Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 1 часть



В своем отношении к глухим православная
церковь руководствуется Правилами св. Апосто-
лов, согласно которым глухота не считается пре-
пятствием для ведения церковных дел с ними, а
дискриминация глухих не допускается (рис. 37).

В 2001 г. храм Петра и Павла при Санкт-Пе- тербургском Императорском училище глухоне- мых отметил 180-летие своего существования и

Служения глухим.

Уже в первые годы существования училища
глухонемых в Павловске императрица Мария Фе-
доровна озабочивалась религиозным просвещени-
ем воспитанников, о чем свидетельствуют ее пись-
ма аббату Сикару в Париж. В 1816 г. Мария Федо-
ровна подарила на содержание училища 256 тыс. рублей. По ее воле в 1817 г. У Красного моста было куплено здание, в которое после перестройки в 1820 г. Переехало училище. В здании архитек-
тор П.С.Плавов устроил домовую церковь пг»!

Щение которой состоялось 19 ноября 1821 г
честь апостола Павла. Запрестольное "Распятие"
для нее написал в 1822 г. глухонемой художник
Степан Сергеев. После пожара в 1840 г. новая цер-
ковь на 3-м этаже в центральной части корпуса на
Гороховой улице была освящена в 1844 г. Сюжеты
с описанием 12 праздников для иконостаса нарисовал глухонемой учитель рисования Александр
Ьеллер.

Смысл богослужения, порядок служб учени-
кам объясняли на уроках Закона Божьего и в осо-
бых "беседах" (утвержденных в 1859 г.) при помо-
щи жестов, дактиля и письма. В период мимиче-
ского обучения на Всенощной один из воспитанни-
ков "читал" на пальцах Великое Славословие, а на
литургии - Символ веры и Молитву Господню, то-
гда как остальные следили за ним, творя поклоны.
Так же "произносились" положенные молитвы
при причастии. Воспитанники читали жестами
также молитвы утренние, вечерние, перед и после
еды, перед учением и после. С 1838 до 1875 гг. за-
коноучителем в училище служил священник Алек-
сандр Братолюбов, переведенный потом в Петро-
павловский собор. Протоиерей Александр Брато-
любов в 1872 г. издал "Пантомиму молитв или
описание мимических молитвенных знаков с при-
ложением ручной азбуки", в которой изложил
опыт перевода молитв на жестовый язык. Он был
также автором первого учебника по Закону Бо-
жию для глухонемых. Только в конце XX в., когда
чистый устный метод вытеснил "мимический", бо-
гослужения в церкви при училище перестали со-
провождаться жестами, вследствие чего религиоз-
но-нравственное воспитание глухонемых лиши-



лось глубины, а Закон Божий свелся к формально-
му заучиванию материала.

В Санкт-Петербургское училище приглаша-
лись и законоучители римско-католического и лю-
теранского вероисповедований для занятий (раз ■
неделю) с детьми инославных исповеданий.

При директоре Ф.А. Pay при Арнольдо-
Третьяковском училище в память покойного по
печителя училища П.М. Третьякова была устро
ена церковь во имя преподобного Павла Латрип
ского. В училище велись занятия по закону Бо-
жию, а для способных детей давались уроки ико-
нописи. При Мариинском училище глухонемых
в Мурзинке имелась церковь в честь апостола
Филиппа.

Надо заметить, что в XIX и в начале XX вв. по
инициативе православных священников было от-
крыто немало школ для глухонемых (Харьков,
Перерва, Верхотурье, Уфа, Немда, Вязники и др.),
а религиозно-нравственному воспитанию глухих
уделялось особое внимание.

