Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 5 часть



В 1987 г. в США была основана Ассоциация
позднооглохших взрослых. 75% взрослых с нару-
шениями слуха потеряли слух после 19 лет.

Из 23 президентов Национальной ассоциации
глухих США 12 оглохли после 10 лет, трое - в 15,
16 и 18 лет. Поздно оглох и нынешний президент-
доктор Кинг Джордан.

В Великобритании в 1984 г. была создана На-
циональная ассоциация оглохших людей.

Международная федерация слабослышащих
IFHOH, учрежденная в 1977 г., объединяет 44
полных и ассоциированных члена из 29 стран
мира. В эти организации слабослышащих входят
люди с нарушениями слуха, для которых основ-
ным средством коммуникации является устная
речь. IFHOH раз в 4 года проводит международ-
ные Конгрессы.

Для полностью оглохших людей чтение с губ -
основной и порой единственный способ понять
устную речь, поэтому они нуждаются в системати-
ческом обучении под руководством специалиста.

В Москве в 1922 г. Надежда Александровна
Pay собрала небольшую экспериментальную груп-
пу оглохших и плохослышащих. В 1924 г. был ор-
ганизован специальный кружок беглого чтения с
губ, в котором в числе других занималась внезапно
потерявшая слух балерина С.А. Гурович. В 1927 г.
кружок превратился в Клуб беглого чтения с губ
им. Н.А. и Ф.А. Pay. Вскоре кружки чтения с губ
организовываются в других городах - Ленинграде,
11срми, Одессе, Калинине, Вятке, Горьком, узбек-
ском Андижане. В 1946 г. при Московской органи-
зации ВОГ была создана первичная организация

"Губист", а в ДК был организован бесплатный
кружок чтения с губ.

В настоящее время при Московской городской
организации ВОГ действует первичная организация
слабослышащих и позднооглохших им. Н.А. Pay.
Она объединяет более 300 членов (но в столице
позднооглохших, конечно же, много больше!). Чле-
ны этой организации организуют кружки художест-
венной самодеятельности, проводят турпоходы...

На базе Московской поликлиники восстанови-
тельного лечения № 2 проводится обучение чте-
нию с губ.

1 февраля 2001 г. на базе Центра социального
обслуживания "Останкинский" открылось первое
в России отделение социальной реабилитации
- позднооглохших граждан, которое входит в систе-
му социальной защиты населения. Здесь обучают
позднооглохших навыкам чтения с губ, жестовому
языку, оказывают содействие в решении различ-
ных вопросов социальной реабилитации.

 

9.2. Слепоглухие и глухие
с синдромом Ушера

Есть еще одна категория глухих людей - сле-
поглухие. Эти люди или совсем не видят, или име-
ют такое серьезное нарушение зрения, что не мо-
гут нормально общаться на языке жестов.



В 1991 г. на учете во Всероссийском общест-
ве слепых состояло приблизительно 4 тыс. сле-
поглухих (с 14-летнего возраста). К этой цифре
следовало бы добавить членов ВОГ с очень сла-
бым зрением.

Исследованиями этой категории глухих в Рос-
сии начали заниматься давно. В начале XX в. уже
появились первые публикации.

"В Пруссии, например, по исчислению 1871 го-
да из 23 208 глухонемых 210 человек были пора-
жены также и слепотою. В Баварии на 4348 глухо-
немых таких несчастных было 23 человека. В
Швеции в 1840 г. из 2100 глухонемых слепых было
90 человек"59. Широкую известность получили два
успешных опыта обучения слепоглухих в XIX в.
Один осуществлен Сэмюэлем Хоувом, воспитав-
шем слепоглухую Лауру Бриджмэн (Англия), дру-
гой - Энн Салливэн (США), ученица которой Эл-
лен Келлер стала писательницей и публицисткой.
Первая оглохла и ослепла в возрасте одного года и
восьми месяцев, вторая стала слепоглухой в воз-_
расте одного года и семи месяцев. В 1842 г. Чарльз
Диккенс встречался с Л. Бриджмэн, и его больше
поразило не только то, что она может чувствовать
музыку, прикасаясь к инструменту рукой, но и то,
что она выражает радость смехом: "...Она смеется.
Великий боже! Она смеется!..". Благодаря заботе
окружающих людей Л. Бриджмэн получила обра-
зование, говорила при помощи жестов, а под конец
жизни стала учительницей.

