Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Категория эстетического (специфика эстетического отношения человека к миру)



Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

Термин «эстетика» — с греч.–относящийся к чувственному восприятию) был введен нем. Фил. Баумгартеном в XVIII в.– Э. у него – наука о чувственном восприятии. Э. – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании чел. Э. связана с решением основного вопроса философии–вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. До Баумгартена вопросы Э. рассматривались в пределах общих философских концепций как их органическая часть. И только этот нем. просветитель выделил эстетику в рамках философии как самостоятельную дисциплину.

В истории Э ее предмет и задачи менялись. Вначале Э была частью философии и служила созданию целостной картины мира. С Сократа начинается долгий процесс выделение эстетики от философии в самост. науку. Сократ впервые связывал проблемы эстетического их с этическими. Для Аристотеля Э — это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли искусства в воспитан. чел. Для Ф. Аквинского Э — решение задачи: с пом. искусства нацелить человека на служение Богу. Э. начинают понимать как науку, занимающуюся проблемами «философии прекрасного», либо «философии искусства» с XVIII . Именно в этом плане ее воспринимали Современная Э. обобщает мировой художественный опыт. Э.стетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эстет-ие свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности художественного творчества, социального бытия и функционирования искусства, его восприятия и понимания(наука о чувственном восприятии, совершенстве и красоте, искусство).

Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. Эстетика входит в труд, быт, формируя в чел. созидательное начало и способность воспринимать красоту.

Предмет эстетики, а значит и содержание этого понятия постоянно менялись. Сегодня предметом Э. являются: - природа эстетического,

т.е. наиболее общие характеристики, присущие различным эстетическим объектам действительности;

- природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, представлениях, идеалах и теориях;



-природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

 

2-???

Категория эстетического (специфика эстетического отношения человека к миру).

Наиболее общей, универсальной из всех категорий Э. является понятие "эстетическое", кот. проявляется, как прекрасное или безобразн., возвыш. или низмен., трагич. или комич. Эст-кое отражает то общее, что характерно для эст-ких явлений (эст-кое в природе, обществе, эст-кая деятельность и эст-кое сознание (эстетические вкусы, чувства), являющееся субъективно-эстетическим. С помощью категории "эстетическое" рассматривается и эст-кая культура, и эст-кое воспитание.

Эст-кое объективно: можно изменять существующий мир, совершенствовать его соответственно своим представлениям о красоте. Объективность эст-го дает возможность установить основу для разделения различных эст-ких явлений, таких, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. "Эстетическое" - это научное понятие, поэтому оно существует как абстрактное, т.е. в мыслях людей, а в реальной действительности существуют конкретные эст-кие предметы и явления, их общие черты эстетика закрепляет в категории «эстетическое»-Объективность эст-кого это принадлежность этих черт реальным предметам и явлениям.

Субъективно-эстетическое проявляется в потребностях, чувствах, идеалах, они субъективны, потому что относятся к человеческому сознанию.

Если эстетические связи присущи самому реальному миру, то эстетические оценки, чувства, идеалы представляют собой субъективный образ объективного мира. Они отражают объективно эстетическое, но это отражение может быть верным и ложным. Эстетическое –самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, комическому, драматическому и др. эстет-ским св-ам жизни и искусства.



Модели эстет-ого

1 (объективно-духовная; объективно-идеали­стическая): эстетическое — результат одухотворения мира Богом или аб­солютной идеей.

2(субъективно-духовная, субъективно-идеалистическая): эст-кое — проекция духовного бо­гатства личности на эстетически нейтральную действительность.

3 (субъективно-объективная; дуалистиче­ская): эст-кое возникает благодаря единению свойств действитель­ности и человеч. духа.

4 («материалистическая»):

эст-кое — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, форма.

5 («общественная» концепция): эст-кое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества. Эст-кое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отноше­ния к человечеству.

Т.о.эстетическое - это конкретное явление или предмет в его полноте, характеризующийся определенным соотношением всех без исключения его сторон, особенностями его взаимодействия с другими явлениями системы, элементом которой он является, его местом и ролью в поступательном процессе развития.

 

4. Прекрасное и Безобразное как категории эстетики.

В качестве исходного понятия системы категорий Э. выступает категория прекрасное, с помощью которой характеризуются природа, общественная жизнь и все формы эст-ого освоения действительности.

Понятие о прекрасном возникло в древности. Это то, что способно было вызвать в человеке наиболее совершенное эст-кое переживание. Прекрасными называли такие явления, произведения искусства, кот. получали наиболее высокую положительную оценку.

Прекрасное - это красота форм, в сочетание звуков, очертание предмета, черты лица, сущность человека или явления. Прекрасно то, что является совершенным как по форме, так и по содержанию.

Прекрасное - широкая по смыслу эстетическая категория, понятие прекрасное часто употребляют как синоним Эст-ого, а эстетику называют наукой о прекрасном.

По смыслу близко к понятию Прекрасное стоит термин красота, но эти понятия по своему содержанию близки, но не тождественны. Красивыми называют людей, предметы, в основном с их внешней стороны, которая может быть и несущественной, т.е. красивыми со стороны формы. За красотой формы может быть спрятано духовное убожество, жестокость, подлость.

В определении природы Прекрасного главн. значен. имеет характер содержания. Именно содержание может сделать явление прекрасным при гармоничном соответствии с ним элементов формы. Гармония предполагает совпадение всех компонентов явления: содержание проявляет себя в соответствующей форме, внутреннее в соответствующем внешнем. На практике подобные идеальные варианты довольно редки.

Прекрасное связано с внутр. гармонией и целостностью предметов и явлений, с их совершенством, прогрессивным развитием, с совершенством, целесообразностью. Но хотя прекрасное существует объективно, способность его осознания, восприятия - это результат развития общества. Восприятие человеком прекрасного субъективно. Представления о прекрасном исторически изменчивы, зависят от социального положения, от уровня развития эстетической культуры.

С категорией прекрасное связана категория– безобразное, обозначающая нечто отталкивающее, вызывающее чувство неудовольствия, оно антиэстетично. Безобразное –неупорядоченность, дисгармоничность, отсутствие совершенства. Безобразно все уродливое, безнравственное, преступное, вредящее людям. Безобразное предательство,честолюбие, не разбирающее средств к достижен. цели. Безобразное связано с другими категориями эстетики: прекрасным, возвышенным, трагическим, комическим, и оно выполняет свои эстетические функции в связи с этими категориями. Безобразное содержится в трагическом, как ужасное, «Безобразное связано и с комическим, как осмеяние его.

В искусстве безобразное показывет все негативное, уродливое, авторы через отрицание отвратительного способствуют утверждению идеала.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!