20 августа 2000 г. иеросхимонах Серафим Вы-
рицкий (Муравьев) в сонме новомучеников и
исповедников Российских был причислен к лику
святых.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
(1865-1949) был последним духовником Александ-
ро-Невской лавры. Его служение выпало на тяже-
лое время революций, гонений на христиан и бло-
кады Ленинграда. Последние годы жизни он про-
вел на станции Вырица. Там однажды и произош-
ло чудо исцеления глухой от рождения девочки, о
котором пишет Дмитрий Балашов:

"Жила в Вырице женщина (Александра) с тре-
мя детьми. В Бога не верила. После войны муж не
вернулся с войны. Ей посоветовали: "В поселке жи-
вет старый монах, который предсказывает -
спроси у него, может быть скажет, что с мужем".
Пошла она к старцу вместе с глухонемой дочерью
восьми лет. Ждать пришлось довольно долго. Але-
ксандра стала уже нервничать, порываясь уйти.
Наконец, зашла в келью к батюшке, постояла и
ничего не спросила. Старец махнул ей рукой:
"Иди". А девочке захотелось поближе подойти к
дедушке, тем более старец что-то говорил, обра-
щаясь к ней. Она показывала знаками, что не слы-
шит и не понимает. Неожиданно старец заплакал
и долго смотрел куда-то вверх. Девочке стало его
жаль и она подошла поближе, тогда старец взял
со стола конфету (яблоко), подал ей, и девочка
громко сказала: "Спасибо". Батюшка обратился к
ней: "Иди, скажи: извините, что я задержала
дедушку". Девочка вышла из кельи и произнесла
эти слова.



Александра рассказывала впоследствии: "Бо-
же, мой! Я как услышала свою дочь говорящей, она
ведь родилась глухонемой, прибежала в келию
старца и упала на колени: "Батюшка, простите!".
Он сказал строго: "Ты в Бога не веришь, пришла
ко мне как к гадалке. Я не гадаю, а молюсь, вот Гос-
подь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот, не
забывайте об этом, я скоро отойду, приходите на
могилку, только не забывай, приходи! Ты хотела
узнать о своем муже — он жив и вернется...".

Глухие и религия

7.10.1. Религиозные организации глухих
в России

В Москве в 1991 г. по благословению митроп
лита Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коло
менского, в Успенский храм Новодевичьего мопа
стыря начали приходить неслышащие люди для
познания Бога. 31 декабря 1991 г. по благослове-
нию Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия IIпри содействии протодиакона Па-
вла Трошинкина, жестами переводившего для глу-
хих службы в Новодевичьем монастыре, юридиче-
ски была зарегистрирована первая в мире община
глухих и слабослышащих православных христиан.
Начались поиски "своего" храма.

В 1995 г. общине был передан для проведения
богослужения храм в Новом Симонове. Там обра-
зовался Православный приход глухих, слепо-глу-
хих и слабослышащих
храма Тихвинской иконы
Божией Матери в бывшем Симонове монастыре.
Приход имеет статус Патриаршего подворья
(управляется самим Патриархом Московским и
Всея Руси Алексием II) и находится на территории
самого древнего монастыря в Москве, основанно-
го в XIV в. при непосредственном участии препо-
добного Сергия Радонежского;там сохранились
храм Тихвинской иконы Божией Матери, несколь-
ко хозяйственных построек и часть крепостной
стены с тремя башнями.

В конце 1995 г. в Тихвинском храме Симонова
монастыря была отслужена первая Божественная
литургия. По благословению Святейшего Патри-
арха Московского и Всея Руси Алексия II служба в
храме совершается на жестовом языке. Этому
предшествовала большая работа по адаптации
церковнославянского языка богослужения к жес-
товому языку. На видеокассеты записан словарь
религиозных жестов.

Настоятелем Патриаршего подворья в Симо-
нове монастыре в течение шести лет был иерей
11етр Коломейцев, а в настоящее время исполняю-
щим обязанности настоятеля является священник
Андрей Горячев, владеющий жестовым языком.
Он привлекает глухих к активному участию в бо-
гослужебной и церковной жизни. Неслышащие
прихожане помогают в восстановлении монасты-
ря, участвуют в украшении храма, пишут иконы,
шьют облачения, вышивают закладки для бого-
служебных книг. Во время службы жестами и
голосом они участвуют вместе с о. Андреем в сов-
местном служении Богу. Глухие и слабослышащие
люди поют церковные песнопения на жестовом
языке. В храме глухие переводят службы слепо-
глухим прихожанам.

В храме проводятся таинства Крещения, Вен-
чания, Исповеди, Причастия, Соборования. Осу-
ществляются водосвятные молебны о здравии, от-
певание умерших и служатся панихиды об их упо-
коении. После окончания службы бывает общая
трапеза, изучается Святое Евангелие.

