Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 8 часть



Стоит упомянуть фильм "Бурная река" (1994) с
кинозвездой Мэрил Стрип в главной роли. Ее ге-
роиня Гэйл - учительница истории в школе глухих
детей, дочь глухого отца. Члены ее семьи знают
Жестовый язык, который очень пригодился, когда

11.2. Изобразительное искусство глухих

J 12.1. Глухие мастера резца
и кисти за рубежом

Выше упоминался глухой с рождения худож-
ник Квинт Педиус, современник древнеримского
императора Августа.

Бернардино ди Бетто ди Бьяджи (1454-1513) в
юности потерял слух. Подписывавшийся псевдони-
мами иль Сурдиккио и иль Пинтуриккьо, он вместе
с Рафаэлем учился мастерству у Перуджино. Пин-
туриккьо много работал в Риме, расписывал Сик-
стинскую капеллу, папские апартаменты Иннокен-
тия VIII и Александра VI. В Сиене он работал над
орнаментами библиотеки Пикколомиии, ставшим
позже Папой Пием П. Хорошо известен его порт-
рет мальчика из Дрезденской галереи. Приятель
Пинтуриккьо в 1506 г. Рафаэль нарисовал "Немую
женщину" (Национальная галерея Урбино).

Леонардо да Винчи требовал изучения мимики
и жестов тела глухих. Вопреки разделяемому мно-
гими мнению, что лучше быть слепым, нежели
глухим, что музыка - наивысшее из искусств, Лео-
нардо да Винчи высказывал противоположные
мысли. Приведем фрагменты из книги Леонардо
да Винчи "Суждения об искусстве":

"Живым существам наносит больший урон по-
теря зрения, чем слуха, и по многим основаниям:
во-первых, посредством зрения отыскивается еда,
нужная для питания, что необходимо для всех жи-
вых существ; во-вторых, посредством зрения по-
стигается красота созданных вещей, в особенности
красота тех вещей, которые склоняют к любви.

Красоту слепой от рождения не может постигнуть
по слуху, ибо он никогда не знал, что такое красо-
та какой-либо вещи. Остается ему слух, посредст-
вом которого он понимает лишь звуки и человече-
ский разговор, в котором существуют названия
всех тех вещей, каким дано имя. Без знания этих
имен можно жить очень весело, как это видно на
примере глухих от рождения, то есть на немых,
объясняющихся посредством рисунков, которыми
многие из них развлекаются.

Конечно, нет никого, кто не захотел бы скорее
потерять слух и обоняние, чем глаза, хотя потеря
глаз влечет за собою потерю всех наук, выража-
емых словами; и поступают так только для того,
чтобы не потерять красоту мира, которая заклю-
чается в поверхностях тел, как случайных, так и
природных, отражающихся в человеческом глазу.



Глаз, называемый окном души, - это главный
Путь, которым чувство может в наибольшем ботстве и великолепии рассматривать бесконеч-
ные творения природы, а ухо является вторым, и
ОТО облагораживается рассказами о тех вещах, ко-
юрые видел глаз.

Геперь посмотри, кто более калека: слепой
МИ немой? Теперь посмотри, что ближе человеку:
ним человека или образ этого человека? Имя че-
ловека меняется в разных странах, а форма измееняется только смертью.

Царь сказал: "...Нет столь бессмысленного
суждения,. которое на предложение выбрать или вечные потемки, или же потерю слуха немедленно не предпочло бы скорее потерять слух вместе с

обонянием, чем остаться слепым. Ведь тот, ктоте-

ряет зрение, теряет красоту мира со всеми форма-
ми сотворенных вещей, а глухой теряет только
звук, созданный движением сотрясенного воздуха,
ничтожнейшую вещь в мире...".

После того как мы пришли к заключению,
что поэзия в высшей степени понятна для сле-
пых, а живопись в той же мере для глухих, мы
скажем: живопись ценнее поэзии, поскольку она
служит лучшему и более благородному чувству,
чем поэзия. Доказано, что это благородство три-
жды превосходит благородство трех остальных
чувств, ибо каждый предпочтет скорее потерять
слух, обоняние и осязание, чем зрение. Ведь по-
терявший зрение теряет вид и красоту вселенной
и становится похожим на человека, запертого
живым в могильный склеп, где он обладает дви-
жением и жизнью.

