сионерам, строительства и восстановления учреждений социального обслуживания населения.

Фонды социальной поддержки населения — один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социаль­ному обслуживанию населения. Это самостоятельные государствен­ные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граж­дан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит из республиканского (федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития РФ определяет ос­новные направления расходования средств этого фонда. На терри­тории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под ру­ководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых сово­купный среднедушевой доход не превышает установленного на ре­гиональном уровне минимума.

Средства фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприя­тий по следующим направлениям:

предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

организация бесплатного питания;

предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

на оплату коммунальных и бытовых услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

создание собственных предприятий;

содействие в предоставлении кредитов и др.

Рассмотрим более подробно структуру органов социальной за­щиты населения.

3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и ре­шениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство труда и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независи­мо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задача­ми, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; по­вышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; наро­донаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная за­щита населения; социальное обслуживание населения; государствен­ная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защи­те населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Прези­дент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Пред­седатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защи­ты населения области, края называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.

Органы социальной зашиты населения области, края находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития РФ. Рассмот­рим основные задачи, функции структуру Департамента по соци­альной защите населения на примере Краснодарского края.

В пределах установленной компетенции Департамент осуществ­ляет единую государственную политику в области трудовых отноше­ний, охраны труда, социальной защиты населения через сеть подве­домственных ему государственных учреждений социального обслу­живания населения края, а также во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований, с фе­деральными и краевыми органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, общественными и иными объедине­ниями и организациями, гражданами.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституци­ей РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Положением о Департаменте и подчиняется администрации Краснодарского края. Министерство труда и соци­ального развития РФ является органом, координирующим деятель­ность Департамента.

Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусматриваемых для финансирования исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

В подчинении Департамента находятся краевые государствен­ные учреждения социального обслуживания населения системы со­циальной защиты населения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Краснодарского края.

Имущество Департамента закреплено за ним на праве оператив­ного управления и является государственной собственностью Крас­нодарского края.

Департамент осуществляет совместно с Департаментом имуще­ственных отношений Краснодарского края функции учредителя подведомственных ему государственных учреждений в соответствии с законодательством РФ; утверждает уставы подведомственных го­сударственных учреждений Краснодарского края, согласованные с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

Департамент вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации Краснодарского края представления о созда­нии, ликвидации и реорганизации подведомственных государствен­ных учреждений и государственных унитарных предприятий Крас­нодарского края.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, пе­чать с изображением Государственного герба Российской Федера­ции и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Возглавляет Департамент генеральный директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации Краснодар­ского края. В своей деятельности генеральный директор Департа­мента подчиняется главе администрации края и заместителю главы администрации края, курирующему вопросы социальной защиты населения.

Основными задачами Департамента являются:

разработка основ и реализация мер государственной политики в области социальной зашиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции;

участие в разработке прогнозов социально-экономического развития края и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения края, охраны труда, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;

разработка и реализация краевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;

реализация законодательства РФ и Краснодарского края в области социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда;

обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства РФ, иных нормативных актов в области социальной зашиты населения в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством;

подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области социальной защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным категориям и группам населения;

организация работы совместно с органами местного самоуправления по обеспечению доплатами к государственным пенсиям и другими социальными выплатами;

содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;

10) организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инвалидов;

организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;

обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области социальной защиты населения;

организация и координация разработки и внедрения в государственной системе социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения;

защита трудовых прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и краевым законодательством;

развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;

организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров;

разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;

определение потребительской корзины в целом по Краснодарскому краю;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним необходимых мер, обеспечение личного приема по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

подготовка аналитических материалов по отрасли; осуществление системного информационного обеспечения работников органов и учреждений социальной защиты населения края. Информирование населения по актуальным вопросам организации социальной защиты населения.

