Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 4 часть



ЦП ВОГ рекомендует... привлекать для выяв-
ления частично трудоспособных глухих, ведущих
паразитический образ жизни, добровольные на-
родные дружины ВОГ.

При выявлении незаконных нетрудовых ис-
точников дохода глухих и слабослышащих граж-
дан разъяснять им действующее законодательство
по этим вопросам и в необходимых случаях обра-
щаться для принятия к ним мер в органы УВД, а по
фактам занятия кустарными промыслами и в фи-
нансовые органы".

В годы "перестройки" в Москве и на железных
дорогах России появились глухие торговцы газета-
ми и книжками, многие из которых переквалифи-
цировались из бывших "открыточников". Прода-
ют они в основном издания, не имеющие срока
давности - "Спид-инфо", "Совершенно секретно"
и др., а также детективы, любовные романы или
популярные издания справочного характера. Глу-
хие садятся в поезд дальнего следования, дают
проводнику пачку газет или книгу на выбор (боль-
шинство проводников не мешает им), следуют по
вагону, оставляя в каждом купе набор изданий. За-
тем идут в обратном направлении, собирая "уро-
жай" и нереализованный товар. Такая "торговля"
талантливо представлена нашим современиком
Фазилем Искандером в рассказе "Ночной вагон":
"Весь день по вагонам шныряли бродячие
торговцы. Просветительской работой почему-
то занимались глухонемые. Они молча (а как
еще?) просовывали в нашу вечно открытую дверь
купе пачку газет или книг, клали на нижнюю пол-
ку и уходили, давая нам время самостоятельно
решить вопрос о нашем просвещении. Очень мило
и демократично. А главное - колоссальная довер-
чивость. Забирая их назад, они не проверяли ни
количество газет, ни количество книг. Однако
это опасный признак. Если в стране перестали
воровать книги, значит, воруют все остальное.
Философский вопрос.

Однако вернемся к приношениям наших глухо-
немых культуртрегеров. К газетам я не притра-
гивался, потому что сразу заметил, что они не-
свежие. Но пачки глянцевитых книг перебрал в

руках. Ни одного знакомого имени автора. То ли
они влезли в мою эпоху, то ли я нахально продол-
жаю жить в их эпохе.

Глухонемые возвращались и, естественно, ни-
чего не говоря и даже не пытаясь пальцами объяс-
ниться, бодро схватывали свой товар и следова-
ли дальше. Их бодрость и отсутствие хотя бы
мимических упреков создавали подозрение, что их
интересует не продажа книг или газет, а точная
статистика способных или желающих читать.
Вероятно, именно за это им платили деньги. Ко-
му-то это было нужно. Но кому? Вообще такого
скопления глухонемых в одном поезде (чуть не
сказал - в одной стране) я никогда не видел".



Поэт Лев Лосев в воспоминаниях о писателе
Сергее Довлатове писал:

"В России Довлатова "открыли" и государ-
ственные, и "неформальные" издатели. Пожа-
луй, он отдавал предпочтение первым. Вторые
его напугали. "Звонит мне один, говорит: издам в
течение двух месяцев, тираж триста тысяч. Я
спрашиваю, а продавать-то как будешь? А он го-
ворит: а что продавать (в голосе Довлатова зве-
нит восторженная интонация) - дам глухонемым
по трешке, поставлю возле метро, и будут про-
давать".

Историки теневой экономики в России напрас-
но обходят вниманием вклад глухих в развитие не-
подконтрольного государству бизнеса. Задолго до
призыва "Обогащайтесь!" глухие умело пользова-
лись формулой: "спрос - предложение".

Остается добавить, что в бурные 1990-е гг. глу-
хие пытались не отставать от всех: были "челноч-

пиками" - ездили в Польшу, Китай, Турцию, Таи-
ланд, торговали в "Лужниках", создавали коопе-
ративы - в основном строительные бригады по
ремонту помещений. Пока действовала система
налоговых льгот, они держались на плаву, а по-
том к концу 1990-х малый бизнес глухих пришел
в упадок: в мире слышащих глухим трудно быть
акулами. Среди немногих столичных коммерче-
ских предприятий глухих, действующих в настоя-
щее время, наиболее любопытен продовольст-
венный магазин "ИНКОМ". Живущие поблизо-
сти глухие охотно посещают магазин, в котором
работают лица с нарушениями слуха, знающие
жестовый язык. В этом магазине продается
водка, на этикетке которой изображен жест "Мы
Вас Любим!".