Хороший живописец должен писать две глав-
ные вещи: человека и представление его души.
Первое - легко, второе - трудно, так как оно
должно быть изображено жестами и движениями
членов тела. Этому следует учиться у немых, - они
делают это лучше, чем другие люди.

Очень хорошо будут видны мелочи в отдель-
ных жестах у немых, не умеющих рисовать, хотя
среди немых немного таких, которые, общаясь с
людьми, не помогали бы себе рисунками; итак,
учись у немых делать движения, которые выража-
ли бы представление души говорящего".



В числе тех глухих, кого знал великий худож-
ник, мог быть глухой отец его ученика Амброджо
де Предиса - Христофоро, который был одним из
хорошо известных миниатюристов в Милане.

Глухие художники часто носили прозвища Му-
ст (немой), как Геркуле Сарти из Ферарры
(ок. 1600) или Франческо Коми из Форнаретто
(1682-1737), живописец на исторические и религи-
озные темы.

В Испании, как мы уже писали, творил глухой
мастер Хуан Фернандес Наваретта (1526-1573), по
прозвищу эль My л о (немой). На его могильной
Плите в Толедо начертана эпитафия великого ис-
панского поэта и драматурга Лопе де Вега (суть:
он Пыл нем, но его портреты говорят). В Мадриде
еще жили: Хаим Лопес (XVI в.), прозванный эль
Мудо, который рисовал фрески в Эрмитаже Нотр-
Дам (Прадо), Педро эль Мудо, искусный колорист,
Дель Арко (1620-1700), прозванный эль Сур-
||и п|.ц де Переда, который рисовал "Крещение
Св. Иоанна Крестителя" из собора в Толедо. Ху-
дожником был первый в Испании глухой учитель
Роберто Фредерико Прадез (1772-1836).

Украшением Амстердамского Королевского
музея изящных искусств является картина "Каток
i катающимся фламандцами" работы глухого ху-
дожника Хендрика ван Кампена или Аверкампа
(ISK5-1634). А в Гронингенском музее искусств
Имеются три картины, изображающие евангели-
1 ти Луку, Марка и Иоанна. Автором работ, дати-
рованных серединой XVII в., был глухой худож-
ник, ученик великого Рембрандта, Й.Й. Стомме.
Около 1776 г. в Гоордренте жил Элзенерус Гель-
мих. глухой пейзажист и портретист. В 1783 г.
умер в Гааге француз, родившийся глухим, - худож-
иик-самоучка Делакруа, выполнивший портреты
принца Вильяма V и его сестры Каролины.

Глухой скульптор Феликс Мартин (1844-1917)
создал в 1879 г. статую Делепе, которая до сих пор
стоит во дворе Национального института глухих в
Париже. Он же выполнил серию из 12 бронзовых
тарелок на тему "Жизнь Делепе". В Париже есть
две статуи работы Феликса Мартина, изображаю-
щие Трюдо - основателя Высшей технической шко-
лы - и Пикара, академика и драматурга, который
стал директором Национального театра на плац де
Л'Одеон. Ф. Мартин, внучатый племянник Пикара,
изваял еще две статуи: для фокс Национального те-
атра и для главного фокс Оперы. Мартин получил
второй приз на конкурсе в Риме в 1869 г. за свою ра-
боту "Александр Великий и его врач Филипп".

Внешний облик Делепе до наших времен до-
несли работы его глухих учеников. Поль Грегуар
нарисовал несколько портретов еще при жизни
Делепе. Один из этих портретов - "Учитель в про-
филь" (1776) был репродуцирован в 1898 г. Авгу-
стом Коласом, глухим гравером и учителем Па-
рижской школы. Последний имел глухого брата,
Виктора, искусного литографа. Клод-Андре Де-
сейн (1740-1823), "ле Сурд-Мует", тоже ученик
Делепе, был скульптором, автором подкрашенно-
го гипсового бюста своего учителя (1786). Десейн
известен также скульптурными портретами Мира-
бо (1791) и первой жены Дантона (1793).

