Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Множественность задач, этапы и методы прикладных исследований 4 часть



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эта информация должна содержать достаточно разнообразные сведения о факторах, влияющих на оценку возможностей градострои­тельства: о рельефе, геологическом строении, грунтах, грунтовых водах, климатических показателях, перечень которых определен строительными нормами и правилами, гидрологических характери­стиках поверхностных водотоков, современных физико-географиче­ских процессах, о растительности и городской фауне. Не всю инфор­мацию физико-географ собирает непосредственно в процессе поле­вых исследований. Его задача — мобилизовать уже имеющуюся ин­формацию, дополнить ее недостающей, а также систематизировать ее, т. е. увязать друг с другом и привязать к определенным объектам.

Особенно большое влияние на строительство и эксплуатацию населенных пунктов, конструкцию и типы зданий оказывают гео­логические условия и характер грунтов (скальные, глинистые, песчаные, многолетнемерзлые и др.), обладающих разной несу­щей способностью, т. е. способностью выдерживать нагрузки. Ин­женерно-геологическому обоснованию городского строительства посвящены отдельные монографии (Р.Леггет, 1976 и др.) и разде­лы в учебниках по инженерной геологии. Обычно инженерно-гео­логические изыскания для градостроительства проводятся само­стоятельно и преследуют цели выбора естественного основания, обоснования проектов фундаментов, их типов. В круг инженерно-строительных проблем включаются также строительные оценки территорий с развитыми на них современными физико-географи­ческими процессами (карстовыми, оползневыми, эрозионными, разрушением склонов, затопления и подтопления и т.д.). По ин­женерно-геологическим показателям судят о пригодности терри­тории для разных видов строительства.


Особенности рельефа влияют на решение проектно-планиро-вочных, композиционных, конструкционных проблем градостро­ительства, на выбор защитных сооружений. Велика роль рельефа в формировании общего силуэта города, отдельных городских райо­нов, кварталов, зон отдыха. Для крупных городов важен учет ан­тропогенного рельефа, возникающего в результате вертикальной планировки, подсыпки, срезания, террасирования склонов, со­здания дамб, путепроводов и т.д.

В процессе градостроительства изменяется не только рельеф, но и гидрографическая сеть, расход воды в реках (прежде всего за счет водоснабжения); процессы эрозии и русловые процессы; кли­матические условия (температурный и ветровой режим, количе­ство осадков и испарение, и др.); уплотняются почвы, почвенно-грунтовый слой заменяется культурным или асфальтовым покры­тием и т. д.

Важное значение в планировке городов, охране и улучшении их среды имеет учет биогеографических особенностей, изучение растительности и городской фауны. Растительность в городе сни­жает скорость ветра, в жаркую погоду понижает температуру и увеличивает влажность воздуха, уменьшает общее загрязнение воз­духа и снижает шум, поэтому сохранение и увеличение площади зеленых насаждений в городе остается одной из важных градостро­ительных задач.

В качестве главного критерия взаимосвязи города с природной средой выступает характер застройки (степень ее расчлененности), тесно связанный с особенностями тех ПТК, которые размещены в черте города. Увеличению расчлененности застройки способству­ют элементы гидросети (реки, озера, водохранилища, пруды), лес­ные массивы, парки, заповедные природные объекты и т.д. Таким образом, основой градостроительных композиций города является его ландшафтная структура, которая обладает и самостоятельной художественной ценностью.

Разные ПТК оказывают неодинаковое влияние на внешний облик различных частей города — на характер построек, архитек­туру зданий, улиц, площадей, а также на городское хозяйство и жизнь горожан. Вследствие неодинаковой устойчивости тех или иных комплексов к антропогенным нагрузкам степень их измененности в процессе однотипного использования будет различной. Это должно учитываться при функциональной планировке города. Кроме того, разные ПТК обладают неодинаковой способностью к самоочище­нию, что приводит к неоднородности экологической ситуации в черте города. Следовательно, обладая разными свойствами, ПТК определяют архитектурно-планировочные решения, инфраструк­туру, экологическую ситуацию. В связи с этим основным объектом S физико-географических исследований должны быть не отдельные компоненты природы, а ПТК как целостные образования.


Однако на начальном этапе географические исследования для градостроительных целей ограничивались изучением отдельных компонентов природы и лишь в 60-х гг. XX столетия появляются первые комплексные работы (Я. Р. Дорфман, 1964, 1966; А. С. Крю­ков, 1964, 1967; В.Д.Стерлигов, 1962, 1964 и др.). Наметился путь навстречу друг другу представителей ландшафтоведения и ланд­шафтной архитектуры, решавших по сути одинаковые задачи: по­знание процессов, происходящих при взаимодействии природных и архитектурно-планировочных комплексов; разработка реко­мендаций по оптимальному использованию различных ПТК. Это вылилось впоследствии в тесное сотрудничество между географа­ми-ланд шафтоведами и архитекторами, достигшее своего расцве­та в 70-е гг. XX в. С 80-х годов усилился интерес к ландшафтно-экологическому изучению городов.

