Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев [и др.]



Оглавление

Предисловие .................................................................................................... 4

Введение ........................................................................................................... 7

Лекция 1. Предметное содержание истории науки и техники ....................... 9

Лекция 2. Знания и технико-технологические достижения первобытной

эпохи. Сущность неолитической революции ............................... 36

Лекция 3. Становление первых систем рациональных знаний и развитие

техники в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Египет,

Индия, Китай и другие) ................................................................. 47

Лекция 4. Развитие науки и техники в античном мире

(Древняя Греция и Древний Рим) ................................................. 61

Лекция 5. Наука, техника и технология средневековой эпохи

(VI – XVI вв.) ................................................................................. 72

Лекция 6. Научная революция и технико-технологические достижения

мануфактурного периода (XVII – начало XVIII вв.) ................... 94

Лекция 7. Развитие науки, техники и технологий в условиях

промышленной революции (XVIII – XIX вв.)……………………...105

Лекция 8. Наука и техника на рубеже XIX – начале XX вв ........…………….. 124

Лекция 9. Научно-технический прогресс в ХХ в.

Информационная революция .................................................... 141

Заключение .................................................................................................. 172

Библиографический список ...................................................................... 173

Приложение 1. Основные термины и понятия .......................................... 176

Приложение 2. Хронология истории науки и техники ............................. 202


Предисловие,

или «Какой видится история науки и техники»

 

С незапамятных времён все школяры, и студенты в том числе, делят научные дисциплины на полезные и не очень, чтобы неделикатно называть их бесполезными. В годы моего студенчества я тоже придерживался такого же деления изучаемых дисциплин.

Позже, когда я стал работать, мне нередко приходилось с досадой рыться и штудировать «ненужные» учебники. К счастью, наши преподаватели добросовестно вдалбливали в наши головы, отвергаемые нами дисциплины, что давало возможность, если не вспомнить нелюбимые уроки, то хотя бы быстро найти нужную книгу.



Много времени прошло со студенческих лет. В связи с жизненными обстоятельствами мне приходилось часто обращаться к самым разным научным и техническим дисциплинам, и я давно усвоил, что нет ненужных знаний, есть скучные и неинтересные люди. Человек без интереса к жизни, к творчеству, к тяге в новое увлекательное будущее подобен высохшему дереву. Плодов он не даст и новое усваивать не будет, в отличие от вас, пришедших в один из лучших университетов страны.

За время учёбы вы усвоите много сведений, знаний и умений. Это всё – основательная подготовка к долгой, надеюсь, интересной и творческой жизни. Конечно, для такой жизни надо будет усваивать новые знания и умения. Хорошо, если вы освоите какой-нибудь из иностранных языков, чтобы иметь возможность свободно общаться с иностранными специалистами. Вам, будущим специалистам, надо развивать не только опыт, умения пользоваться специальными техническими и научными знаниями, но стремиться к тому, чтобы стать широко образованными людьми. Для этого надо хорошо знать русскую историю, русскую литературу, разбираться в хитросплетениях современной политики. Конечно же, вы должны быть хорошо подготовленными к решению хотя бы простых экономических задач. Одним словом, стать современным инженером – это значит стать разносторонне образованным инженером.

В советские времена нас учили тому, что главная наука – это основы марксизма-ленинизма. Сейчас отношение к этой науке известное, отрицательное. Не буду распространяться на эту тему. Время всё расставит на свои места, поживём – увидим. К тому же известно, что свято место пусто не бывает, умных людей в России всегда было достаточно. Я не знаю точно, кто и когда предложил в технических учебных заведениях ввести преподавание истории науки и техники. Мне эта идея очень нравится. Конечно, давно известно, что такой раздел истории был и есть, но изучением науки и техники широко не занимались, и тем более важно было сделать такой раздел истории учебным курсом.



В УГТУ – УПИ создана кафедра Истории науки и техники. Организовано преподавание этой научной дисциплины. Выпускается учебно-методическая литература. К этой литературе относится курс лекций по истории науки и техники, изданный в УГТУ – УПИ коллективом авторов под редакцией профессора, доктора исторических наук В.В. Запария.

В чём сложность и необходимость преподавания истории науки и техники? Прежде всего, в том, что эта наука находится, и будет всегда находиться в состоянии непрерывного роста и обновления. Таковы свойства и науки, и техники. Отобрать материал для изучения этого учебного курса в объёме 9 – 10 лекций очень сложно. Слишком много интересного и поучительного в истории науки и техники.

Теперь о необходимости изучения истории науки и техники. Её нелегко изучать даже в учебных курсах всех разделов истории. В таком виде она предстаёт перед студентами-историками как дисциплина, от которой очень трудно улизнуть. Что же говорить о студентах других специальностей? Деление всех изучаемых в вузах дисциплин на часть обязательную и часть желательную всегда было, есть и будет. Это вытекает, прежде всего, из весьма естественного и похвального общего желания всех профессоров и преподавателей вложить в студентов как можно больше знаний. В результате учебные курсы хотите вы, уважаемые учителя, или не хотите, но избежать избытка требуемых вами знаний, по-моему, невозможно. Если вы и делаете это предельно экономно, то найдутся другие ваши коллеги, которые не удержатся от экономии. Да и кто сказал и кому это известно, сколько знаний из учебных дисциплин надо вложить в студенческие головы? К тому же студенты – люди молодые. У них много желаний и соблазнов. Да что об этом говорить: и мы не были монахами!

