Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие архитектуры и изобразительного искусства в XIII—XV вв. 6 часть



Господствующий феодальный класс Московского царства формиро- цился из потомков удельных князей, их бояр, представителей старомос-



Бояре
Дворяне

 

Схема 57

ковского боярства, служилых людей. Существовало две формы феодаль­ной собственности на землю (схема 57). Вотчинная наследственная форма составляла экономическую базу верхнего слоя феодальной ари­стократии — бояр. Другая форма собственности называлась помест­ной. Такое землевладение предусматривало получение земли не по на­следству от предков, а от великого князя за службу. Феодалы, пожало­ванные таким образом землей, назывались дворянами.

Крупными землевладельцами еще с XIV в. становятся православ­ные монастыри. Вопрос о целесообразности церковного землевладения и его совместимости с христианской моралью вызвал на рубеже XV— XVI вв. немало идеологических споров. Право церкви быть земельным собственником отстаивал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Последователей его взглядов назвали иосифлянами, или стяжателями, а их идеологических оппонентов — нестяжателями. Это направление возглавлял основатель заволжского Сорского монастыря Нил Сорский. Он призывал монахов отказаться от приобретения ма­териальных благ, жить в бедности и заботиться, прежде всего, о духов­ном совершенствовании.

В XV в. увеличивается численность зависимого крестьянства (схе­ма 58). Крестьян, попавших в зависимость от феодала и обязанных от­давать половину своего урожая, называли половниками, а лишенных пашни и неспособных платить налоги — бобылями. Зависимыми людь­ми были и кабальные холопы, отрабатывающие у господина свой долг. И все же большинство русских крестьян в то время еще не находи­лись в полной крепостной зависимости. Раз в году крестьянин мог по­кинуть своего феодала и перейти к другому. Судебник 1497 г. устано­вил срок крестьянского перехода: неделя до и неделя после Юрьева дня (26ноября).

Однако на протяжении XV—XVI вв. крепостная зависимость непре­рывно усиливалась. Не желавшие мириться с феодальным гнетом крес-

Схема 58

 

п.ине бежали на южные и восточные окраины страны. Так стало фор­мироваться вольное казачество — сословие, которому предстояло сыг­рать немаловажную роль в истории России. Значительную часть на­селения составляли «черные», или черносошные, крестьяне, объединен­ные в так называемые «черные» волости. Эти крестьяне не имели над гоГюй феодала и эксплуатировались непосредственно государством. Характер землевладения в таких волостях вызывает в исторической илуке немало споров. Одни исследователи считают, что «черные» во­лости — это собственность крестьянских общин, другие видят в них 1Лемент государственного феодализма.



Существенную роль в общественной и экономической жизни стра­ны играло городское население (см. схему 58). К началу XVI в., по дан­ным известного историка А.А. Зимина, насчитывалось уже не менее 140 городов, самым крупным из которых была Москва. Население русской столицы составляло несколько десятков тысяч человек. Городские жители разделялись на тягловых илнетягловых людей. Нетягловые люди — это привилегированный слой населения, освобожденный от го­сударственных податей и налогов. Он включал в себя представителей администрации и крупных землевладельцев. В свою очередь тягловое население делилось на две группы. Большинство ремесленников и торговцев считались жителями «черных» слобод и несли обремени-

4 I кюрия России тельные повинности в пользу государства. В лучшем положении нахо­дились те, кто проживал в «белых», т.е. частновладельческих, слободах. Беломестцы имели ряд существенных податных льгот.

К началу XVI в. в большинстве стран Европы сложился политиче­ский строй, который принято называть сословно-представительной монархией. Монарх делил власть с сословно-представительными со­браниями. Такие органы формировались из представителей господ­ствующих и политически активных сословий, и в первую очередь из дворянства и духовенства. Близок к сословно-представительной монар­хии в XV—XVI в. был и политический строй Московского государства (схема 59). Во главе страны стоял великий князь (с 1547 г. — царь). Свои полномочия монарх разделял с Боярской думой, состоявшей из представителей высшей аристократии. Существовало два думных чина: боярин и окольничий. Позже Дума стала пополняться людьми менее знатного происхождения: дворянами и дьяками (чиновниками). Осно­ву государственного аппарата составляли дворец и казна. Высшими чи­новниками были казначеи и печатники (хранители печати). Система местного управления была построена на принципе «кормления». Вели­кокняжеские наместники получали право на часть судебных пошлин





И налогов, собираемых на управляемых ими территориях. «Кормления» йили к многочисленным взяткам и злоупотреблениям чиновников.

