Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 9 часть



В 1991 г. был образован Реабилитационный
культурный центр "Гефест", который возглавила
московская художница Наталья Софронова. В
группу вошли не только москвичи, но и талантли-
вые художники из Санкт-Петербурга, Саратова и
других городов. С тех пор "ГеаЪест" планомерно
занимается выставочной деятельностью. Верниса-
жи "гефестовцев" проходили в Бельгии, Франции,
Финляндии. А в России лучшие выставки "Гефе-
ста" проходят обычно в Доме Дружбы народов на
Воздвиженке.

К слову, аналогичные объединения глухих ху-
дожников имеются в Белоруссии, Казахстане, на
Украине. В майские дни в Киеве проводится еже-
годная Международная выставка неслышащих ху-
дожников "Киевские каштаны", в которой прини-
мают участие и россияне. При Ассоциации глухих
художников в республике Казахстан, возглавляе-
мой талантливым живописцем Алексеем Утки-
ным, существует Студия-центр обучения детей
изобразительным искусствам, занятия в которой
ведут глухие мастера. Недавно, в 2001 г., глухие ху-
дожники из Санкт-Петербурга создали свою твор-
ческую организацию "Арт-Нева".

В 1993 г. в Москве и Рочестере (США) состоя-
лись выставки молодых американских и россий-
ских глухих художников.

В 1995 г. Московской первичной организацией
глухих художников под руководством Виктора Ка-
ренина была проведена выставка "Глухой человек
и его мир". Здесь на впервые проведенной распро-
даже картин Московская организация глухих при-
обрела пять работ: "Проникновение" В. Карепова,
"Пьеро" А. Мартьянова, "Жестовый язык" 14-лет-
него М. Микляева, "Адам и Ева" А. Башкловкина,
"Автопортрет" В. Антонова.

Прелестна работа Александра Башкловкина,
исполненная в оригинальной манере, - "Адам и
Ева" (вариант названия: "Первые глухие"). Адам
жестами предлагает подруге предаться земным
утехам, в широко раскрытых глазах Евы - непри-
крытое любопытство: "Это что-то новенькое!"
Жесты просты и недвусмысленны, - никакой
змей-посредник "грешникам" не нужен.

Но не эти картины ознаменовали начало свое-
образной картинной галереи в Московской орга-
низации глухих. Первые работы глухих художни-
ков успел приобрести бывший председатель орга-
низации И.А. Абрамов. Это и большая по разме-
рам картина Геннадия Фадина "Императрица Ма-
рия Федоровна и Александр Меллер": изображена
их встреча в Павловском парке, и прекрасная гра-
фическая работа Сергея Князева "Циолковский".



Яркими красками привлекает картина Алексея
Гладкова "Композиция", за которую художник по-
лучил Гран При на выставке в Италии.

Число художественных работ в галерее
пусть медленно, но растет. Интересны три рабо-
ты прекрасного московского художника Андрея
Аверьянова, выдвигавшегося на Госпремию РФ.
Представлены и две работы талантливого жи-
вописца Юрия Чернухи. Приковывает взгляд
посетителя большое полотно "Против течения"
соратника Чернухи по "Гефесту" Михаила
Горюнова. Пользуется неизменной популярно-
стью у иностранных визитеров "Русская дак-
тильная азбука", выполненная в гипсе скульпто-
ром Юрием Левченко. Картины глухих масте-
ров - гордость Дома Московской организации
глухих.

Остается добавить, что с 1996 г. в помещении
МГО ВОГ регулярно проводятся персональные
выставки неслышащих художников.

 

11.2.3. Известные глухие художники

На одном из автопортретов виртуозный живо-
писец, президент Лондонской Академии худо-
жеств Джошуа Рейнольде (1723-1792) изобразил
себя с ладонью, приложенной к уху. Он страдал
прогрессирующей тугоухостью.

Анатолий Знак (р. 1939) закончил Ленинград-
ский художественный институт им. И.Е. Репина,
ученик Е.Е. Моисеенко. В марте 1988 г. он был из-
бран членом-корреспондентом Сибирско-Дальне-
восточного отделения Академии художеств СССР.

Имеет орден "Знак почета", звание Заслуженного
художника РСФСР.

Юрий Масютин (р. 1928) - член Союза худож-
ников РФ. Виртуозный рисовальщик, тонкий ко-
лорист.