В соответствии с возложенными задачами Департамент осуще­ствляет следующие функции:

1) в области государственного обеспечения пособиями, компенса­циями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц:

• разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обеспечения социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц и реализуют ее во взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления края;

• осуществляет координацию и методическое обеспечение работы муниципальных органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке социальных пособий, компенсаций и доплат к государственным пенсиям;

• ведет справочно-кодификационную работу по законодательству о социальных пособиях, компенсациях, а также доплатах к государственным пенсиям;

создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты доплат к государственным пенсиям, социальных пособий и компенсаций;

организует и осуществляет в пределах установленной компетенции контроль за правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, фонда социального страхования и краевого бюджета органам социальной защиты населения;

организует и осуществляет контроль по назначению и выплате доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Краснодарского края;

2) в области социального обслуживания населения:

• осуществляет деятельность по созданию и развитию совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления края, с учетом социально-демографических особенностей территорий и потребностей различных категорий и групп населения, разветвленной сети комплексных и специализированных учреждений и служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных, полустационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

участвует в обеспечении социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания населения;

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания населения;

3) в области медико-социальной экспертизы граждан и реабилитации инвалидов:

определяет приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития территории края;

участвует в реализации федеральных программ и разработке региональных программ в области социальной защиты инвалидов;

контролирует, осуществляет координацию деятельности и методическое обеспечение учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;

формирует банк данных об инвалидах и их потребностях в социальной защите;

содействует созданию и совершенствованию деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социальной защиты населения края;

участвует в формировании перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории края в дополнение к федеральной базовой программе реабилитации инвалидов;

содействует инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации;

4) в области социальной поддержки пожилых граждан:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и реализует ее во взаимодействии с органами местного самоуправления;

координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию краевых программ по улучшению положения пожилых граждан;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий для пожилых граждан, установленных действующим законодательством;

разрабатывает и реализует меры по развитию сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и ин­валидов: центров социального обслуживания, отделений соци­ального обслуживания на дому, специализированных отделе­ний социально-медицинского обслуживания на дому, отделе­ний срочного социального обслуживания, отделений дневного пребывания, социально-реабилитационных отделений, соци­ально-оздоровительных центров, отделений временного про­живания, центров социальной адаптации лиц без определен­ного места жительства и занятий, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, специальных жилых домов, санитар­но-гигиенических отделений, социальных столовых, социаль­ных аптек, мини-прачечных, социальных мастерских;

5) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

разрабатывает предложения по формированию государствен­ной политики в области социальной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства и реализует ее во взаимодействии с органами государственной исполнительной власти и органа­ми местного самоуправления;

разрабатывает проекты краевых целевых программ по улуч­шению положения семьи, женщин и детей, координирует в пределах своей компетенции их реализацию; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реа­лизацией социальных гарантий семьям с несовершеннолетни­ми детьми согласно действующему законодательству; разрабатывает и реализует меры по развитию сети социаль­но-защитных учреждений для детей: социальных приютов, центров социальной реабилитации несовершеннолетних, цен­тров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, центров социальной помощи семье и детям, цен­тров психолого-педагогической помощи, служб экстренной психологической помощи по телефону и иных учреждений; осуществляет организационно-методическое обеспечение дея­тельности социально-защитных учреждений для детей, содей­ствие в оснащении их оборудованием;

осуществляет меры по профилактике безнадзорности несо­вершеннолетних и содействию в организации проведения ин­дивидуальной профилактической работы в отношении без­надзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родите­лей или законных представителей;

разрабатывает и осуществляет меры, направленные на созда­ние условий для социальной адаптации и интеграции в обще­ство детей с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечивает разработку мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства;

осуществляет межведомственную координацию по вопросам социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;

6) в области трудовых отношений и социальных гарантий:

• разрабатывает предложения по совершенствованию тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

создает банк данных о применяемых в организациях края нормах и нормативах трудовых затрат;

содействует защите трудовых прав работников при заключении и выполнении трудовых договоров в организациях различных форм собственности;

проводит мониторинг в сфере уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда;

организует определение потребительской корзины Краснодарского края с участием заинтересованных служб и направляет данные для экспертизы в Министерство труда и социального развития РФ. Рассчитывает величину прожиточного минимума в среднекраевых ценах;

разрабатывает порядок исчисления дохода от личного подсобного хозяйства;

• анализирует и прогнозирует демографическую ситуацию рынка труда, структуру занятости населения, трудовых ресурсов, миграционных процессов;