В храме служат несколько молодых прихожан,
которые закончили катехизаторский факультет
('вято-Тихоновского богословского института.
IJ конце 1998 г. в актовом зале Московского госу-
дарственного университета им. М.В. Ломоносова

Патриарх Алексий II вручил дипломы и памятные
подарки выпускникам Свято-Тихоновского бого-
словского института, среди которых было и семе-
ро глухих: Павел Афанасьев, Дмитрий Балашов,
Роман Ильин, Елена Колганова, Ирина Пролыги-
на, Николай Сидоров, Мария Фаворова. Ныне они
помогают в богослужении и работе с верующими,
а некоторые преподают в спецшколах историю ре-
лигии.

В 1999 и 2000 гг. о. Петр Коломейцев выезжал
в Санкт-Петербург для служения глухим литургии.
Там работу по созданию общины неслышащих
православных христиан вели М.И. Смирнова, пе-
реводчик Межрегионального центра реабилита-
ции глухих в Павловске, и неслышащий препода-
ватель этого Центра Борис Кокин. С 2000 г. глу-
хие питерцы начали посещать храм Петра и Павла
при бывшем Петербургском училище глухонемых
на Гороховой улице. В октябре 2001 г. здесь в рам-
ках Йокровских педагогических чтений состоя-
лась конференция "Духовно-нравственное просве-
щение и воцерковление глухих", а в молодежном
отделе Санкт-Петербургской епархии был создан
проект "Слово", который имеет целью духовное
окормление глухих. Йроект возглавил аспирант
РГПУ Денис Заварницкий.

Православные священники считают, что реше-
нию проблемы церковного окормления глухих
россиян будет способствовать преподавание жес-
тового языка в семинариях для тех людей, кото-
рые изъявят желание работать с глухими. Здесь
уместно сослаться на опыт Польши, где каждая се-
минария ежегодно выпускает двух-трех клириков,
владеющих жестовым языком, благодаря чему
клириков, работающих с глухими, там достаточно,
и поэтому "нетрадиционные конфессии" имеют в
стране слабые позиции, а подавляющее большин-
ство глухих поляков объединено вокруг католиче-
ской церкви.

В настоящее время уже в нескольких городах
России, Украины, Белоруссии глухие получают
Благую весть в православных храмах.

В Сергиевом Посаде иеросхимонах Зенон учит
Закону Божьему слепоглухих детей из находяще-
гося в городе интерната. В Троице-Сергиевом мо-
настыре даже состоялся спектакль, в котором иг-
рали слепоглухие, изобразившие на сцене житие
преподобного Сергия.

Однако самая большая аудитория верующих
глухих в России собрана баптистской церковью: во
многих городах баптисты овладевают языком же-
стов и создают общины из числа глухих. Большую
общину глухих в России насчитывает и Корейская
христианская церковь; в Санкт-Петербурге суще-
ствует крупный центр этой церкви.

Эти две церкви считают себя основными рели-
гиозными организациями в России, имеющими
опыт просветительской работы с глухими людьми.
Они проводят семинары и конференции для глу-
хих, делятся методикой работы с начинающими
пасторами. Например, в 1998 г. в Санкт-Петербур-
ге проходила конференция, собравшая 150 христи-
ан с нарушениями слуха из России, США, Средней
Азии, Прибалтики.

Активно ведет работу с глухими еще одна
община, достаточно распространенная в нашей

стране, - религиозное объединение свидетелей
Иеговы. Иеговисты распространяют красочные
издания с множеством иллюстраций, которые дей-
ствуют гипнотически на некоторых глухих. Пос-
ледние идут в объединения свидетелей Иеговы,
часто толком не понимая, чем это религиозное
движение отличается от православия.