Мир Миркасимов (р. 1924) - известный азер-
байджанский скульптор. С "Портретом девушки"
он стал лауреатом на V Всемирном фестивале мо-
лодежи и студентов в Варне. Выполненный им па-
мятник драматургу Джафар Джабарлы (1982) ус-
тановлен в центре Баку.



Во второй половине 1980-х гг. Агентство печа-
ти "Новости" издавало журнал "Совьет лайф", в
котором печатались рисунки Владимира Свиридо-
ва, неслышащего графика. Его рисунки часто
появлялись также в газете "Известия". Автор 15
плакатов, выпущенных издательством "Плакат".
Последние годы жизни он работал в Швеции, где
стал исключительно популярен (рис.45).

Алексей Светлов (р. 1964) - художник, вырос-
ший в Питере. Достиг успехов в цветной графике.
Работал в США, ФРГ, Швеции. Ныне живет в
Зальцбурге. Выполняет заказы Финской ассоциа-
ции глухих, где его чрезвычайно ценят.

В "Огоньке" время от времени появлялись пуб-
ликации о глухих художниках. В 1992 г. была опуб-
ликована статья "Отшельник среди нас" - о глу-
хом художнике Юлии Ведерникове (р. 1943), рабо-
ты которого находятся в коллекциях Западной Ев-
ропы и Америки.

Ярославский художник Сергей Корнеев на вы-
ставке-конкурсе глухих художников Европы в
Трани (Италия) весной 1996 г. был удостоен Гран

При. Но испытать счастье триумфа Корнееву не
довелось: он умер за год до этого события, прожив
всего 42 года. В 1989 г. он победил в конкурсе на
официальную эмблему Всемирного фестиваля
Путь глухих", который прошел в США.

В Академии художеств на ученом совете НИИ
теории и истории изобразительных искусств не-
слышащая Любовь Акимова защитила диссерта-
цию "Декоративный ансамбль женского народно-
го костюма Русского Севера (семантические и зна-
ковые аспекты)". Она - искусный ювелир и препо-
даватель прикладных искусств в Московском Цен-
тре образования № 1406. В этом Центре, между
прочим, преподает лепку талантливый глухой
скульптор А идын Алиев.

Талантливых неслышащих мастеров резца и
кисти можно перечислять долго. Мы лишь немно-
го расскажем об одном из них.

Первый диплом - художника-оформителя
Александр Мартьянов (р. 1960) получил в ЛВЦ.
Затем он закончил Театральное училище
им. Б.В. Щукина. После нескольких лет выступле-
ния в театральной труппе вновь продолжил обра-
зование - в Государственном специализированном
институте искусств, на факультете живописи.

Полотна А. Мартьянова приобрели Москов-
ская организация глухих и Центральное правление
ВОГ. Многие его работы, воспевающие мир рук и
отражающие мир глазами глухого человека, нахо-
дятся в частных собраниях в Финляндии, Бельгии,
Германии (рис. 46).

В живописных творениях Мартьянова просле-
живается последовательная попытка выражения
внутреннего мира глухого человека. У художника
есть работы, где персонажи говорят жестами. Жес-
ты для Мартьянова - не "компенсатор", не "косты-
ли". Жестовый язык для него - мир символов с бес-
численными переливами значений и коннотациями

смыслов. Это его "воздух", источник творческого
вдохновения. Приглушенные краски, свето-тене-
выс контрасты придают изображению некую зна-
чительность; персонажи руками неторопливо ткут
ткань разговора, и простое общение возносится на
высоту священнодействия. Мартьянов прибегает к
тонкому приему: ракурс освещения таков, что тени
от рук получаются длинными и "выходят" за рамки
холста. 1 I.i Всероссийской выставке произведений
глухих художников 1996 г. всеобщее внимание при-
влекал его триптих "Жест. Свет. Нить", который
ныне украшает кабинет президента Всероссийско-
го общества глухих.

А. Мартьянов - автор эмблемы Московской
городской организации глухих. Им же выполнена
эмблема Государственного специализированного
института искусств. Именно в этом институте он
преподает студентам жестовый язык. И как все-
гда, он подходит к делу творчески - со своей не-
обычной методикой. Время от времени Мартьянов
выезжает за границу на гастроли: он выступает с
представлениями как клоун, пантомимист.