А вот посещение поликлиники для глухих часто
связано с отрицательными эмоциями, поэтому они
стараются наносить визит врачу только в крайних
случаях. Примерной каждый пятый глухой, посетив-
ший поликлинику, не уверен в том, что правильно
понял смысл врачебных рекомендаций. К сожале-
нию, попадаются врачи, которые без переводчиков
отказываются обслуживать глухих посетителей, да-
же если они имеют приличное произношение. Тут
глухому ничего не остается как, сохраняя спокойст-
вие, попытаться устно или письменно убедить врача,
что общение не будет особенно сложным. Те, кто не
в ладах с русской письменной речью, могут заказать
переводчика жестового языка. В особо конфиден-
циальных случаях такие глухие пациенты предпочи-
тают приходить к врачу вместе со слышащим чле-
ном семьи. От 30 до 50% глухих пациентов посеща-

536
ют поликлинику только в сопровождении слыша-
щих родственников, друзей или переводчиков.
Так или иначе, проблема коммуникации между
медицинским персоналом и людьми с нарушения-
ми слуха остается острой. Видимо, настало время
вменить медикам в обязанность владение дак-
тильной азбукой.

"По решению суда одна из больниц американ-
ского города Нью-Джерси обязана выплатить че-
тырем лечившимся в ней глухим пациентам более
700 тысяч долларов США. Эта сумма - не что
иное, как компенсация за то, что во время лече-
ния им не был предоставлен сурдопереводчик, как
того требует закон.

Кроме того, в этой больнице нет ни телефо-
на для глухих, ни телевизора с субтитрованием, а
это, в соответствии с требованиями упомяну-
того закона, - необходимое условие, которое
должно неукоснительно выполняться каждой
больницей.

Во время судебного процесса, длившегося
три года, администрация больницы вынуждена
была согласиться с выплатой в пользу четырех
глухих истцов столь большой суммы, одновре-
менно гарантируя готовность в будущем обес-
печивать, в соответствии с законом, всех
глухих пациентов всеми необходимыми услугами
и средствами.

Роль защитника интересов неслышащих па-
циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу-
хих родителей, член Центра юридической помо-
щи глухим при Национальной ассоциации глухих
С ША.

пиками" - ездили в Польшу, Китай, Турцию, Таи-
ланд, торговали в "Лужниках", создавали коопе-
ративы - в основном строительные бригады по
ремонту помещений. Пока действовала система
налоговых льгот, они держались на плаву, а по-
том к концу 1990-х малый бизнес глухих пришел
в упадок: в мире слышащих глухим трудно быть
акулами. Среди немногих столичных коммерче-
ских предприятий глухих, действующих в настоя-
щее время, наиболее любопытен продовольст-
венный магазин "ИНКОМ". Живущие поблизо-
сти глухие охотно посещают магазин, в котором
работают лица с нарушениями слуха, знающие
жестовый язык. В этом магазине продается
водка, на этикетке которой изображен жест "Мы
Вас Любим!".

А вот посещение поликлиники для глухих часто
связано с отрицательными эмоциями, поэтому они
стараются наносить визит врачу только в крайних
случаях. Примерной каждый пятый глухой, посетив-
ший поликлинику, не уверен в том, что правильно
понял смысл врачебных рекомендаций. К сожале-
нию, попадаются врачи, которые без переводчиков
отказываются обслуживать глухих посетителей, да-
же если они имеют приличное произношение. Тут
глухому ничего не остается как, сохраняя спокойст-
вие, попытаться устно или письменно убедить врача,
что общение не будет особенно сложным. Те, кто не
в ладах с русской письменной речью, могут заказать
переводчика жестового языка. В особо конфиден-
циальных случаях такие глухие пациенты предпочи-
тают приходить к врачу вместе со слышащим чле-
ном семьи. От 30 до 50% глухих пациентов посеща-

536
ют поликлинику только в сопровождении слыша-
щих родственников, друзей или переводчиков.
Так или иначе, проблема коммуникации между
медицинским персоналом и людьми с нарушения-
ми слуха остается острой. Видимо, настало время
вменить медикам в обязанность владение дак-
тильной азбукой.