Миссионеры "нетрадиционных конфессий":
баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты активно
работают с глухими в Москве, С.-Петербурге,
Новосибирске, Томске и других городах. Проблем
с переводом нет: молодые люди, никогда ранее не
встречавшие глухих, для общения быстро осваива-
ют жесты (любопытно, что даже в Польше - стране
с мощными католическими традициями - ксендзы
недооценивают влияния на глухих представителей
различных сект, которые овладели жестовым язы-
ком). Кто из проповедников владеет жестовым
языком, тот и собирает вокруг себя неслышащую
аудиторию. Проповеди просты и понятны обыч-
ным людям. Миссионеры привлекают глухих по-
дарками: изданиями Нового Завета, красочными
религиозными книжками, журналами, а также
"гуманитарной помощью" - продуктами и одеждой.

С 1992 г. при Московской центральной церкви
евангельских христиан-баптистов существует об-
щина глухих верующих "Вера и Тишина", богослу-
жения в которой обеспечиваются переводом на
жестовый язык. Община насчитывает более
60 членов, для которых проводятся занятия по изу-
чению Библии и различные конференции. Пасто-
ром этой общины глухих является О.И. Терентьев,
старостой - Г.И. Улыбина.

В Москве также действует небольшая Католи-
ческая община святой равноапостольной княгини
()льги. Католические общины возникают и в дру-
гих городах России.

7.10.2. Религиозные общины глухих за рубежом

Глухие католики Италии чтят память Папы
Пия IX (на этом посту он пребывал с 1846 по
1878 г.), который посещал школы глухих детей в
1'име, Сиене, Болонье, интересовался их жизнью,
нуждами. Пий IX поддерживал священников, забо-
тившихся об инвалидах, ставил в пример святого
Франца фон Залеса, почитаемого как покровителя

глухонемых.

В 1996 г. Папа Павел II произнес на площади
Св. Петра в Риме молитву, которая была посвящена
священнику Филиппу Смалдоне (1845-1923), жив-
шему в Италии и признанному небесным покровите-
лем глухонемых. В 40-летнем возрасте этот священ-
ник основал монашеский орден; его деятельность
проходила в Италии, Южной Америке и Африке и
пыла посвящена защите инвалидов. Смалдоне счи-
| in недопустимой какую-либо дискриминацию глу-
чих людей и провозглашал равенство всех перед Бо-
HIM и властью. Его проповедям, сопровождаемым
переводом на жестовый язык, внимали глухие
итальянцы, а также прибывшие в Вечный город
РЛухие и слабослышащие из соседних стран.

\\ Америке существует большое количество
pi н игиозных общин и организаций глухих. В 1851 г.
' гарший сын Т.Х. Галлодета, священник Еписко-
|ильной церкви, основал для глухих в Нью-Йорке

церковь св. Анны. Епископальная церковь Всех
святых в Филадельфии организовала особые
службы для глухих - здесь служил преподобный
Генри В. Сайл, первый в США глухой, который
был посвящен в сан священника. С 1881 г. сущест-
вует Конференция служителей Епископальной
церкви для глухих. В 1896 г. лютеранская церковь
в Чикаго открыла двери для глухих прихожан.
Двумя годами ранее в Чикаго же открылась пер-
вая методистская церковь для глухих, первым глу-
хим священником которой стал Филипп Дж. Ха-
бенстаб. В 1977 г. Томас Кофлин стал первым
глухим католиком, посвященным в сан священни-
ка. Международная католическая ассоциация глу-
хих, основанная в 1903 г., имеет офис в Торонто
(Канада). В 1956 г. был основан Национальный
конгресс глухих евреев. Глухой раввин - рабби
Фред Фридман живет в Балтиморе (США). Он
проводит религиозные службы на жестовом язы-
ке. В 1990-е гг. в США насчитывалось множество
неслышащих священников: 45 - в Епископальной
церкви, 13 - у баптистов, 6 - у лютеран, 5 - у мето-
дистов и др.

Англичанка Вера Фунт стала первой в мире
глухой женщиной, посвященной в сан дьякона.
Она проводит службы в соборе Св. Петра в Лондо-
не.

Существует Международная ассоциация душе-
попечительства глухих (председатель Ассоциа-
ции - доктор богословия Ван Коотен), под ее эги-
дой проводятся Международные конференции по
душепопечительству глухих и слабослышащих с
участием пасторов, священников, активных прихо-
жан из национальных христианских церквей мно-
гих стран.

