Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Экологические последствия техногенного воздействия на природу и самого человека. 3 часть



Сканеры, копировальные аппараты и принтеры создали совершенно новое представление о подготовке и распространении печатной продукции, а лазерные диски – о хранении и распространении видео- и аудиоинформации. Создаются электронные базы данных, самая мощная из которых содержит около 120 Тб текстовой информации, что соответствует длине книжной полки около 5,5 тыс. км.

Все это делает Землю «большой деревней», ибо на каком бы континенте ни происходили события, люди с телекамерой делают их в очень короткий срок доступными для телезрителей всей Земли. Это реальный процесс становления и развития информационного общества и одновременно исключительно быстрой глобализации. В это же самое время 1,3 млрд. людей живут в условиях абсолютной нищеты, 2 млрд. не пользуются электричеством, а 1 млрд. – неграмотны. Иначе говоря, информационное общество – это удел «золотого миллиарда», т.е. жителей развитых стран.

Процесс глобализации, который имеет все возможности для выравнивания условий жизни в различных странах (трансляция научных и технических достижений), на деле ведет к грабежу отсталых стран. Если в 1960 г. соотношение годовой продукции богатых и бедных стран было 13:1, то в 2000 г. это соотношение изменилось до 60:1, т.е. разрыв вырос почти в 5 раз. Если в том же 1960 г. самые богатые люди (1/5 часть населения Земли) получали в среднем в 30 раз больше, чем самые бедные (1/5), то сейчас они получают в 78 раз больше. Именно во всевозрастающей разнице жизненных условий и кроются основания для терроризма и националистических движений. Есть надежда, что понимание этого ляжет в основу глобальной политики развитых стран и принесет желанное примирение.

Запуская спутники к Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и другим астрономическим объектам, человечество готовится к выходу в просторы Солнечной системы. Издавна считалось, что на образование звезды требуются миллионы лет, но, впервые на глазах у человечества, с 1947 г. по 1959 г. в составе Большой туманности Ориона группа звездоподобных объектов распалась на отдельные звезды. В 1993 г. наблюдался процесс образования планет, а 2014 и 2018 гг. ученые считают наиболее вероятными датами полета человека на Марс. Уже сейчас телескопы (Хаббла) позволили увидеть звездную систему, аналогичную Солнечной, а в ее рамках предположить наличие планеты, аналогичной Земле.

Расшифровка генотипа позволяет переходить к диагностике и лечению болезней на генетическом уровне. В частности, возбудитель атипичного (куриного) гриппа идентифицирован с вирусом – виновником инфлюэнции 20-х гг. XX в., унесшей миллионы человеческих жизней.



Среди наук на роль лидера претендует психология (точнее комплекс наук о человеке). Нейропсихологические исследования (из 70 центров по изучению человека 40 находятся в США) уже сегодня позволяют глубоко проникать в одну из самых жгучих тайн – устройство внутреннего мира человека.

Бурный прогресс технологий (в том числе нанотехнологии) открывает совершенно новые возможности, готовит новые, пока с трудом осознаваемые прорывы в нашей жизни. Так, в странах «золотого миллиарда» уже совершается переход от массового к производству небольшими партиями, формируемыми с учетом заказов и пожеланий покупателей (например, внутренняя начинка автомашин – сатуратор, телевизор и т.д.).

Другой пример. Имеющиеся в Англии и Японии приборы террагерцевого видения (на основе электромагнитных колебаний с частотой 1012 герц) позволяют читать сквозь стены, разглядывать тело человека сквозь одежду, наблюдать, например, опухоль сквозь тело. В частности, английское телевидение уже демонстрировало документальные кадры наблюдения за 12-недельным «человечком», находящимся непосредственно в теле матери. Он движется, улыбается, корчит рожицы и т.д.

Или еще пример: отрабатывается технология выращивания в питательной среде отдельных (от всего остального организма) мышц, например куриных.

