Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Опыт №3. Получение магнезиального цемента



Реактивы и оборудование:предметное иличасовое стекло, микрошпатель, порошки хлорида магния MgCl2, оксида магния MgO, дистиллированная вода.

Ход работы: на часовое стекло положите два микрошпателя порошка хлорида магния MgCl2 и половину микрошпателя оксида магния MgO. Порошки смешайте до получения однородной массы. Прилейте воду до получения пластического теста. Полученный продукт называется магнезиальным цементом. Наблюдайте его затвердевание. Составьте уравнение реакции при затворении каустического магнезита раствором хлорида магния. Что происходит при твердении образовавшейся основной соли?

Наблюдения:

Уравнение реакции:

Вывод:

Опыт № 4. Получение вытяжки портландцемента и определение реакции раствора

Реактивы и оборудование:порошок портландцемента, дистиллированная вода, пробирки, фильтровальная бумага, воронка, индикатор фенолфталеин, раствор соды Na2CO3.

Ход работы: Насыпьте в пробирку один микрошпатель порошка портландцемента и прилейте к нему 15-20 капель воды. Энергично встряхните содержимое пробирки. Определите, хорошо ли растворяется цемент в воде. Фильтрованием через воронку, в которую вложите фильтр, смоченный водой, получите водную вытяжку портландцемента. Разлейте полученную вытяжку на две микропробирки. В первую пробирку прилейте 2-3 капли фенолфталеина. На что указывает появление малиновой окраски? Во вторую пробирку прибавьте несколько капель раствора соды Na2CO3. Какой реакцией можно объяснить появление мути? Напишите реакции гидролиза и гидратации, протекающие при схватывании портландцемента.

Наблюдения:

Уравнение реакции:

Вывод:

 

Опыт № 5. Коррозия портландцемента в кислой среде

Реактивы и оборудование:предметное или часовое стекло, микрошпатель, порошок портландцемента, концентрированная соляная кислота HCl, дистиллированная вода, раствор оксалата аммония (NH4)2C2O4, реактив роданида аммония NH4CNS или роданида калия КCNS.

Ход работы: на предметное или часовое стекло насыпьте 1 микрошпатель порошка портландцемента и прилейте 4 капли концентрированной соляной кислоты HCl. Наблюдайте образование геля кремниевых кислот.

Небольшое количество геля (примерно1/4 часть микрошпателя) поместите на два часовых стекла, прилейте к ним по 4-5 капель дистиллированной воды.

На первом часовом стекле определите наличие ионов кальция Ca+2 с помощью оксалата аммония (NH4)2C2O4 , на втором часовом стекле определите наличие ионов Fe3+ действием роданида аммония NH4CNS или роданида калия. Какой реакцией можно объяснить образование геля? Напишите соответствующие уравнения реакций. Как влияет кислая среда на прочность бетона?



Наблюдения:

Уравнение реакции:

Вывод:

Общий вывод о проделанной лабораторной работе:

Оценка работы преподавателем:

Преподаватель: ______________ «____» _____________ 20 ___ г.

Лабораторная работа № 14

Тема: Органические соединения

 

Дата «___»__________ 20 __ г.

Цель работы: изучить строение и свойства органических соединений, отметить их характерные особенности

 

Теоретическая часть

Вопросы для самостоятельной подготовки к лабораторной работе:

1. Общая характеристика органических соединений. Особенности строения.Теория А. М. Бутлерова.

2. Виды изомерии. Примеры.

3. Строение атома углерода в органической химии. С-С связи и их характеристика.

4. Основные классы органической химии. Их характеристика. Гомологические ряды. Особенности физико-химических свойств. Способы получения. Применение наиболее важных представителей.

5. Генетическая связь органических соединений. Примеры.

 

Экспериментальная часть

Опыт № 1.Фракционная перегонка нефти

Реактивы и оборудование:монтируемый прибор для перегонки нефти (рис. 1), кипелки (кусочки битого фарфора, пористой глины, пемзы или кварцевый песок), нефть 200 мл, круглодонная колба 500 мл, колба приемник 250 мл – 3 шт.

Ход работы:Схематично зарисуйте монтируемый прибор для перегонки нефти в лабораторном журнале.