59 Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России. СПб. 1901. С. 61.

Родители Элен Келлер (1880-1968), когда ей
было 6 лет, пригласили для частных уроков учи-
тельницу Энн Салливэн. Позже Э. Келлер стала

 

заниматься в Бостонском институте для слепых, в
1888 г. она поступает в школу Хораса Манна для глухонемых, где изучает дактилологию. В 1894 г.
Э. Келлер поступает в Нью-Йоркское училище
правоведения, где обучается два года. К тому вре-
мени она уже овладела речью. В 18% г. девушка
начинает посещать занятия в Кембриджской
\ школе в качестве кандидатки на звание домашней
учительницы. Лекции с помощью пальцевого ал-
фавита ей переводит Э. Салливэн. За год она ус-
пешно подготовилась к экзаменам в Гарвардский
колледж: читала книги на английском, француз-
ском и немецком языках, классические произве-
дения по литературе и истории. Позже Э. Келлер
стала профессором университета, автором научных
трудов. Весь мир обошел ее трактат "Оптимизм".
Своих собеседников Э. Келлер понимала, кладя
пальцы им на губы и "читая по губам". Она занима-
лась спортом, играла в шахматы, путешествовала по
миру и выступала на публичных мероприятиях.
Ее приглашали для беседы Папа Пий XII, европей-
ские короли и японский император Хирохито.



В 1909 г. по инициативе ведущих сурдопедагогов
в Петербурге было создано Общество Попечения о
слепоглухонемых в России. Первые слепоглухие де-
ти обучались в Петербургском детском саду для глу-
хонемых. История обучения слепоглухих в России во
многом связана с именем тифлосурдопедагога Ивана
Афанасьевича Соколянского (1889-1960), организо-
вавшего в 1923 г. в Харькове школу-клинику для
обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи.

Школу слепоглухих детей в Харькове закрыли
в 1938 г., педагогов обвинили во вредительстве, а
три года спустя фашистские оккупанты расстреля-
ли всех оставшихся детей: "Зачем таким жить?".

И. А. Соколянскому удалось доказать обязатель-
ность жестового этапа в первоначальном обучении
речи: жесты, в отличие от слова, наглядно отража-
ют предмет или обозначаемое действие, эта связь
жеста с предметом очевидна для слепоглухого ре-
бенка. Вместе с тем жест - не непосредственный об-
раз предмета, а его обозначение; уже на основе это-
го обозначения можно формировать следующую
ступень понятийного обозначения - слово. Соколян-
ский создал систему обучения слепоглухих грамот-
ной письменной речи через освоение текстов, опи-
сывающих собственную жизнь ребенка.

Большим успехом И.А. Соколянского было вос-
питание слепоглухой Ольги Ивановны Скороходо-
вой (1911-1982), которая выросла в высокопрофес-
сионального дефектолога, защитила диссертацию,
была награждена орденом Трудового Красного Зна-
мени. Она - автор знаменитой книги "Как я воспри-
нимаю, представляю и понимаю окружающий мир".
"...Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не ycnbiuiy голос, ласковый, живой.
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой..."

(О. Скороходова. Из стихотворения
"Думают иные").

В 1963 г. учеником И.А. Соколянского
А.И. Мещеряковым с помощью О.И. Скороходо-
вой удалось открыть в г. Загорске (ныне - Серги-
ев Посад) Московской обл. специальный дом-ин-
тернат для слепоглухих детей. К 1975 г. обучение в
этом интернате прошло более 50 детей, 20 из кото-
рых полностью включились в жизнь и работу.

А.И. Мещеряков с помощью философа
Э.В. Ильенкова организовал обучение в МГУ, на
факультете психологии, четверых выпускников
Загорского интерната. Все они блестяще защити-
ли дипломы, стали научными сотрудниками или
аспирантами. Наиболее известен из них доктор
философских наук Александр Васильевич Суво-
ров - автор книг "Школа взаимной человечности",
"Слепоглухой в мире зрячеслышащих" и др.
А. В. Суворову Президиум Международной ассо-
циации детских фондов в 1996 г. присудил Золо-
тую медаль им. Льва Толстого - "За блистатель-
ный личный пример детям-инвалидам всего мира,
за выдающийся пример преодоления".