Но учить историю науки и техники, всё же, мои дорогие студенты, надо. Это надо знать как часть вашей жизни, как понимание приобщения к мировой культуре. Наконец, каким же вы будете специалистом, если не знаете своей профессиональной истории? Ваши преподаватели будут вам обязательно говорить о том, что вы должны изучать историю науки и техники творчески. Конечно, это совершенно правильные слова, но их надо усваивать активно. Это означает, что надо внимательно слушать лекции и записывать их. Слушание и запись лекций приводит к лучшему запоминанию. Внимание при этом усиливается, особенно, если вы будете ещё задавать и вопросы по теме лекции.

Я предлагаю преподавателям поручать студентам, изучающим историю науки и техники, выполнять домашние задания по темам лекций. Даже если это и не обрадует студентов, то польза от таких занятий будет несомненной, поскольку это, несомненно, будет и расширять их эрудицию, и усвоение изучаемых вопросов будет прочнее.

Несколько общих слов о самой истории науки и техники. Мы почти автоматически произносим вместе эти два слова: наука и техника. Но кто-нибудь задумался над тем, что было сначала наука или техника? Что было раньше – яйцо или курица? Свифт этот же вопрос задал немного по-другому: с какой стороны надо бить яйцо – с острого конца или тупого? В его великой книге написано, что решение этого вопроса вызвало войну. К сожалению, подобных «умных» или «содержательных» вопросов в мире в разные времена возникало много, и задаётся их немало и до сих пор, порождая раздоры, вплоть до войн. Я думаю, что выяснение вопроса: что было раньше – техника или наука, не породит войн. Жизнь, прежде всего, материальна, и всё материальное первично. Это доказано давно и не нуждается в подтверждении или опровержении.

Это не означает, что наука всегда вторична. Это далеко не так. В нынешние времена приходится часто и мучительно думать, как правильно решить вопрос. Особенно часто такие ситуации возникают, когда, изучая природу, мы порой встречаемся с такими явлениями и процессами, которые могут казаться неразрешимыми. Такие случаи встречались и раньше. Их решение, в конце концов, находилось постановкой дополнительных исследований, путём расчётов и размышлений. Мы всё глубже и шире узнаём окружающий нас мир. Как понять то, что происходит вне существующих у нас средств наблюдений? Как подобраться к невидимому и неосязаемому? Как догадаться, или точнее сказать, понять, что произойдёт после нелинейного процесса? И так далее, и тому подобное.

Безмерно число вопросов, как и безмерно число людей, которые искали ответы на них, и будут продолжать искать. Всё время хочется узнать, что там за следующим поворотом ведущей вдаль дороги. Таково уж свойство людей ищущих и находящих ответы. Ни с чем не сравнить радость открытия, нахождения решения пусть маленькой, но своей проблемы.

Я счастлив тем, что мне довелось и до сих пор доводится испытывать огромное удовлетворение от творческой работы. Со временем и вы научитесь открывать новое, вам неизвестное. Вам доведётся испытывать ни с чем не сравнимое чувства творения нового. За вами будущее, и, несомненно, вы будете создавать прекрасные образцы техники, которые будут радовать и вас, и многих людей, которые станут пользоваться вашими творениями. Удачи вам, открыватели нового!

 

Академик РАН,

лауреат Демидовской премии,

доктор технических наук,

профессор Б.В. Литвинов

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «История науки и техники», изучаемая в ведущих вузах страны и во многих учебных заведениях мира, является интегральной дисциплиной, устраняющей противоречия в понимании различий между естествознанием и техникой, с одной стороны, естественнонаучным и техническим знанием и знанием гуманитарным, с другой. История науки и техники представляется как форма единой культуры человечества и одинаково важна для гуманитарного, естественнонаучного и технического образования.

В учебном процессе знание представлено в самых разных формах. Поэтому понимание его природы выступает не столько в форме общеизвестного результата, сколько в форме постоянного развития единой системы знаний. Особенно важным в изучении курса «История науки и техники» является сочетание авторского творческого подхода преподавателя к учебному процессу и исследовательского, новаторского отношения студентов в процессе обучения. Для достижения этого необходимы создание и постоянное обновление информационной базы курса, разработка и использование специальных образовательных программ и методов обучения студентов, привлечение тематически подобранных документальных и иллюстративных (в том числе и раздаточных) материалов и экспонатов, отражающих специфику дисциплины.

Изучение предмета строится на сочетании лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов.

Основные цели дисциплины:

· дать представление о месте и роли истории науки и техники в системе гуманитарного знания;

· сформировать системное понимание окружающего мира в аспекте науки и техники, в их исторической ретроспективе;

· дать представление об основных периодах развития науки и техники, исторических событиях, фактах, датах и именах выдающихся деятелей отечества и мира;

· показать роль научно-технического прогресса как движущей силы истории;

· познакомить студентов с методами развития профессионального мышления и научно-технического творчества;

· способствовать повышению общей культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самообразования;

· на исторических примерах научить студентов самостоятельно определять цели профессиональной деятельности и собственные возможности в их реализации.

Основная концепция реализуемой профессиональной образовательной программы заключается в анализе и раскрытии истории научного знания и технико-технологических процессов в контексте общеисторического развития человеческого общества. Именно это составляет теоретико-методологическую новизну подхода по сравнению с классическими зарубежными курсами.

