Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие архитектуры и изобразительного искусства в XIII—XV вв. 1 часть



ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II 329

12 1. Отмена крепостного права: причины, подготовка,

основные положения................ 329

12.2. Реформы 1860—1870-х гг 339

12.3. Общественное движение 347

12.4. Социально-экономическое развитие страны

п пореформенный период........ 354

12.5 Внешняя политика............... 358

Контрольные вопросы................ 366

Литература................................. 366

13. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III 368

13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы.......................................... 368

13.2. Модернизация российской экономики 375

13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма.................. 377

13.4. Внешняя политика России в 1880—1890-х гг 379

13.В. Культура во второй половине XIX в 381

Контрольные вопросы................ 388

Литература................................. 389

14. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 390

14.1. Экономическое и социально-политическое развитие.................................................... 390

14.2. Образование политических партий 394

14.3. Русско-японская война 1904—1905 гг 402

14.4. Революция 1905—1907 гг 406

14.G. Столыпинские реформы 414

14.6. Россия в Первой мировой войне (1914—1918).......................................................... 420

14.7. Культура 425

Контрольные вопросы................ 433

Литература................................. 434

15. РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

В РОССИИ................................ 435

15,1. Февральская революция..... 435

15.1.1. Причины революции 435

15.1.2. Отречение Николая II и падение монархии 436

15.1.3. Двоевластие. Первые меры новых властей 440

15.2. От Февраля — к Октябрю 443

15.2.1. Политическая борьба в России

после Февральской революции 443

15.2.2. Кризис власти. Июльские события в Петрограде.............................................. 444

15.2.3. Корниловский мятеж 446

15.2.4. Альтернативы общественного развития в 1917 г....................................................... 446

15.3. Октябрьская революция 449

15.3.1. Приход большевиков к власти. II съезд Советов.................................................... 449

15.3.2. Исторические оценки Октября 1917 г 452

15.4. Политика большевиков в период становления

Советской власти....................... 454

15.4.1. Первые декреты 454

15.4.2. Учредительное собрание и его судьба 455

15.4.3. III съезд Советов 457

15.4.4. Выход России из войны и Брестский мир с Германией.............................................. 457



15.5. Россия в годы Гражданской войны и интервенции........................................... 459

15.5.1. Причины, начало и периодизация 459

15.5.2. Военно-политические силы и движения 461

15.5.3. Теория и практика политики военного коммунизма............................................ 467

15.5.4. Итоги и последствия победы большевиков

в Гражданской войне.............. 470

Контрольные вопросы............... 471

Литература................................ 472

16. СТРАНА СОВЕТОВ В 1920-е ГОДЫ 473

16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале

1920-х гг. Переход к нэпу и сущность этой политики 473

16.2. Образование СССР 480

16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина 482

16.4. Внешняя политика 485

16.5. Культура 488

Контрольные вопросы............... 492

Литература................................ 493

17. ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е ГОДЫ 494

17.1. Свертывание нэпа 494

17.2. Индустриализация страны 497

17.3. Коллективизация сельского хозяйства 499

17.4. Характеристика советского общества 503

17.5. Советская культура 506

Контрольные вопросы............... 509

Литература................................ 509

18. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 51!

18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения

в 1930-е гг..................................... 511

18.2. Начало Великой Отечественной войны 520

18.3. Перелом в ходе войны и разгром гитлеровской Германии......................... 526

18.4. Антигитлеровская коалиция 534

18.5. Поражение и капитуляция Японии 540

18.6. Итоги и последствия войны 541

Контрольные вопросы................ 544

Литература................................. 545



19. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945—1953)............................................ 546

19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения

в послевоенном мире. «Холодная война» 546

19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния ...................... 550

19.3. Послевоенное экономическое развитие страны...................................................... 552

19.4. Общественно-политическая и культурная жизнь........................................................ 556

Контрольные вопросы...................... 562

Литература................................. 562

20. ПОПЫТКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.

ХРУЩЕВСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ» (1953—1964) 563

20.1. Борьба за власть в руководстве страны

после смерти И.В. Сталина........ 563

20.2. Начало десталинизации общества 565

20.3. Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева................................................... 569

20.4. Новые реальности внешней политики 575

20.5. «Оттепель» в духовно-культурной сфере 577

20.6. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева

от власти . .................................. 581

Контрольные вопросы...................... 583

Литература................................. 583

21. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х — 1980-х ГОДОВ. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ 585

21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны...................................................... 585

21.2. Экономическая реформа 1965 г 586

21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической

и социально-духовной сферах... 589

21.4. Внешняя политика 595

21.5. Культура 599

21.6. Агония социализма 601

Контрольные вопросы...................... 601

Литература................................. 603

22. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1985—199! ГОДАХ. ПЕРЕСТРОЙКА.... 60422.1. Цели, предпосылки и этапы перестройки 604

22.2. Попытки экономических преобразований 605

22.3. Реформа политической системы и борьба общественно- политических сил........... 612