Года два назад в каирской мечети Зейнаб со-
стоялась молитва для глухонемых людей. Когда
имам вещал с кафедры о деяниях пророка Мухам-
меда, сотни глаз были устремлены на переводчика
жестового языка Аладдина ас-Сайеда. "Я не мог
заснуть всю ночь при мысли, что буду первым че-
ловеком, доносящим на проповеди слово Божье до
глухонемых. Надо было видеть, как светились ра-
достью лица этих людей... Еще неизвестно, кто из
пас был более счастлив", - признавался потом пе-
реводчик. Этому примеру последовали еще три
мечети в столице Египта.

Гпава VIII

ГЛУХИЕ В МИРЕ
СЛЫШАЩИХ

 

"Глухонемые мне нравились, но они не слышали меня.
Восторженно следили за моей мимикой и жестами, на-
подобие иностранцев отмечались в доброжелатель-
стве и удалялись в конце концов в свой таинственно
устроенный мир. Смысл их жестов увлекал меня, наме-
кая на некую гармонию, которая была не рождена, но
трудолюбиво выстроена в силу лишений и ущерба.
Это притягивало, как вид незнакомого города, как
блики невидимой зари. Но я чувствовал, что никогда
не пойму истинного устройства их мира, а загадка его
все же не была равна загадке любви. Не равна, нет,
меньше..."50

 

Семья и брак. Личная жизнь

Более 90% глухих детей появляется в семье
слышащихродителей. Последние сталкиваются с
острой проблемой общения с собственными деть-
ми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не
может полноценно воспринимать речь родителей
и овладевать родным языком на основе подража-
ния им. Проблема межличностного общения де-
терминирует многие аспекты семейных отноше-
мий. Взаимное непонимание, естественно, не со-
действует укреплению семейных связей. Кроме
того, родители, особенно отцы, нередко ощуща-
ют вину за рождение "неполноценного ребенка",
воспринимают его как "наказание за грехи". Увы,
не все родители выдерживают испытание глухим
ребенком. Конфликты в такой семье случаются
чаще, чем в семье со слышащими детьми. Выше и
вероятность развода. Знание родителями жесто-
вого языка, даже несовершенное, сняло бы мно-
гие проблемы общения с неслышащими детьми,
для которых визуально воспринимаемые жесты
являются наиболее комфортным способом обще-
ния. Иногда родители слишком опекают детей,
как бы компенсируя чувство вины. Часто это вы-
ражается в чрезмерном контроле: родители пы-
таются поминутно наставлять своих детей, хотят
видеть их максимально похожими на слышащих
(следят за тем, чтобы у глухих детей были только
слышащие друзья, чтобы они не использовали
жесты: "Не общайся руками на публике, а то лю-
ди подумают, что мы ненормальные"). Родители
нередко забывают, что ребенок не слышит, и раз-
дражаются из-за невозможности свободно об-
щаться с ним. Они могут злиться на себя за срыв,
нетерпение, но ребенок видит только неприятие
его самого и чувствует, что именно он - источник
недовольства. Неудивительно, что глухие дети
часто зажаты, и им приходится пройти долгий
путь, прежде они обретут самих себя. В какой-то
прекрасный момент они осознают, что они - глу-
хие и никогда не станут такими, как слышащие,
это и есть момент истины.

Слышащие дети впитывают правила поведе-
ния, наблюдая за родителями и ловя их разгово-
ры. Глухие же не могут слышать этих разгово-
ров. Связи "поступок - реакция" могут остаться
тайной для глухого ребенка. Ролевые модели
глухой должен искать вне семьи и в сообществе
глухих.

Замечено, что глухие дети из семей глухих ча-
сто опережают в своем развитии своих сверстни-
ков из семей слышащих родителей, они более
адаптированы к миру, лучше успевают в учебе.
Психологический климат в таких семьях в общем
не отличается от климата в обычных семьях. Ме-
жду родителями и детьми не существует барьера
непонимания: и те, и другие пользуются жестовым
языком, опираясь на который дети выстраивают
картину мира, получают из первых - в прямом
смысле слова! - рук информацию. Что касается
статистики разводов в семьях с глухими и слабо-
слышащими детьми, то серьезные социологиче-
ские исследования тут не проводились, но можно
предполагать, что процент неполных семей с глу-
хим ребенком не превышает средний показатель
по стране.

