![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Музыкальное сопровождение к теме
Т.В. Берченко
В плену у муз
Учебно-методическое пособие И искусства Мурманск ББК 85. я72 Б 52
Печатается по решению кафедры связей с общественностью Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института (протокол №8/11 от 10.05.2011)
Рецензенты: Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор МГГУ. С.В. Телицына, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ.
Берченко Т. В. В плену у муз. Учебно-методическое пособие по истории мировой литературы и искусства. 2-е изд., доп. М. : МГЭИ, 2012. – 74с.
Учебно-методическое пособие содержит материал для проведения учебных и факультативных занятий по истории мировой литературы и искусства в вузе: фактологический материал, задания для студентов, списки литературы, глоссарий, избранные тексты стихов. Пособие может использоваться студентами, а также преподавателями эстетических дисциплин вузов, колледжей, лицеев, гимназий.
©МГЭИ, 2012 © Т.В. Берченко, 2012
ISBN- 978-5-291-00161-5
ПРЕДИСЛОВИЕ Целью курса «История мировой литературы и искусства» является введение студентов в мир художественной культуры, обеспечение теоретической готовности к освоению явления художественной культуры. Структура и содержание пособия определены целью и задачами общекультурной и общехудожественной подготовки. Пособие позволяет ознакомить студентов с первичными культурологическими и искусствоведческими понятиями, приобщить к ценностям художественной культуры, помочь освоить специфические образные «языки» искусств. Содержание пособия охватывает несколько аспектов вхождения в пространство художественной культуры. Это теория художественной культуры, исследование процесса становления и развития основных исторических типов культуры, взаимодействие разных видов искусства. Материал истории мировой культуры систематизирован в хронологическом порядке и выстроен в соответствии с логикой преподавания курса. Историко-культурный материал требует решения разных задач. Для выделения своеобразия той или иной культуры иногда необходимо раскрыть его философскую сущность (искусство Востока), иногда – историческую фактологичность (первобытное искусство), иногда – художественно-стилевые черты эпохи (барокко, импрессионизм и др.). Изучение истории мировой литературы и искусства предполагает интеграцию различных видов деятельности в широком информационном поле. Это обусловило разнообразие тематики и форм заданий для самостоятельной работы студентов по каждой теме. Глоссарий, приведенный в пособии, поможет студентам в этой работе. Одним из основных принципов построения пособия, как и всего курса «История мировой литературы и искусства», является синтез искусств. Для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе автор обращается к различным видам искусств, прослеживая их взаимодействие (смысловое, образное, стилистическое). Это нашло отражение и в логике отбора материала, и в подборе музыкального сопровождения к темам, и в зданиях для самостоятельной работы. Каждая тема начинается с эпиграфа, который выражает главную мысль занятий (лекционных или практических) по этой теме. Книги из списка литературы, помеченные знаком*, имеются в библиотеке Московского гуманитарно-экономического института (Северо-Западный филиал). Концепция, определяющая принципы преподавания дисциплины и содержание пособия, прошла практическую проверку на факультете теории и истории культуры Мурманского педагогического университета, в Мурманском педагогическом колледже, на гуманитарном факультете Московского гуманитарно-экономического института (Северо-Западный филиал). Специфика искусства
Искусствоесть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Деление искусства на пространственные и временные виды ВИДЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА 1. ЛИТЕРАТУРА(от лат. litera – буква) – вид искусства, в котором носителем образности является речь
2. МУЗЫКА(от лат. musike – искусство муз) – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: · Графика(от греч. γραφικος — письменный, γραφω — пишу)– вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения. Главные выразительные средства графики: линия, штрих, контур, пятно, тон. Виды графики по назначению: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная (открытки, календари, конверты), плакат, компьютерная графика. · Живопись— вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь основу, образов действительности. Главные выразительные средства живописи:цвет, рисунок, композиция, выразительность наложения мазков (фактура). Виды живописи:иконопись, станковая, декорационная, монументально-декоративная (витражи, мозаики, росписи зданий и интерьеров). Разновидности живописи в зависимости от красящих веществ: масляная, темпера (на яичном желтке), по штукатурке (фреска), энкаустика (восковые краски).
· Скульптура(от лат. sculpo – вырезать, высекать) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Разновидности скульптуры:круглая (статуя, бюст, группа, голова), рельеф (барельеф, горельеф). Виды скульптуры по назначению:станковая, монументальная, монументально-декоративная, скульптура малых форм (медальерное искусство, глиптика – резьба по камню). · Художественная фотография 4. АРХИТЕКТУРА(лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) – зодчество, искусство проектировать и строить. Виды архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, жилые и промышленные здания), ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны), градостроительство. КИНОИСКУССТВО. ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО. Музыкальное сопровождение к теме К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». Соло флейты. Задание 1. Дополнить примерами таблицы. 2. Составить конспект статьи учебного пособия [4] (Теории происхождения искусства). Литература 1. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб, 2002*. 2. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М., 1998*. 3. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2001. С. 157-178*. 4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002*. 5. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002*. Первобытное искусство
Бытие, 1,5 Основные этапы развития первобытной цивилизации: · Каменный век (40-4 тыс. до н.э.) Палеолит (эпохи Мустьи, Ориньяк, Соллютре, Мадлен), Мезолит, Неолит · Век бронзы (3-2 тыс. до н.э,) · Век железа (1 тыс. до н.э.) Главная черта первобытной культуры –синкретизм Формы религиозной деятельности: анимизм, фетишизм, магия, тотемизм Глоссарий Анимизм, магия, мегалиты, синкретизм первобытный, табу, тотем, фетиш
|