Выдающийся глухой художник Александр Са-
енко (1899-1985) продолжал традиции народного
украинского искусства. Творческое наследие ху-
дожника составляет более 500 работ, среди кото-
рых выделяются монументальные панно, выпол-
ненные мозаикой из соломы, такие как "Неволь-
ник", "Казак Мамай", "Дума про хлеб" и многие
другие. ЮНЕСКО внесло его имя в список видных
деятелей искусства.

Родившийся на Черниговщине, будущий худож-
ник оглох в раннем возрасте. Первые его работы
понравились Петру Ге, сыну художника Николая Ге,
и он помог мальчику поступить в Петербургское
училище глухонемых. Позже Саенко в 1928 г. окон-
чил Киевский художественный институт.

В 1996 г в г. Борзна, где он жил и работал, от-
крыт художественно-мемориальный музей "Усадь-
ба народного художника Украины Александра
Саенко".

Матиас Штолтенберг (1799-1871) - выдаю-
щийся норвежский художник, в Осло ему постав-
лен памятник, его именем названа одна из столич-
ных улиц.

Одним из первых учеников первой в США
школы для глухих в г. Хартфорде был известный
к тому времени художник Джон Брюстер

(1766-1854), которому к моменту поступления в
школу исполнился 51 год (!). Его портреты экспо-
нируются в музеях изобразительного искусства в
Бостоне, в Уильямсбурге, штат Вирджиния.

Джон Карлин (1813-1891) - американский ху-
дожник, поэт. Известен портрет Лорана Клерка
его работы.

Альберт Баллин (1861-?) потерял слух в 3 го-
да. Выпускник Нью-Йоркской школы для глухо-
немых, Альберт учился живописи во Франции,
стал художником, актером (он был блистатель-
ным "жестовиком") и автором интересной книги
"Крик глухих" ("The Deaf Mute Howls").

Одним из лучших в мире глухих граверов счи-
тался американец Кадуолладер Л. Уошбурн
(1866-1965), автор многих офортов.

Дэвид Блох (р. 1910) оглох в раннем детстве и
пяти лет был отдан в Королевское учебное заведе-
ние для глухонемых Мюнхена. В 1934 г. его зачисля-
ют в Государственную Академию прикладного ис-
кусства в Мюнхене. Но 2 года спустя он попал в
Дахау. В 1940 г. он был освобожден из лагеря смер-
ти. Через Германию, Францию, Италию он попал в
Китай, где познакомился с местными глухонемыми
и, перепробовав множество профессии, вернулся к
искусству. Его гравюры получили высокую оценку
знатоков искусства. С 1949 г. Д. Блох и его жена-ки-
таянка Лиллу живут в США. Художник оформил в
китайском стиле помещение в Белом доме, когда
президентом был Линдон Джонсон. Его работы
имеются в Национальной галерее искусств.

Одним из лучших в США резчиков по дереву
был глухой индеец Джон Л. Кларк (1881-1970).

Грэнвилл С. Рэдмонд (1871-1935) учился в
школе для глухих в Беркли. Язык искусства он по-
стигал в Сан-Франциско и Париже, где выставлял-
ся в Салоне. Его имя попало в словарь "Кто есть
кто в Америке". Чарли Чаплин коллекционировал
его работы. Рэдмонд снялся в эпизодических ро-
лях, в том числе и в "Золотой лихорадке".

В одной школе с Рэдмондом учился будущий
скульптор Дуглас Тилден (1860-1935). Его работы
на парижском Салоне были отмечены критиками.
Самые известные его работы: "Охота на медве-
дя", "Механики" (установлена в центре Сан-Фран-
циско), "День независимости".

В 1930-80 гг. творил скульптор Хиллис Арнольд,
глухой с 6 месяцев. Его работы на религиозные
темы украшают церкви. Он первым из известных
скульпторов стал использовать в работах алюминий.

Один из известнейших в США художников и
скульпторов - Фредерик Ламонто (р. 1921). Его
скульптурные работы поражают новизной форм и
необычным сочетанием материалов.

Художник Роберт Дж. Фреймам (р. 1917) в
1950 г. за свои работы получил премию Француз-
ской республики. Его работы имеются в амери-
канских галереях, в том числе и в Бостонском му-
зее изящных искусств.