Во времена СССР инвалидность считалась дис-
функциональной для общества, и забота об инва-
лидах передавалась другому институту, чтобы се-
мья могла сконцентрироваться на воспитании
"нормальных" членов общества и на общественно
полезном труде. Дети с нарушениями слуха росли
в школах-интернатах, лишенные необходимой до-
ли родительской ласки. Это иногда приводило к
тому, что даже самые близкие родные - родители,
братья и сестры плохо понимали проблемы, по-
требности глухого члена семьи, который был чем-
то вроде "гадкого утенка".

В подтверждение приведем небольшую притчу
m еврейского фольклора:

"Был в Хелеме свой переписчик Торы. Был
он таким же умным и таким же сообразитель-
ным, как и раввин, и служка, и вссокители Хе-
лема.

Однажды увидели хелемцы, что их перепис-
чик сидит и пишет письмо аршинными буквами.
Спросили они его:

- Отчего ты пишешь письмо такими больши-
ми буквами?

Отвечает им переписчик:

- Я пишу письмо брату, а он у меня, не про вас
будь сказано, совсем глухой".

В последнее время признается особо важным
и необходимым участие родителей в воспита-
тельном процессе. Родители не должны допус-
кать появления у неслышащего ребенка стигма-
тизированного образа "Я", когда он воспринима-
ет себя как "больного", т.е. человека с ограни-
ченными возможностями. Важно не лимитиро-
вать социальные притязания такого ребенка -
ребенок должен уважать себя, быть уверенным
н своих силах. Родителям нельзя уповать исклю-
чительно на дидактическую и социокультурную
роль специальных школ, они не должны отстра-
няться от воспитательного процесса. Учите-
ля, воспитатели и родители - партнеры в рам-
I.IX целостного процесса социализации глухого
ребенка.

Приведем пример, свидетельствующий о хоро-
ших результатах при грамотном обучении глухого
ребенка.

В 1843 г. у А.И. Герценаи его жены Натальи
Александровны родился второй сын Коля, ко-
торый уже на первом году жизни заболел и поте-
рял слух. Первым это заметил историк Т.Н. Гра-
новский, обнаруживший, что ребенок не реаги-
рует на тиканье часов, поднесенных к уху.
Гувернантка М.К. Рейхель позже вспоминала:
"Да кто и не любил этого прелестного голубо-
глазого ребенка! Он скоро замечал особенности
каждого и давал знаками свои названия... Он сам
помогал нам находить знаки, чтобы сообщаться
с ним...".

А.И Герцен полагал: "Разговор пальцами и
знаками - не есть разговор; говорить надобно
ртом и губами". В Парижский институт глухоне-
мых отдать сына он не захотел. Осенью 1849 г.
няня Луиза Ивановна - мать А.И. Герцена и
М.К. Рейхель увезли пятилетнего Колю в Цю-
рих, где находилось училище глухонемых.
М.К. Рейхель писала: "Первое время ученье шло
медленно... когда он несколько освоился с выго-
вором, он начал быстро продвигаться вперед".
А.И. Герцен с женой присутствовал на экзамене
в Цюрихском училище: "Коля был восхитите-
лен, он тронул меня до слез. Он будет говорить,
будет говорить... Представьте себе, он уже знает
названия всех окружающих предметов...". Поз-
же в "Былом и думах" Герцен писал, что у Коли
был приглушенный голос и что он мало обозна-
чал ударения, но "уже говорил очень порядочно
по-немецки и понимал все, что ему говорили с
расстановкой".

Немного позже, когда цюрихские власти, на-
пуганные славой Герцена как революционера,
попытались "выжить" мальчика из города,
А.И. Герцен предложил одному из учителей -
Шпильману "оставить школу и перейти в дом
моей матери, с тем, чтобы ехать с ней в Италию.
Он, разумеется, согласился. Институт взбесился,
но делать было нечего".