Структура и содержание курса органически синтезируют вопросы методологии и истории науки и техники, показывают их взаимосвязь и взаимовлияние, важность и актуальность. В материале курса излагаются принципиальные положения истории науки и техники на основе сочетания социально-экономического, социокультурного, экологического и других подходов с использованием результатов исторических и иных исследований научно-технического развития человечества.

В рамках курса истории науки и техники важно показать науку как социально-культурный феномен, сформировавшийся в процессе развития цивилизации. Именно историко-культурный анализ прошлого и настоящего науки и техники позволит правильно оценить их перспективы и роль в будущем человечества.


Лекция 1

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Проблематика лекции

Предмет истории науки и техники и ее место в системе гуманитарного, естественнонаучного и технического знаний. Источники изучения истории науки и техники. Проблема периодизации истории науки и техники.

Понятие науки и техники. Формы организации науки и научных исследований. Наука в контексте других видов человеческой деятельности. Эволюция научного знания. Характер, принципы существования, классификации научного знания. Отношение к науке и технике в различные исторические эпохи. Взаимосвязь науки и техники. Специфика научной деятельности. Проблема новых научных направлений.

Роль науки и техники в истории человечества. Определяющая роль техники во взаимоотношениях человека и природы. Роль освоения новых орудий труда в процессе антропогенеза. Техника – основной компонент материальной культуры. Функциональный принцип классификации техники. Техника и технология как определяющие факторы образа жизни. Технологические революции. Техносфера: понятие и структура. Проблемы соотношения природы и техносферы. Роль государства в развитии науки и техники.

* * *

История науки и техники – это самостоятельная, институционально оформленная отрасль исторической науки, дисциплинарное становление которой происходит и в настоящее время. Она носит междисциплинарный характер; является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической; это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющаяся прямой суммой знаний; это динамично изменяющаяся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами; является своеобразным отражением междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.

История науки и техники как учебная дисциплина находится в стадии становления, поэтому важно четко и ясно представлять необходимость знаний по данному направлению. В связи с этим возникает ряд проблем:

· при исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники используется несколько гипотез и путей решения;

· изучение истории науки и техники позволяет определить и обосновать правильное направление их развития;

· знание истории науки и техники подсказывает аналогии в решении похожей проблемы из прошлого в будущем;

· знание истории науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления;

· осмысление истории науки и техники влияет на формирование научного миропонимания;

· выявление законов и закономерностей развития науки и техники в целом.

Предметом учебной дисциплины является совокупность основных познавательных моделей, фактов, законов и закономерностей историко-научного и технико-технологического развития человечества как формы его социокультурного развития от древности до современности. В этом отношении важное значение имеют информация о событиях и творцах истории науки и техники, материальные памятники истории науки и техники, процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях, структура и содержание научно-технического знания.

Целямиистории науки и техники являются:

· обеспечение постоянного повышения качества общекультурного и научно-технического потенциала общества;

· создание и поддержание научной и технической среды как органической части всех современных социальных институтов: образования, науки, экономики, музейного дела и др.;

· интегрирование естественнонаучной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания;

· постоянное введение в научный и культурный оборот нового фактического и концептуального историко-научного и историко-технического знания;

· создание фактологической и концептуальной основ для разработки вероятностных моделей различного уровня научно-технического и социального развития общества.

Кзадачамистории науки и техники относятся:

· поиск, систематизация, анализ и обобщение исторических фактов;

· расширение источниковой базы для исследований;

· изучение законов и закономерностей научно-технического развития;

· совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа источников, создание и критика концептуальных моделей описания и объяснения научного знания, расширение практики экспериментальной проверки и математического описания исторического знания, использование компьютерных технологий);

· исследование особенностей развития, роли и значения науки и техники в отдельные исторические периоды, в отдельных регионах и странах.

История науки и техники имеет свою структуру и инфраструктуру. Это совокупность основных организационно оформленных структурных единиц: исследовательские институты, факультеты и кафедры, общества и фонды, национальные и международные сообщества, музеи и специальные экспозиции, журналы и газеты, компьютерные базы данных, аудиовизуальные материалы, энциклопедии и монографии.

История науки и техники как отрасль знания и научная дисциплина имеет собственный научный аппарат, т. е. совокупность терминов, категорий, определений, которыми ученые оперируют при описании и анализе научно-исторических явлений. Такое понятие, как история (от греч. – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем), имеет множество значений: процесс развития чего-либо; комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; наука о развитии какой-либо области природы или знания; действительность в ее развитии и движении; прошлое, сохраняющееся в памяти человечества; рассказ, повествование.

История науки и техники имеет свою историографию, которая изучает проблемы генезиса и последующего развития науки и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями общества; осуществляет анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этих процессов; обеспечивает взаимодействие истории науки и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и т.п.; влияет на формирование и смену научных концепций, школ и направлений; проводит анализ методов и конкретных методик научных разработок; изучает эволюцию структуры и изменение функций истории науки и техники как научной дисциплины.

Историографияистории науки и техники решает следующие задачи:

· изучение путей и закономерностей формирования источниковой базы;

· происхождения и эволюции основных видов источников;

· анализ структуры источниковой базы.

К особенностям источниковой базы относятся массивность информационных фондов и их стремительный рост, высокий уровень дублирования, многоаспектность интерпретации, многообразие тем информации и отсутствие единой научной классификации источников по истории науки и техники.