Автор работы "Урок аббата Делепе" Начо Жн-
новье, глухой воспитанник школы Св. Ипполита
(Гард, Франция) посещал Школу изящных искусств
в Монпелье. В этом городе жил выдающийся глухой
живописец Фредерик Пейссон (1807-1877), глухой с
двух с половиной лет от роду. Он нарисовал шедевр

"Последние мгновенья аббата де Лепе". В Париж-
ской школе изящных искусств Пейссон получал
призы от своих учителей, в том числе и от Энгра.
Картина Пейссона "Цыганское семейство" (1843)
практически предшествовала зарождению реали-
стической школы.

Несколько улиц Парижа оформлены Никола
Хсннекуином, глухим архитектором и декорато-
ром (1834-1918), который обучался в школе для
глухих в Нанси и в Парижской школе изящных ис-
кусств. Сорбонна выходит фасадом на площадь,
где поставлен памятник ректору Греару, изваян-
ный Хеннекуином.

Поль Франсуа Шоппин (1856-1937), француз-
ский скульптор, глухой с двух лет, изваял две чудес-
ные гипсовые статуи учителя глухих Я.Р. Перейры.
Шоппин, чья жена была искусной глухой миниа-
тюристкой, изваял "Марсельзу", которая была вы-
ставлена во дворе Монумента Инвалидам; из дру-
гих его скульптур известны: "Победитель Бастилии" (1888), "Доброволец 1792 года", "Прачка", а
сю работа "Доктор Поль Брока" получила пер-
иую премию в 1887 г., когда скульптору было
2ч лет.

Фсрнан Хамар (1869-1943), оглохший в возрас-
те года от роду, посещал спецшколу, изучал деко-
ративные искусства с 1888 по 1890 гг. Известна его
' | чуя, изображающая фельдмаршала де Рошамбо
(1750-1813), героя Американской войны за неза-
Висимость: первая статуя стоит в Вандоме, на ро-
лпне скульптора, вторая - в Саду Инвалидов в Па-
риже, а третья в Ньюпорт-парке (США) и четвер-
ым во дворе Белого Дома в Вашингтоне (1902).

В настоящее время во Франции известен глу-
хой скульптор, выпускник Высшей школы изящ-
ных искусств в Париже, постоянный участник вы-
ставок Осеннего салона в Париже - Жан-Пьер
Маллаусена.

Гравированный портрет фельдмаршала Мак-
Магона, который стал Президентом Франции в
1873 г., был выставлен в 1874 г. глухим живопис-
цем Рене Принсето (1843-1914). Позже Принсето
завоевал золотую медаль в Филадельфии за свой
конный портрет Джорджа Вашингтона. Любопыт-
ный факт: Принсето учил рисованию великого
А при де I \ .i> з-Ло грека (1864-1901), чей отец был
близким другом глухого художника.

Большая часть вышеприведенного материала
об итальянских и французских художниках по-
черпнута из доклада, сделанного на Международ-
ной конференции по истории глухих (1991) фран-
цузским исследователем Ивом Бернардом.

Г. Амброз (род. Вена, 1893), потерявший слух в
7-летнем возрасте после тяжелой болезни, был из-
вестен как выдающийся скульптор, художник и
интересный поэт-лирик.

Р. Шуман (род. 1899), оглохшая в шестилетнем
возрасте, стала скульптором, художником-фафи-
ком, писала стихи.

Шарль Эйк (род. Меерсен, 1894) - голланд-
ский художник, учился живописи в Роттердам-
ской академии. Его картина "Блудный сын" по-
лучила первую премию на одной из выставок в
Риме. По заказу королевского дворца он напи-
сал в честь королевы Юлианы картину "Перед
коронацией".

Также в Нидерландах творил Э.-Э. Фелкема,
родившийся в Леувардене, в семье художника. Его
учителем был выдающийся художник-пейзажист
/Керар дю Го. Фелкема уже в юности получил пер-
вую премию на выставке в Академии Гронингена.
Он получал стипендию Гийома I - голландского
короля, совершенствовал мастерство в Париже. В
наши дни многие из картин мастера хранятся в му-
зеях Амстердама и Харлема.

А. Пичини - глухой итальянский художник
XIX в., ученик Д. Морелли. Наиболее известные
работы - "Танцор", "Пещерный цирюльник", "Ма-
теринство". Выставки при жизни художника уст-
раивались в Риме, Петербурге, Мюнхене, Рио-де-
Жанейро и Лондоне. Его гравюра "Кормчий" -
один из шедевров живописи.