Слепоглухие очень разные. Одни восприни-
мают только жестовую речь (руки слушающего
накладываются на руки говорящего), кто-то -
только дактилологию (обычная и ЛОРМ), а кому-
то надо писать печатными буквами на ладони
(дермография). При дактильной передаче сооб-
щения слепоглухому его рука накладывается на
руку говорящего (дактилирующего), и он с опо-
рой на тактильные ощущения "считывает" ин-
формацию. Между прочим, сейчас в мире широко
развиваются научные исследования по изучению
контактного языка жестов, его отличий от визу-
ального жестового языка, особенностей его при-
менения и т.п.; в развитых странах в программы
подготовки переводчиков жестового языка пере-
вод для слепоглухих входит как отдельный курс.
Для общения со слепоглухими используется
также рельефно-точечный шрифт незрячих по
системе Брайля.

Слепоглухому человеку многие вещи очень
трудно делать самостоятельно: нужен специаль-
ный перевод, сопровождение. Соответственно,
требуется отдельная служба переводчиков и со-
провождающих именно для слепоглухих людей.

"Слепоглухие имеют право на удовлетвори-
тельный уровень жизни и право на труд, соизмери-
мый с их способностями и возможностями, и право
заниматься другой содержательной деятельностью,
для чего им необходимо предоставлять возможно-
сти в области образования и профессиональной
подготовки", - это статья 4 из Декларации прав сле-
поглухих, принятой 16 сентября 1977 г.

Особо надо сказать о людях с синдромом Уше-
ра, которые являются "юридически слепыми". По
данным исследователей, 6-11% людей с нейросен-
сорной глухотой страдают серьезным генетиче-
ским заболеванием - синдромом Утери. 50% всех
слепоглухих людей составляют те, кто потерял
зрение из-за последствий синдрома Ушера — на-
следственного заболевания, которое характеризу-
ется потерей слуха и прогрессирующей потерей
зрения (сужение поля зрения, нарушение адапта-
ции к смене света и тени, пигментная дистрофия
сетчатки глаза) и нарушения чувства равновесия.
Большинство людей с синдромом Ушера рождает-
ся с тяжелой степенью потери слуха. Один из сим-
птомов поражения зрения при синдроме Ушера -
ночная ("куриная") слепота. Позже наблюдается
постепенная потеря бокового зрения до так назы-
ваемого "тоннельного". Некоторые больные в по-
жилом возрасте становятся полностью слепыми.

Таким людям необходима психологическая по-

мощь в адаптации к новым условиям. В развитых
странах для людей с синдромом Ушера существу-
ют специальные службы. Есть и объединения са-
мих людей с синдромом Ушера. В России это еще
предстоит создать. Пока есть маленькое отделе-
ние для слепоглухих в Волоколамском центре реа-
билитации слепых. В 1999 г. при Московской орга-
низации ВОГ была образована первичная органи-
зация слепоглухих, которая большую часть рабо-
ты осуществляет совместно с благотворительной
организацией "Ушер-Форум", подбирающей при
помощи своих сотрудников волонтеров (коммуни-
каторов) для сопровождения слепоглухих.

Благотворительная автономная некоммерче-
ская Организация попечения о слепоглухих и людях
с синдромом Ушера "Ушер-Форум" была создана в
Москве в 1998 г. Основной целью организации явля-
ется создание сети служб социальной поддержки
людям, имеющим нарушения зрения и слуха, а так-
же членам их семей. В организации получают по-
мощь более 100 чел. Немосквичи, за исключением
проживающих в ближнем Подмосковье, получают
поддержку заочно: консультации по переписке, рас-
сылка информационных материалов, либо в ходе
нерегулярных личных встреч. Организация издает
бюллетень, который выходит два раза в год и рас-
сылается всем заинтересованным лицам.

В 2001 г. вышла книга руководителя Организа-
ции "Ушер-Форум" И.В. Саломатиной "Синдром
Ушера и наши дети", предназначенная для родите-
лей детей с нарушениями слуха, педагогов и соци-
альных работников. Книгу можно приобрести в
Институте коррекционной педагогики РАО.