"По решению суда одна из больниц американ-
ского города Нью-Джерси обязана выплатить че-
тырем лечившимся в ней глухим пациентам более
700 тысяч долларов США. Эта сумма - не что
иное, как компенсация за то, что во время лече-
ния им не был предоставлен сурдопереводчик, как
того требует закон.

Кроме того, в этой больнице нет ни телефо-
на для глухих, ни телевизора с субтитрованием, а
это, в соответствии с требованиями упомяну-
того закона, - необходимое условие, которое
должно неукоснительно выполняться каждой
больницей.

Во время судебного процесса, длившегося
три года, администрация больницы вынуждена
была согласиться с выплатой в пользу четырех
глухих истцов столь большой суммы, одновре-
менно гарантируя готовность в будущем обес-
печивать, в соответствии с законом, всех
глухих пациентов всеми необходимыми услугами
и средствами.

Роль защитника интересов неслышащих па-
циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу-
хих родителей, член Центра юридической помо-
щи глухим при Национальной ассоциации глухих
С ША.

- Он просил два билета мягких до Орла. Я
сказал, что есть один жесткий до Нижнего".

Случаются казусы: например, кассир (или
кто-либо в каком-нибудь учреждении) часто гово-
рит с глухим как ни в чем не бывало, хотя тот уже
наглядно указал на факт своей глухоты. Дело в
том, что глухота - внешне невидима, и люди маши-
нально общаются с глухими, как привыкли об-
щаться со слышащими.

В ресторане, в частности, глухому не обяза-
тельно называть названия блюд, которые он хотел
бы заказать, достаточно лишь показать названия
этих блюд в меню. Оплата также не представляет
проблемы: официант кладет счет на стол. Если в
компании есть слышащий, знающий язык жестов,
или слабослышащий с приличными остатками слу-
ха, то можно обойти потенциальные проблемы об-
щения со слышащими. В ресторане такой слыша-
щий или слабослышащий делает один заказ на всю
компанию, а потом вступает в переговоры с обслу-
живающим персоналом.

Рассмотрим возможные ситуации общения со
слышащими. Если, допустим, в транспорте кто-то
начнет что-то говорить глухому, тот может при-
твориться, что понимает речь слышащего. Улыб-
ка глухого в ответ - и говорящий может, не заду-
мываясь, продолжить "беседу". Но эта тактика
срабатывает, если ясно, что разговор не столь ва-
жен, в таком случае глухой может делать вид, что
внимательно слушает. Улыбки и кивки никак не
подходят, если задается конкретный вопрос или
говорящий ожидает конкретного ответа. Иногда
глухие пытаются понять речь слышащего путем
чтения с губ, хотя это не всегда адекватно кон-
кретной ситуации - проще указать на уши и пома-
хать рукой: "не слышу". Некоторые слышащие
начинают артикулировать, полагая, что тут уж
глухой обязательно поймет. Это не всегда так.
Другие подходят к глухому поближе и начинают
кричать в ухо: знак глухого для них означает, что
человек не слышит, а следовательно, надо гово-
рить громче. Такой поступок только привлечет
внимание окружающих и воспрепятствует нор-
мальному общению. Глухому, чтобы "отцепить-
ся", ничего не остается, как энергично показать
жестами: "Не слышу!".

Если разговор все же завязывается, то возни-
кают другие проблемы. Чтобы прочитать по гу-
бам то, что говорит слышащий, глухой человек
должен внимательно смотреть на лицо говоряще-
го. Такое пристальное внимание может поставить
говорящего в некомфортное положение, потому
что сам он при общении с человеком редко смот-
рит ему в глаза в течение достаточно длительного
времени. Выражение лица говорящего может сме-
ниться, и собеседник может что-то не понять, чи-
тая по губам. Даже если глухие очень хорошо уме-
ют читать по губам, может возникать недопонима-
ние из-за потери информации, которая в речи по-
дается через интонацию или ударение. Соответст-
венно, эмоции или намерения говорящего могут
быть восприняты неверно.