В процессе физико-географических исследований для целей гра­достроительства необходимо установить средообразующую роль ПТК в пределах современной и перспективной городской застрой­ки; дать оценку ПТК как фактора планировочных решений; обосно­вать необходимость сохранения тех или иных особенностей ПТК как элементов планировочной структуры; дать прогноз изменения ПТК под воздействием градостроительства. Материалы физико-географических исследований используют при проведении функ­ционального зонирования города и выделении планировочных районов, для установления степени соответствия между природ­ной средой и хозяйством в разных районах города, для разработки рекомендаций по перспективному развитию города.

Научной основой для прикладных исследований служит ланд­шафтная карта территории города, на которой отображены ПТК ранга местностей и урочищ (иногда ландшафтов). Для каждого типа ПТК дается набор характеристик, по которым оценивается пригод­ность комплекса к тому или иному виду использования. Критерии при этом определяются требованиями технологии природопользо­вания. После этого ПТК группируют по степени их благоприятно­сти для разных видов использования (промышленной или жилищ­ной застройки, рекреации и т.д.). На основе этой карты проводят районирование (функциональное зонирование) территории для це­лей градостроительства. Она же служит основой для обоснования проектных решений с учетом хозяйственного воздействия на ПТК.



Иногда прикладные физико-географические исследования про­водят специально для решения конкретных градостроительных за­дач, например: 1) типизация ПТК для градостроительства; 2) со­здание архитектурно-планировочного плана города; 3) функцио­нальное зонирование города; 4) проведение специальных темати­ческих исследований и т.д.

Остановимся детальнее на одном из видов таких исследова­ний — создании архитектурно-планировочной карты города.


Как уже отмечалось, современное проектирование городов и \ сел, привязка застройки к тем или иным элементам рельефа, осо- I бенности планировки селений, тип застройки, ориентация улиц и ] строений требуют специальных географических обоснований. Еще недавно проектировщики использовали лишь материалы по от- I дельным компонентам природы и не учитывали в полной мере взаимосвязистроительства с окружающей природной средой. Про- 1 ектировщики ограничивались обычно тремя картами: опорным пла- \ ном (топологической основой), инженерно-геологической картой (строительная характеристика грунтов), картой природных ограни­чений (заболоченность, просадки, оползни и т.д.). Такие карты и \ соответствующие текстовые характеристики не дают комплексной оценки территории с архитектурно-строительной точки зрения и не обеспечивают необходимого зонирования территории. Поэтому возникает потребность в изучении влияния географической среды на планировку и застройку города, а также обратного влияния — изменения природных условий под влиянием города.

Для решения этих задач проводят специальное комплексное географическое изучение территории города и создание ландшафт- , но-архитектурной карты. Картографической основой таких иссле­дований является крупномасштабная топографическая карта на территорию города и план города.

Первый этап исследования заключается в составлении крупно­масштабной ландшафтной карты города. Основная сложность по сравнению с традиционной ландшафтной съемкой заключается втом, что на значительной части территории города приходится картировать природные комплексы, сильно измененные деятель- \ ностью человека, которая преобразила не только индикаторные 1 компоненты ландшафта — растительность и почвы, но часто отра-зиласьи на литогенной основе комплексов. В застроенной части города поэтому иногда не удается выделить не только фации, но и урочища. Подчас возникает необходимость в выделении в качестве самостоятельных единиц антропогенно измененных ПТК, их си­стематике и установлении диагностических признаков. Картогра­фирование слабо измененных городских территорий (недавно вклю­ченных в черту города территорий, участков со сложными инже­нерно-геологическими условиями, массивов индивидуальной за­стройки с огородами, незастроенных участков, парков и лесопар- , ков и т.д.) сложностей обычно не вызывает. Здесь легко картиру- .1 ются все урочища, а подчас и фации.

Второй этап исследования — инженерно-строительная оценка всех природных комплексов (фаций, урочищ, местностей), выде­ленных на ландшафтной карте города. Для этого используют спе­циальные нормы и правила, разработанные Академией строитель­ства и архитектуры, в соответствии с которыми все природные ] факторы по степени пригодности для строительства разделяют на \


три категории: П — пригодные, ОП — ограниченно пригодные, Н — непригодные.

