Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Памятники художественной культуры



Живопись потолка пещеры Альтамира

Рисунки пещеры Ляско.Франция

Бык.Пещера Нио Франция

«Олений камень».Менгир. Монголия

Кромлех. Стоунхендж.Англия

Лоссельская «Венера» с «рогом изобилия».Рельеф. Франция

Палеолитические «Венеры».Австрия, Италия, Франция

Изображение колдунов.Пещера Трех Братьев. Франция

Музыкальное сопровождение к теме:

Джон Уильямс. Музыка к кинофильму «Парк Юрского периода»

Задания

Выписать из предлагаемых текстов ритуальные заклинания с обозначением их адресатов и приемы ведения ритуалов:

- Лонгфелло Г. «Песнь о Гайавате» («Свадебный пир Гайаваты», 1-12; «Благословение полей», 6-7; «Плач Гайаваты», с 16-й строфы);

- Обручев В. «Земля Санникова» (глава «Жертвы и моления»)

Литература

1. Всеобщая история искусств. Т. 1. М, 1966.

2. Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1980*.

3. Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. М., 2008.

4. Столяр А. Происхождение искусства. М, 1985.

5. Тейлор Э. Первобытная культура. М, 1989*.


Миф и мифологическое

сознание человечества

Мифы представляли собой наполнение души первобытного
человека. В мифе выражалось его мировоззрение.

То, что потом станет теологией и философией,
художественной культурой и наукой.

Сапронов П.В.

 

1. Определение мифа и мифологии.

2. Антропоморфный характер мифа. Микрокосм и макрокосм.

3. Миф и символ.

4. Отличие мифа от предания, сказки, поэзии.

3. Гносеологический, онтологический, аксиологический аспекты мифа.

4. Миф в современном обществе. Архетип как основа мифа (исследования З. Фрейда, К. Юнга).

Музыкальное сопровождение к теме

А. Скрябин. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»).

Задания

1. Сравните поэтический и мифологический тексты, определите, в чем мифологическое сознание сходно с художественным, а в чем отличается от него?

О. Мандельштам «Век»


Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?



Кровь – строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горячей рыбой плещет

В берег теплый хрящ морей.

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна.

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка

Век младенческой земли –

Снова в жертву как ягненка

Темя жизни принесли.

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.



Славянский миф: Мир пребывал во тьме, но Всевышний явил Золотое Яйцо (Вселенную), в которой был заключён Род – родитель всего сущего. Род родил Любовь – Ладу – матушку и силой любви расколол скорлупу Яйца. Так возник мир и наша Земля. Всё, что создано при Роде, называется природой. Род разделил мир на Явь (видимый, явленный мир) и Навь (невидимый, духовный мир).

2. Какие черты характера человека проявляют греческие боги? Какие нравственные или политические проблемы отразились в мифах? (Зевс, Гера, Эйрена, Ника, Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Гефест, Гермес, Фемида, Дикэ, Пигмалион, Галатея, Нарцисс, Дионис, Сизиф, Аид, Орфей, Эвридика, Парис, Антигона, Эдип и др.).



3. Восточная мифология (в частности, египетская) как средоточие символов Вселенной, природы, бытия. Понятие мирового символа. Троичная Вселенная (небо, земля, преисподняя). Символика мирового круга (яйца), горы, дерева, реки.

4. Соотношение сил природы и творческого начала человека в мифологии Востока и Запада. Идентичность «функциональной» характеристики персонажей природного цикла: Анахит (Средняя Азия) и Посейдон (Греция) – вода; Инда (Индия), Ахура – Мазда (Иран) и Зевс (Греция) – громовержцы или верховные боги; Пта (Египет) и Аполлон (Греция) – покровители искусств.

5. Мифологические мотивы в мировой художественной культуре.

· Сравнение мифа о Пигмалионе и Галатее с пьесой Б. Шоу «Пигмалион»

· Сравнение мифа о Нарциссе с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда

· Анализ картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» А.Иванова

· Сопоставительный анализ картин Н. Пуссена «Царство Флоры» и П. Рубенса «Флора».

Литература

1. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. М., 2010*.

2. Мифологический словарь. URL: http://godsbay.ru/all.html

3. Мифы древней Индии. Лит. излож. В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина. М., 1975.

4. Мифы древних славян. Велесова книга /Сост. А.И. Баженова, И. Вардугин. Саратов, 1993.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1997*.

6. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001. С. 83-103*.


Искусство Древнего Египта

Существует нечто, перед чем отступают

и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, –

Их величества пирамиды

Из древнеегипетского папируса.

Основные исторические этапы развития:

· «Додинастический» период (4-е тыс. до н.э.)

· Древнее царство

· Среднее царство

· Новое царство

· Позднее царство (до 332 г. до н.э.)

Конец культуры Древнего Египта – 332 год до н.э. – вторжение Александра Македонского.


Просмотров 666

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!