В Германии в 1924 г. глухой художник Бернхард
Томас (1879-1946) вместе с единомышленниками
организовал объединение глухих художников и про-
вел выставку, на которой экспонировались работы
20 глухих живописцев и скульпторов. Следующая
выставка была организована им в Нью-Йорке.

 

11.2.1.1. Deaf Art - существует ли оно?

В Америке конец 60-х и начало 70-х гг. прошло-
го века ознаменовались движением "Deaf Pride/Deaf
Power", которое привело к движению глухих худож-
ников Deaf Art Movement (DAM), а в 1989 г. послед-
нее оформилось как De'VIA (Deaf View/Image Art -
искусство визуального образа).

Профессор Дебора Сонненстрал, являвшаяся
деканом кафедры истории искусств в Галлодетском

университете, в статье "Визуальные искусства в
Deaf Studies" (1993) подняла вопрос об искусстве
глухих художников: "Мы видим работы глухих ху
дожил ков. которые отражают их опыт как глухих и
особое восприятие мира. Это направление может
быть классифицировано как De'VIA Movement".
Образование движения De'VIA ознаменовано мани-
фестом, сочиненным в 1988 г. восемью глухими ху-
дожниками, которые собрались и пожелали "клас-
сифицировать" суть искусства, демонстрирующего
их Deaf видение мира. De'VIA стиль создается, когда
художник сознательно использует визуальное ис-
кусство, чтобы выразить Deaf опыт, персональный
или общий. Пока проводились исследования, кото-
рое бы идентифицировали формальные элементы
De'VIA, но эти восемь художников отметили ряд
элементов, определяющих их искусство. De'VIA мо-
жет быть идентифицировано с помощью таких фор-
мальных элементов, как интенсивные, контрастные
цвета и контрастная текстура. И еще, в фокусе мо-
жет быть центральный образ, и часто - преувели-
ченные или "подчеркнутые" части тела, в частно-
сти, глаза, рот, уши и руки. Часто художественные
работы в стиле De'VIA отражают стороны жизни
глухих, например, изображают сцены в классах
школ для глухих или клубы глухих. Нередко встре-
чаются изображения глухого человека, общающе-
гося со слышащим, или символические изображения
слуховых аппаратов и жестов.

Д. Сонненстрал упоминает художника Морриса
Бродерсона (р. 1928), в нескольких работах которо-
го руки изображены в "дактильных положениях", и
Бетти Дж. Миллер (р. 1934), которую она называет
пионером в "утилизации" Deaf опыта в арт-работах.
Далее докладчик, обращаясь к истории, рассуждает,
кому можно давать ярлык "Deaf artist" с заглавной
буквы "D". Был в XVIII в. глухой портретист Ога-
стес Фуллер, который изобразил семейную пару
глухих, державших в руках письменные перья. Как
быть с ним? Уилльям Спаркс является автором
портретов нескольких президентов Галлодетского
колледжа, хотя он не "инкорпорировал" свой опыт
глухого в содержание художественных работ. А как
быть в случае Грэнвилла Рэдмонда, художника-пей-
1лжиста, друга Чарли Чаплина, или Дугласа Тилде-
на. выдающегося скульптора? Они не отразили свой
опыт глухих в своих работах. Но для того времени
они были своего рода Deaf героями. Так с какой бу-
квы их называть?

Энн Сильвер в статье "Reframing Deaf Art/De'VIA
lor 21s1 Century: New Directions" продолжает эту тему:
"Я никогда не забуду своего присутствия на рожде-
нии Deaf Art, когда она (Бетти Миллер) попросила
меня помочь с ее персональной выставкой в 1972 г.
Нмставка "The Silent World" была из ряда вон выхо-
дящим событием, который продемонстрировал по-
зицию Глухих людей как угнетенной группы. В те
дни выступить открыто против патернализма с ки-
стью в руках было действительно чем-то весьма
жстраординарным. Стержневая роль Бетти как ар-
хитектора Движения искусства Глухих и "конструк-
Гора" Манифеста De'VIA заслуживает почетного
места в истории американского искусства".