Рельеф. Для жилищного и гражданского строительства: П — с уклонами от 0,5 до 10 %; ОП — с уклонами < 0,5 и от 10 до 20 %, а в горах — до 30 %; Н — с уклонами свыше 20 %, в горах — свыше 30 %. Для промышленного строительства: П — с уклонами от 0,3 до 3%; ОП — с уклонами <0,3 и от 3 до 5 %; Н — с уклонами > 5 % (кроме случаев, когда это допускается технологией произ­водств).

Грунты. П — грунты (пески, суглинки, глины, лёсс непроса-дочный и др.), выдерживающие нагрузку не менее 1,5 кг/см2; со­оружения не требуют специальной основы или сложных фунда­ментов. ОП — грунты с допустимыми нагрузками 1,0—1,5 кг/см2; сооружения требуют укрепления фундамента (специальная осно­ва, сложные фундаменты). Н — макропористые просадочные грун­ты, плывуны с допустимыми нагрузками менее 1 кг/см2; строения требуют особо сложных специальных основ и фундаментов.

Грунтовые воды. П — безнапорные водоносные горизон­ты залегают глубже 3 м; строительство ведется без работ по сниже­нию уровня грунтовых вод и без установки гидроизоляции. ОП — грунтовые воды залегают на глубинах от 1 до 3 м; необходимо сни­зить уровень грунтовых вод, установить гидроизоляцию или при­менять антикоррозийные меры. Н — грунтовые воды на глубинах менее 1 м; необходимы особенно сложные инженерные меры, чтобы снизить уровень грунтовых вод.

Заболоченность. П — отсутствует. ОП — незначительная заболоченность за счет атмосферного питания, торфяники мощ­ностью до 2 м; необходимы экономически оправданные осуши­тельные работы. Н — значительная заболоченность, торфяники мощностью более 2 м.

Затопляемость. Для жилищного и гражданского строитель­ства: П — незатопляемые паводками 1%-й обеспеченности (по­вторяемость 1 раз в 100 лет). ОП — затопляемость паводками 1%-й обеспеченности не более чем на 0,5 м и незатопляемость паводка­ми от 1 до 4%-й обеспеченности (1 раз в 25 лет). Н — затопляемость более чем на 0,5 м паводками 4%-й обеспеченности. Для промыш­ленного строительства: П — незатопляемые паводками 1%-й обес­печенности для предприятий важного хозяйственного и обо­ронного значения; для остальных — 2%-й обеспеченности (1 раз в 50 лет); для предприятий с коротким сроком эксплуатации (10 — 15 лет) — 10%-й обеспеченности (1 раз в 10 лет). ОП — затопляе­мость не более чем на 0,5 м паводками, которые указаны для при­годных территорий (1%, 2%, 10%-й обеспеченности для соответ­ствующих предприятий); требуют экономически обоснованных ме­роприятий по инженерной подготовке территории. Н — затопляе­мость паводками частой повторяемости.

10 Жучкова 289


Овраги. П — незначительное количество задернованных ов- I рагов глубиной до 3 м. ОП — слабо растущие овраги глубиной до Юм. Н — молодые овраги с крутыми склонами и интенсивным ростом глубиной более 10 м. Требуют выполнения сложных инже- ■ нерных мероприятий по подготовке территории.

Размыв берегов. П — не наблюдается. ОП — иногда на- ] блюдается размыв шириной до Юм. Н — блуждающие русла с шириной размыва более 10 м.

Оползни, карст. П — не наблюдаются. ОП — мало распро­странены, старые и молодые оползни, старые и современные кар­стовые формы, требующие несложных инженерных мер по подго­товке площадок. Н — значительно распространены современные j оползни и карстовые формы, значительное количество старых кар­стовых форм с обширными пустотами; требуются сложные инже­нерные мероприятия.

Третий этап работ — типология ПТК для целей градострои­тельства и выделение ландшафтно-архитектурных районов. После завершения оценки по всем параметрам отображенных на карте ПТК природные комплексы объединяют в группы с однотипными ) инженерно-строительными оценками. В дальнейшем каждая такая \ группа независимо от того, является ли она территориально целост­ным образованием или представлена в пределах города отдельны­ми фрагментами, выступает как единый по инженерно-строитель- I ным оценкам ландшафтно-архитектурный комплекс.