 

 

Соберите прибор для перегонки нефти в следующей последовательности: налейте 200 мл нефти в круглодонную колбу – 1 и укрепите в лабораторном штативе – 7. Опустите в колбу для равномерного кипения несколько кипелок из пористого материала (фарфора, стекла). Затем установите дефлегматор – 2 и термометр – 3. Присоедините колбу к холодильнику Либиха – 4, от которого должен отходить аллонж – 5. Осторожно нагревайте колбу с нефтью на колбонагревателе – 8, контролируя показания термометра. Соберите три фракции нефти в отдельные колбы-приемники – 6.



По окончании отгонки керосиновой фракции прекратите нагревание, так как дальнейшее фракционирование тяжелой фракции следует вести под давлением вакуумнойперегонкой. Отметьте количественное соотношение полученных фракций и их температуры кипения.

Внимание! Сохраните фракции нефти для дальнейших опытов!

 

Опыт № 2. Реакции с жидкими насыщенными углеводородами

Реактивы и оборудование:жидкие насыщенные углеводороды (петролейный эфир, пентан, гексан), полученные в опыте № 4, 5%-й раствора Na2CO3, 1%-й раствор KMnO4, концентрированная серная кислота H2SO4, концентрированная азотная кислота HNO3, фарфоровая чашка, водяная баня.

Ход работы:Взять три сухие пробирки и в каждую налить по 1 мл насыщенных углеводородов (петролейный эфир, пентан, гексан). Затем добавить:

а) Отношение алканов к водному раствору перманганата калия.

В 1-ю пробирку 1 мл 5%-го раствора Na2CO3 и по каплям при встряхивании добавляют раствор KMnO4. Изменяется ли фиолетовая окраска перманганата калия? Сделайте вывод.

б) Отношение алканов к концентрированной серной кислоте.

Во 2-ю пробирку наливают 1 мл H2SO4 конц. Содержимое пробирки взбалтывают в течение 2-3 мин. Происходят ли изменения? Разогревается ли смесь? Сделайте вывод.

в) Отношение насыщенных углеводородов к концентрированной азотной кислоте. В 3-ю пробирку добавляют 1 мл концентрированной HNO3, смесь встряхивают в течение 2-3 мин. Затем нагрейте пробирку на водяной бане. Сделайте вывод. Напишите схему реакции нитрования - реакцию Коновалова.

г) Горение жидких алканов, (Тяга!) В фарфоровую чашку наливают 1 мл жидких алканов и поджигают их. Объясните, почему в отличие от метана жидкие алканы горят коптящим пламенем. Вычислите процентное содержание углерода и водорода в метане, в гексане и напишите уравнения реакции их горения. Сделайте вывод о реакционной способности алканов.

Наблюдения:

Уравнения реакций:

А)

Б)

В)

Г)

Вывод:

Опыт № 2.Свойства жидких алкенов

Реактивы и оборудование:керосин (или бензин), 5%-й раствора Na2CO3, 2%-й раствор перманганата калия KMnO4, концентрированная серная кислота H2SO4, фарфоровая чашка, водяная баня.

Ход работы:Для опытов с жидкими алкенами можно использовать бензин или керосин, так как в их состав входят различные непредельные углеводороды. Взять две пробирки и в каждую налить по 1 мл керосина (или бензина). Затем добавить:

а) Окисление алкенов перманганатом калия. В 1-ю пробирку

1 мл 5%-го раствора Na2CO3 и по каплям при встряхивании раствор KMnO4.Что наблюдаете? Напишите реакцию окисления пентена-2 перманганатом калия KMnO4. Назовите продукты реакции. Данная реакция является качественной на двойную связь.

б) Сульфирование алкенов. Во 2-ю сухую пробирку 1 мл H2SO4 (конц.) Содержимое пробирки взбалтывают в течение 2-3 мин. Происходят ли изменения? Разогревается ли смесь? Напишите схему реакции взаимодействия 2-метилбутена-2 с серной кислотой. Сделайте вывод.