7) в области социального партнерства в трудовых отношениях:

• вносит предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению территориальных соглашений и коллективных договоров;

формирует краевой банк данных посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых сопроводит в установленном порядке их обучение;

организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления;

осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины и условия их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров;

участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей и формировании их составов, определении регламента и полномочий;

8) в области условий и охраны труда:

осуществляет государственное управление охраной труда в Краснодарском крае, в пределах установленной компетенции координирует работу исполнительных органов местного самоуправления в этой области;

разрабатывает краевые программы улучшения условий и охраны труда;

осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

проводит государственную экспертизу условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин и механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;

проводит государственную экспертизу условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории Краснодарского края;

участвует в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;

проводит консультации для работодателей и работников по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;

организует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;

организует обучение и проверку знаний работников организаций в области условий и охраны труда;

разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда;

осуществляет анализ кадрового потенциала, планирование роста специалистов, прогнозирование резерва на выдвижение и замещение вакантных должностей;

совершенствует работу с персоналом на основе профессионализма и компетентности специалистов, выявляя их в процессе аттестации, как наиболее эффективной формы оценки кадров;

осуществляет разработку инструктивно-методических материалов о порядке и процедуре проведения аттестации специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

Департамент в пределах своей компетенции имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

осуществлять в пределах установленной компетенции контроль за правильным применением действующего законодательства в области социальной защиты населения на территории Краснодарского края;

совместно с органами местного самоуправления принимать решения по вопросам реализации государственной социальной политики;

информировать население по вопросам социальной защиты населения и трудовых отношений;

привлекать на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке проектов нормативных правовых актов;

проводить конференции, семинары, совещания и другие социально значимые мероприятия.

3. Районные (городские) органы социальной защиты населения

Районные (городские) органы социальной защиты населения — муниципальные органы управления в структуре администрации района, города — подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

5.1. Организация деятельности Управления социальной защиты населения

Управление социальной зашиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты на­селения обеспечивают реализацию государственной политики в об­ласти обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; соци­альных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого воз­раста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей дея­тельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжения­ми Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Прави­тельства РФ и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоя­щего органа социальной зашиты населения края, области и другими нормативными актами.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюд­жетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами и является юридическим лицом, имеет самостоятель­ный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, блан­ки, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде.

В структуру Управления входят следующие подразделения:

отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей;

отдел по труду и социальным вопросам;

отдел по назначению и выплате социальных льгот, пособий и компенсаций;

централизованная бухгалтерия. Подведомственные Управлению муниципальные учреждения:

Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка»;

Центр социального обслуживания населения «Надежда». Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с положением об управлении социальной защиты населения, которое ут­верждает глава администрации города или района.

Рассмотрим, как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

Основными задачами Управления являются:

участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города;

разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения;

разработка мер, направленных на реализацию законодательства в области социальной защиты населения;

организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам;

осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере;

развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;

координация вопросов охраны и условий труда.

В соответствии с возложенными задачами управление осуществ­ляет следующие функции:

а) в области социального обслуживания:

с учетом социально-демографических особенностей города и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц муниципальных учреждений социального обслуживания и социальной помощи для инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;

оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;

оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;

проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения;

б) в области реабилитации инвалидов:

осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;

оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

V оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положе­ния инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;

• вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

осуществляет в пределах своей компетенции разработку и реализацию городских программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных действующим законодательством для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;

координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

осуществляет обеспечение граждан документами, дающими право пользования льготами в соответствии с законодательством;

осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками льготных категорий граждан и контроль за их использованием;

производит назначение и выплату социальных пособий, льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством;

г) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

• осуществляет реализацию краевых и городских программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуж­дающихся в ней;

производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;

осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;

осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без их попечения, на начальном этапе их самостоятельной жизни;

обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;

участвует в мероприятиях по профилактике детской безнадзорности в соответствии с законодательством;

д) в области труда и охраны труда:

обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий;

осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров, организует работу по заключению коллективных договоров на предприятиях и организациях города;

проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров;

осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства РФ на предприятиях и организациях города всех форм собственности;

координирует работу по подготовке и заключению соглашения о социальном партнерстве между администрацией города, профсоюзами и товаропроизводителями;

проводит анализ размера заработной платы, сложившейся в городе, осуществляет контроль за уровнем минимальной заработной платы на предприятиях;

изучает причины возникновения коллективных трудовых споров;

проводит анализ демографической ситуации в городе;

организует работу в пределах своей компетенции по реализации единой государственной политики в области охраны и улучшения условий труда;

разрабатывает городские программы по охране и улучшению условий труда;

анализирует состояние условий и охраны труда в городе;

осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях и учреждениях города;

осуществляет работу по обеспечению взаимодействия администрации города с государственными органами надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда;

осуществляет методическое руководство службой охраны труда предприятий и организаций города.

Через средства массовой информации Управление информирует население по вопросам социальной защиты и трудовых отношений. Оно взаимодействует со службами Департамента по социальной за­щите населения администрации края и осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учрежде­ний социальной защиты, а также контроль за финансово-хозяйст­венной деятельностью.

Начальник Управления назначается и освобождается от долж­ности главой города. Он несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на управление задач и осуществление им своих функций.

Начальник Управления распределяет обязанности между замес­тителями начальника управления, руководит деятельностью управ­ления на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает указания, обяза­тельные для исполнения всеми работниками управления и подве­домственными ему учреждениями;

утверждает штатное расписание подведомственных учреждений в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на их содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях управления, а также устав, положе­ния подведомственных управлению учреждений;

вносит предложения главе города по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата управления и руководителей подведомственных учреждений, о наложении дисци­плинарного взыскания на работников аппарата, представляет в ус­тановленном порядке особо отличившихся работников к присвое­нию почетных званий и наград.

5.2. Отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей

Структурным подразделением Управления социальной защиты населения является отдел по назначению и выплате государствен­ных пособий на детей.

В целях регулирования деятельности отдела разработано Положе­ние об отделе по назначению и выплате государственных пособий на детей гражданам, имеюшим несовершеннолетних детей, если их сред­недушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в крае. Основными задачами и функциями отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей являются:

реализация государственной политики социальных гарантий и социальной поддержки семей, имеющих детей;

реализация городских программ по социальной поддержке семей с детьми;

разъяснение в средствах массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей о мерах, направленных на поддержание жизненного уровня их детей;

осуществление мероприятий по практической реализации государственной политики в социальной сфере.

В соответствии с возложенными на отдел задачами его специа­листы:

осуществляют работу по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей, единовременных выплат при рождении ребенка, ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок и признанными в установленном порядке безработными;

проводят прием граждан, дают консультации по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей;

осуществляют в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных законодательством.

Возглавляет отдел заведующий, который назначается и освобож­дается от должности главой города. Он распределяет обязанности между специалистами отдела, руководит деятельностью отдела в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и несет персональную ответственность за выполнение отделом возложенных на него функций.

5.3. Отдел по труду и социальным вопросам

Структурным подразделением Управления социальной защиты населения является отдел по труду и социальным вопросам, перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед управлением социаль­ной защиты населения.

Отдел обеспечивает реализацию социальных гарантий и соци­альной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов, инвали­дов, малоимущих граждан, семьи, материнства и детства, государст­венной политики труда и трудовых отношений, развития системы социального обслуживания населения. Через средства массовой ин­формации он информирует население по вопросам назначения и выплаты социальных пособий, льгот, доплат и компенсаций.

Отдел возглавляет заведующий, который назначается и освобо­ждается от должности главой города по согласованию с начальни­ком Управления социальной защиты населения. Заведующий отде­лом распределяет обязанности между специалистами, руководит деятельностью отдела, координирует и контролирует деятельность работников отдела в пределах своей компетенции и несет персо­нальную ответственность за его работу.

5.4. Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций

Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций является структурным подразделением Управления социальной защиты населения. Он обеспечивает реализацию соци­альных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого воз­раста, ветеранов и инвалидов, малоимущих граждан.