Преемником Ивана III стал его сын Василий III Иванович (1505— 1533) (схема 60). Продолжая политику отца, он в 1510 г. ликвиди- ропал самостоятельность Псковской республики. В годы его прав­ления произошла война с Литвой, в результате которой к Русскому государству в 1514 г. был присоединен Смоленск. В 1521 г. в состав Государства вошло уже фактически подчинявшееся Москве Рязанс­кое княжество. Таким образом, объединение русских земель было за­вершено, пережитки феодальной раздробленности уходили в прошлое. В составе государства оставался лишь один крупный удел, принадле­жащий младшей ветви великокняжеской семьи — князьям Стариц- ким.


 

3.5. Культура XIII—XV вв.

Монголо-татарское нашествие привело к разрушению городов и ги­бели памятников искусства. Исчезли многие виды художественных ре­месел. Однако завоевание монголо-татарами русских земель не прерва­ло их культурного развития. К XIV—XV вв. достигают расцвета местные художественные школы и в первую очередь новгородская и владимиро- суздальская, создается московская школа. В эту эпоху работали вели­чайшие художники — Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

В условиях иноземного ига формировались тенденции к духовно­му объединению русских земель. Особая роль в становлении духов­ного единства Руси принадлежит Православной церкви. История пра­вославия неразрывно связана с именем знаменитого подвижника Сер­гия Радонежского, жившего в XIV в. Сергий Радонежский — один из самых почитаемых и любимый православными людьми русский святой. Его называют игуменом земли русской. Большинство русских святых конца XIV—XV вв. были учениками самого Сергия или учениками его последователей.

В истории европейской культуры XIV в. называют эпохой Предвоз- рождения. Очевидно, что к истории отечественной культуры термин «Возрождение», или «Ренессанс», неприменим. Однако относительно Предвозрождения взгляды ученых расходятся. Искусствовед В.Н. Ла­зарев считает, что это понятие характеризует только итальянскую культуру. По его мнению, в отличие от Италии духовная жизнь Руси находилась в XIV в. под полным влиянием церковной идеологии и не имела тенденции к формированию гуманистических начал. Иначе смот­рел на эту проблему Д.С. Лихачев. Он полагал, что итальянское Пред- возрождение оказало значительное влияние на русскую культуру.

Литература. Шло развитие былинного эпоса русского народа. Особенно следует отметить сказания о купце Садко и богатыре Васи­лии Буслаеве (XIV—XV вв.). С конца XIII в. в письменной литературе появляются произведения о нашествии монголо-татар, наиболее известное из которых «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повесть рассказы­вает о героизме рязанцев, павших в неравной схватке с монголо-татар­скими захватчиками.

Победа Дмитрия Донского над ордынским правителем Мамаем в 1380 г. послужила основой для создания целого цикла произведений о Куликовской битве. Подробно рассказывается о ней в «Сказании о Мамаевом побоище», которое написано, вероятно, по свидетельствам очевидцев. К концу XIV в. относится знаменитая поэма Софония Рязан- ца «Задонщина». Автор находился под большим влиянием «Слова о пол-

Ну Игореве» и сознательно подражал ему. И это неудивительно, потому что у произведений, разделенных двумя столетиями, был один и тот же идейный смысл — призыв к единению русских княжеств для спасения страны от захватчиков. Софоний называл свою поэму «похвалой и Жалостью». Похвала князю Дмитрию и радость победы переплетаются го скорбью по погибшим воинам.

Большое распространение получают жития святых. Еще в конце XIII в. появляется «Житие Александра Невского», рисующее образ иде­ального правителя и полководца. Самым известным автором житийных произведений был Епифаний Премудрый. Он написал жития Сергия Ридонежского и Стефана Пермского. Филологи отмечают, что работы Ниифания отличаются тонкостью психологических характеристик и высокохудожественным стилем. Другой писатель, Пахомий Логофет, до­полнил и изменил сочинение Епифания, составив на его основе соб- стиенное «Житие Сергия Радонежского».