Инструменты для улучшения жизненных условий в отсталых странах, для гармонизации интересов землян и для глобального управления социальными и иными процессами на планете есть. Нельзя, конечно, исключить возможность и катастрофического развития событий на Земле, но уже сегодня у руководства многих стран мира можно заметить понимание опасности и наличие запретов на ведущие к апокалипсису решения и действия. Это рождает «осторожный» оптимизм.



Представляется, что 50-летие 1984 – 2034 гг. в физике и астрономии будет ближе по типу и характеру развития к 50-летию 1934 – 1984 гг., чем к периоду 1884 – 1934 гг. Можно ожидать создания единой теории поля, что будет огромным шагом вперед. Возможно, в первой половине XXI в. выяснится ограниченность кварковой модели, и физика перейдет на следующую, более высокую ступень.

Допустима в настоящее время гипотеза о том, что кварки – это последние «кирпичики» вещества, и дальнейшее дробление не отвечает реальности. По всей вероятности, даже кварки, не говоря уже о протокварках, не начнут непосредственно «работать» в атомной физике, биологии и т.д. Они отличаются от электронов, нейтронов и атомных ядер. Если такое мнение окажется правильным, то огромную научную значимость приобретет кварковая модель. Очень важно, когда физические представления и результаты одновременно используются во многих областях естествознания и технике. Нельзя согласиться с «мнением», что научное значение физических идей, моделей и теорий должно оцениваться с точки зрения их непосредственного влияния на развитие техники или других наук.

Природа едина, и деление на науки условно. При решении любой практической проблемы необходимо учитывать возможное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. В связи с этим видятся большие возможности биофизики с ее разносторонним подходом к исследованию биологических проблем и арсеналом эффективных физико-математических методов.

Можно назвать несколько глобальных научных проблем конца XX – начала XXI вв., в решение которых биофизика могла бы внести заметный вклад:

· создание эффективных методов контроля за изменениями среды обитания человека;

· дальнейшее развитие профилактики, диагностики, поддержания и восстановления здоровья человека;

· поиск путей гарантированного обеспечения человека пищей;

· определение вариантов рационального использования уменьшающихся запасов полезных ископаемых.

Одна из важнейших задач биофизики состоит в том, чтобы разобраться в цикличности процессов, протекающих в биосфере, и сформулировать конкретные предостережения, предупредить возможное трагическое приближение к границам устойчивости биосферы.

Подводя итоги, необходимо напомнить, что мы еще достаточно далеки от понимания механизмов живой природы и призыв древних «Познай самого себя» не только остается актуальным сегодня, но и смело может быть адресован будущим поколениям биофизиков.

В XX в. древо генетики начало давать обильные плоды. Однако революция в генетике еще только начинается. Выделение и внедрение генов карликовости обеспечили стремительное распространение по всему миру короткостебельных неполегающих сортов злаков, способных давать урожай зерна до 100 ц с гектара. Они послужили основой «зеленой революции».

Разработка методов прогнозирования эффекта гетерозиса – резкого повышения продуктивности гибридов первого поколения – позволила получить множество гибридов кукурузы, риса, подсолнечника, а также кур, свиней, тутового шелкопряда, ежегодно дающих миллионы тонн дополнительной продукции.

Появился первый искусственно созданный человеком вид культурного растения – тритикале – амфидиплоид, в клетках которого функционируют хромосомы ржи и пшеницы. С помощью новейших методов генетики, в том числе и химического мутагенеза, созданы сотни новых сортов растений, а также штаммов микроорганизмов – сверхпродуцентов биологически активных веществ, например антибиотиков и витаминов.

Поразительные возможности для изучения механизмов генетических процессов и управления ими появились в связи с возникновением новой ветви биологической науки – молекулярной биологии. Открытие основного канала передачи наследственной информации путем комплементарного синтеза молекул нуклеиновых кислот и связанных с этим очень сложных, изумительно скоординированных биохимических процессов позволило увидеть поражающую воображение эволюцию макромолекул, в ходе которой были созданы такие совершенные структуры, как хлоропласты, митохондрии, рибосомы, молекулы гемоглобина и ферментов. В последние годы было показано, что только очень небольшая часть заключенных в хромосомах высших организмов молекул ДНК кодирует синтез белков, а функциональная роль более 90 % ДНК еще не известна.

