Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характерные черты современной науки



Тема 1. Характер и особенности научного исследования

Темпы развития экономики страны в большей степени зависят от внедрения в производство достижений науки и техники, которые в настоящее время развиваются очень быстро. В условиях рыночных отношений, когда управленческие решения необходимо принимать в условиях конкуренции, необходимо всестороннее комплексное рассмотрение исследуемых процессов и явлений.

Комплексный характер решаемых задач присущ всем уровням управления сложными организациями и системами современного общества. Применение традиционных методов частных решений для них в большинстве случаев уже не дает достаточного эффекта в связи со слабым учетом возможных последствий от существенных связей с другими областями и участками хозяйственных и промышленно- производственных систем.

Одним из наиболее перспективных направлений является использование принципов так называемого системного подхода. Изучение принципов системного подхода позволит еще более расширить область его эффективного применения.

Сущность научно-технического прогресса (термин «научно-техническая революция» в последнее время считается не отвечающим сущности происходящих в области технического прогресса событиям) заключается в коренных качественных преобразованиях производительных сил и производственных отношений. При этом научно-технический прогресс охватывает не только науку и технику, но и производство. Наука — генератор идей. Техника — их материальное, вещественное воплощение. Производство — пространство, где развертывается функционирование техники, где научно-технические достижения используются людьми для получения им необходимых материальных благ.

Понятия о науке

Наука — это целостная социальная система, объединяющая в себе постоянно развивающийся набор научных знаний об объективных законах природы, научную деятельность людей, направленную на создание и развитие этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность (рис. 1.1). Система научных знаний отражена в научных понятиях, гипотезах, законах, научных фактах, теориях, идеях и т. д.

Научная деятельность — творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, а следовательно, на расширение системы научных знаний.

Рис. 1.1. Наука и ее составные части (а) и блок-схема основных целей и

подходов научного исследования (б)

 



Система знаний классифицируется по следующим направлениям:

• отрасли знаний: естественные, общественные и технические науки;

• научные дисциплины: математика, физика, химия, теория автомобиля, техническая эксплуатация автомобилей и т. д.;

• результаты научной деятельности: публикации, патенты, конструкторские разработки и т. д.

Научная деятельность классифицируется по следующим признакам:

• целевое назначение: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование (разработка) технологии и т. д.;

• виды научных работ: фундаментальные, прикладные, разработки;

• диапазон исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;

• методы исследования: теоретические, экспериментальные и смешанные.

Научные учреждения обеспечивают нормальное протекание научной деятельности и включают в себя научных сотрудников, средства научной деятельности (оборудование, приборы и т. д.), объекты научной деятельности (машины, аппараты, установки и т. д.), информационные фонды (библиотеки, патентные фонды и т. д.).

Научные учреждения классифицируются по тому признаку, к какой сфере человеческой деятельности в обществе они относятся:

• к непроизводственной сфере (академические институты, НИИ гуманитарного и общенаучного профилей, вузы непроизводственного профиля — медицинские, юридические и т. д.);

• к производственной сфере (отраслевые институты — НИИ, КБ, НПО, технические вузы).

 

Характерные черты современной науки

Современной науке присущи следующие черты:

1. Связь с производством. Наука стала непосредственной производительной силой. Около 30 % научных достижений служат производству. В то же время наука работает и на себя (фундаментальные исследования, поисковые работы и т. д.), хотя, как показывает опыт, данное направление развивается недостаточно, особенно в области проблем автомобильного транспорта. В области технической эксплуатации следует уделять больше внимания прогностическим и поисковым работам.



2. Массовость современной науки. Наряду с увеличением численности научных учреждений и сотрудников существенно возрастают капитальные вложения в науку, особенно в передовых западных странах. Несмотря на трудности в этом отношении, связанные с переходным периодом к рыночной экономике в жизни России, в бюджетах страны, принимаемых в последнее время, наблюдается устойчивая тенденция увеличения вложений в фундаментальные исследования, имеющие государственное значение.

3. Дробление, специализация, взаимодействие и взаимопроникновение наук. На базе фундаментальных наук (философии, математики, экономики, физики, химии и т. д.) образуются специальные научные дисциплины (теория машин и механизмов, сопротивление материалов, расчет и конструирование оборудования отрасли и т. д.); они создаются на основе как смежных наук, так и далеких друг от друга научных дисциплин.

4. Системный подход в изучении объектов исследования. Исследуемый объект рассматривается как некоторое сложное целое, состоящее из отдельных систем, подсистем и элементов. В зависимости от цели и задач исследования наблюдатель может изучать свойства объекта как единого целого, так и его составных частей. Причем в целом объект может обладать такими свойствами, которые не присущи в отдельности ни одной из его составляющих.

5. Резкое ускорение темпов научно-технического прогресса (НТП).

Наука представляет собой первую фазу НТП и фактически формирует основы для развития процесса в целом. В условиях НТП основные направления научных исследований сводятся к определению момента перехода на новые качественные этапы развития, а также к определению конкретных форм и методов, позволяющих перейти на эти новые этапы развития.

6. Перевод научной деятельности на хозрасчет и самоокупаемость и в ряде случаев непосредственное участие в процессах производственно-коммерческой деятельности. Научная деятельность в сферах, не связанных непосредственно с интересами государства, должна оправдать себя в финансовом отношении, становиться прибыльной и рентабельной. В условиях рыночной экономики это является мощным стимулом ускоренного внедрения достижений науки в общественное производство путем создания и широкого распространения новой техники и новых технологий (например, персональный компьютер, синтезирующий достижения многих наук, был создан и продолжает развиваться с нарастающей интенсивностью прежде всего для удовлетворения требований рынка — усложнения компьютерных игр).

7. Наличие различных источников финансирования:

• бюджетное финансирование (правительственные, межотраслевые, отраслевые и другие федеральные научно-технические программы, региональный бюджет, бюджет местного самоуправления и т. д.);

• внебюджетное финансирование (целевые средства специальных фондов и др.);

• частное инвестирование юридических лиц на основе льготных налогов, ценообразования, аренды;

• частное инвестирование физическими лицами (личные сбережения, льготные займы и т. п.);

• зарубежное инвестирование (целевые займы мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.);

Согласно принятым в последнее время постановлениям продукция научной организации является товаром. Для эффективной деятельности научной организации утверждаются следующие экономические нормативы:

• плата за основные производственные фонды (ОПФ), трудовые, природные ресурсы;

• отчисления от расчетной прибыли (доход) в государственный бюджет;

• отчисления от расчетной прибыли, а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства;

• образование фонда научно-технического и социального развития;

• образование фонда материального поощрения и общего фонда заработной платы для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;

• образование фонда валютных отчислений и др.

Государственные бюджетные ассигнования для фундаментальных исследований, которые не могут давать экономической отдачи в ближайшее время или являются необходимой частью духовного и социального развития общества, выделяются исходя из важности конкретной научно-исследовательской темы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!