Следует отметить важность и необходимость для курса таких понятий, как факт, источник и памятник.

Факт – это действительное, невымышленное событие, явление, твердо установленное знание, данные опыта, служащие для какого-либо заключения, вывода и проверки.

Исторический источник – это документ, представленный на различных носителях информации, или вещественный предмет, посредством которого осуществляется процесс изучения истории человеческого общества.

Исторические источникитрадиционно классифицируются по группам и видам на письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, аудио- и видеоматериалы. По месту хранения источники подразделяются на архивные, музейные, библиотечные и др. По степени формализации источники бывают полностью или частично формализованные и не поддающиеся формализации. По времени возникновения источники различают в соответствии с историческими эпохами: Древность, Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время.

Любое исследование начинается с поиска источников, отбора и критического анализа исторических источников. Критический анализ источников проводится в целях выявления подлинности источника, достоверности информации, обоснования использования источника и содержащейся в нем информации в исследовании.

Памятник истории науки и техникиэто объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Памятники классифицируются на вещественные, письменные, изобразительные, фонопамятники и памятные места.

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).

В настоящее время в истории науки и техники выделяются три основных модели исторических реконструкций:

· как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

· как процесс развития посредством научных революций;

· как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.

Первая модель связана с философией позитивизма. Согласно этой модели каждый последующий шаг в науке можно сделать, опираясь на предыдущие достижения. Предшествующее развитие науки является основой современного состояния – новое знание всегда совершеннее вчерашнего. Историческое развитие науки служит только подготовкой ее современного состояния. Накопленный массив знаний, который сегодня не соответствует современным теориям, считается ненужным и ошибочным на пути истинного прогресса.

Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с общим кризисом позитивизма. Ее содержание составляет положение об абсолютной прерывистости хода развития научного знания. После научной революции наука развивается в новом и, как правило, принципиально другом направлении. Наука представляется не простым приращением новых знаний, а комплексом знаний, характерным для каждой эпохи. Комплексам присущи свои методы, правила, законы, научные теории и практики, составляющие понятие парадигма, введенное в научный оборот американским философом и историком науки Т. Куном в работе «Структура научных революций».

Смена парадигм происходит в процессе научных революций и всегда связана со сменой поколений ученых. В историческом развитии выделяют несколько типов революций:

· микрореволюция – затрагивающая одну из областей знания;

· революция – затрагивающая несколько областей;

· глобальнаяреволюция – радикально меняющая базисные принципы и основы знания.

Третья модель – модель ситуационных исследований. В ней ставится задача объяснить прошлое событие не как вписывающееся в единый исторический ход, а как неповторимое, невоспроизводимое в других исторических условиях. Модель допускает одновременное сосуществование различных теорий, парадигм, между событиями которых устанавливаются диалогические отношения.

Особенность современных теоретических построений – практически полная автономность истории науки и истории техники. Теоретическое осмысление истории техники сейчас только начинается и отстает от аналогичных процессов в истории науки на 30 лет. Серьезные наработки в анализе истории науки и техники как взаимосвязанного процесса практически отсутствуют.

Одной из определяющих и самых динамичных особенностей современной культуры является наука. В настоящее время любое обсуждение не только экономических и политических, но и социальных, культурных и антропологических проблем происходит обязательно при учете развития науки в целом.

На протяжении всей истории люди выработали несколько форм освоения и познания окружающего их мира. Одной из важнейших является, безусловно, наука. С её возникновением в сокровищнице духовных и практических знаний человечества стали накапливаться поистине уникальные продукты, которые играют все более важную роль в понимании, освоении и преобразовании действительности. Сегодня совершенно очевидно, что наука занимает исключительно важную сферу духовной культуры, поскольку большинство проблем, возникающих перед обществом, может быть решено только с помощью науки.

Термин наука сейчас употребляется очень широко и в самых различных смыслах. Прежде всего, обратим внимание на этимологию самого латинского слова scientia, что в переводе означает знание. С определенного времени это слово стало означать собственно науку и в этом значении вошло во все европейские языки.

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей в целях получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

Однако не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

Продуктом научной деятельности, кроме знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), являются методология и методы, приборы и инструменты, стиль и организация и так далее.

Непосредственными целями научной деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.

Важнейшим отличительным признаком научного знания является его систематизированность. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научная картина мира. Система, в отличие от простой суммы частей, характеризуется внутренним единством, взаимосвязанностью, невозможностью изъятия ни одного элемента. Научные знания всегда выступают в виде определенных систем, построенных на определенных фундаментальных принципах, категориях, понятиях: из этих принципов выводятся все остальные знания. Кроме того, система включает важные опытные факты (постулаты), эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.

Важным критерием научности является цель научного познания. Она формулируется как «постижение истины ради самой истины». Практическая полезность знаний (утилитарная) для науки значения не имеет.

Решающим фактором оценки научности знаний является их объективность и универсальность. В одинаковых условиях действие научных законов должно давать одинаковые результаты. Вариативность результатов не отменяет закон, а лишь указывает на особый характер его проявления.

Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность. По сравнению с искусством, где любое произведение органически связано с конкретным автором, в науке, несмотря на то, что многие законы, теории, концепции, открытия и изобретения называются по имени ученого, они все равно были бы открыты, исследованы, созданы и изобретены. Если искусство – это «мышление в образах», то наука – «мышление в понятиях». В науке «генетически» заложено стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию о мире и человеке.

Искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука – на понятийно-интеллектуальную. Наука отличается от искусства своеобразным сочетанием интуиции и рациональности. Она не останавливается на уровне образов, а доводит наблюдаемое до уровня теории и исследования.

В отличие от других видов предметной деятельности, где результат известен заранее, наука дает постоянное приращение знаний. Искусство посредством художественных образов отражает жизнь, реальность, создает эстетические ценности, воспитывает чувство прекрасного. Религия создает мир трансцендентного знания, опирающегося на веру, где человек общается с Богом (Демиургом). Философия формирует представления человека о Бытии, о месте человека в мире, является основой мировоззрения людей.

Наука создает мир объективных, истинных знаний, состоящий только из практически доказанных и проверенных данных о природе и мире и выводов, получаемых на основе законов логики. Самому человеку здесь отводится роль в основном открывателя, познающего субъекта.

От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку.

Различие науки и религии заключается в соотношении разума и веры. Хотя в истории культуры известны случаи жесткой конфронтации науки и религии, они могут сосуществовать, так как в науке внимание в основном направлено на эмпирическую реальность, а в религии – на внечувственное. В науке преобладает разум, в религии – вера.

Научная картина мира ограничивается сферой опыта и не имеет прямого отношения к религиозным откровениям. Отличается наука и от такого явления, как техника, прежде всего, своей направленностью на познание мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.

Наука как сложный социальный институт исследуется многими дисциплинами: социологией, философией, гносеологией и др. Основными критериями определения науки являются: экспериментальное обоснование научного знания (разграничение с обыденным опытом); теоретическая форма научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (разграничение с религиозно-мистической и мифологической формой знаний); наличие специального (математического и т.п.) понятийного языка (разграничение со значением и смыслом обыденного языка).

Цели и задачи науки определяются как ее социальным статусом, так и ее функциями. Наиболее важными функциями являются следующие:

· описательная – выявление и фиксация наиболее общих свойств и отношений в действительности;

· систематизирующая – «сортировка» фактов и наблюдений по группам и классам, выявление их взаимосвязей;

· объяснительная – раскрытие и изложение сущности изучаемых объектов и явлений, причин их возникновения и развития;

· производственно-практическая – применение научных знаний в производстве, социальном управлении, общественной жизни;

· прогностическая – предвидение развития процессов и явлений в соответствии с установленными законами, научные рекомендации на будущее, предсказание новых открытий;

· мировоззренческая – включение полученных знаний в общую картину мира, рационализация и гармонизация отношений человека и природы.

Общим в данном перечне является то, что наука – это особая деятельность людей по получению объективных знаний о природе и обществе, выделившаяся в процессе общественного разделения труда и обслуживающая определенные общественные потребности.

Объективное бытие включает в себя три элемента: природу, общество и человека. Соответственно этому в науке выделяются три сферы знаний: естествознание, обществознание, знание о человеке. Они образуют содержательный аспект науки.

Естествознание – это совокупность знаний о природе. Вся системная совокупность научных знаний о материи и природе входит в естествознание. Его структура является непосредственным отражением форм движения материи, динамики и законов её развития. Объем естественнонаучных знаний к настоящему времени настолько велик и многообразен, что зачастую под словом «наука» понимается одна из отраслей естествознания. Сюда входят знания о веществе и его структуре, о движении и взаимодействии тел, о живой и неживой материи, о Космосе и Земле и т.д. В зависимости от объекта изучения различают основные направления: физическое, химическое, биологическое и др.

Обществознание – это знание о различных формах общественной жизни и социальных процессах. Его предметом являются социальные явления и процессы, формы и структуры общественной деятельности людей, взаимосвязь материального производства и общественного благосостояния и др. История показывает, что социальные законы имеют настолько же объективный характер, что и законы природы, хотя многие из них (социальных законов) маскируются под волевые, политические решения и проявления.

Знание о человеке как социальном и мыслящем феномене, о его мышлении и поведении, психических реакциях и т.д. В последние десятилетия оно все теснее смыкается с биосоциальными исследованиями, что свидетельствует о глубоких взаимосвязях между различными науками.

Одним из важнейших условий научного подхода к изучению любого явления является его всесторонняя оценка и анализ с разных точек зрения. В этом случае важная роль принадлежит структурному аспекту. В соответствии с ним из всего спектра научных знаний следует выделять:

· фактологические знания – набор фактов и наблюдений объективной действительности, получаемых из опытов;

· фундаментальные (теоретические) знания – теории и законы, объясняющие процессы и явления объективной действительности;

· технико-прикладные знания (технологии) – знания о практическом применении научных знаний для получения необходимого технического или технологического эффекта;

· праксиологические знания – об экономическом или ином социально значимом эффекте, который может быть получен в результате применения тех или иных знаний и умений.

В логическом аспекте научное знание представляет собой продукт мыслительной деятельности людей, творческие достижения и результат применения законов логики и анализа к явлениям действительности. Социальный аспект научного знания отражает его как общественное явление, коллективный процесс научного исследования и применения результатов.

Современная наука изучает не только окружающую природу и общество, но и саму себя в форме особой научной дисциплины – науковедения. Науковедение исследует науку по различным направлениям: структура научных знаний, логика развития науки, психология научного творчества (изобретательство) и так далее. Наиболее важными областями являются философия и методология науки, которые базируются на идеях и фактах истории науки и техники.