Уникальным памятником литературы является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. За 30 лет до того, как мор­ской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Ваской де Гама, побывавший там русский человек описал свои впечатления о днлекой и загадочной стране.

В различных политических центрах Руси продолжает развиваться летописание, создаются крупные летописные своды. Летописание Вла­димиро-Суздальской земли представлено, например, Лаврентьевской летописью, составленной в 1377 г. монахом Лаврентием для ростово- еуздальского князя Дмитрия Константиновича. С XIV в. прослеживается тенденция к появлению общерусских сводов. Зарождается московское летописание. Один из его первых памятников — Троицкая летопись.

Архитектура. Этот период представлен культовыми зданиями (табл. 5). В Новгороде построены небольшие по размерам храмы, ук­рашенные резьбой. К числу таких памятников относятся церкви Спа­са на Ильине улице и Федора Стратилата. К рубежу XIV—XV вв. от­носятся древнейшие дошедшие до нас памятники архитектуры Мос­ковского княжества: Успенский собор на Городке, Рождественский собор Савино-Сторожевского монастыря в г. Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиевом Посаде. Самое старое на сохранившихся зданий в черте современной Москвы — Спасский собор Андронникова монастыря.

В XIV в. были построены первые не дошедшие до нашего времени каменные сооружения Московского Кремля. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные кремлевские стены. Через 100 лет с не­большим при Иване III Кремль стал кирпичным. С деятельностью Ива-

Таблица 5

Развитие архитектуры и изобразительного искусства в XIII—XV вв.

Школа Архитектура Изобразительное искусство
Фрески Иконопись
Нов­город­ская Небольшие по размерам здания, украшенные камен­ной резьбой (церковь Спаса на Ильине улице, церковь Федора Стратилата) Храма Успе­ния на Воло- товом поле, Михайлов­ской церкви, церкви Ско- вородского монастыря, церкви Спаса на Ильине улице (Фео­фан Грек) Декоративность и мажорная красоч­ность. К числу луч­ших произведений относятся «Битва Суздальцев с новго­родцами», «Деисус и молящиеся новго­родцы», «Георгий Победоносец» и т.д. В Новгороде рабо­тал Феофан Грек
Влади- миро- Суз- даль- ская, москов­ская Древнейшие сохранившиеся постройки: Успенский собор на Городке и Рождествен­ский собор Савино-Сторо- жевского монастыря в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Самое старое из сохранив­шихся зданий в современ­ной черте Москвы — Спас­ский собор Андронникова монастыря. Строительство белокаменных (вторая половина XIV в.), а затем кирпичных (конец XV в.) стен Московского Кремля. Застройка ансамбля Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Солари) Успенского собора во Владимире (Андрей Руб­лев, Даниил Черный) Творчество Андрея Рублева, которому принадлежат иконы Звенигород­ского собора и Тро­ицкого собора в Сергиевом Посаде. Самое знаменитое произведение Анд­рея Рублева — «Троица»

Нй Ш связана застройка ансамбля Московского Кремля. Установивши­еся дипломатические отношения Московского государства с Римом и Иенсцией способствовали появлению в Москве греческих и итальян­ских мастеров: каменщиков, литейщиков и зодчих. В их числе были Родольфо Фиораванти (известный на Руси под именем Аристотель), Пытро Солари и др. Аристотель Фиораванти научил русских строите­лей более совершенной выделке кирпича. В 1476—1479 гг. он постро­ил Успенский собор Московского Кремля. При его сооружении были Использованы архитектурные формы Успенского собора во Владими­ра, однако московский памятник имеет более строгий и торжественный »ид, чем творение владимирских зодчих XII в. Итальянцы Марко Руф- фо и Пьетро Солари построили Ивану III Грановитую палату. В твор­честве итальянских мастеров соединены достижения русской и евро­пейской архитектуры. При Иване III в Кремле работали также рус- гкие мастера из Пскова. Они построили Благовещенский собор, бывший домовой церковью великого князя и членов его семьи, а также церковь Рнзоположения для утренних молитв московского митрополита.