Феликс Ковалевски (р. 1913) - не только пре-
красный художник, чьи работы выставлены во
многих музеях США, но и писатель, поэт, учитель.

Из глухих архитекторов в США наибольших ус-
пехов добились: Джилберт К. Дэннинг (р. 1906),
Олаф Хансон (1862-1933), Томас С. Марр
(1866-1936).

Бетти Миллер является одной из основателей
движения глухих художников США "Искусство
зрительного образа" (сокращенно обозначаемого
как De'VIA), описывающего опыт глухих людей с
помощью художественных средств.

После окончания Галлодетского колледжа в
1957 г. Миллер два года работала художником-ил-
люстратором и графиком, а в 1959 г. начала
преподавать в Галлодетском колледже искусство
рекламы. В 1976 г. она стала первой женщиной,
получившей в Галлодете степень доктора в облас-
ти преподавания искусства.

В 1972 г. состоялась первая выставка Б. Мил-
лер в Галлодете, большинство произведений кото-
рой отражали ее опыт глухого человека. В начале
1990-х она стала включать в свои работы стеклян-
ные трубки, заполненные светящимся неоном,
хотя продолжает работать и в традиционной тех-
нике.

Один из известнейших глухих художников
США Чак Бэйрд входит в группу De'VIA. 10 лет
он работал художником-оформителем Нацио-
нального театра глухих. По заказу Оргкомитета
Международного фестиваля Deaf Way (1989) вы-
полнил большую фреску, отражающую внут-
ренний опыт глухих людей. Для издательства
DawnSignPress Бэйрд выполнил работы к аль-
бому, представляющему американский же-
стовый язык. Эти работы стали своего рода ви-
зитной карточкой направления De'VIA.
Ч. Бэйрд - активный участник передвижных вы-
ставок глухих художников по городам США в
1999-2000 гг.

11.3. Музыка

«Как ни парадоксально сие звучит, но Иван
Лесников, от рождения глухой, обладает превосход-
ным музыкальным слухом, легко схватывает ритм
и, повторив его "про себя", на его основе сам ищет
и предлагает постановщику фигуры танца, мизан-
сцен, жестов. Он занят во всех музыкальных спек-
таклях театра, играет в них весело, эмоционально,
самозабвенно», - так пишет Р. И, Железова об арти-
сте Театра мимики и жеста. Известно, что хорошо
чувствуют музыку многие глухие актеры. В Театре
мимики и жеста многие постановки требовали му-
зыкального сопровождения, например, в "Двенад-
цатой ночи" или "Слуге двух господ" музыка зада-
вала темп и ритм, но глухие артисты не сбивались с
ритма, двигаясь по сцене синхронно с ним.

В Великобритании творит удивительная жен-
щина - Эвелин Гленни. Она родилась в Абердине
в 1965 г. и с самых малых лет проявила отличные
музыкальные способности. После школы она бы-
ла принята в Королевскую музыкальную Акаде-
мию в Лондоне. Уже во время учебы Э. Гленни
была удостоена многих престижных премий, а в
1988 г. получила звание молодой солистки года в
Великобритании. Гастролировала во многих стра-
нах, приобретая из года в год все большую славу.
Сегодня она - одна из лучших исполнительниц на
ударных инструментах, а каждое ее выступление
становится событием. Ее приглашают к сотрудни-
честву лучшие оркестры мира. Многие универси-
теты присвоили артистке звание Почетного док-
тора. Так вот эта Эвелин Гленни - глухая Она начала терять слух в возрасте 8 лет.
В 11 лет ее направили к специалистам, которые
подтвердили ухудшение слуха. Преподавателям
вынесли вердикт: девушка не сможет больше обу-
чаться музыке. Однако Эвелин не смирилась. Нау-
чилась игре на ударных инструментах. "Я замети-
ла, - вспоминает она, - что могу ощущать опреде-
ленные ноты разными частями своего тела. Я нау-
чилась открывать свой ум и тело на звук и игру".
На экзамене в Королевской Академии она достиг-
ла одного из наилучших результатов за всю исто-
рию учебного заведения. Члены экзаменационной
комиссии просто не могли поверить, что Эвелин,
безошибочно определяющая высоту звуков, не
слышит. Сегодня она уже признанная звезда шоу-
бизнеса. Несмотря на продолжительные репети-
ции, выступления, записи в студиях, Эвелин Глен-
нн умудряется сама сочинять музыку, заниматься
литературным творчеством (написала автобиогра-
фическую книгу "Добрые вибрации") (рис. 47).