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуще­ствляет следующие функции:

проводит прием граждан по вопросам назначения и выплаты социальных пособий, льгот и компенсаций;

производит назначение и выплату следующих видов социальных пособий, льгот и компенсаций:

а) гражданам, подвергшимся воздействию радиации (в результате аварии на Чернобыльской АЭС, на заводе «Маяк», на полигоне «Семи­палатинск»);

денежная компенсация в размере средней стоимости путевки;

денежная компенсация на детей и подростков в размере средней стоимости путевки в оздоровительные лагеря (общего и санаторного типа) и другие оздоровительные учреждения;

оплата стоимости проезда к месту лечения;

оплата стоимости проезда на междугородних видах транспорта;

оплата 50 % стоимости проезда на междугородных видах транс­порта;

единовременная компенсация за вред здоровью инвалидам;

ежегодная компенсация за вред здоровью;

единовременная материальная помощь на оздоровление;

компенсация на приобретение продовольственных товаров;

компенсация за потерю кормильца;

единовременная компенсация родителям, потерявшим кор­мильца;

единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца;

единовременная материальная помощь детям, потерявшим кор­мильца;

доплата пособия на погребение;

ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда, причиненного здоровью;

ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда се­мье умершего инвалида;

ежемесячная денежная компенсация семьям, потерявшим кор­мильца;

денежная компенсация на питание школьников и дошкольников;

денежная компенсация на эксплуатационные расходы;

денежная компенсация на транспортное обслуживание;

ежемесячная денежная компенсация;

б) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, получившим в несовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечья в годы Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны:

денежная компенсация на санаторно-курортное лечение; денежная компенсация на эксплуатационные расходы; денежная компенсация на транспортное обслуживание; компенсация стоимости проезда;

в) инвалидам — денежная компенсация на эксплуатационные расходы;

г) государственным служащим края, области и муниципальным служащим — доплата к пенсии;

д) жертвам политическим репрессий:

оплата стоимости проезда на междугородных видах транспорта; компенсация за незаконно конфискованное имущество;

единовременная денежная компенсация; возмещение затрат на погребение;

е) гражданам, уволенным с военной службы:

денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений;

ж) лицам, осуществляющим погребение неработающих, не пенсионеров:

социальное пособие на погребение;

з) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, пенсионерам:

адресная социальная помощь в виде денежных выплат;

и) по краевой целевой программе «Дети Кубани»:

выплата семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

выплата семьям с детьми школьного возраста на приобретение школьно-письменных принадлежностей, одежды, обуви;

выплата семьям, воспитывающим несовершеннолетних тройня­шек;

выплата особо одаренным детям;

к) выплаты компенсаций инвалидам на коммунальные услуги, услу­ги связи, льготного проезда;

л) материальная помощь семьям погибших в локальных конфлик­тах.

Заведующий отделом распределяет обязанности между специа­листами, руководит деятельностью отдела на принципах единонача­лия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обя­зательные для исполнения всеми работниками отдела и подведомст­венными ему учреждениями.

6. Государственная служба медико-социальной экспертизы

Особое место в системе органов управления социальной защиты I населения занимают учреждения Государственной службы меди­ко-социальной экспертизы. В целях реализации Федерального зако­на «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ 13 августа 1996 г. приняло постановление «О по­рядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением ут­верждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-соци-|альной экспертизы.

Правительство поручило Министерству труда РФ, Министерст­ву здравоохранения РФ утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями Государственной службы меди ко-социаль­ной экспертизы.

Основные задачи учреждений Государственной службы медико-со­циальной экспертизы (далее — учреждения) — определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвали­да в различных видах социальной защиты, разработка индивидуаль­ных программ реабилитации инвалидов, содействие реализации ме­роприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилита­цию, и оценка эффективности этих мероприятий, участие в разработке комплексных программ в области профилактики инва­лидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и соци­альной защиты инвалидов.

Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральны­ми законами, указами и распоряжениями Президента РФ, поста­новлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными норма­тивными правовыми актами, а также Положением об учреждениях. Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здраво­охранения, службой занятости и другими органами и учреждения­ми, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных организаций инвалидов.

