Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос 30. Греческая трагедия V в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Греческий театр и его значение в общественной и культурной жизни



1. Эсхил (525-456). Отец трагедии. Жил в период г-п войн. Сам воевал при Марафоне, Платеях, Саламине. Автор ок. 90 трагедий, сохранилось 7. Наиболее известные: «Персы» (472), «Прикованный Прометей» (470), «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Прославление полиса, героев, готовых на агон с богами, бесстаршия греков в г-п войнах.

2. Софокл (496-406). Автор ок. 120 трагедий, сохранилось 7. Основные: «Царь Эдип» (429-425) и «Антигона» (442). Вопрос о месте чела в этом мире. Эдип – игрушка в руках богов, повержен, но не раздавлен (агон). Человек – мера всез вещей, он могущественен.

3. Эврипид (480-406). Автор 92 пьес, сохранилось 18. Медея (431). Медея обуреваема страстями, и к чему приведет эта борьба страстей – это зависит не от нее.

4. Греческий театр и его значение. Театр вырос из религиозных действ. Потом религиозный аспект отошел на зданий план. Первоначально – хор и 1 актер, затем – еще 2 актера. Реквизит (котурны, маски, подкладки, машины), части театра (театрон, орхестра, скена, проскениум). Размеры – неск. десятков тыс. мест. Тетр – любимое развлечение греков, его важность («театральные деньги» и их неприкосновенность).

Бондаренко say:

Основные идеи – классическая работа профессора С.И. Радцига «История древнегреческой литературы».

1. Особенности «драмы».«Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы.

2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы.



3. Первые трагики. Структура драмы.Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог

Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод

В) диалогические части – эписодии

Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы

Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод.

4. Организация представлений.Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился).

5. Устройство театра. Актёры и публика.3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги.

По личностям:

Эсхил.

Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся.



Софокл.

Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини.

Еврипид.

Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии.

Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!