В молодости Эвелин пользовалась слуховым
аппаратом, но как только выучилась читать с губ,
выкинула его. "Моя глухота, - говорит она, - явля-
ется чем-то исключительным. Я воспринимаю ее
как сокровище и не хотела бы его терять. Хочу ос-
таться такой, как я есть (выделено авт.)". Э. Глен-
ни признает, что недостаток слуха побудил ее к
развитию способностей: "Музыка не является де-
лом звука. Чтобы быть хорошим музыкантом,
нужно прежде всего развивать то, что вырастает
из сердца. Я это открыла в себе и знаю, что это не
имеет ничего общего с технической стороной му-
зыки".

На своих концертах она появляется босиком,
так как стопами лучше ощущает игру звуков.

В 1992 г. в журнале "В едином строю" появи-
лась заметка о почти глухом жителе австрийского
|<>родка Ампфанг Зигфриде Марингере. Глухота
не помешала ему после школы глухих окончить

музыкальное училище в Франкебурге и виртуозно
овладеть игрой на духовых инструментах, а в даль-
нейшем выступать в музыкальной капелле. Другое
сообщение касалось глухого с детства жителя Га-
вайских островов Рона Ясуда, который был масте-
ром по производству шести- и восьмиструнных ги-
тар. Его инструменты имели хорошее звучание и
пользовались спросом.

В Саарбрюккене (ФРГ) жил глухой с детства
Вили Шмиц, который имел хобби: изготовление...
скрипок, альтов, гитар. Специалисты не забракова-
ли ни одного музыкального инструмента, сделанно-
го глухим самоучкой. К своему 79-летию (1982)
мастер сделал 18 скрипок, 4 альта и несколько гитар.

 

11.4. Литература

Творчески одаренная личность ищет возмож-
ность выразить свой внутренний мир. Если чело-
век не слышит ушами, то в каких формах он мо-
жет высказать себя? Одни находят себя на теат-
ральных подмостках, другие выражают видение
мира в красках, а третьи обращаются к художест-
венному слову.

Плохо слышали французские поэты "Плеяды"
Пьер Ронсар и Жоашен дю Белле. Почти глухим
был Олекса Влизько - замечательный украинский
глухой поэт, расстрелянный в 1934 г. по обвине-
нию в "шпионаже и терроризме". Он прославился
уже в 19 лет, когда в 1927 г. вышла его первая кни-
га "За всех скажу". "Метеором необыкновенной
яркости на литературном небосклоне" называли
его в прессе. До своей трагической гибели он успел
выпустить девять поэтических книг, писал и прозу.
Но эти люди никакого отношения к сообществу
глухих не имели...

В "Вестнике Попечительства Государыни Им-
ператрицы Марии Федоровны о глухонемых" за
1914 г. впервые в России было опубликовано сти-
хотворение глухого поэта Петра Овцына, поме-
ченное датой: 5 октября 1911 г.

Летнему утру

Сонет

Привет тебе, утро лучисто-златое!..
С божественным солнцем и пением птиц.
Ты снова исходишь на лоно земное
И сон изгоняешь с природы зениц!
Так пышно твое молодое сиянье,
Так дивно-роскошен твой светлый наряд;
Весь мир ты приводишь собой в ликованье,
К тебе отовсюду приветы летят.
Деревья - любовно ветвями кивают,
И люди, и звери - с восторгом встречают.
Цветы - ароматом, усердно кадят.
Журчат ручейки бесконечною хвалою.
Плескаясь в брега шаловливой волною,
И песенки, пчелки и мошки жужжат.
Стихи П. Овцына, выпускника Санкт-Петер-
бургского училища глухонемых, нравились самому
Александру Блоку.

В следующем выпуске "Вестника" был опуб-
ликован рассказ бывшего воспитанника Санкт-
Петербургского Императорского училища глухо-
немых Бориса Каммонена "Ястреб".