Установлено мозаичное строение гена, т.е. чередование последовательности ДНК, кодирующих часть белковой молекулы, с нетранслируемыми последовательностями – нитронами. Открыты мобильные генетические элементы – последовательности ДНК, которые при смене поколений могут перемещаться по геному, «включая» и «выключая» отдельные гены, в том числе и онкогены, запускающие механизм злокачественного перерождения клетки. Роль этих «прыгающих генов» в функционировании хромосомного набора и в эволюции выяснена еще далеко не полностью. Здесь мы можем встретиться с самыми неожиданными открытиями.

Все это стало возможным благодаря разработке целой серии оригинальных методов манипулирования с молекулами нуклеиновых кислот и белков. Были созданы условия не только для расшифровки кода отдельных генов, но и для искусственного синтеза работающих генов. Возникла новая область науки – генетическая инженерия – конструирование рекомбинантных молекул.

В настоящее время ученые могут выделить природный ген или химически синтезировать его, вставить в кольцевую молекулу ДНК – плазмиду и с ее помощью заставить клетки микроорганизмов продуцировать нужные человеку вещества, например гормон роста, инсулин, интерфероны и т.д. Современная биотехнология основана на культивировании клеток или одноклеточных организмов рекомбинантными молекулами.

В области астрономии можно ожидать, что в начале третьего тысячелетия будет широко освоен весь диапазон электромагнитных волн, всесторонне изучены космические лучи и получат распространение нейтринная астрономия и астрономия гравитационных волн. Вместе с тем кажется маловероятным появление каких-либо еще неизвестных каналов астрономической информации в результате, например, открытия новых частиц. В том случае, если «предсказание» сбудется, астрономия достигнет известного насыщения в смысле освоения всех каналов информации, но это вовсе не означает насыщения количества и качества получаемой информации о Космосе.

В начале XXI в. многие актуальные проблемы физики и астрофизики будут решены, но возникнут другие. Продвинется вперед фундаментальная теория.

С помощью физики и химии биология оказалась в настоящее время способной ставить и решать великие проблемы. К ним можно отнести и изучение механизма работы мозга, и, вероятно, «мобилизацию» его гигантских резервов. Эти проблемы действительно заслуживают эпитета «великие», ибо они имеют колоссальное научное значение, а в случае успешного их решения в большой мере определят судьбы человечества. Без самого широкого использования физики и ее дальнейшего развития с учетом нужд биологии проблемы биологии не могут быть решены.

В 1934 г. была опубликована работа астрономов Вальтера Бааде (Германия) и Фрица Цвики (Швейцария), посвященная изучению эволюции звезд и галактик, в которой содержалось утверждение, что после вспышки сверхновой звезды образуется нейтронная звезда. Сам нейтрон был открыт буквально накануне. Дальнейшее развитие астрофизики пошло под знаком этой выдающейся работы; огромный круг вопросов, связанных с ней, принадлежит, и в обозримом будущем будет принадлежать, к числу важнейших.

В настоящее время астрофизика переживает период крутого подъема. Он начался после войны и характеризуется как «вторая революция в астрономии». Ее важнейший результат – всеволновая астрономия: космическое электромагнитное излучение принимается и излучается в диапазоне от радиоволн до гамма-диапазонов.

Только эпоха великих географических открытий может сравнится с нашим временем по количеству и качеству новостей о природе окружающего мира. Нет никакой возможности даже просто перечислить наиболее важные результаты. Стала вырисовываться вся грандиозная история нашей Вселенной от первых наносекунд ее существования, когда она была ультраплотной и ультрагорячей, до нашей эпохи, когда Вселенная блещет удивительным разнообразием физического состояния образующего ее вещества.