Историческое науковедение – это особый комплекс исторических знаний о формах и динамике развития науки, их обусловленности историческими и социальными процессами. Оно показывает, что наука в целом – это общественная форма развития знания.

По утверждению немецкого мыслителя и общественного деятеля Карла Маркса, наука является результатом общего исторического развития в его абстрактном итоге. В связи с этим историческое науковедение не может ограничиваться простой хронологией открытий и изобретений. В факте появления научного результата важно выявить историческую закономерность, логику социально-культурного развития. Поэтому центральной, «сквозной» идеей исторического подхода в науковедении является закон научно-технического процесса (НТП) в самых разных его проявлениях.

НТП как движущую силу научно-технического развития общества следует рассматривать сквозь призму потребностей общества, «социального заказа» и общественно-исторической практики. Ведь даже разделение наук по отраслям знаний, своего рода «расслоение» знаний, – это лишь отражение определенных этапов социальной практики, например разделения труда.

Историческое науковедение должно исследовать особенности развития науки и техники. Например, такую особенность, как коллективную форму научной деятельности, основанную на индивидуальном труде конкретного ученого. Взаимодействие индивидуального (личностного) и всеобщего (коллективного) – такова реальная диалектика развития науки.

Российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель Владимир Иванович Вернадский в книге «Научная мысль как планетное явление» подчеркивал, что наука невозможна без человека, она есть его создание в определенных исторических условиях, поэтому научная мысль есть одновременно и индивидуальное, и социальное явление.

Важными методологическими категориями в историко-культурном анализе развития науки являются научная программа, научно-исследовательская парадигма, научная революция, научная картина мира и другие. Их смысл и содержание раскрываются в контексте конкретной исторической эпохи, что также является одной из задач исторического науковедения.

Науку из других видов деятельности людей выделяют специфические, присущие только ей методы. К методам научного познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, гипотеза, объяснение, описание и другие.

Методология представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Историк науки и техники в своей работе опирается на методологические принципы, среди которых выделяются всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Общенаучные, как правило, применяются на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Его функциональными частями являются накопление информации, проведение разносторонних экспериментов, первичная систематизация, установление эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются выдвижение гипотез, построение теорий развития, вскрытие закономерностей и законов развития.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Под первым понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Эксперимент – это целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения его свойств и связей. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, какого-либо явления с помощью специальных устройств, приборов.

К общенаучным методам теоретического познания относятся:

· абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-либо менее значимых свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон;

· идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования, возможное упрощение или даже наделение объекта не существующими в чистом виде признаками;

· формализация – использование специальной символики, описывающей явления, объект, его поведение, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и условий;

· индукция и дедукция – два метода теоретического познания. Индукция как метод основывается на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению вывода на базе частных посылок. На принципах общего индукционного подхода были сформулированы частные: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Дедукция заключается в получении частных выводов на основании знания общих положений.

Существует ряд общенаучных методов, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Это методы анализа, синтеза, аналогиии моделирования. Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части в целях их отдельного изучения. Синтез – мысленное или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта. Анализ и синтез совместно используются на различных этапах исследования. Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходство признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.

Исторические исследования используют и частнонаучные методы научного познания, такие как историко-генетический, сравнительный, типологический, структурный, структурно-функциональный, статистический, методы физического и математического моделирования, количественные и математические, а также методы естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.

В последнее время особое внимание уделяется системному подходу. Это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход реализуется посредством сравнительного (протекание процессов), логического (развитие ситуации) и исторического (существование проблем) анализа.

При проведении исторических исследований весьма часто встают задачи реконструкции событий, фактов, материальных носителей и др. При этом существует определенная последовательность решения задач: постановка четкой задачи реконструкции – поиск и первичный отбор источников – систематизация источников – выявление достоверности источника и содержащейся в нем информации – выдвижение гипотезы – корректировка и конкретизация задачи.

К задачам реконструкции можно отнести: восстановление исторического источника, его идентификацию; моделирование источника (натуральное, масштабное, полное, частичное); символическое, в том числе математическое, моделирование источника; логическое конструирование вероятностных моделей исследуемого факта; аргументированное обоснование предложенной модели; создание научной теории, методов; создание приборов, машин, механизмов; постановка научного эксперимента; предложение и реализацию технологии; натурное моделирование; хронологическое структурирование; установление причинно-следственных связей.

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый сталкивается с этическими проблемами. Этиканауки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Каждый ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм.

Универсализм – ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и другие интересы, а на поиск объективного знания.

Всеобщность – результаты и достижения ученого являются достоянием всего общества: ученый не вправе рассматривать их как личную собственность.

Незаинтересованность – стремление получить знания путем бескорыстного любопытства и при этом не руководствоваться личной выгодой.

Организованный скептицизм – критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.

К вышеперечисленным критериям можно добавить и другие, менее значимые, такие как рациональность, проверяемость и др. Все они, так или иначе, отражают главную цель науки – познание истины.

Наука как целостная система имеет внутреннее деление на отдельные направления – отрасли наук, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные частные научные дисциплины.

Выявление внутренней структуры науки как единого комплекса ставит вопрос о классификации наук. На каждом историческом этапе это происходило по-разному. Историческая периодизация развития науки может быть увязана со структурной дифференциацией ее на виды, отрасли, направления и т.д.