Часто глухому проще предложить слышащему
воспользоваться ручкой. Но нередки и накладки:
глухой запишет свой вопрос на бумаге, но слыша-
щий человек может заговорить как обычно, а не

написать ответ глухому, поскольку слышащие
действуют машинально, не реагируя на то, что си-
туация не совсем обычная. Когда это происходит,
те глухие, которые не могут читать по губам,
вновь дают знать о своей глухоте и делают жест
"писать на бумаге": жду ответа в письменной фор-
ме. Глухим надо быть готовым к тому, что слыша-
щий человек может отмахнуться от глухого с бу-
магой и ручкой.

При посещении учреждения глухим с перевод-
чиком жестового языка часто оказывается, что
собеседник обращается к переводчику: глухой
подсознательно воспринимается как неполноцен-
ный, если не сказать хуже. Глухой же должен при
том следить, чтобы переводчик не брал на себя
всю инициативу и не принимал решение самостоя-
тельно.

Мало кому понравится, когда по улице в су-
мерках следует человек. Но если слышащий ори-
ентируется по звукам шагов идущего сзади, то глу-
хой лишен этой возможности и должен постоянно
оглядываться. Во избежание дискомфорта глухие
могут отойти в сторону и, замедлив шаг, пропус-
тить идущего следом человека вперед. Или идут
дальше, кося глазами в сторону и следя за тенями.

Были нередки случаи нелепой гибели глухих,
которые, например, при введении комендантского
часа не слышали оклика патруля. Это случалось в
Москве после 1917 г., а сейчас происходит в Чечне.
Технический редактор газеты "Мир глухих" Дмит-
рий Ребров, бывший грозненец, рассказывал, что
именно в такой ситуации был застрелен сзади его
школьный приятель.

Как и слышащие люди, глухие становятся жер-
твами террористических актов. Нью-Йорк... По
неофициальным данным, во Всемирном торговом
центре служило несколько десятков глухих... Не-
которые спаслись чудом. Один глухой служащий
успел выйти из офиса где-то с 50-60-го этажа и
выбежал из здания. В это время наверху был по-
жар, многие люди выбрасывались из окон - на
верную смерть. Один выбросившийся обрушился с
высоты на глухого служащего, и оба погибли.
По последним неофициальным данным, среди
жертв теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и
Вашингтоне было 44 глухих. Позже два человека
из Почтового офиса в Вашингтоне погибли от
"белого порошка" - сибирской язвы.

В Москве во время взрывов жилых домов на
ул. Гурьянова и на Каширском шоссе погибли глу-
хие жители: Марина Вакула и Валентина Про-
кофьева.

В общественном транспорте глухой, стоящий у
дверей, должен быть начеку, иначе, неправильно
истолковав молчание, его могут грубо толкнуть:
"Вы, что глухой?" В тесном вагоне метро можно
стоять лицом к двери с надписью "Не прислонять-
ся", а когда человек сзади, наклонив голову, что-то
скажет, утвердительно кивнуть головой: "Да, вы-
хожу". В России транспорт не снабжен световыми
табло, на которых высвечиваются названия оста-
новок, как принято за границей. Неслышащие пас-
сажиры вынуждены вертеть головой. Очень не-
удобно бывает зимой, когда в наземном транспор-
те стекла покрыты изморозью: если глухой едет
непривычным маршрутом, то он вынужден или за-

писать название остановки и показать соседу, или
стоять у дверей, чтобы успеть прочитать название
остановки на уличном указателе остановки.

