Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Источники конституционного права зарубежных стран



Конституционное право зарубежных стран

Предмет , метод и система конституционного права зарубежных стран .

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: «Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей» (ст. 85 Конституции Республики Куба 1976 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом» (ст. 41 Конституции Республики Куба); «Всякий императивный мандат является недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.), «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.4).

Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных органов: «Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из функций, которыми он наделен, заместителю председателя» (ст. 120 Конституции Республики Куба); «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента» (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.



Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

Источники конституционного права зарубежных стран .

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

¶ законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;



¶ регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

¶ акты главы государства и исполнительной власти;

¶ акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

¶судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

¶конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

¶религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

¶правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

¶международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

3 .Конституционно - правовые нормы : понятие , структура , классификация .

Классификация конституционных норм имеет глубокую объективную основу, которая обусловлена самим содержанием конституционного права как отрасли права, его структурой, юридической природе конституционных норм, а также функциями и специализацией области конституционного права. Именно эти основы и должны определять критерии классификации конституционно-правовых норм.

Характер общественного отношения, урегулированное нормами конституционного права, определяет их композицию, т.е. структуру. Внутренняя форма организации и построения предписаний конституционно-правовой нормы не является, как правило, традиционной. Конечно, классическая модель правовой нормы предусматривает обязательное наличие трех взаимосвязанных звеньев: гипотезы, диспозиции и санкции. Для конституционного права такие нормы скорее исключение, чем правило. Большинство из них содержат лишь именно правило поведения - диспозицию. Чрезвычайно редко случаются в них гипотеза и санкция.

Наиболее распространенной является классификация конституционно-правовых норм по их содержанию, которое раскрывается прежде всего через предмет правового регулирования, представление о котором дает нам система (содержание) Конституции Украины. В соответствии с этим все нормы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - это нормы, которые определяют основные принципы конституционного строя Украины. Эти нормы провозглашают Украину как суверенное и независимое, демократическое, правовое, социальное государство, единственным источником власти в котором является народ и конституционный строй которой основывается на принципах приоритета прав и свобод человека (гражданина), ответственности государства перед человеком и обществом за свою деятельность, верховенства права, политического, экономического и идеологического плюрализма, территориальной целостности, признание приоритета общечеловеческих ценностей, преимущества общепризнанных принципов международного права над интересами национального права и др.

 

Вторая группа - это нормы, которые закрепляют основные конституционных правах и свободах человека и гражданина.

Третья группа - нормы, которые закрепляют народное волеизъявление (выборы, референдумы) и другие формы непосредственной демократии.

Четвертая группа - нормы, закрепляющие организацию государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, власти Президента Украины и местного самоуправления.

Пятая группа - нормы, которые закрепляют территориальном устройстве Украины, в частности его определяющие принципы, систему административно-территориального деления, статус Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя.

4 . Конституционно - правовые отношения : понятие , особенности , виды .

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникаю государственно-правовые отношения. Специфика (особенности) данных отношений состоит в следующем:

1). Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

2). Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;

3). Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в общ-ве;

4) Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормой КП, содержанием которого является юрид связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Особым видом конституц-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения.

Среди видов конституц-правовых отношений можно выделить: постоянные и временные. Срок постоянных не является определенным, они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязаоности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией прекращаются по завершению выборов). Особые виды государственно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т.е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во-первых, реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во-вторых, права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов. В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались» монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко (Катар, Кувейт и др.). В период крушения колониальной системы октроирование приобрело иную форму — пожалования метрополией конституции прежней колонии. На самом же деле ни в том, т в другом случае октроирование не было добровольным актом: европейские конституции XIX в. были вырваны у феодалов в результате борьбы народных масс во главе с буржуазией, а современные «дарованные» конституции завоеваны в результате побед национально-освободительных революций.

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!