Наблюдения:

Уравнения реакций:

А)

Б)

Вывод:

 

 

Опыт 3.Свойства полимерных материалов

Реактивы и оборудование: азотная кислота HNO3 (конц.), серная кислота H2SO4 (конц.), едкий натр NaOH, ацетон, бензол, пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид (ПВХ), полиметилметакрилата (плексиглас), полистирол; волокна (или ткань): шерсть, капрон, лавсан, нитрон, хлорин; пробирки, стеклянные палочки.

Ход работы:

а) Отношение к органическим растворителям. (Тяга!). В отдельные пробирки помещают по кусочку одного из видов волокон (ткани), пластмасс и приливают в каждую пробирку по 2 мл ацетона. Затем опыт повторяют с бензолом. Через 30 мин проверяют состояние образцов и делают вывод об отношении волокон и пластмасс к этим растворителям.

б) Отношение к кислотам и щелочам. Разместить образцы волокон и пластмасс в пробирки и добавить в каждую пробирку по 2 мл серной кислоты (конц.). Содержимое пробирок осторожно встряхивают. Через 5 мин сливают кислоту и промывают образцы пластмасс водой. Затем опыт повторяют, добавляя в пробирки с образцами азотную кислоту (конц.), а затем щелочь NaOH. Сделайте вывод о влиянии кислот и щелочей на волокна и пластмассы.

в) Отношение к нагреванию. (Тяга!) Образцы волокон и пластмасс помещают на асбестовую сетку и осторожно нагревают. Через некоторое время прикасаются к каждому образцу стеклянной палочкой. Изменяется ли форма пластмасс при нагревании? Сравнивают скорость размягчения исследуемых пластмасс. Отмечают происходящие изменения при нагревании волокон, запах продуктов горения, характер пепла. Результаты наблюдений опытов с пластмассами и волокнами запишите в таблицу 14.2.1 и 14.2.2. Сделайте выводы.

Таблица 14.2.1.Свойства некоторых платмасс

Полимерные малериалы Отношение к
ацетону бензолу H2SO4 NaOH нагреванию
Полиэтилен          
Поливинил-хлорид          
Полиметил-метакрилат          
Полистирол          

 

Таблица 14.2.2. Свойства шерсти, хлопкового, искусственных и синтетических волокон

Волокно Отношение к
ацетону HNO3 H2SO4 NaOH нагреванию
Шерсть          
Капрон          
Нитрон          
Лавсан          
Хлорин          
Хлопок          
Вискоза          
Ацетатное          

Выводы:

 

 

Опыт 4.Получение глицерата и гликолята меди

Реактивы и оборудование: глицерин, этиленгликоль,2%-й раствор сульфата меди (II) CuSO4, 10%-й раствор гидроксида натрия NaOH; пробирки.

Ход работы: В пробирку наливаем 3-4 капли 2%-го раствора сульфата меди и 2-3 мл 10%-го раствора гидроксида натрия. К образовавшемуся осадку голубого цвета добавляют несколько капель глицерина. После перемешивания осадок растворяется, и появляется васильково-синее окрашивание вследствие образования комплексного соединения - глицерата меди. Опыт повторяют с этиленгликолем. Напишите уравнение реакции образования гликолята меди. Какие свойства глицерина и этиленгликоля проявляются в опытах с гидроксидом меди(II)?

Наблюдения:

Уравнение реакции:

Вывод:

 

 

Жиры и масла

Опыт 5.Свойства жиров и масел

Реактивы и оборудование: этиловый спирт, диэтиловый эфир, CCl4, хлороформ CHCl3, бензол, бензин, 15%-й спиртовой раствор NaOH, насыщенный раствор хлорида натрия NaCl, растительное масло, животный жир, водяная баня, пробирки, стеклограф.

Ход работы:

а) Растворимость жиров и масел в воде и органических растворителях. В пробирку наливают по 0,5 мл растительного масла и добавляют 1 мл растворителя, указанного в таблице 3. Содержимое пробирки встряхивают. В каких растворителях масло растворяется? Затем пробирки нагревают на водяной бане до кипения. Увеличивается ли растворимость масла при нагревании? Опыт повторяют c животным жиром. Результаты и наблюдения вносят в таблицу 14.2.3.

 

Таблица 14.2.3. Растворимость жиров в различных растворителях

 

Наименование жира Отношение к
H2O CHCl3 CCl4 C2H5OH нагреванию
Растительное масло          
Животный жир          

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!