Изобразительное искусство. В это время достигают расцвета Местные художественные школы и в первую очередь новгородская. В Новгороде в конце XIII в. работала артель Алексея Петрова. Его имя Ияисстно нам, потому что он первым из русских художников стал под­писывать свои произведения. А. Петров и художники его артели со­шли замечательный образ Николая Чудотворца (Николы Липенско- го). Почитаемый на Руси святой предстает на иконе добрым и мудрым гтярцем. Икона нарядна и празднична, лик Николая украшен тончай­шим орнаментом. Новгородские художники любили многофигурные, многосюжетные композиции. Изображаемые эпизоды развертывались не и глубину, а вверх и вниз по доске, создавая несколько ярусов и ве­ликолепно вписываясь в плоскость. Новгородские иконы отличаются декоративностью и мажорной красочностью. К числу лучших произве­дений новгородской иконописи относятся, например, «Битва суздальцев е новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победо­носец» и др.

Новгородская школа знаменита и своими фресками. Замечательные Произведения фресковой живописи второй половины XIV в. сохрани­лись в храме Успения на Болотовым поле, Михайловской церкви Ско- нородского монастыря. На рубеже XIV—XV вв. в Новгороде работал Великий художник византийского происхождения Феофан Грек. Он расписал стены церкви Спаса на Ильине улице. Его художественной Минере свойственен короткий и выразительный мазок и суровый коло­рит красок. Поражают драматизм и выразительность созданных худож­ником образов. Кроме Великого Новгорода, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде и Москве, некоторые искусствоведы считают его автором иконы Донской Божьей матери.

Своеобразием мастерства отличалась и псковская школа. Ей были свойственны повышенная экспрессия, яркость и резкость мазка. В иных традициях развивалась владимиро-суздальская школа живописи. Для созданных ее мастерами икон характерно гармоничное и мягкое сочетание нежных тонов.

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась московская художественная школа. Ее представителем яв­ляется величайший русский художник Андрей Рублев. Самое знамени­тое его произведение — икона «Троица», написанная в память о Сер- гие Радонежском. На иконе изображен рассказ из Ветхого завета Биб­лии о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трех путников. Передавая библейский сюжет, византийские художники изображали Авраама и Сару, пышный стол, уставленный всевозможными яствами. Андрей Рублев максимально упростил композицию, полностью изба­вив ее от бытовых подробностей. В трех изображенных на иконе ан­гелах он воплотил богословское учение о Святой Троице. Произведе­ние проникнуто идеей о единстве, согласии и любви. Чаша, вокруг ко­торой сидят ангелы символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая гамма произведения мягка и гармо­нична. Кисти Андрея Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Сохранился также па­мятник монументального искусства великого художника — фрески Успенского собора во Владимире, созданные вместе с другим мастером Даниилом Черным. Традиции Андрея Рублева продолжал Дионисий. Он является автором нескольких сохранившихся икон и росписей Фе­рапонтова монастыря в Вологодской области.

Контрольные вопросы

1. Кто был первым московским князем?

2. Когда началось возвышение Московского княжества?

3. Каковы основные направления политической деятельности Ивана Калиты?

4. В чем состоит историческое значение Куликовской битвы?

5. Когда завершился процесс политического объединения русских земель?

6. Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?

7. Какие земли были присоединены в годы правления Ивана III?

8. Как можно охарактеризовать политический строй Московского государ­ства в XV—XVI вв.?

9. Какова была социальная структура Московского государства?

10. Каковы основные черты культурного развития русских земель в XIII—

XV ИИ.?

Литература

Гюрисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII — первая полови­на XIV века. М., 1999.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1998. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1НП1.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985. Чарепнин JI.B. Образование русского централизованного государства в XIV -XV вв. М„ 1960.