Вероятно, в начале XXI в. астрономия перестанет быть только «фотонной», возникнут нейтринная и гравитационно-волновая астрономии. Человечество узнает тайну рождения Вселенной, причину Большого взрыва. Может быть, даже «нащупает» другие вселенные с другим набором элементарных частиц, с другими законами природы и даже другими размерностями. А главное – люди лучше поймут место человека во Вселенной.

Прогресс радиоастрономических исследований определяется уровнем экспериментальной техники. Можно указать на два достижения, которые составляют основу современной радиоастрономии. Первое – разработка апертурного синтеза и синтезированных радиотелескопов, радиоинтерферометров со сверхбольшой базой. Принцип работы систем состоит в том, что сигналы, принятые разными антеннами, определенным образом складываются. В итоге удается воссоздать картину, которую дала бы одна очень большая и потому очень остронаправленная антенна. В результате в радиоастрономии уже удалось получить разрешающую силу в десятитысячные доли угловой секунды, что на несколько порядков выше разрешения наземных оптических телескопов.

Второе – разработка на основе ЭВМ многоканальных систем космической радиоспектроскопии, создание радиотелескопов-спектрометров. Они позволили исследовать структуру мазерных источников, открыть в Космосе более 50 различных органических молекул, в том числе сложные молекулы, состоящие более чем из 10 атомов.

Через 50 лет будут открыты (если они имеются) планеты у ближайших к нам 5 – 10 звезд. Скорее всего, они будут обнаружены в оптическом, инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах волн с внеатмосферных установок. Начнут создавать межзвездные корабли-зонды для посылки к одной из ближайших звезд в пределах расстояний 5 – 10 световых лет, к той, возле которой будут обнаружены планеты. Такой корабль сможет двигаться со скоростью не более 0,1 скорости света с помощью термоядерного двигателя, как это планируют американские специалисты, или с помощью набора экологически чистых, безъядерных реактивных модулей (до 200 штук), созданных КБ Владимира Николаевича Челомея.

В радиоастрономии будут использоваться гигантские космические системы апертурного синтеза с размерами радиотелескопов более 100 м и расстоянием между ними до нескольких сотен тысяч километров (сейчас наибольшее расстояние между радиотелескопами ограничено размерами Земли).

В первой трети XXI в. будет обсуждаться проблема ограничения производства термоядерной энергии, которая к тому времени станет доминирующей. Будут предприниматься серьезные шаги, чтобы использовать фоновую энергию, существующую на Земле всегда (энергию ветра, приливов, солнечную энергию и т.п.), утилизация которой не приводит к дополнительному нагреву планеты.

Очень вероятно, что будут построены специальные большие радиотелескопы для наблюдения и поиска электромагнитных сигналов разумного (искусственного) происхождения во всем перспективном диапазоне волн. Будут проведены наблюдения сигналов от значительной части звезд Галактики. Получит дальнейшее развитие теория возникновения и развития внеземных цивилизаций.

Особенно важно хотя бы в самом общем плане рассмотреть современные процессы развития науки и техники именно сегодня, в период смены всех парадигм. На первый взгляд, хаотические и апокалиптические процессы, вызванные научно-техническим развитием (исчерпание ресурсов, загрязнение среды, деградация популяции и т.д.), ведут к близкому «концу света». Катастрофические ожидания затронули и научное сообщество. В этих условиях существенно искажается и ретроспектива науки и техники.

Восприятие же истории без разрыва с современностью существенно снижает уровень антисциентизма и технофобии, позволяет реально оценивать как настоящее, так и прошлое. Заключительная тема курса при этом «стыкуется» с обязательным сегодня курсом «Концепции современного естествознания».

 

Список рекомендуемой литературы

1. Авдухов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония) [Текст] / А.Н. Авдухов. М., 1992.

2. Афанасьев Ю.Н. История науки и техники [Текст]: конспект лекций / Ю.Н. Афанасьев, Ю.С. Воронков, С.В. Кувшинов. М., 1998.

3. Бакс К. Богатства земных недр [Текст] /К. Бакс. М., 1986.