Докладчик критикует евроцентризм, выстро-
ивший свой канон, в котором нет места для "дру-
гих". Она, конечно же, уверена, что традиционная

перспектива должна смениться в угоду мульти-
культурному подходу, который оценивает и интер-
претирует культурный контекст и философию ис-
кусства "других". Энн Сильвер ставит вопрос: как
критики могут разработать эпистемологию Deaf
Art? Какими критериями они могут руководство-
ваться при анализе и интерпретации Deaf Art?

Мир искусства не признал Deaf Art. Deaf худож-
ники не сумели убедить других людей, что Deaf Art -
способ сообщения опыта Глухих и способ рассмот-
рения культуры глухих изнутри. Э. Сильвер считает,
что проблема заключается в том, что люди рассма-
тривают "глухоту" в медицинских терминах, относя
к норме только слышащих людей. Эти традицион-
ные предрассудки препятствуют восприятию глухих
в культурно-лингвистическом контексте. В этом, по
ее мнению, и кроется причина отказа сотрудников
Музея современного искусства в Нью-Йорке орга-
низовать выставку глухих художников. Другая при-
чина слабости движения кроется в амбивалентности
чувств глухих художников насчет их идентичности.
По мнению Э. Сильвер, глухие художники должны
добиваться признания в качестве именно Deaf (с за-
главной буквы) художников.

 

11.2.2. Изобразительное искусство глухих
в России

Многие неслышащие люди, как правило, вос-
принимают зрительно больше предметов и явле-
ний окружающего мира, нежели слышащие люди.
И не удивительно, что многие глухие проявляют
склонность к изобразительной деятельности и за-
частую добиваются больших успехов. "Говоря о
рисовании, мы вступаем в истинную стихию глухо-
немых. Глухонемые начинают рисовать окружаю-
щие предметы... когда они еще не научились раз-
говаривать. Поэтому понятно, сколь ошибочно...
подвергать глухонемого экзаменам академиче-
ским и заставлять технически копировать хоро-
шие образцы", - писал директор Санкт-Петер-
бургского училища глухонемых Виктор Флери.
Академик живописи Г. Венецианов заметил, что
"глухонемые, лишенные удовольствия вполне на-
слаждаться предметами, к умозрению относящи-
мися, не лишены возможностей чувствовать изящ-
ное и вникать в подробности зрению подлежащие.
Глухонемые могут быть этими сотрудниками,
они, лишенные возможности заниматься Истори-
ческой живописью, должны быть направляемы к
двум последним родам: Портретному и Ландшафт-
ному, как доступным их органам; не имеющие же
дара сделаться по сим двум родам самостоятель-
ными художниками, могут содействовать Литера-
торам, Зоологам, Ботаникам, Минералогам, Ну-
мизматикам и другим. Кажется, если не в год, то
верно в полтора можно приготовить несколько
глухонемых к изданию Литографией наших Рус-
ских монет, Медалей и прочего...".

В России среди глухих было немало замеча-
тельных художников.

Первым профессиональное образование полу-
чил преподававший с мая 1810 по февраль 1815 г.
"живописное искусство" в Петербургском учили-
ще глухонемых "выпущенный из Академии худо-
жеств XIV класса Павел Батенин (глухонемой)",

показавший, как говорится в его аттестате, "вс|
обучении того училища питомцев рисовальном^
искусству довольно значущий успех".

Наиболее известен Карл Карлович Гампелы
(1794-1860) - виртуозный рисовальщик и лито
граф первой половины XIX в. Хорошо извести Л
его портреты отца великого поэта СЛ. Пушкина
героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, М.С. Воронцо-
ва - Новороссийского генерал-губернатора и др.
В 1824-25 гг. художник выполнил огромную гра-1
вюру в технике акватинты "Екатерингофское гу-|
лянье", признанную многими специалистами под-)
.чинным шедевром русской гравюры первой поло-
вины XIX в.