В марте 1851 г. Наталья Александровна сооб-
щала в Москву: "Коля, как маленький царек, жи-
вет у Луизы Ивановны..., у него гувернер отлич-
ный человек, любит его и учит с любовью к ребен-
ку и к ученью, Коля говорит по-немецки, читает,
пишет, весел, здоров, как нельзя больше, умен и
сметлив поразительно и не изменил своей страсти
к Машеньке (Райхель)".

В ноябре 1851 г., когда Коля с Луизой Иванов-
ной и Шпильманом плыли из Марселя в Ниццу,
большое судно врезалось в их пароход, который
стал погружаться в воду. Так печально заверши-
лась недолгая жизнь Коли.

В одном из московских архивов среди бумаг
Л.И. Герцена сохранилась папка с рисунками Коли
и его письмами к родителям. Письма восьмилетне-
го ребенка написаны красивым, почти установив-
шимся почерком.

Двоюродный брат поэта Александра Блока
Андрей Кублицкий-Пиоттух
(р. 1886) был глу-
хонемым от рождения. Ему, десятилетнему, пи-
вяяи упрощенными фразами, чтобы он понимал
написанное: к примеру, мать писала ему так:

"Саша, Фероль, весело, много смеются, хохочут,
рады". Александр Блок часто виделся с братом в
Шахматове, переписывался с ним. В одном из пи-
сем Блок писал: "Бабушка очень скоро - 6 мая -
поедет в Шахматове И мы с мамой очень хотим
ехать туда - пора отдохнуть. ...Очень жалко, что
вас не будет в Шахматове с нами, без вас очень
грустно...". В других письмах Андрею Кублицко-
му поэт подробно описывает жизнь и хозяйст-
венные заботы в Шахматове. По-видимому, Ан-
дрей получил только домашнее образование -
достаточно хорошее, раз ему больше не писали
упрощенно.

Младший брат великого композитора П.И. Чай-
ковского Модест много лет занимался с глухим
сыном управляющего фабрикой Г.К. Конради. Сам
Петр Ильич привязался к мальчику, в 1876 г. он
писал:

"Любовь моя к Коле, основанная, во-первых,
на его чутком, кротком нраве и уме, во-вторых, на
глубоком сожалении к нему, возрастает в геомет-
рической прогрессии с каждой минутой, и теперь
это для меня одно из самых близких к сердцу су-
ществ в мире".

Композитор ежегодно выделял средства Моде-
сту Ильичу и Коле Конради, даже занимался с
мальчиком, когда брат болел.

Николай Германович Конради получил пре-
красное образование, женился и прожил до 1922 г.,
по некоторым отрывочным данным он был связан
со столичным обществом глухонемых.

В детстве глухие часто дружат с дворовыми
ребятами, захаживают в гости к соседям, где рас-
тут их сверстники. Для общения используют
полный набор средств: читают с губ, пишут вет-
кой по снегу, палочкой по земле, прибегают к
знакам - указаниям на части тела для обозначе-
ния первых букв названий (глаз - Г и т.д.) и, ко-
нечно же, используют наглядные жесты. Все это
было у нас в детстве.

Такие моменты в детстве может припомнить
практически каждый неслышащий человек. Вот
как вспоминает в романе "Последний поклон" сво-
его двоюродного глухого брата Алешку извест-
ный писатель Виктор Астафьев:

"Пытаюсь вспомнить, почему Алешка сде-
лался глухонемым.

Однажды остался дома один - бабушку унес-
ло куда-то. И вздумалось ему полезть на угловик,
где стояли тяжелые иконы и по случаю какого-
то праздника светилась лампадка. Угловик обру-
шился. Иконы повалились на Алешку. И ушибли
они его или же испугался он нарисованных богов,
но все старухи склонны были считать, что имен-
но от этого греха Алешка онемел. А отчего он
оглох, старухи не объясняли.

Эх, Алешка, Алешка! Головастый парень,
сильный, веселый, а вот безъязыкий. Сколько
всяческих напастей пережили он, бабушка и осо-
бенно тетка Августа из-за этого.

А я в детстве не понимал никакой разницы
между мной и Алешкой, дрался с ним, втравли-
вал его в игры, а он и радехонек. За сеном все со-
бирались мы с ним играть. Налимничатъ как-
то отправились. Чуть не перетонули. В прят-
ки играем, бывало, он спрячется, сидит себе


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!