4. Беккерт М. Железо. Факты и легенды [Текст] / М. Беккерт. 2-е изд. М., 1988.

5. Блауберг И.И. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.И. Блауберг, Э.Г. Юдин. М., 1973.

6. Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих. Естественная история машин [Текст] / А.Н. Боголюбов. М., 1988.

7. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. М., 1989.

8. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера [Текст] / Ф.И. Гиренок. М., 1977.

9. Добрынин В.В. Техника и техническая культура XX века [Текст] / В.В. Добрынин // Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993. С.70 – 87.

10. Запарий В.В. История науки и техники [Текст]: курс лекций / В.В. Запарий, С.А. Нефедов. Екатеринбург, 2004.

11. Иванов Н.И. Философия техники [Текст] / Н.И. Иванов. Тверь, 1997.

12. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

13. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

14. Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] /Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. М., 1994.

15. Кузнецов В.И. Естествознание [Текст] / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. М., 1996.

16. Кузнецов В.И. Общая химия: Тенденция развития [Текст] / В.И. Кузнецов. М., 1989.

17. Наука в России – 2001 [Текст]: стат. сб. М., 2001.

18. Наука России в цифрах: 1999 [Текст]: стат. сб. М., 1999.

19. Наука России в цифрах: 2001 [Текст]: стат. сб. М., 2001.

20. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной [Текст] / И.Д. Новиков. М., 1979.

21. Полякова Т.Ю. Достижения науки и техники XX века [Текст]: учебное пособие по английскому языку для студентов технических вузов / Т.Ю. Полякова, Е.В. Синявская, Г.А. Селезнева. М., 2004.

22. Поппер К. Логика и рост научного знания [Текст] / К. Поппер. М., 1983.

23. Рыжов К.В. Сто великих изобретений [Текст] / К.В. Рыжов. М, 2000.

24. Соломатин В.А. История науки [Текст]: учебное пособие / В.А. Соломатин. М., 2003.

25. Тодосийчук А.В. Наука как фактор социального прогресса и экономического роста [Текст] / А.В. Тодосийчук. М., 2002.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный курс лекций «История науки и техники» и опыт его довольно широкой экспериментальной проверки позволяют сделать несколько общих замечаний:

· вполне оправдано и необходимо наличие такого общего, обзорного курса в учебных планах вузов любого профиля. Курс, имея свой оригинальный предмет, успешно объединяет многие другие дисциплины, существенно повышая эффективность их усвоения;

· представление курса в новом ракурсе (новая образовательная технология: мультимедийная система, учебно-методическое обеспечение лекционных, практических и самостоятельных занятий и др.) позволит получить высокое качество усвоения и использования материалов. Курс является «открытой системой», где вполне уместно подчеркнуто единство его учебной и исследовательской функций;

· опыт преподавания данного курса способствует пониманию важного места и ведущей роли гуманитарного знания как в образовании, так и во всей научно-технической культуре третьего тысячелетия. Это понимание предопределяется тем, что сегодня никакое экономическое и научно-техническое продвижение вперед невозможно без глубокого прогноза, а любой прогноз основывается на анализе комплексных, главным образом социокультурных, тенденций предшествующего развития, и чем глубже, тщательнее и объективнее изучаются эти тенденции, тем более обоснованным получается прогноз.

Управление научно-техническим развитием (а это форма социально-экономического управления), как и принятие конкретного решения в области науки и техники (открытия и изобретения), – это всегда выбор. Вся история науки и техники показывает, что свести проблему такого выбора к «логике науки и техники» не удается, такой выбор носит прежде всего этический, нравственный характер, что особенно видно в широкой исторической ретроспективе.

Изучение истории науки и техники – это прежде всего обучение нравственности. История науки и техники, принадлежащая одновременно и научно-технической и гуманитарной сферам единого знания, – незаменимая в этом отношении дисциплина, в которой органично сочетаются общефилософское и конкретное научно-техническое, историческое и логическое, социокультурное и индивидуально-психологическое отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

 

 

Библиографический список

1. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков [Текст] / Б.В. Андрианов. М., 1978.