Первый в нашей стране стихотворный сборник
глухих поэтов "На баррикаде тишины" был выпу-
щен в 1931 г. Правда, по-настоящему художествен-
ных стихов здесь было немного, выделялись про-
изведения Михаила Шорина, выпускника Ленин-
градского литературного института, опубликовав-
шего в том же году повесть "Взорванная тишина"
об учебе первой группы глухих в Московском раб-
факе.

Валентин Григорьевич Дмитриев, оглохший
полностью в 12 лет, стал инженером, кандидатом
технических наук, литературоведом, поэтом-пере-
водчиком французской литературы. В 1950-70 гг.
он переводил поэтов французских революций 1848
и 1871 гг., в том числе П.Ж. Беранже, "Трагиче-
ские поэмы" Л гриппы д'Обинье, поэта Ж.-Б. Кле-
мана, роман "Парижские тайны" Эжена Сю, пьесы
Ануя, поэму "Война богов" Эвариста Парни... Ему
принадлежит авторство книг "Поэт-коммунар" об
авторе "Интернационала" Эжене Потье, "Скрыв-
шие свое имя" - о псевдонимах писателей. Извест-
ный критик Ефим Эткинд писал о нем: "На приме-
ре В. Дмитриева видно, что отсутствие слуха не яв-
ляется препятствием для того, чтобы восприни-
мать и воспроизводить музыку стиха. Как это ему
удается? Скажем его же словами:

"Труден путь, но не падаю духом -
Ведь поэзию, род волшебства.
Постигаю я внутренним слухом,
И мелодия в сердце жива...".

В 1960-е гг. при журнале "Жизнь глухих" обра-
зовалось инициативное ядро, которое со временем
выросло в литературное объединение "Камер-
тон". Под руководством И.А. Исаева объединение
проводило творческие семинары в Москве и дру-
гих городах. Издавались коллективные сборники
стихов "Камертон" (1974), "Тень звука" (1979), "В
строю едином" (1989) (последняя книга включала
и прозу), а также индивидуальные сборники чле-
нов литобъединения.

В 1995 г. член "Камертона" Ярослав Пичугин
основал издательство "Загрей", в котором с 1996 г. )
стала выходить поэтическая серия "Камертон". За )
счет авторов в ней выпущено 9 сборников. И
2000 г. вышла "Антология глухих поэтов России",/
подготовленная к изданию глухим с 9 лет поэтом
И.А. Исаевым, членом Союза писателей РФ. Н
сборник вошли произведения около 80 глухих авД
торов. Из книг издательства "Загрей" можно вы-i
делить также: культурно-исторический альманах
"Московские витражи" (2000), книгу стихов и I,
очерков глухих литераторов "Кастальский ключ",
посвященную юбилею А.С. Пушкина (1999); сбор-
ник стихов и очерков о творчестве неслышащих
живописцев и графиков "Зеркала"; сборники рас-
сказов и повестей Владимира Опойкова "Вкус Ча-
бреца" (1998) и "Колючая пыль" (1999); сборник
прозы главного редактора журнала "В едином
строю" Василия Скрипова "Моя страна глухих"
(2001).

В 1990-х гг. в Киеве было образовано Украин-
ское литературное объединение "Вщлуння"

("Эхо").

Первым глухим писателем в США считается
Джеймс Нэк (1809-1879), опубликовавший в

1827 г. сборник стихотворений "Легенда скалы и
другие пьесы". Всего им издано четыре поэтиче-
ских книги. Глухой американец Ховард Л. Терри
(ум. 1964) в 12 лет написал свой первый рассказ. К
21 году он написал три книги. Терри писал прозу,
поэзию, драматические произведения, многие из
которых были опубликованы. В 1960 г. Р.Ф. Пами-
ра. Дж.Х. Макфарлэйн и Т. Дениз издали книгу
"Тихая муза: антология поэзии и прозы глухих".
Роберт Ф. Панара - поэт, первый глухой профес-
сионал, работавший в Национальном техническом
институте для глухих (с 1968 г.), где он основал фа-
культет английского языка, а также Клуб драмы,
который сейчас называется: Экспериментальный
образовательный театр. В 1971 г. Уиллард Дж.
Мэдсен написал поэму "Ты должен быть глухим,
чтобы понимать", переведенную на семь языков. В
1974 г. в Галлодетском альманахе был опублико-
ван список из более чем сотни книг, написанных
глухими американскими авторами. В 1992 г. в из-
дательстве "Галлодет Юниверсити Пресс" вышла
антология поэзии и прозы глухих авторов (23 име-
ни) "Не нужно каменных стен".