Исторически обе задачи – периодизации и классификации (систематизации) – решались по-разному, в зависимости от предмета и метода науки, ее целей, социальной значимости в обществе, а также позиции самого классификатора – ученого, предлагавшего тот или иной подход к данной проблеме.

Одна из первых систематизаций знаний (направлений познания) принадлежит древнегреческому философу Аристотелю в логическом своде «Органон». В зависимости от объекта познания и способа использования знаний, он разделил их на три сферы:

· теоретические, когда познание ведется ради познания;

· практические, дающие руководство к действию и поведению людей;

· творческие, когда познание осуществляется ради достижения прекрасного.

В свою очередь, теоретические знания Аристотель разделил на три части:

· метафизика – наука о высших началах и первопричинах всего сущего, недоступных для чувств и постигаемых только умозрительно (логикой);

· математика – изучающая числа и геометрические фигуры;

· физика – изучающая тела в природе.

В период XVI – XVII вв., когда формировалась наука в современном смысле, иной подход предложил английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «Новый Органон». В зависимости от форм познания он разделил все науки на три группы:

· история как описание фактов;

· философия (теоретическая наука), включающая собственно философию, философию природы, философию человека (психология, теория познания, логика, этика), гражданскую философию (политика);

· искусство – литература, поэзия, музыка и т.д.

При этом базовыми науками он считал логику, теорию познания, диалектику и риторику, поскольку именно они содержат «умственные орудия», дающие указания разуму и предохраняющие его от ложных заблуждений.

Особую классификацию наук дал немецкий философ Георг Гегель в работе «Наука логики». Взяв за основу принцип диалектического развития форм познания, он разделил все знания на два пласта, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи (мирового духа):

· логика, совпадающая с диалектикой и теорией познания, включающая учение о бытии, сущности и понятии;

· философия природы (натурфилософия), подразделяющаяся на механику, физику (включая химию), органическую физику, изучающую растительный мир, живые организмы и геологию.

Гегелевская классификация впервые возродила идею развития природы от низших ступеней к высшим вплоть до мыслящего духа.

Аналогичный принцип, но уже на диалектико-материалистической основе применил немецкий мыслитель и общественный деятель Фридрих Энгельс в классификации наук о природе в работе «Диалектика природы». При этом он расположил все естественные науки на «иерархической лестнице», используя принцип «усложнения форм движения Материи»: чем больше была сложность движения объектов в данной науке, тем выше она располагалась (механика – физика – химия – биология).

При этом формы движения, их описание и законы каждой предыдущей совокупности наук использовались в последующей, но каждая последующая обладала формой движения, которой не было в предыдущей.

Применив идею Ф. Энгельса о системно-иерархической связи между естественными науками ко всей совокупности современных наук (а науковеды насчитывают их уже около 1500), можно предложить следующую классификацию: физические науки – химические науки – биологические науки – биосоциальные науки. Она дает наглядное представление как о разнообразии наук, так и об их единстве.

Научное знание, наука и научная культура прошли сложную эволюцию. Существуют различные виды периодизации истории науки. На основе классификации науки выделяются три этапа ее развития.

1 этап:Нерасчлененная наука древности.

2 этап:Дифференциация науки в XV – XVIII веках (аналитическое расслоение знаний на обособленные отрасли: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальные науки).

3 этап:Интеграция науки в XIX – XX веках (соединение наук в единую систему знаний, появление новых направлений).

Периодизацию истории науки можно представить и с точки зрения эволюции научного знания и становления науки как социокультурного явления. Условно выделяется три периода. Кроме того, данные периоды не имеют четких хронологических границ.

1-й период: Формирование и накопление фрагментарных эмпирических знаний (в основном соответствует первобытной культуре). Период характеризуется непосредственным «исследованием» реально существующих и чувственно воспринимаемых объектов. Происходило «первоначальное узнавание» и накопление информации лишь о «ближайшем» окружающем мире в процессе его освоения. Человек узнавал только то, с чем непосредственно контактировал. С расширением освоенного мира раздвигались пределы знаний людей о нем.

Процессам «узнавания» и «освоения» было характерно «детское» отношение к знанию, опыту и к самим процессам. Этой деятельности человека соответствовали неоднократная повторяемость и доверие только своему опыту, а впоследствии – опыту своих предков.

В целом первобытная культура характеризуется синкретизмом, то есть неопределенностью и расплывчатостью границ между сферами человеческой деятельности. Знание и практика «узнавания» древнего человека были неразрывно связаны, не расчленялись. Ритуальный танец, наскальный рисунок, охота на животных, выделывание шкур, репродуктивная деятельность и так далее – все это было единым процессом – жизнью.

В этот период начали оформляться первые идеологические представления человека о мире (добро и зло, жизнь и смерть и другие). Они нашли непосредственное отражение в практике преднамеренных захоронений.

Развитие идеологических представлений способствовало появлению ранних форм религии (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и другие). Это было связано и с тем, что человек еще не выделял себя из природы, полностью подчинялся ей и обладал очень низким уровнем познания. Человек относился к природе, как к дому и храму.

Формами трансляции знаний последующим поколениям были табу, обычаи, обряды, речь, изображения и так далее.

В момент выделения полезности знаний об окружающем мире произошел переход фрагментарных эмпирических знаний в рациональные.