Учреждения несут в установленном законодательством Россий­ской Федерации порядке ответственность за выполнение возложен­ных на них задач.

В своей деятельности учреждения используют формы первич­ных у четно-отчетных документов и бланков строгой отчетности, ут­верждаемых в установленном порядке.

Руководитель учреждения назначается и освобождается от долж­ности органом социальной защиты населения субъекта РФ, в веде­нии которого находится учреждение.

На должность руководителя учреждения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.

Руководитель учреждения выполняет следующие функции:

организует медико-социальную экспертизу и обеспечивает ее качественное проведение;

утверждает структуру, штатное расписание и должностные обязанности работников;

устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тариф­но-квалификационными требованиями, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда. Он несет персональную ответственность за деятельность учреж­дения и проведение медико-социальной экспертизы граждан.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки со­стояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в [соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социальной зашиты населения РФ и Мини­стерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется — учреждение здравоохранения).

В случае, если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию Здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочная основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.

Учреждение здравоохранения направляет в установленном по­рядке гражданина на медико-социальную экспертизу после прове­дения необходимых диагностических, лечебных и реабилитацион­ных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, по­следствиями травм и врожденными дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются дан­ные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нару­шения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилита­ционных мероприятий.

Форма направления учреждения здравоохранения на медико-со­циальную экспертизу утверждается Министерством здравоохране­ния РФ.

Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-со­циальной экспертизы, включаются в базовую программу обязатель­ного медицинского страхования граждан РФ.

Орган социальной защиты населения может направлять на ме­дико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при нали­чии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.

Форма направления органа социальной защиты населения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством соци­альной защиты населения РФ.

Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты на­селения несут ответственность за достоверность и полноту сведе­ний, указанных в направлении на меди ко-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае отказа учреждения здравоохранения или органа соци­альной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обра­титься в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному за­явлению гражданина либо письменному заявлению его законного представителя.

В случае признания лица инвалидом специалистами учрежде­ния, проводившими меди ко-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Программа утверждается руководителем учреждения и в трех­дневный срок после ее разработки направляется в орган социальной защиты населения.

По поручению Правительства Министерством труда и социаль­ного развития РФ и Министерством здравохранения РФ 29 января 1997 г. утверждены классификации и временные критерии, исполь­зуемые при проведении медико-социальной экспертизы.

Одним из видов классификаций являются классификации огра­ничений жизнедеятельности по степени выраженности, в частности ограничение способности к трудовой деятельности.

В соответствии с законами о трудовых пенсиях, о государствен­ном пенсионном обеспечении пенсия по инвалидности устанавли­вается в случае наступления инвалидности при наличии ограниче­ния способности к трудовой деятельности III, II или I степени, оп­ределяемой по медицинским показаниям. Это правило начнет действовать с 2004 г.

Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. Мини­стерству труда РФ и Министерству здравоохранения РФ поручено подготовить проект постановления «О порядке признания лица ин­валидом, установления периода инвалидности, степени ограниче­ния способности к трудовой деятельности, причины и времени на­ступления инвалидности». Срок представления данного проекта — II квартал 2003 г.

3. Всероссийское общество инвалидов

Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) является доброволь­ной общественной организацией инвалидов, действующей на основе собственного Устава, в соответствии с Конституцией РФ и действую­щим законодательством на всей территории Российской Федерации.

ВОИ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов независимо от политических и общественных ор­ганизаций, нейтрально в религиозном отношении.

ВОИ строит свою работу на основе Программы Всероссийского общества инвалидов.

Цели ВОИ:

защита прав и интересов инвалидов в Российской Федерации;

создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с другими гражданами Российской Федерации возможности участия во всех сферах жизни общества;

интеграция инвалидов в общество.