Наиболее известный из глухих поэтов - это,
пожалуй, Дэвид Райт. Он родился в 1920 г. в Йо-
ханнесбурге (ЮАР), оглох в 7 лет. В 1934 г. он
поступил в школу в Нортхэмптоне (Великобри-
тания), которая была единственной в то время в
Англии школой, где глухие могли получить сре-
днее образование. Потом учился в Оксфорде,
работал в газете "Санди Тайме". В 1950 г. Райт
получил Атлантическую Премию по литерату-
ре. Он был весь в творчестве: перевел на совре-
менный английский язык поэму "Боевульф",
публиковал книги стихов, издал три путеводите-
ля по Португалии... В 1958 и 1960 гг. ему вруча-
лась премия Гиннесса по поэзии. Д. Райт был
избран членом Королевского литературного об-
щества. В 1969 г. была издана его книга "Глухо-
та. Автобиография", которую один из крупней-
ших поэтов XX в. Уистен Хью Оден назвал
"чудесной книгой". В 1985 г. был опубликован
перевод Райта на современный язык "Кентербе-
рийских рассказов" Дж. Чосера. Его сборнику
"Поэмы и версии" (1992) специалисты дали вы-
сокую оценку. Университет Лейстера избрал
Дэвида Райта Почетным доктором литературы.

Глава XII

 

СПОРТ ГЛУХИХ

 

12.1. Спортивное движение глухих в России

В 1913 г. при Московском обществе глухоне-
мых им. И.К. Арнольда был создан спортивный
кружок. В течение года при кружке были органи-
зованы спортивные секции по футболу, лыжам и
конькам. В 1915 г. московский спорткружок стал
спортивным клубом глухонемых. Глухонемые за-
нимались такими видами спорта, как футбол, вод-
ный спорт, велосипедный спорт, легкая атлетика,
тяжелая атлетика, гимнастика и др.

В 1920 г. в Москве при Главной военной шко-
ле физического образования трудящихся по ини-
циативе слабослышащего И.С. Иванова и по лич-
ному разрешению Н.И. Подвойского был открыт
специальный класс для подготовки инструкторов
физкультуры из числа глухих. 20 человек стали
курсантами этой школы. По окончании курсов
многие стали инструкторами по спорту и тренера-
ми глухих, они способствовали появлению в Моск-
ве, Петрограде, Иваново-Вознесенске и других го-
родах страны первых спортивных кружков.

Несколько позднее большая группа глухих
обучалась в Малаховском техникуме физкультуры
(Подмосковье).

В 1925 г. в Москве состоялся международный
шахматный турнир с участием Х.Р. Касабланки и
Э. Ласкера. Участник соревнований слабослыша-
щий Борис Верлинский победил самого чемпиона
мира Касабланку.

В 1926 г. по решению Моссовета и ЦП ВОГ в
Москве был открыт Центральный клуб физкуль-
туры глухонемых, в многочисленных секциях ко-
торого к 1947 г. занималось 540 спортсменов.

С конца 1920-х гг. большой популярностью у
глухих туристов пользовались агитационные вело-
пробеги (Москва - Тула; Москва - Сергиев Посад
и др.) - с лозунгами "Береги слух!" и т.п. Зимой
1932 г. группа глухих москвичей совершила лыж-
ный марафон "Ленинград - Москва". Летом того
же года состоялся Всероссийский шахматный тур-
нир глухонемых, прошла 1 Всероссийская спарта-
киада глухонемых, на которой командную победу
одержала сборная Ленинграда.

В 1933 г. глухонемые спортсмены приняли уча-
стие в параде физкультурников на Красной пло-
щади.

К концу 1940 г. в РСФСР насчитывалось
7,5 тыс. глухих физкультурников.

В 1957 г. в Иванове состоялись I Всесоюзные со-
ревнования глухих по легкой атлетике и волейболу.

В 1957 г. прошел первый Всесоюзный шахмат-
ный чемпионат глухонемых.

В августе 1960 г. был организован Совет по
физкультуре и спорту при ЦП ВОГ.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!