Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы научного исследования, используемые специальной методикой русского языка



Решая свои задачи, специальная методика должна распола­гать необходимыми методами исследования. Как педагогическая отрасль знаний специальная методика русского языка в своем развитии (с целью накопления новых фактов, их обобщения и создания на этой основе практических выводов, относящихся к разным сторонам, элементам и факторам педагогического про­цесса) может использовать все многообразие психолого-педаго­гических методов научного исследования:

а) изучение учебной деятельности детей и педагогического
мастерства учителей с помощью наблюдений за ходом педагоги­ческого процесса на уроке, путем индивидуальных бесед с педа­гогами и учениками, а также анализ письменных работ уча­щихся;

б) исследование речевых навыков, степени их сформирован­
ности, выяснение объема знаний учащихся при изучении ими
языка с помощью специальных заданий (тестов), воссоздающих
структуру навыка, умения, знания;

в) экспериментальное обучение, в котором проверяются и оцениваются те или иные изменения, внесенные в процесс формирования речи, изучения языка как предмета;

г) анализ и обобщение существующего опыта обучения в специальной школе, особенно всего того, что позволяет учителю формировать и развивать умения, навыки, знания учащихся, повышать эффективность методических средств.

Особенности применения этих методов определяются содер­жанием изучаемых закономерностей. В связи с этим в методи­ческие исследования может и должен быть вовлечен весь арсе­нал экспериментальных средств и принципов анализа получен­ных материалов, которыми располагают логопедия, психология (особенно психология речи). Правильной постановке исследова­ний в области специальной методики русского языка должны служить общие методологические установки в подходе к речи как деятельности, обладающей социальными функциями, и к языку как средству общения.

В настоящее время в связи с практической проверкой первой специальной школьной программы по русскому языку (1980) развертывается работа, которая должна дать новые материалы для методики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Итак, характеризуя специальную методику русского языка, можно отметить, что это педагогическая отрасль знаний, входя­щая в дефектологию как одна из частных дидактик. Свои теоре­тические основы она формирует, используя материалы психоло­гии, лингвистики, дидактики; она возникла и развивается в тес­ной связи с логопедией и методикой русского языка массовой школы, близка им по прикладной направленности, но имеет свой предмет изучения, свои задачи.



Основная литература

В помощь директору специальной школы. М., 1982.

Никашина Н. А. Специальные школы для детей с тяжелы­ми нарушениями речи.— В сб.: Школа для детей с тяжелыми на­рушениями речи/Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Леви­ной. М., 1968, с. 67—85.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы). М.., 1980, с. 3—10.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с на­рушениями речи. М., 1976, с. 3—36, 105—111.

Дополнительная литер атура

Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь.— В кн.: Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Лреодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973, гл. I.

Кочергина В. С, Шаховская С. Н. Развитие речи Де­тей в процессе онтогенеза.— В кн.: Расстройства речи у детей и подростков/Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М, 1961, гл. I, II, VIII.

Левина Р. Е. Формирование речи у учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В сб.: Сове-тцание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Материалы по формиро­ванию речи. М., 1964.

Маевская С. И. Система коррекционно-воспитательной ра­боты в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967, вып. 3.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения новой отрасли педагоги­ческих знаний — методики русского языка в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи?



2. Дайте общую характеристику детей с тяжелыми наруше­ниями речи. Почему эти дети не могут обучаться в массовых школах и нуждаются в специально организованном обучении и воспитании?

3. Какова структура и основные задачи школы для детей с
тяжелыми нарушениями речи как специального образовательно-воспитательного детского учреждения?

4. Какими официальными документами определяется статус,
структура, задачи, содержание и организация работы школ для
детей с тяжелыми нарушениями речи? Дайте общую характеристику учебных планов и программ школы данного типа.

5. Что является предметом специальной методики русского
языка?

6. С какими смежными науками связана специальная методика русского языка? В чем эта связь выражается?

7. Какие методы научного исследования используются специальной методикой русского языка как наукой в целях ее развития?

8. Охарактеризуйте современный уровень развития специальной методики русского языка. Каковы пути дальнейшего развития этой отрасли педагогических знаний?

Раздел II


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!