Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Наибольший зазор между отверстием и валом



Sмакс = Dмакс – dмин = 60,03 – 60,002 = 0,028 мм

или Sмакс = ES – ei = 0,03 – 0,002 = 0,028мм.

Переходные посадки используются в тех случаях, когда необходимо иногда проводить разборку и сборку при эксплуатации и выполнении ремонтных работ (соединения зубчатых колес с валами, установка полумуфт на валах электродвигателей, штифтов, подшипников и т. д.). Обычно переход­ная посадка требует дополнительного закрепления сопрягаемых деталей, поскольку они имеют небольшие предельные зазоры и натяги.

Таким образом, посадки всех трех групп с различными зазорами и натягами можно получить, меняя взаимное положение полей допусков отверстия и вала.

Система отверстия и вала

Одну и ту же посадку с определенными зазорами или натягами можно получить, меняя положения полей допусков отверстия и вала относительно нулевой линии, но сохраняя постоянным положение этих полей относитель­но друг друга (рис. 3.6). Тогда при постоянном номинальном размере предельные размеры отверстия и вала будут меняться. Такая "свобода" выбора оказывается нетолько не удобной, но и экономически очень не вы­годной. Если при конструировании будут назначены любые поля допусков, то таких полей допусков может оказаться бесчисленное множество. Но это означает, что практически невозможно будет выпускать в продажу обраба­тывающий инструмент для изготовления отверстий (сверла, зенкеры, раз­вертки) - инструмент, непосредственно формирующий размер.

 

Поэтому в нормативных документах на точность размеров всех стран мира используется подход к ограничению свободы в установлении полей допусков валов и отверстий. Это ограничение сформулировано в понятии система отверстия и система вала.

Сущность этих систем заключается в том, что при образовании всех трех видов посадок вводится ограничение на расположе­ние допуска одного из участвующих в сопряжении элемента, т.е. прини­мается постоянное положение одного из полей допусков (отверстия или вала), причем один из предельных размеров этого отверстия или вала будет совпадать с номинальным размером. Такие отверстия и валы получили наз­вание основные.

Основное отверстиеотверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

Основной валвал, верхнее отклонение которого равно нулю.

Таким образом, у основного отверстия с номинальным размером совпадает наименьший предельный размер, а у вала - наибольший предельный размер.

Существует два способа формирования посадок в системе отверстия и в системе вала.



В системе отверстия посадки формируются изменением положения поля допуска вала относительно поля допуска основного отверстия (рис. 3.7).

В системе вала посадки формируются изменением положения поля допуска отверстия относительно поля допуска основного вала (рис. 3.8).

В машиностроении преимущественно используется система отверстия, которая является предпочтительной. Это обусловлено тем, что изготовить и измерить вал значительно проще и дешевле, чем отверстие. Валы разного диаметра можно обрабатывать одним и тем же резцом или шлифовальным кругом, а измерять – универсаль­ным инструментом – штангенциркулем или микрометром.

Для изготовления отверстий разного диаметра требуется иметь набор сверл, разверток и зенкеров. Контроль точных отверстий производится калибрами – пробками. Для измерения отверстия каждого диаметра требуется свой калибр. Таким образом, номенклатура режущего и измерительно­го инструментов, применяемых при изготовлении отверстий, значительно шире.

Применение системы отверстия значительно сокращает эту номенкла­туру, т.к. формирование различных посадок в этой системе производится измерением диаметра вала, а диаметр отверстия при этом остается посто­янным.

Система вала применяется в следующих случаях:

1) Когда на вал одного диаметра требуется установить несколько деталей с различными посадками (рис. 3.9).

Выполнять посадки в системе отверстия для представленной конструкции нецелесообразно, т.к. в этом случае диаметр вала по его краям, где используются посадки с натягом, должен быть больше, чем диаметр вала в средней его части. В процессе сборки среднюю деталь придется "протаскивать" через участок вала большего диаметра. Это может повредить по­садочные поверхности. Кроме того, изготовить вал ступенчатым с очень малым перепадом диаметра по ступеням трудно. Ситуация существенно упрощается, если применить систему вала. Тогда вал будет гладким, сред­няя деталь будет иметь больший диаметр отверстия, чем детали по краям, и легко пройдет через их посадочные места.



2) При использовании стандартных деталей, например подшипников качения. Наружный диаметр подшипника следует изготавливать по системе вала, т.к. заранее неизвестно, по какой посадке будет установлен подшипник в корпус. В этом случае зазор или натяг в посадке организуется за счет изменения диаметра отверстия.

 

 

 

 

 

 
 

 


3) При изготовлении валов из калиброванного прутка с точным диаметром, который можно использовать как готовый, хорошо обработанный вал (гладкие оси, штифты).

4) Из соображений прочности, когда делать вал ступенчатым нецелесообразно из-за влияния на прочность концентрации напряжений в местах перехода от одного диаметра к другому.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!