Авторам этой книги известен случай, когда
группа глухих пассажиров, вылетев из Москвы в
Омск на шахматные соревнования, из-за метеоро-
логических условий оказались в другом городе. Во
время полета по радио пассажирам было сообще-
но о вынужденной посадке самолета в Новосибир-
ске. Глухие шахматисты, выйдя из аэровокзала,
взяли такси и двинулись на улицу Ленина, на кото-
рой должен находиться Дворец культуры глухих,
как было указано в письме-приглашении органи-
заторов соревнований. Каково было их удивление,
когда они увидели обычный жилой дом. Тут и вы-
яснилось, что шахматисты оказались в другом го-
роде. Пришлось потратить немало времени, чтобы
другим самолетом вылететь в Омск; но они на со-
ревнования уже опоздали. Этого могло бы не слу-
читься, будь стюардессы повнимательнее.

Глухой человек должен соблюдать определен-
ные правила общения со слышащими. Главное -
не раздражаться, быть терпеливым, сдержанным.
Не перебивать разговор слышащих собеседников.
Глухой в компании слышащих может поймать
удобный момент и попросить слышащего прияте-
ля пояснить ситуацию, передать суть общего раз-
говора. Если же он хочет что-то сказать (при пло-
хом произношении), то лучше сделать это через
посредника, который сыграет роль переводчика.

Поведение глухих представляет собой набор
вполне нормальных и целесообразных стратегий
выживания в современном жестком мире. Глухие
юноши и девушки, "вступающие в жизнь , быстро
избавляются от иллюзий, что глухой "может вы-
жить в этом мире", только если будет копировать
поведение слышащих людей.

 

8.2.1. Знаете ли Вы, что?

• На жестовом языке можно общаться через
футбольное поле, под водой, ему не страшны ни-
какие "жучки" и диктофоны.

• В 1836 г. Самюэл Ф.Б. Морзе изобрел теле-
граф. Интересно, что изобретатель был женат на
глухой. Как он с ней общался? Он постукивал
пальцами по ее рукам! И еще, его партнер по биз-
несу Амос Кендалл много жертвовал на нужды
глухих: он выделил два акра земли и здание на ок-
раине Вашингтона для Колумбийского института
для глухонемых и слепых. В знак благодарности
школа на территории Галлодетского университета
носит имя Кендалла.

• Помещения для глухих обычно проектируют-
ся так, чтобы была хорошая слышимость, хотя
иногда архитектура таких мест затрудняет глухим
обзор. А для глухих важна как раз хорошая види-
мость... Например, классы Рочестерского техни-
ческого института оборудованы диапроекторами и
другими визуальными приспособлениями, боль-
шинство помещений не имеет окон, чтобы яркий
задний фон не мешал читать с губ или рассматри-
вать что-либо, а шум из окон - воспринимать ин-
формацию на слух. Другой пример - в аудитории
Элстоа в Галлодете отсутствуют опоры, пол с вы-
сокими показателями шумопоглошения, обеспе-

чен беспрепятственный обзор из любого места
850-местного зала.

• Глухие могут быть ошибочно помещены в уч-
реждения для умственно отсталых детей: отсутст-
вие речи, невнимание к речи родителей, вспышки
раздражительности и проч. могут быть квалифи-
цированы как умственная отсталость.

• Глухих женщин немного меньше, чем мужчин.

• Во время экономического спада глухие ра-
ботники, как и другие люди с физическими недос-
татками, страдают первыми: их увольняют в пер-
вую очередь независимо от профессиональных ка-
честв. Однако они востребованы во время войн и
всякого рода мобилизаций.

• Средняя зарплата глухих работников ниже,
чем у слышащих.

• Глухие больше теряют на покупках, чем
слышащие, т.к. для приобретения товаров с
выгодой нужна информация, которую обычно
получают из радиосообщений, ТВ и часто от
других потребителей. Глухим труднее расспро-
сить о потребительских качествах товара, мно-
гие "доверяются" продавцу и нередко потом
жалеют. Для многих глухих слышащий прода-
вец - авторитетная фигура (он слышит!). Если
товар бракованный, то глухим труднее отстоять
свои права, особенно если продавец попадается
наглый и крикливый (в этом случае глухому
труднее читать с губ, да и шумный разговор при-
влекает внимание народа, что неприятно для
глухого).

• На рынке труда растет доля сервиса, что за-
трудняет глухим карьерный рост.