Консультативную помощь слепоглухим оказы-
вают: Институт глазных болезней им. Гельмголь-
ца; Институт коррекционной педагогики РАО; Ла-
боратория содержания и методов обучения детей
со сложной структурой нарушений; Организация
попечения о слепоглухих и людях с синдромом
Ушера "Ушер-Форум".

Для общения со слепоглухими Организация
"Ушер-Форум" разработала инструкцию - инфор-
мационный буклет:

"При встрече с человеком, страдающим син-
дромом Ушера, пожалуйста:

Разговаривая с ним, стойте на небольшом рассто-
янии от него - приблизительно в полуметре-метре.

Если Вы хотите привлечь его внимание, подой-
дите к нему поближе или попросите рядом стояще-
го человека сориентировать его.

Представьтесь сами и назовите ему по имени
того человека, который хочет с ним поговорить.

Предложите помощь в сопровождении его в
сумерках и темноте.

Если возможно, организуйте беседу с таким
человеком в хорошо освещенном месте.

При разговоре стойте лицом к источнику света.
При беседе с помощью жестового языка или
дактилологии помните об ограниченном поле зре-
ния этого человека и предъявляйте знаки прибли-
зительно на уровне груди.

Будьте готовы предупредить о наличии пре-
пятствий или предметов, находящихся вне поля
(рения или под ногами.

Не стесняйтесь спросить, требуется ли Ваша
помощь".

 

Гпава X

 

 

ГЛУХИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

 

ЮЛ. Субтитры и перевод на телевидении

Около 1947 г. в Нью-Йорке глухой Энрико
Ромеро закупил несколько фильмов и начал де-
лать субтитры к ним: он разрезал кадры и поме-
щал субтитры на их стыке - между сценами.
Фильмы предназначались школам, церквям,
клубам глухих. В 1950 г. доктор Боутнер, дирек-
тор Американской школы для глухих, вместе с
д-ром О'Коннор из Лексингтонской школы по-
лучили грант от Юниорской лиги в Хартфорде и
основали организацию "Captioned Films for the
Deaf ("Субтитрованные фильмы для глухих"). В
1958 г. был принят закон Public Law 85-905, сог-
ласно которому Правительство США оплачива-
ло расходы на субтитрование фильмов для глу-
хих, которые распространялись в школах и орга-
низациях глухих.

В 1971 г. Малькольм Дж. Норвуд подписал
контракт с ТВ-станцией в Бостоне WGBN-TV, ко-
торая согласилась делать программы с субтитра-
ми. Вскоре первая программа вышла в свет. С де-
кабря 1973 г. WGBN-TV начало трансляцию ново-
стей для глухих с открытыми субтитрами. Был от-
крыт Центр субтитрования. Субтитрованные но-

562
вости показывались каждый вечер в 23.00 и транс-
лировались станциями по всей стране.

Вскоре было изобретено устройство, которое
позволяло записывать титры в особой части ТВ-
картины, их можно было увидеть при помощи де-
кодера. Это были "скрытые" субтитры. В 1976 г.
Федеральная комиссия по коммуникациям выдели-
ла 21 -ю строку ТВ-развертки для скрытых субтит-
ров. Первые передачи со скрытыми субтитрами
стали транслироваться в 1980 г.

Национальный институт субтитрования США
располагает штатом свыше 200 чел. Это акционер-
нос общество: 25% акций - у государства, 75% - у/
коммерческих организаций и частных фирм. Каж-
дая телетематика имеет своего спонсора. '

В настоящее время в Америке почти по всем
каналам идут передачи со скрытыми субтитрами, в
том числе спортивные (американский футбол,
профессиональный бокс, баскетбол и др.).

Недавно в США было разработано дисплейное
устройство для субтитрования, которое можно
"носить" на носу. Это собственно очки со специ-
альным устройством, закрепленным на них. Бес-
проволочный микроволновый передатчик "посы-
лает" субтитры в маленький видеодисплей на сте-
кле очков, который высвечивает их в призме так,
что субтитры "плавают" в пространстве и накла-
дываются на ТВ-картину, когда зритель смотрит
телевизор.

В СССР с января 1987 г. информационная госу-
дарственная программа "Время" на Центральном
телевидении стала сопровождаться синхронным
переводом.