11800-1880), который воспитывался в Петербург- ском училище глухонемых, а потом учился живо- писи у Г. Венецианова, в чьем доме жил одно вре- мя. В 1833 г. Беллер получил звание свободного художника по живописи перспективой. Свыше 30 лет он преподавал в Петербургском училище глухонемых. Картина А. Беллера "Вид Аполлоно-

Уроженец Москвы, глухонемой с рождения
(свои работы Карл Гампельн часто подписывал
"Le sourd-muet"), еще в малолетстве он был отпра-
влен в Вену для обучения в "превосходном заведе-
нии для глухонемых". Он брал уроки в Венской
Академии художеств. В 1817 г. Гампельн вернулся
в Россию и при участии президента Академии Ху-
дожеств А.Н. Оленина был принят в Училище глу-
хонемых, где проработал учителем рисования до
1821 г. А.Н. Оленин принял горячее участие в
судьбе художника. Карл Гампельн не только жил в
доме Оленина, но и состоял на его попечении. В
Третьяковской галерее хранится его акварель
"Автопортрет в мастерской", выполненная в При-
ютине. Сохранились портреты братьев Коновни-
цыных работы Гампельна, а также прекрасный
акварельный портрет их сестры - Е.П. Нарышки-
ной, последовавшей позже за мужем-декабристом
в Сибирь. Известен гампельновский рисунок

"А.А. Оленина с подругами". Именно в альбом
Анны Алексеевны Пушкин записал бессмертное:
"Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем...".
В 1826 г. художник переселился из Петербурга
на родину - в Москву. Москва тепло встретила ху-
дожника. Поэты-любители приветствовали Гам-
пельна стихами:

"Любезный Гампельн наш талантами богат.
С безмолвным языком, с запечатленным

слухом.

Рисует гениальным духом

И образы его все сходством - говорят".

(Глухонемому живописцу Гампельну. "Гала-
тея". 1829, ч. VIII).

"Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит".

(К портрету глухонемого живописца Гампель-
на. "Дамский журнал". 1829, ч. XXVII).

Современником Гампельна был другой глухой
художник Александр Иванович Беллер

 

 

вого зала" ныне хранится в прославленном Эрми-
таже.

В конце XLX - начале XX вв. творил Алек-
сандр Николаевич Степанов, родившийся в 1861 г.
в Петербурге в семье художественного критика.
Одновременно с учением в Петербургском учили-
ще глухонемых он занимался живописью в Рисо-
вальной школе Общества поощрения художеств.

Позже, пройдя полный курс обучения, он
окончил Академию художеств со званием классно-
го художника первой степени. С 1892 г. его карти-
ны стали появляться на выставках. За свои худо-
жественные произведения А.Н. Степанов имел че-
тыре поощрительные медали и многие высшие на-
грады. Уже в начале 1890-х гг. художник опреде-
лился как анималист и с каждым годом все больше
совершенствовался в изображении мира живот-
ных. "Степанов знает этот мир (животных), как
никто из русских художников и немногие из ино-
странных", - писал в биографической справке сек-
ретарь Общества им. А.И. Куинджи.

К сожалению, художник скоропостижно скон-
чался в возрасте 50 лет от грудной жабы. На его
смерть появились отклики и некрологи в петер-
бургских газетах:

"Умер художник А.Н. Степанов, милейший че-
ловек и прекрасный акварелист, избравший своей
специальностью животных...

Степанов был глухонемой и может быть, отто-
го в его картинах заметна была удивительная на-
бл юдате л ьность.

Говорят, что глухонемые обладают способно-
стью подмечать то, чего не в состоянии подметить
здоровые люди. Потеря слуха и речи обостряет
зрение. Как бы то ни было, но рисуя коров или гу-
сей, Степанов ухитрялся каждое животное изобра-
жать разно, подмечая неуловимые для другого
i лаза его отличительные черты.

Талантливый был человек, покойный!

Глухонемой, он умел мимикой и жестами копи-
ровать, до полной иллюзии, своих товарищей. Го-
мерический хохот вызывали его "глухонемые"
имитации Каразина, Бергтольца, Писемского, Ку-
инджи, Соломко и т.д.".

Современник А.Н. Степанова, слабослыша-
щий художник-маринист Евгений Иванович Сто-
лица родился в 1870 г. на Украине в семье лесниче-
го. Учился в 1891-1897 гг. в Петербургской Акаде-
мии художеств у прославленного А.И. Куинджи.