2. Арутюнов В.С. Административно-информационная система науки [Текст] / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. М., 2001.

3. Арутюнов В.С. Динамика научной и образовательной систем [Текст] / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. М., 2001.

4. Арутюнов В.С. Наука как общественное явление [Текст] / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. М., 2001.

5. Афанасьев Ю.Н. История науки и техники [Текст]: конспект лекций / Ю.Н. Афанасьев, Ю.С. Воронков, С.В. Кувшинов. М., 1998.

6. Бакс К. Богатства земных недр [Текст] / К. Бакс. М., 1986.

7. Беккерт М. Железо. Факты и легенды [Текст] / М. Беккерт. 2-е изд. М., 1988.

8. Белькинд Л.Д. История энергетической техники [Текст] / Л.Д. Белькинд, И.Я. Конфедератов, Я.А. Шнейберг, О.Н. Веселовский. М., 1960.

9. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники [Текст] / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. №2. С.143 –147.

10. Березкина Э.И. О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае [Текст] / Э.И. Березкина // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.

11. Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Бесов. Харьков, 1996.

12. Бируля П. Ядерный штурм [Текст] / П. Бируля. М., 1980.

13. Блауберг И.И. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.И. Блауберг, Э.Г. Юдин. М., 1973.

14. Богаевский Б.Л. История техники [Текст] / Б.Л. Богаевский. М.;Л., 1936.

15. Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих. Естественная история машин [Текст] / А.Н. Боголюбов. М., 1988.

16. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия [Текст] / Г.М. Бонгард-Левин. М., 1980.

17. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности [Текст] / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. М., 1985.

18. Борев В.Ю. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса [Текст] / В.Ю. Борев, Г.Н. Венетинов. М., 1988.

19. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса [Текст] / Л.С. Васильев // Философия и общество. 1997. № 1.

20. Вебер М. Аграрная история древнего мира [Текст] / М. Вебер. М., 1925.

21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление [Текст] / В.И. Вернадский. М., 1991.

22. Вернадский В.И. Начало и вечность науки [Текст] / В.И. Вернадский. М., 1989.

23. Виргинский В.С. История техники железнодорожного транспорта [Текст] / В.С. Виргинский. М., 1938. Вып. I.

24. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы [Текст] /Т.П. Воронина. М., 1995.

25. Гаврилов Д.В. Горнозаводский Урал. XVII – XX вв. [Текст] / Д.В. Гаврилов. Екатеринбург, 2005.

26. Горюнов В.П. Теория социальной относительности [Текст]: методологические проблемы построения целостной модели общества / В.П. Горюнов. М., 1993.

27. Горюнов В.П. Техника и природа [Текст] / В.П. Горюнов. Л., 1980.

28. Горюнов В.П. Философия науки и техники [Текст]: конспект лекций / В.П. Горюнов, В.К. Гавришин. СПб., 2000.

29. Гохберг Л. Российская наука: интеграция в глобальные процессы [Текст] / Л. Гохберг // Человек и труд. 2000. №11. С. 81 – 84.

30. Данилевский В.В. Очерки истории техники XVIII – XIXвв. [Текст] / В.В. Данилевский. М.;Л., 1934.

31. Джеймс П. Древние изобретения [Текст]: пер. с англ. / П. Джеймс, Н. Торп. М, 1997.

32. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья [Текст] / О.А. Добиаш-Рождественская. М., 1987.

33. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания [Текст] / Т.Я. Дубнищева. Новосибирск, 1997.

34. Дюби Ж. Европа в средние века [Текст] / Ж. Дюби. Смоленск, 1994.

35. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности [Текст] / Ю. Заблоцка. М.,1989.

36. Запарий В.В. Технологическая интерпретация новой истории России [Текст] /В.В. Запарий, Б.В. Личман, С.А. Нефедов //Регион-Урал. 1999. № 12.