До этого глухие в СССР имели лишь возмо
ность смотреть лишь немногие фильмы с титрами,
хотя в странах "социалистического содружества"
(не говоря уже о странах Запада) к тому времени
фильмов для глухих было немало.

С января 1991 г. 20-минутные "Новости" с пе-
реводом на I программе Центрального телевиде-
ния стали идти в полдень по московскому времени,
а 30-минутный выпуск - в 21.00. По пятницам по
I программе демонстрировался блок телепередач с
переводом ("Здоровье", "Клуб путешественни-
ков", "В мире животных").

После августовского путча 1991 г. дикторов-
переводчиков на 20 дней убрали с экрана, затем
перевели на II канал, где они переводили "Вести".

В 1992 г. Президент РФ Б.П. Ельцин издал
Указ "О научном и информационном обеспечении
проблем инвалидности и инвалидов", в п. 2 кото-
рой ВГТРК было предложено организовать посто-
янные передачи, освещающие проблемы инвали-
дов, а также решить вопрос о расширении телеви-
зионных передач с сурдопереводом и субтитрами.

Последние годы переводчики работали на ка-
нале ОРТ, переводя ежедневно два выпуска "Но-
востей" (в 12.00 и 15.00 часов по 15 мин.). С пере-
водом шли также передачи "В мире животных",
"Клуб путешественников".

В ноябре 2001 г. по решению руководства ка-
нала вместо переводчиков внизу голубого экрана
пошла "бегущая" строка.

Ежедневно, кроме выходных, в 16.30 переда-
ются "Новости" с синхронным переводом по кана-
лу московского телевидения "Столица". В ряде ре-
гионов на местных телецентрах организуются спе-
циальные выпуски телепрограмм для глухих с син-
хронным переводом.

В Санкт-Петербурге в конце 2000 г. был издан
городской закон "Поддержка телерадиовещания в
Санкт-Петербурге на 2000-2005 годы". Из бюдже-
та города выделяется 34,5 млн рублей на подготов-
ку телепрограмм, доступных для инвалидов по слу-
ху, в штат ТВ введены 2 переводчика. По город-
скому ТВ около 17 часов в неделю идут програм-
мы для глухих. В Нижнем Новгороде налажен пе-
ревод теленовостей для глухих по государственно-
му областному каналу. Для этого администрация
области выделила 21 млн руб.

В 1948 г. Совет Министров РСФСР издал рас-
поряжение о выпуске фильмов с субтитрами для
обслуживания глухих. Эти фильмы демонстриро-
вались в Доме культуры Всероссийского общества
глухих.

В 1970-е гг. Специальном конструкторском
бюро ВОГ был разработан способ параллельного
сопровождения демонстрируемого кинофильма
поясняющими титрами, суть которого заключает-
ся в том, что титры располагаются не на фильмо-
копии, а на отдельной пленке, и в нужный момент
демонстрируются специальным диапроектором на
дополнительный экран или часть основного экра-
на. Этот простой и недорогой метод позволил
обеспечить возможность централизованного про-
изводства титров для последующей рассылки в
республиканские и областные центры глухих. Для
производства титров в 1974-76 гг. был организо-
ван серийный выпуск (около 300 комплектов) ап-

паратуры АПТ-1 (аппаратура для проекции тит-
ров) на киевском заводе "Кинап".

Новые времена - новые песни: сейчас глухие
смотрят фильмы с субтитрами дома. Несколько
лет культучреждения ВОГ на безвозмездной осно-
ве снабжаются видеофильмами с субтитрами, ко-
торые изготавливает АО "Фильмэкспорт" соглас-
но договоренности с ЦП ВОГ и Министерством
культуры России. Но этих фильмов не хватает.
Первые видеофильмы с субтитрами, выпускаемые
кооперативами при Обществе глухих, появились
еще в первой половине 1990-х гг. Ныне видео-
фильмы с субтитрами выпускаются несколькими
группами глухих и слабослышащих (в этом деле
без слуха не обойтись!).

Многие помнят неплохие в общем-то фильмы
с открытыми субтитрами, которые демонстриро-
вались по образовательному каналу телевидения.