 

• Даже на приеме у врачей глухим с хорошим
произношением трудно убедить их, что они не мо-
гут слышать (врач думает: "Говоришь - значит,
слышишь, и нечего дурака валять" или "Он отве-
тил на мой вопрос - значит, слышит!", а дело лишь
в том, что глухими первые (вводные) вопросы, как
правило, легко читаются с губ.

• В тюрьмах глухим приходится особенно тя-
жело из-за недостатка общения.

• У некоторых глухих нарушено чувство равно-
весия из-за повреждения вестибулярного аппарата,
тесно связанного с органом слуха. Такие люди испы-
тывают затруднения в темноте, когда мало зритель-
ных ориентиров. Они могут споткнуться, упасть.

• В Великобритании во время войны для того,
чтобы узнать о начавшейся ночной бомбежке, глу-
хие перед сном привязывали к большому пальцу
веревку, которую спускали в окно. В случае воз-
душной тревоги дежурный на улице должен был
дернуть за веревку и разбудить глухого.

 

• В 1929 г. в детском городке одного парка
культуры и отдыха висел плакат: "Глухонемые и
слепые не принимаются". В 1993 г. в Лужниках
было вывешено предупреждение "Осторожно -
глухие воры!" Слышащие не воруют, что ли?

• Глухим не нравится, когда их называют глу-
хонемыми из-за того, что это слово устойчиво ас-
социируется с умственной неполноценностью.

• Глухие в общении сохраняют большую дистан-
цию, чем слышащие, чтобы иметь лучший обзор.

• В 1999 г. глухой бездомный Лабрадор Барни,
найденный неподалеку от территории Квинслед-
ского университета в Великобритании, стал пер-

вой в мире собакой с имплантированным слухо-
вым аппаратом.

• В Московском театре иллюзии работает глу-
хой укротитель змей Алексей Бочков.

• В 1987 г. 23-летняя глухая римлянка Элизабет
Виаджи получила титул "Мисс Италия".

• Глухие за границей чувствуют себя вполне
уверенно, т.к. везде можно встретить "коллегу",
который поможет. В 1996 г. многие газеты обош-
ла история про глухого путешественника Романа
Венкова из Санкт-Петербурга. В 15 лет он сбежал
из дома, попал в Турцию, потом - в Грецию, а
дальше была череда стран Европы. Границы пере-
секал иногда пешком, иногда - вплавь, а иногда -
на поезде. Роман немного подрабатывал (во Фран-
ции глухой француз устроил его в типографию), в
некоторых странах жил за счет благотворитель-
ных организаций, а изредка воровал. В Португа-
лии ему удалось обмануть бразильского консула, и
тот дал деньги глухому парню на перелет "домой"
в Бразилию. В Латинской Америке Роман посетил
Колумбию, Панаму, Венесуэлу. В Венесуэле кон-
сул РФ посадил его на самолет в Россию. Вся
"одиссея" заняла два года.

 

8.3. Декларация независимости инвалида

Слышащим предлагается для ознакомления
нижеприведенная Декларация независимости ин-
валида (составил Норман Кюнк, американский ак-
тивист движения в защиту прав инвалидов):

"Не рассматривайте мою инвалидность как
проблему.

Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как ка-
жется.

Не рассматривайте меня как пациента, так как
я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это
права.

Не пытайтесь руководить мною. Имею право
на собственную жизнь, как любая личность.

Не учите меня быть покорным, смиренным и
вежливым. Не делайте мне одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с кото-
рой сталкиваются инвалиды, является их социаль-
ное обесценивание и притеснение, предубежден-
ное отношение к ним.

Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил
внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и
кто борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с
другом.

Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь,
даже если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полно-
ценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня получше. Мы можем стать
друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто
пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение
н|н'лполагает равенство.

Слушайте, поддерживайте и действуйте".