Задачи ВОИ:

выражать и защищать законные интересы и права инвалидов в центральных и местных органах государственной власти и управления, используя в этих целях право законодательной инициативы;

участвовать в формировании органов государственной власти и управления, выработке принимаемых ими решений, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

содействовать инвалидам в реализации установленных законодательством льгот и преимуществ, в получении медицинской помощи, образования, трудоустройстве, улучшении материального положения, жилищных и бытовых условий, в реализации духовных запросов;

вовлекать инвалидов в члены Общества, вести широкую пропаганду деятельности ВОИ;

участвовать в проводимых другими организациями программах и осуществлять собственные программы по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;

взаимодействовать с государственными и общественными организациями и движениями, действующими в интересах инвалидов;

развивать международные связи инвалидов и организаций инвалидов;

организовывать научные и социологические исследования по проблемам инвалидности;

осуществлять предпринимательскую, хозяйственную, производственную и иную не запрещенную законодательством деятельность для обеспечения программ ВОИ и решения уставных задач;

свободно распространять информацию о своих целях и деятельности, осуществлять в установленном порядке редакционно-издательскую деятельность, иметь свои печатные органы и иные средства массовой информации.

Принципы деятельности ВОИ:

гуманизация и милосердие;

уважение личного достоинства и мнения каждого инвалида, недопущение дискриминации инвалидов в зависимости от категории, причины и тяжести инвалидности, возраста, пола, национальности;

приоритетная поддержка членов Общества, находящихся в наиболее тяжелом положении;

выборность всех органов снизу доверху;

гласность в работе органов ВОИ, доступность информации о деятельности ВОИ, обязательный учет мнения членов Общества при выработке и принятии решений;

посильное участие членов ВОИ в работе организаций ВОИ и др.

Членами ВОИ могут быть инвалиды, родители, опекуны и попе­чители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет, проживающие на территории Российской федерации, признающие и выполняющие Устав и Программу ВОИ. Прекращение членства в ВОИ производится:

по личному письменному заявлению члена ВОИ;

в случае исключения из членов ВОИ. Средства ВОИ образуются из:

вступительных и членских взносов членов ВОИ;

доходов от предпринимательской, хозяйственной, производственной, издательской и другой не запрещенной законодательством деятельности, лотерей, аукционов, выставок и других мероприятий, проводимых ВОИ;

добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;

поступлений от благотворительных акций;

дарений учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных;

других поступлений, не запрещенных законом. Средства ВОИ расходуются в соответствии с задачами и программами Общества.

В случае прекращения деятельности ВОИ его средства и иму­щество используются на цели и в порядке, предусмотренном его Уставом.

8. Всероссийское общество слепых

Всероссийское общество слепых (ВОС) — добровольная обще­ственная организация инвалидов 1 и II групп по зрению, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуправ­ления в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

ВОС осуществляет деятельность под руководством своих выбор­ных органов на основе демократических принципов.

Центральные, республиканские (республик в составе Россий­ской Федерации) правления, а также краевые, областные. Москов­ское городское и Санкт-Петербургское правления (в дальнейшем — местное правление) ВОС представительствуют по делам Общества в государственных, общественных и других организациях.

Всероссийское общество слепых в случаях и порядке, преду­смотренных законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносит в соответствующие органы про­екты законов, постановлений и предложений по изменению и до­полнению законодательства по вопросам, связанным с деятельно­стью ВОС.

Всероссийское общество слепых самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные представи­тельные органы, выдвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.

Цели и задачи ВОС:

зашита прав и интересов инвалидов по зрению;

их социальная реабилитация и интеграция;

приобщение к труду, культуре, спорту;

развитие общественной активности;

содействие государственным и общественным организациям в решении этих задач.

Основные направления деятельности ВОС:

выявлять слепых граждан, вести их учет и вовлекать в члены ВОС. Привлекать зрячих граждан к участию в работе Общества;

популяризировать деятельность Общества;

совместно с государственными органами участвовать в разработке индивидуальных и комплексных программ реабилитации инвалидов по зрению и оказывать содействие в их реализации;

для осуществления уставных задач создавать республиканские, местные, первичные организации и группы ВОС, производственные объединения, учебно-производственные и другие предприятия, типографии, издательства, кооперативы, конструкторские бюро, базы снабжения, институты повышения квалификации, институты реабилитации, школы восстановления трудоспособности слепых, специализированные магазины по продаже товаров инвалидам по зрению, музыкально-эстрадные объединения, дома культуры, клубы, санатории, дома и базы отдыха и другие учреждения;


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!