Сейчас все чаще художественные фильмы по
телевидению снабжаются скрытыми субтитрами.
Эти субтитры готовятся заранее: операторы на
специальных компьютерах "стенографируют" зву-
ковую информацию. Во время демонстрации
фильмов субтитры, т.е. телетекст, переданный на
частоте, отличной от частоты сигнала изображе-
ния, выводятся на экран - в нижней части - благо-
даря специальным декодерам русского телетекста,
которыми снабжены телевизоры.

С 1989 г. Центральным правлением ВОГ сов-
местно с Телевизионным техническим центром
ВГТРК велась работа по организации скрытого
субтитрования. Для реализации этой программы
было учреждено ООО "Субтитр", которое возгла-
вил неслышащий И.Ф. Мельников (в 1970-е гг. -
один из авторов метода параллельного сопровож-
дения кинофильма поясняющими титрами).

16 октября 1992 г. была проведена экспери-
ментальная передача скрытых субтитров в эфир,
которая длилась целый час: ровно в 14.00 часов на
экране телевизора, установленного в кабинете
председателя ЦП ВОГ, по кадрам транслируемого
в это время художественного фильма на фоне чер-
ных полос появились четкие белые субтитры. Они
сообщали: «Уважаемые члены общества глухих!
Межгосударственная телерадиокомпания "Остан-
кино" и Всероссийское общество глухих начали
работу по скрытому субтитрованию телепро-
грамм. Субтитрование телепередач будет осуще-
ствляться по I каналу "Останкино". Надеемся, что
Вы с интересом будете смотреть телепередачи,
предназначенные специально для вас...».

С тех пор еженедельно по программе ОРТ де-
монстрируется несколько кинофильмов со скрыты-
ми субтитрами. Телевизионные программы со скры-
тыми субтитрами транслируются на 888-й странице
телетекстового журнала "Телеинф" по каналу ОРТ.
На 402-405 страницах этого журнала даются объяв-
ления о демонстрации телефильмов со скрытыми
субтитрами - они помечены буквами "с/с". Для вы-
вода на экран скрытых субтитров следует выбрать
программу ОРТ, нажать на пульте дистанционного
управления кнопку "телетекст". На экране появится
изображение титульной страницы (100) телетекст-
журнала. Далее на ДУ необходимо три раза нажать
кнопку "8", и после набора страницы "888" на экра-
не появятся скрытые субтитры.

По результатам встреч руководства МГО ВОГ
с мэром Москвы Ю.М. Лужковым вышло распо-
ряжение Правительства Москвы "О дополнитель-
ных мерах по социальной поддержке инвалидов",
согласно которому Комитету по телекоммуника-
циям и АО "ТВ-Центр" дано поручение с 1999 г.
начать работы по субтитрированию телевизион-
ных передач по каналу Московского телевидения.
В настоящее время на канале "ТВ-Центр" идут
передачи со скрытыми субтитрами. Телекомпа-
ния "ТВ-Центр" располагает новейшей аппарату-
рой для субтитрования фильмов, приобретенной
на выделенные Московским Правительством
средства.

На этом канале есть страничка в телетекст-
журнале, содержащая новости Московской орга-
низации глухих, а также расписание мероприятий в
Московском культурном центре при Театре мими-
ки и жеста.

В Дании, например, субтитрами в общей слож-
ности снабжено около 90% всех передач. Телепро-
граммы, выпущенные в самой Дании, имеют скры-
тые субтитры. Передачи из других стран снабжа-
ются субтитрами для всей зрительской аудитории
(т.е. субтитры не "скрытые").

В России почему-то принято дублировать худо-
жественные фильмы или обеспечивать синхрон-
ный перевод на русский язык. Хотя очевидно, что
звукоряд не будет нарушен, если фильм будет
снабжен субтитрами. Кроме того, это была бы хо-
рошая практика для желающих освоить иностран-
ный язык.