 

___ Глава IX_________

 

ОСОБЫЕ КАТЕГОРИИ
ГЛУХИХ

 

9.1. Позднооглохшие

Особую категорию глухих представляют так
называемые позднооглохшие. Люди в юности или
зрелом возрасте после болезни или травмы вне-
запно теряют слух и оказываются в "оглушитель-
ном" мире тишины. Поражение слуха и возникшие
в связи с этим проблемы общения не позволяют
продолжить трудиться многим из этих людей, они
вынуждены расстаться с привычной профессией.
Как правило, сохраняют свои рабочие места те
специалисты, чья деятельность мало связана с уст-
ным общением. Друзья начинают отдаляться, все
реже и реже заглядывают в гости. Семья держит
экзамен на прочность. Такой человек должен по
сути дела учиться жить заново и как никто он
нуждается в моральной поддержке.

Хрестоматийные примеры позднооглохших
людей - композитор Людвиг ван Бетховен,
А.А. Остужев - актер Малого театра, Н.Н. Бур-
денко - выдающийся хирург. В 50 лет (в 1874 г.) ог-
лох великий чешский композитор Бедржих Смета-
на. Две лучшие поэмы цикла "Моя родина" были
написаны сразу после постигшей его катастрофы,
в 1878 г. Б. Сметана создал Первый струнный
квартет, а позже - оперу "Поцелуй". С юности
был глуховат, а к старости окончательно оглох ис-
панский режиссер Луис Бюнюэль, автор фильмов
"Андалузский пес", "Млечный путь", "Дневная
красавица" и др. Интересно, что в ряде его филь-
мов начисто отсутствует музыка.

Вместе с великим французским поэтом П. Рон-
саром литературную "Плеяду" возглавлял Жоашен
Дю Белле (1522-1560), из-под пера которого вышел
манифест литературного объединения "Защита и
прославление французского языка". Выдающийся
французский поэт в начале 1550-х гг. тяжело забо-
лел и, проведя два года в постели, почти потерял
слух. Еще до потери слуха он написал знаменитую
"Оду глухоте", в которой обратился к П. Ронсару,
также страдавшему от глухоты:

"Тебе ли, Ронсар, пенять на глухоту?
Сколь ты блажен, когда вдоль берега, по тра-
вам.

Иль лесом, что шумит в своем венце кудря-
вом.

Ты бродишь с книгою, улавливая звук;
Божественная песнь в тебе родится вдруг,
И ни собачий лай, ни водопада шумы
Не могут оборвать твоей высокой думы.
В тот миг, я думаю, не ищешь ты ничуть.
Лишь только нежный шип в твою вопьется
грудь.

Ни птичьей песенки, ни плеска водопада -
С тобою Глухота, иных подруг не надо...".

Одним из самых известных в России поздноог-
лохших следует считать практически глухого с

юности Анатолия Ракитова, профессора, действи-
тельного члена РАЕН, вице-президента отделения
Международной академии информатизации, главно-
го редактора журнала "Проблемы информатиза-
ции" и т.д. Он - автор 13 книг, инициатор создания
ряда институтов. Ракитов знает несколько ино-
странных языков. Одно время был советником в
Администрации Б.Н. Ельцина. Самое поразитель-
ное, что Ракитов еще и практически слепой.

Научный сотрудник ИКП РАО И.В. Цукерман
приводит следующие данные, касающиеся поздно-
оглохших в США: в 1983 г. при обследовании
?03 млн. жителей США у 14 млн. были обнаруже-
ны те или иные "слуховые проблемы", причем
число мужчин значительно превышало число жен-
щин. Если в возрасте до 3 лет на одну тысячу детей
с нормальным слухом приходится один плохослы-
шащий, то в возрасте до 17 лет - 18 чел., от 17 до
44 лет - 44 чел., 45 - 64 года - 143, а старше
64 лет - 284 чел. на тысячу (цифры взяты из отчета
Национального центра статистики здравоохранения
США). Оглохшие после 17-20 лет, и особенно в бо-
лее позднем возрасте резко отличаются от глухих
от рождения или оглохших в детстве: для них харак-
терны настороженность, замкнутость и мнитель-
ность. Американские исследователи установили,
что позднооглохшие чаще страдают различными
психическими нарушениями, в частности, депрес-
сией, неврозами, они, как правило, не приемлют
традиционных способов общения глухих с детства и
стараются овладеть навыками чтения с губ, но это
удается далеко не всем: 84% позднооглохших амери-
канцев не владеют искусством чтения с губ.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!