Художник увлекся суровой красотой Крайнего
Севера, совершил длительную творческую коман-
дировку на Мурманское побережье и Новую Землю.
Адмирал СО. Макаров пригласил его участвовать в
путешествии по полярным морям. На борту ледоко-
ла "Ермак" Столица создал серию пейзажей Аркти-
ки. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. боль-
шим успехом пользовалась работа "Ледокол "Ер-
мак" в полярных льдах". Рядом были выставлены
другие работы: "В царстве белых медведей", "По-
лярное лето". В ходе русско-японской войны Е. Сто-
лица находился в Порт-Артуре; его высокохудоже-
ственные работы на порт-артурскую тему являются
единственными живописными документами, отра-
жающими оборону крепости.

Е.И. Столица участвовал в пяти конкурсах им.
А.И. Куинджи и завоевал пять главных премий.

В 1909 г. ему было присвоено звание академика жи-
вописи. В годы первой мировой войны две тысячи
(!) его картин, сданных на хранение в частный склад,
бесследно исчезли. Поэтому его творчество так бед-
но представлено в музеях и о нем знают немногие;
большинство работ известно лишь по фотографиям.
Умер художник в 1929 г., будучи членом Ассоциа-
ции художников революционной России.

Андрей Афанасьевич Егоров (1878-1954)
учился в Петербургском училище глухонемых. Ди-
ректор училища помог ему поступить в рисоваль-
ную школу Общества поощрения художеств. Поз-
же, будучи студентом Академии художеств в мас-
терской исторической и бытовой живописи под ру-
ководством Д. Кардовского и И. Репина, он приоб-
щился к лучшим традициям русского реалистиче-
ского искусства. Его дипломная работа "В дерев-
не" (1909) имела большой успех на выставках в
России, в 1913 г. получила положительный отзыв
на выставке живописи русских художников в Лон-
доне; картина была воспроизведена на обложке
популярного журнала "Нива". Получив звание ху-
дожника, Егоров живет в Петербурге, участвует
во многих выставках. В 1911 г. художник стал чле-
ном Общества им. Куинджи.

В 1921 г. художник поселился в Таллине, кото-
рому он посвятил множество поэтичных работ.
Многие полотна Егорова конца 1920-30-х гг. напи-
саны в радостном колорите и пронизаны светлым
настроением. Его работы находятся в музеях Эсто-
нии, в Национальной галерее в Праге...

Следует особо отметить, что именно глухие ху-
дожники (Батенин, Гампельн, Беллер) были пер-
вымн глухими учителями в России, а И.К. Ар-
нольд, получивший серебряную медаль Дрезден-
ской Академии художеств, являлся основателем
Московского Арнольдо-Третьяковского училища
глухонемых.

Г.пухие художники и художественная галерея
в Доме Московской организации глухих

Заметной вехой в жизни Всероссийского об-
щества глухих стала большая выставка изобрази-
тельного творчества глухих художников, которая
прошла в 1958 г. в столице.

В 1960-е гг. началась планомерная подготовка
неслышащих художников на художественно-офор-
мительском отделении политехникума Ленинград-
ского восстановительного центра в Павловске.
Здесь в 1967 г. прошла Всероссийская выставка
работ мастеров изобразительного искусства.

В 1982 г. при Дворце культуры глухих в Моск-
ве было образовано творческое объединение "Ко-
лорит". Художники встречались, обменивались
опытом, пытались организовать выставки, - прав-
да, с переменным успехом.

В 1991 г. была создана Ассоциация глухих ху-
дожников России. На учредительном съезде (в до-
ме отдыха "Крюково") АГХР присутствовало
64 чел. из 25 городов России. Президентом АГХР
съезд художников избрал известного художника-
монументалиста Александра Назарова (на состо-
явшейся в 1982 г. в Мадриде 6-й Всемирной вы-
ставке глухих художников "Гран При" по разделу
"живопись" был присужден Александру Назарову

за работу "Рязанка"). Но вскоре Назаров по при-
глашению Галлодетского университета отбыл в
США. Во главе АГХР встал график Николай Бан-
ников. В Галлодетском университете Назаров про-
работал восемь месяцев в качестве преподавателя
живописи, успел получить признание как "лучший
преподаватель года". В 1993 г. Назарова не стало.
Ныне АГХР возглавляет живописец Анатолий
Микляев.

В 1992 г. в ЦДХ прошла организованная АГХР
Первая московская международная выставка
творчества неслышащих, к которой был издан
красочный каталог.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!