10.2. Телевидение глухих

На венгерском телевидении с 1981 г. два раза
в месяц выпускалась специальная программа
для глухих, включающая информационные
материалы и школу жестового языка. Более
8 лет по I программе телевидения Польши два
раза в месяц транслировалась получасовая пере-
дача "В мире тишины" - публицистическая про-
грамма о глухих и для глухих. Схожими по сво-
ему содержанию и направлению были передачи
"Экран" (ГДР), "Эхо" и "Телеклуб" (Чехослова-
кия), информационно-познавательная и куль-
турная программа телевидения Болгарии, кото-
рые передавались в эфир 1-2 раза в месяц по
30—45 минут. Они освещали актуальные полити-
ческие события, рассказывали о жизни Союзов
глухих, поднимали различные вопросы из жизни
глухих. Во всех этих программах нашлось место
для уроков жестового языка.

В Великобритании по ТВ компании "Би-би-
си" каждый день по 5 минут идут новости для
глухих. Программа задумана как тележурнал.
Кроме того, еженедельно идет передача о глу-
хих "See Hear".

В США имеется ТВ-программа для глухих
"Тихая сеть" - ежедневная программа, работаю-
щая в утренние часы. Шоу "Тихие перспективы",
"Конец радуги" были популярны на протяже-
нии ряда лет. "Мозаика глухих", демонстриро-
вавшаяся в Вашингтоне, в 1987 и 1988 гг. награ-
ждалась премией Эмми как лучшая телепро-
грамма. В 1982 г. было основано кабельное теле-

видение для глухих SNSS, передававшее общеоб-
разовательные программы для глухих, в том
числе такие, как "Аэробика в жестах", "Музыка
для твоих глаз", "Скажи это жестом".

В Галлодетском университете имеется ка-
федра телевидения, фотографии и цифровых
технических средств информации (digital media).
Ею заведует профессор Джейн Норман, глухая
из семьи глухих. В 1970-е гг. она была в числе
инициаторов создания телевизионных программ
для глухих. По убеждению Дж. Норман, скры-
тые субтитры всех ТВ-программ являются од-
ним из доказательств равенства прав глухих и
слышащих, однако помимо этого необходимы
специальные программы на центральных кана-
лах ТВ, сделанные самими глухими и с глухими
ведущими. В США (как впрочем, и в Великобри-
тании, и в Финляндии, и в других скандинавских
государствах) большинство сценаристов, режис-
серов, операторов специальных программ - сами
глухие.

Государственное датское телевидение каждый
день передает 10-минутные новости для глухих,
которые ведет глухой ведущий на жестовом язы-
ке. Существует программа для глухих о глухих,
выпускаемая глухими, - Dovefilm.

В начале 1950-х гт. глухой Арне Кнудсен на-
чал снимать короткие фильмы: новости, сюже-
ты о жизни общества глухих, отдельных людей.
С этими фильмами он ездил по стране, показы-
вал их в клубах. Председатель Датского общест-
ва глухих Оле Мунк Плум поддержал это начи-
нание и добился финансирования приобретения

профессионального оборудования и кинопроек-
торов. После настойчивых требований общества
глухих Правительство Дании издало закон о бес-
платном предоставлении глухим видеомагнито-
фонов и о финансировании работы видеостудии.
На Dovefilm записывались программы на видео-
пленку и кассеты рассылались по стране. Такая
система просуществовала до 1980-х гг. Затем она
преобразовалась в студию Датского телевиде-
ния, финансируемую государством в размере

1 млн долларов в год. За год выпускается 36 по-
лучасовых программ для взрослых, десять 20-
минутных передач для подростков и столько
же — для детей. Каждая программа передается

2 раза - в пятницу во второй половине дня и в
субботу днем. Содержание программы опреде-
ляется Советом студии из 5 человек, трое из ко-
торых назначаются обществом глухих. Двое из
четырех продюсеров в студии - глухие.

В 2000 г. в Нижнем Новгороде состоялась кон-
ференция "Телевидение для глухих России XXI ве-
ка". Организовал ее Алексей Спасский, глухой из
Нижнего Новгорода. Руководимая им команда из
восьми ребят вместе с Нижегородской школой те-
левизионного мастерства "Практика" получила
грант Фонда Сороса на прохождение краткого
курса обучения азам телеискусства. В настоящее
время в Нижнем Новгороде "Телекомпания глу-
хих" (руководитель - А. Спасский) регулярно го-
товит передачи о глухих, которые демонстрируют-
ся по местному ТВ-каналу. Первая полуторачасо-
вая передача, снятая выпускниками школы "Прак-
тика", была показана 8 октября 2000 г.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!