23.4. Новое политическое мышление и внешняя политика.................................................. 616

22.5. Культурные процессы в период перестройки............................................. 619

22.6. Обострение межнациональных отношений 621

22.7. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки.................................... 624

Контрольные вопросы................ 628

Литература................................. 628

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 629

23.1 Радикальная социально-экономическая трансформация страны

и ее издержки.............................. 629

23.2. Общественно политическое развитие и становление новой российской государственности 635

23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации 643

23.4. Культура 650

Контрольные вопросы...................... 650

Литература................................. 650

Список схем................................. 651

Список таблиц............................. 660


Введение[1]

Что такое история? Существуют разные ответы на этот вопрос. Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, чело­века, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое челове­чества во всей его конкретности и многообразии (схема 1).

Бесспорно, что именно человек находится в центре истории. Суще­ствует его естественное право знать свое прошлое, т.е. знать историю.

Схема 1

 

Кто мы и откуда? Почему мы такие? Каковы наши корни? Какой путь мы прошли и почему именно такой?

История — это прежде всего область человеческой дея­тельности. История не математика, где существует только один пра­вильный ответ. Она многовариантна, сложна и противоречива как сама жизнь. Поэтому в учебнике представлены различные точки зрения на исторические события и явления, что дает возможность взглянуть на наше прошлое непредвзято и приблизиться к сложному процессу по­знания исторической реальности.

Выдающиеся мыслители прошлого (М. Т. Цицерон, Ф. Бэкон, Н.М. Ка­рамзин, В.О. Ключевский и др.) отмечали важность и необходимость ее изучения.


История — свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон)

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться (В.О. Ключевский)

В истории черпаем мы мудрость... (Ф. Бэкон)

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и

деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого (Н.М. Карамзин)


 

 


Но, на наш взгляд, наиболее точно это сформулировал английский историк и философ Р. Дж. Коллингвуд (1889—1943) в своем основ­ном произведении «Идея истории». Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Иными слова­ми, изучая историю, человек познает самого себя. Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Не­сколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное пред­ставление о всем многообразии исторических источников, находящих­ся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авто­ров выделяют шесть типов источников.

/. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозна­чаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфа­вита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская аз­бука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христиан­скими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас

Схема 2

 

письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Пись­менные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и ста­тистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже Художественная литература, потому что произведения писателей и по­этов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хра­нящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помога­ющий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, ре­лигиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался лю­бой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих ро­дителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне жи­вущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная отте­пель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судь­бы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не толь­ко люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, проис­хождение в славянских языках слов, обозначающих названия живот­ных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новей­шей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а ки­нематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появи­лись видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материа­лы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушед­шее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисо­ном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенство­валась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазер­ные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспо­могательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл.1).


Таблица 1
Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia — родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus — глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma — документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron — мера и logos —наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. опоша — имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика — наука о географических названиях; антропонимика — наука, изучающая личные имена людей; этнонимика — наука, изучающая названия городов; теонимика — наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma — монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу) Наука, изучающая внешние признаки руко­писных источников в их историческом раз­витии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis — печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos — время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Вспомогательные исторические дисциплины

 

Окончание табл. I
Название Предмет изучения
Этимология (греч. etymon — истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изуче­нием первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

 

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слит­но, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию — науку о внешних признаках рукописных ис­точников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, напри­мер, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в Vb. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского «сотворе­ния мира)». Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. — в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месо­потамии, а солнечные — из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Це­зарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юли­анским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В на­шей стране он (мы еще называем его «новый стиль») был принят толь­ко в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобрать­ся с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система при­нята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина име­ет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топо­нимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика — наука о печатях. Одними из самых интерес­ных исторических дисциплин являются генеалогия — наука о родо­словных и геральдика — наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.

Контрольные вопросы

1. Что такое история?

2. Что называется историческим источником? Какие существуют виды ис­торических источников?

3. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины?

4. В чем смысл изучения истории?


1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

1.1. Славянский этногенез[2]

«Откуда есть пошла русская земля» — так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор. Стремясь показать связь русской исто­рии с историей других народов и всего человечества, древний летопи­сец начал свое повествование с пересказов сюжетов Библии.

Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Лингвисты и этнографы полагают, что распад индоевропейской общности приходится на IV тыс. до н.э.

Процесс языкового и культурного обособления народов происхо­дил в первобытную эпоху и занял многие тысячи лет. В глубокой древности существовал единый балто-славянский язык, на котором го­ворили предки, как славян, так и современных балтийских народов — латышей и литовцев. Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры. Но где же предки славян жили до этого? Где же находилась прародина славянских племен? Точного ответа на эти вопросы пока нет.