4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

4.1. Начало правления Ивана IV

Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлет­ний сын Иван, родившийся от второго брака великого князя с Еленой Глинской. Фактически за ребенка правила мать совместно со своим фаворитом князем Овчиной-Оболенским. Малолетство законного пра­вителя делало положение регентши неустойчивым. Вскоре после по­хорон Василия III был раскрыт заговор, возглавляемый его братом Юри­ем Дмитровским. Затем по обвинению в заговоре был казнен родной дядя Елены Михаил Львович Глинский. Спустя несколько лет против княгини-регентши восстал еще один брат Василия III — Андрей Ста- рицкий. Мятежный родственник искал поддержку среди населения Великого Новгорода. Верные Елене вооруженные силы перекрыли князю дорогу на Новгород. Андрей Старицкий сдался, был арестован и умер в тюрьме.

Короткое правление Елены Глинской ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформатор­ской деятельностью (схема 61). Проведенная денежная реформа уни­фицировала систему денежного обращения. По всей стране были вве­дены единые денежные знаки — копейки, определен стандарт веса мо­нет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стра­не вводился институт губных старост. Эту выборную должность мог за­нимать только дворянин. В помощь ему избирались представители из верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получа­ли право занимать должность земского старосты. Правительство Еле­ны Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада к востоку от Кремля в 1534 г. было сооружено полуземляное-полудеревянное укрепление, получившее на­звание Китай-город. Вскоре после этого была построена надежная Ки­тайгородская стена из красного кирпича с несколькими воротами (см. схему 61).

В 1538 г. Елена внезапно скончалась. Многие считали, что вдов­ствующая княгиня была отравлена. Следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Вельских. Оба семейства своевольничали, грабили казну, вели себя как «лютые звери свирепые, аки львы». И уж, конечно, ни те, ни другие совсем не счита­лись с осиротевшим княжичем. Разыгрывавшиеся на глазах ребенка сцены интриг и кровавого насилия оставили глубокий и болезненный след в душе будущего царя. Когда мальчику было 13 лет, к власти при­шли Глинские — родственники Ивана со стороны матери. Дорого сто­или стране боярские самоуправства. Города Гомель и Любеч пришлось отдать Литве, на южные и восточные рубежи Руси то и дело нападали татары.

 

Политическая ситуация в государстве изменилась в год, когда наслед­нику Василия III исполнилось 17 лет. В январе 1547 г. Иван Василье­вич принял царский титул. Политический смысл этого события заклю­чался в укреплении власти московского государя, его авторитет исклю­чал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского го­сударства с ханами Золотой Орды и императорами Византии. Вслед за венчанием на царство в жизни юного монарха произошло еще одно важное событие — женитьба. Выбор Ивана пал на Анастасию, проис­ходившую из старинной семьи Захарьиных-Юрьевых. Отец Анастасии Роман (к тому времени умерший) был верным слугой еще князя Васи­лия III. По его имени Захарьины и получат свою новую фамилию Рома­новы. В соответствии с правовыми нормами того времени брак делал молодого царя совершеннолетним и правомочным правителем.

Летом того же года русскую столицу постиг грандиозный пожар. На беду погода стояла сухая, дул сильный ветер, превративший Москву в один огромный костер. Дотла выгорел весь посад: от Кулижских (По­кровских) ворот до Чертолья (ул. Пречистенка). Проник огонь и в Кремль. Огненная стихия унесла жизни 1700 москвичей. Виновника­ми случившегося народ считал царских родственников Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна по ночам оборачивалась птицей, летала над Москвой, кропила город кровью, взятой из сердец мертвецов, отчего и случился пожар.

В Москве вспыхнуло восстание. Горожане разгромили дворы Глин­ских и убили царского дядю Юрия. Остальных членов ненавистной на­роду семьи, в том числе «ведьму» Анну и ее сына Михаила, нигде не мог­ли найти. Они, к счастью для себя, успели бежать и укрылись в Ржеве. Между тем сам царь Иван Васильевич уехал с молодой женой в подмос­ковное село Воробьево. Туда и явились вооруженные копьями и щитами участники восстания. Люди требовали выдачи царских родственников. С большим трудом Иван убедил собравшихся, что Глинских в его рези­денции нет. Это восстание запомнилось царю на всю жизнь. «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя», — скажет он через много лет.

4.2. Реформы Избранной рады


Государствен­ного управления
Правовая
Церковная
Военная
Налоговая
Местного управления

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема 62). Фактическим руководителем его стал незнатный по проис­хождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады прини­мали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!