37. Запарий В.В. Черная металлургия Урала. XVIII – XX вв. [Текст] / В.В. Запарий. Екатеринбург, 2001.

38. Запарий В.В. История черной металлургии Урала. XVIII-XX вв. [Текст]: учебное пособие / В.В. Запарий. Екатеринбург, 2005.

39. Запарий В.В. История науки и техники [Текст]: курс лекций / В.В. Запарий, С.А. Нефедов. Екатеринбург, 2004.

40. Зворыкин А.А. История техники [Текст] / А.А. Зворыкин, Н.И. Осьмова, В.И. Чернышев, С.В. Шухардин. М., 1962.

41. Иванов Н.И. Философия техники [Текст] / Н.И. Иванов. Тверь, 1997.

42. Ильин В.В. Критерии научности знания [Текст] / В.В. Ильин. М., 1989.

43. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

44. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

45. Капра Ф. Дао физики [Текст] / Ф. Капра. СПб., 1994.

46. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии [Текст] / А.В. Кезин. М., 1989.

47. Кикоин И.К. Рассказы о физике и физиках [Текст] / И.К. Кикоин. М., 1965.

48. Кириллин Л.Л. Страницы истории науки и техники [Текст] / Л.Л. Кириллин. М., 1986.

49. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима [Текст] / К. Куманецкий. М., 1990.

50. Кун Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. М., 1980.

51. Курбатов В.В. Советская архитектура [Текст] / В.В. Курбатов. М., 1988.

52. Лилли С. Люди, машины и история [Текст] / С. Лилли. М., 1970.

53. Манн Л. Транспорт, энергия, будущее [Текст] / Л. Манн. М., 1987.

54. Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие [Текст] / В.Е. Маркевич. СПб., 1994.

55. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры [Текст] / Г.Е. Марков. М., 1979.

56. Мельников И.И. Проблемы законодательного обеспечения научной деятельности в высшей школе [Текст] / И.И. Мельников, Г.К. Сафаралиев, А.П. Бердашкевич. М., 2001.

57. Мельников И.И. Структура законодательства о науке как отрасли права [Текст] /И.И. Мельников, Г.К. Сафаралиев, А.П. Бердашкевич. М., 2002.

58. Милославский М.С. История строительной техники и архитектуры [Текст] /М.С. Милославский. М., 1964.

59. Николаев И. Приоритетные направления науки и технологии. Выбор и реализация [Текст] / И. Николаев. М., 1995.

60. Новиков И.Т. Научно-технический прогресс в строительстве [Текст] / И.Т. Новиков. М., 1983.

61. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации) [Текст] / А.Л. Оппенхейм. М., 1980.

62. Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых походов [Текст] /Дж. К. Райт. М., 1988.

63. Ракитов А.И. Государственные приоритеты в науке и образовании [Текст] / А.И. Ракитов. М., 2001.

64. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции [Текст] / А.И. Ракитов. М., 1991.

65. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества [Текст] / В.П. Рачков. Свердловск, 1991.

66. Рыжов К.В. Сто великих изобретений [Текст] / К.В. Рыжов. М, 2000.

67. Савельева Т.Н. Материальная культура Древнего Египта [Текст] / Т.Н. Савельева //Культура Древнего Египта. М., 1976.

68. Семенов Н.Н. Наука и общество [Текст] / Н.Н. Семенов. М., 1973.

69. Семенов С.А. Происхождение земледелия [Текст] / С.А. Семенов. Л., 1974.

70. Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи [Текст] / А.Б. Снисаренко. Л., 1990.

71. Соломатин В.А. История науки [Текст]: учебное пособие / В.А. Соломатин. М., 2003.

72. Стучевский И.А. Научная мысль в Древнем Египте [Текст] / И.А. Стучевский //Культура Древнего Египта. М., 1976.

73. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.) [Текст] / П. Таннери. М., 1934.

74. Удальцова З.В. Византийская культура [Текст] / З.В. Удальцова. М., 1988.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!