Большинство историков полагают, что славяне — исконные жите­ли Восточно-Европейской равнины, а некоторые считают их выходца­ми из других регионов (миграционная концепция) (схема 3). Так, ро­дину славян они иногда искали в глубоких азиатских степях. В наши дни наука считает «азиатскую» теорию ошибочной. Письменные ис­точники, данные археологии и лингвистики показывают, что славяне не пришельцы с далекого Востока, а исконные жители Европы.

Летописец Нестор писал, что предки славян жили на берегах Дуная: «И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех

Схема 3

 

мест, на которых сели». Этнографы заметили, что в фольклоре славян­ских народов название этой европейской реки играет особую роль. На­родные песни и былины русских, украинцев и белорусов изображают Дунай как живое существо и даже обожествляют его. Это, казалось бы, говорит о полной достоверности сообщения летописца. Но «дунайская» те­ория не подтверждается археологами. Согласно данным археологических раскопок на Дунае славянские племена появились не ранее VIb. М.В. Ломоносов выдвинул гипотезу о первоначальном расселении сла­вян в Южной Прибалтике («прибалтийская» теория). Действительно, римские историки начала нашей эры неоднократно упоминали о славя­нах, живших на балтийских берегах. Но скорее всего коренными жите­лями этого региона они не были. Данные лингвистики показывают, что в древнеславянском языке не было слов, относящихся к морю. Зато этот язык был богат словами, касающимися рек, болот, озер, лесов.

Известный историк XX в. Б.А. Рыбаков считал местом формирова­ния славянского этноса Восточно-Европейскую равнину, где славян­ские народы живут и в наше время. Эта концепция называется авто­хтонной (схема 3).

Славяне вышли на историческую арену в V—VIII вв. Непосред­ственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V—VI вв. славяне жили еще в условиях родово­го строя. «Эти племена... — писал византийский историк Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жиз­ни считают делом общим». Однако именно в этот период в социаль­ной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие из­менения. Древние родовые отношения постепенно уступают место за­рождающимся элементам государственности.

Главную роль в экономической жизни восточных славян играло земледелие. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Основным земледельческим орудием была соха, в южных областях применялся и деревянный плуг. Занимались славяне и скотоводством. Уже в те далекие времена они разводили домашних животных практически всех видов: лошадей, коров, овец, коз и т.д. Большое значение имели также охота, рыболовство и бортниче­ство. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончатель­ного отделения ремесла от земледелия еще не произошло (схема4).

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основ­ных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя по­лян. Его ближайшими соседями — жителями современной правобе­режной Украины и Припятского Полесья — были древляне. К северу от древлян между Припятью и Березиной находились земли дрегови­чей, еще северней в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины — кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным — вятичи, жившие в бассейне верхней Оки (табл. 2). Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные цен­тры— укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян — Новгород, на земле кривичей — Смоленск. Уже в IX—X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.



Таблица 2 Основные восточно-славянские племена и места их расселения на Восточно-Европейской равнине
Племена Места расселения на Восточно-Европейской равнине
Кривичи Вятичи Ильменские славяне Радимичи Древляне Дреговичи Поляне Уличи и тиверцы Северяне Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины Бассейн р. Ока Вокруг оз. Ильмень и по р. Волхов По р. Сожи По р. Припяти • Между реками Припятью и Березиной По западному берегу р. Днепр Юго-Запад Восточно-Европейской равнины По среднему течению р. Днепр и по р. Десна

 

Этимология слова «Русь» до сих пор неясна ученым. В свое время споры норманнистов и антинорманнистов касались самого названия «Русь». По мнению сторонников «норманнской» теории, оно имело скандинавское происхождение. Одни из них выводили его из средне­векового финского названия шведов «рутси», другие нашли на карте Скандинавии местность Рослаген, откуда якобы и происходил князь Рюрик. Есть и другие версии. А в исторических преданиях XVII в. название нашей страны связано с р. Росью, протекающей на террито­рии современной Украины (схема 5). Не исключено, что эта очень ма­ленькая река действительно дала имя великой стране и великому на­роду. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из вер­сий о происхождении названия «Русь» невозможно.


 

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства (схема 6).

По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуют­ся жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому— норманны. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Прихо­дите княжить и владеть нами. И вызвалось трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля», — так пи­сал в самом начале XII в. знаменитый летописец Нестор. По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства ост­рые идеологические дискуссии начались позже — в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. В первые десяти­летия существования Академии ее членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого, происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, A.JI. Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская го­сударственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы — скандинавы, бывшие якобы носителями


 

более высокой культуры. В этот же период получила распространение и альтернативная теория — антинорманнизм. Его основателями мож­но считать М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. Ломоносов спра­ведливо называл славян древним народом, чья история началась задол­го до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сто­ронниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов счита­ли началом русской государственности. В исторической науке XX в. норманнская теория подверглась серьезной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время боль­шинство исследователей не отрицают определенного влияния норман­нов на развитие русской государственности, но его степень, по их мне­нию, не стоит преувеличивать (схема 7).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!