Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Современные концепции образования



В современное понятие "образование" включает в себя не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все проходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными, что достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым образование человека (в процессуальном плане) - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениям последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В современной отечественной педагогикой науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых проходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функции человека в мире и обществе. Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность, к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства. Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками."Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения". Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуру. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие.



В современных условиях развития Российской образовательной всего этого недостаточно. Основополагающими принципами обновления содержания образования школы, выделенными в Концепции структуры и содержания общего образования в 12-летней школе, являются: личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей; гуманизация и гуманитаризация, культур сообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся; фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях; приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;

- обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся; усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами; оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся, обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;



Концепция предусматривает, что содержание учебных предметов изменяется по следующим направлениям: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы.

Основание для отбора содержания образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и Б.Т. Лихачев, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательными учреждениями. Однако, осознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и мол инструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующем принципам:

 в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обуславливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы - принцип общеобразовательного характера образования;

 в содержание образования включены все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности - принцип гармоничного культурного развития личности;

 в содержании образования необходима оптимальная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий - принцип единства и противоположности логики и науки и учебного предмета;

 в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания - принцип связи труда и науки;

 сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей - принцип политехнизма, соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки, эстетический аспект содержания образования;

 в содержании образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом - аспект развивающего характера учебного материала, гуманистарно-эстетической направленности содержания образования;

 необходимо реализовать меж предметные связи - принцип взаимосвязанности и взаимообусловленности смежных предметов.

Указанные принципы являются главным ориентиром того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования творческого самостоятельного, мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.Критерий высокого научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин. В учебные предметы следует включить важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой.Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям студентов данного возраста. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. Критерий учета международного опыта и построения содержания образования. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!