2-й период: Формирование и развитие рациональных и иррациональных знаний. Человек преодолел уровень первичного накопления информации и первичной систематизации знаний об окружающей действительности. Эмпирическое «узнавание» перешло в эмпирическое познание. Через использование таких специальных действий, как наблюдение и эксперимент, человек научился устанавливать эмпирические закономерности. Первые рациональные знания – это наблюдения за повадками животных и за природными явлениями, медицинские знания и прочее. Рациональные знания характеризуются соотнесенностью с некими наблюдаемыми или специально создаваемыми образцами, нормами и стандартами.

Знания приобретались человеком во всех сферах деятельности. Главной целью познавательной деятельности стало освоение и обустройство окружающего мира. Эмпирический уровень познания в процессе освоения и обустройства окружающего мира соединился с теоретическим уровнем с позиции полезности и разумности. Человек стал выделять количественные и качественные значения изучаемых объектов и явлений. Появились специальные устройства для наблюдений и экспериментов. Изменилось отношение человека к природе. Теперь он рассматривал ее как мастерскую. Основными занятиями человека становятся земледелие и скотоводство. Получили развитие ремесло, строительство, натуральный обмен и торговля.

В основе иррациональных знаний лежало развитие волевого, чувственного, мистического и бессознательного начал в человеке. По своему исходному содержанию иррациональные знания осмысляются как нечто еще непознанное, но принципиально познаваемое. В этом качестве выступали первоначальные идеологические представления, мифологические формы знания, ранние формы религии, политеистические и монотеистические верования, этнические и мировые религии.

Накопление и передача знаний последующим поколениям происходила как в форме непосредственного общения, так и в форме записи слов, знаков, символов и так далее. Преодоление синкретичности знаний и практики, разрыв их непосредственной связи привели к возникновению (выделению) собственно научных знаний.

3-й период: Становление научного знания, науки, научной культуры.

Необходимо оговориться, что момент возникновения науки до сих пор является дискуссионным. В эпоху существования древних цивилизаций (Древний Египет, Шумер, Древний Китай и другие) начали формироваться первые системы рационального знания. Создавались общие методологические механизмы формирования астрономических, математических, филологических и медицинских знаний. Шумерами был создан свод знаний, который можно интерпретировать как систему с установлением причинно-следственных связей важнейших явлений. Эти знания были мало связаны с магией, культом и астрологией. Было создано светское школьное образование, для целей которого и систематизировались знания в форме «учебных пособий» – глиняных дощечек. Составлялись пособия в виде таблиц по математике, астрономии, медицине, праву, ботанике, минералогии, химической рецептуре и так далее. Но в древних цивилизациях систематизация научных знаний в значительной мере имела случайный характер. Древние цивилизации создали условия для возникновения античной науки, научной культуры и мышления.

В конце XIX в. известный французский историк естествознания Поль Таннери обосновал понятие древнегреческая наука, а в 30-е г. XX в. отечественный исследователь античной политической истории, философии и общественной мысли Соломон Яковлевич Лурье – понятие античная наука. Уже более двух тысяч лет наука создается сообществами ученых, формируется в условиях развития отношений ученого и действительности, а также отношений ученых между собой. Именно в античную эпоху формируются структура, методы, проблемы и язык, присущие современной науке. В частности, в эллинистический период происходил процесс дисциплинарного дробления (дифференциации) «единой науки» древности. Обособились такие науки, как математика, астрономия, география, логика, психология, ботаника, зоология, этика, поэтика и другие. В целом античная наука была комплексной и связана с мифологией.

В средние века (включая и эпоху Возрождения), несмотря на влияние религиозной догматики, продолжалось поступательное развитие науки в направлении дальнейшего дисциплинарного и организационного оформления. Значением эпохи Возрождения является системное разрушение старого Космоса, создание новых принципов «конструирования» мира (нового Космоса). Меняется место человека – художника, мыслителя и инженера (универсальная личность).

XVII в. общепризнанно считается временем возникновения современной науки – классического естествознания – во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания (язык), экспериментальной проверки и самопроверки. Сформировалась и стала автономной социальная структура науки с сетью коммуникаций и общественным применением. В науке появились свои нормы и правила поведения. Создаются профессиональные научные организации (Академии), печатные органы и т.д. Благодаря деятельности Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Исаака Ньютона и других ученых получила завершение новая модель мира.

В течение XVIII – XX вв. наука развивается в условиях научно-технической революции. XVIII в. – век Просвещения, период осмысления Ньютонова наследия. XIX в. – век промышленной революции. XX в. – век научно-технического прогресса. Происходит сближение науки и техники, науки и производства. Неуклонный рост научно-технических изобретений, сокращение времени между изобретением и его внедрением к началу XX в. привели к созданию нового уровня «второй природы», институализации технического знания и технического образования. Выделилась основная схема дисциплин:

· в научном развитии – физика, химия, биология, генетика, космические исследования, гуманитарные науки и другие;

· в техническом развитии – энергетика, транспорт, связь, технологии машинного производства, электроника;

· в научно-техническом развитии – компьютерные и информационные технологии.

В настоящее время научное обоснование становится целесообразным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности человека. Наука стала венцом и образцом рациональности. Основой для развития науки являются деятельность человека, его опыт, цель по освоению и обустройству окружающего мира и творчество в научной сфере.

Современное развитие науки ведет к дальнейшему преобразованию всей системы жизнедеятельности людей. Особо впечатляет ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь общества.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!