При выделении ландшафтно-архитектурных районов произве­денную группировку комплексов увязывают с существующим пла­нировочным и функциональным зонированием территории города. Если, например, в промышленной зоне города встречаются неболь- « шие участки природных комплексов, ограниченно пригодных для промышленной застройки, но полностью пригодных для жилищ­ной застройки, то с учетом функциональной характеристики этой части города такие комплексы не следует относить к ландшафтно-архитектурному району жилищного и гражданского строительства. 1

В процессе районирования разрабатывают номенклатурный спи­сок (полное упорядоченное перечисление) ландшафтно-архитек­турных районов — основу легенды будущей ландшафтно-архитек- \ турной карты города. Каждый из районов должен быть привязан к определенным природным комплексам, иметь характеристику своей территории по основным природным компонентам с соответству­ющей инженерно-строительной оценкой. Не следует перечислять i обязательно все приведенные выше природные факторы, доста­точно выделить среди них те, которые прежде всего определяют ' общую градостроительную оценку данного района, опуская несу- ! щественные характеристики и факторы.

Четвертый этап — составление ландшафтно-архитектурной картыгорода. Возможны два варианта представления результатов 1


исследования. В первом, упрощенном варианте работа завершается составлением картосхемы ландшафтно-архитектурного райониро­вания территории города. Основной нагрузкой картосхемы явля­ются границы выделенных районов. Возможна определенная дета­лизация таких границ с помощью дополнительных знаков и ори­ентиров с целью более точной привязки схемы ландшафтно-архи­тектурного районирования к плану города.

Предпочтительнее, конечно, другой вариант — составление ландшафтно-архитектурной карты города. В отличие от картосхе­мы карта точнее и детальнее вписывает границы ландшафтно-ар­хитектурного районирования в реальную планировочную и хозяй­ственную ситуацию города. Вместе с тем с помощью условных зна­ков карта дает развернутую природную, функциональную, плани­ровочную и архитектурно-строительную характеристику каждого

района.

Итак, ландшафтно-архитектурная карта — это комплексная географическая карта, с помощью которой можно сопоставить функциональную и планировочную структуру города с его при­родной средой, наметить и проанализировать закономерные соот­ношения между ними, выявить и территориально ограничить не­соответствия между природной средой и хозяйством города.

Нагрузка ландшафтно-архитектурной карты включает не толь­ко ландшафтно-архитектурные районы, но и существующую за­стройку, зеленые насаждения, участки с проявлением современ­ных физико-географических процессов, затопляемые участки, ме­ста высокого стояния грунтовых вод, водозаборные сооружения, источники, карьеры и т.д. Чтобы с такой картой удобно было ра­ботать, ее оформление должно быть хорошо продумано и четко выдержано.

Ландшафтно-архитектурные районы обычно показывают кра­сочным фоном. Градации пригодности для строительства, если они варьируют в пределах района, дают оттенками основного цве­та. В легенде приводятся названия характерных для каждого района ПТК, дается краткая инженерно-геологическая характеристика их природных особенностей, оценка пригодности для строительства (пригодны, ограниченно пригодны, непригодны). Наиболее деталь­но характеризуются ПТК склонов долин и уступов террас, для которых дается крутизна, протяженность, ветровая и солярная экс­позиция и т.д.

Существующую застройку показывают в зависимости от мас­штаба карты кварталами, массивами или зонами застройки, для которых разной штриховкой и дополнительными значками дается характер застройки (промышленная, гражданская, жилищная, индивидуальная), этажность, материал застройки. Зеленые насаж­дения показывают топографическими условными знаками или зе­леной штриховкой. Для них должен быть указан породный состав


насаждений и их основные параметры (сомкнутость, высота дере-1вьев, кустарники и т.д.). Сады, луга, парки, придорожные насаж-1 дения показывают общепринятыми условными знаками.

Участки активного проявления современных физико-географи-1 ческих процессов (оползни, карст, селевые потоки, растущие ов-рати,размыв берегов и т.д.), а также резкие перегибы рельефа показывают разными знаками красного цвета. Водозаборные со­оружения, источники, затопляемые участки, места высокого стоя-1 ния грунтовых вод дают значками голубого (синего) цвета, а места разработки месторождений полезных ископаемых — коричневыми фигурными значками. Для отдельных районов города могут быть приведены характерные розы ветров.

К ландшафтно-архитектурной карте прилагается специальный ! отчет, в котором содержится ландшафтно-архитектурная и плани- j ровочная оценка с точки зрения разного функционального ис-j пользования всей территории города в целом, а также отдельных его частей. Даются рекомендации относительно функционального использования отдельных частей города на перспективу, сохране­ния и обогащения отдельных ПТК, предлагаются мероприятия по борьбе с неблагоприятными природными процессами и по мели- ] орации отдельных комплексов.

Необходимо помнить, что анализ функциональной и планиро-вочнойструктуры города и сопоставление их с природной средой на его территории требуют глубокого знания истории формирова- > ния и развития города, без чего невозможно понять сложность и противоречия отношений между его природной средой и хозяй- I ством.

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 471

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!