Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






К ним и древние комментарии к комедиям



Теренция. Сюда же надо отнести

Памятники изобразительного искусства

(особенно статуэтки, барельефы и т. д.)

И рисунки в некоторых рукописях Теренция.

Кроме того, отдельные упоминания

О театре и об игре актеров имеются

В разных сочинениях, не посвященных

Специально театру.

Римские актеры сопровождали слова

Пьесы соответствующими их смыслу

Движениями, жестами, мимикой. Они

Нередко выбегали на сцену, при ссорах

Дрались друг с другом или же, наоборот,

При встречах друзей заключали

Друг друга в объятия. Умоляя о чем-

Нибудь, бросались в ноги. Стучали

В двери, желая вызвать то или другое

Действующее лицо. Отыскивая кого-

Нибудь, озирались по сторонам. Указания

На разнообразные движения, позы,

Жесты и игру актеров можно найти

Часто в самих комедиях. Так, одно такое

Указание было приведено уже выше,

Периплектохмен в «Хвастливом вои-

У нас комедии Теренция (как и

Плавта) любил А. С. Грибоедов.

А. Н. Островский хорошо знал Теренция

И сделал набросок перевода большей

части комедии «Свекровь».

не» смотрит на Палестриона и описывает

его жесты. В «Близнецах» (ст. 847—

Есть описание игры актера, которое

По ходу пьесы дается весьма естественно,

Без всякой натяжки. Здесь

Изображается сцена мнимого безумия

Менехма из Сиракуз. Желая напугать

Матрону, он вслух повторяет повеления,

даваемые якобы самим Аполлоном:

Ты велишь мне, что есть сплы, исковеркать

Ей лицо,

Если тотчас не успеет с глаз моих убраться

Прочь,

Аполлон, приказ исполню! х

Совершенно очевидно, что эти слова

Сопровождались недвусмысленными жестами,

И Матрона спасалась бегством.

Дальше мнимый безумец угрожает старому

отцу Матроны: Аполлон будто бы

Приказывает ему запрячь в колесницу

Диких коней и ринуться на старика.

Вне всякого сомнения, и эти слова сопровождались

Определенной игрой, что

очевидно хотя бы из следующих слов:

Я всхожу на колесницу, вожжи взял, и бич



В руке.

Мчитесь, кони, быстро мчитесь, пусть раздастся

звон копыт !2

Старик тоже считает за лучшее уйти

От сумасшедшего.

В комедии Теренция «Формион» ловкий

Раб Гета дает совет своему молодому

Хозяину, вступившему в брак без

Отцовского разрешения, как держаться

АКТЕРЫ В РИМСКОЙ КОМЕДИИ В I I I - I I ВВ. ДО Н. Э.

Т и т М а к ц и й П л а в т , Избранные комедии, стр. 341.

Т а м же, стр. 342.

Глава XV

Ему во время объяснения с отцом

(ст. 210—218). Молодой человек три

Раза меняет выражение лица, стараясь

Выказать твердость, пока наконец Ге-

Та не одобряет его и не говорит ему, что

Именно так и надо держаться и говорить

С отцом, как равный с равным.

Здесь, очевидно, все зависело от игры

Актера, и римский ученый IV в. н. э.

Донат в своем комментарии к этой небольшой

Сцене прямо указывает, что

Это место пьесы принадлежит именно

Актеру и что робкий человек, пытающийся

Изобразить из себя храброго,

Тем более становится смешным.

В театре существовали уже прочно

Установившиеся правила относительно

Некоторых жестов. Так, персонаж, который

Желал показать, что он собирается

Бежать, закидывал плащ на плечо.

Гораздо чаще такой жест применялся

Рабами, но он вовсе не был только

их привилегией. Так, в «Евнухе» Те-

Ренция, когда брат Памфилы Хремет

Собирается бежать на форум, чтобы

Привести оттуда свидетелей и тем помешать



Воину напасть на дом Фаиды,

Последняя — очевидно, уже вдогонку

— кричит Хремету: «Подбери свой

плащ» (ст. 769). Существовали особые

Телодвижения и жестикуляция в зависимости

От социального положения того

Или другого лица. Так, рабы, служанки,

Параситы двигались быстрее.

Очень живой была мимика лица, так

Как масок при Плавте и Теренции еще

Не было. Действующие лица в их комедиях

Краснели или бледнели, могли

Иметь печальное или радостное выражение

Лица. Вероятно, при исполнении

Той или другой роли приходилось считаться

Уже и с наружностью актеров.

Римским актерам, так же как и греческим,

Приходилось много работать

Тит М а к ц и й Плавт, Избранные

Над своим голосом. Римская публика

Относилась к актерам строже, чем

к ораторам: она требовала от актеров

Сильного и чистого голоса. Говорящий

Не должен был глотать конца слов, при

Усилении звука актер не должен был

Делать некрасивых гримас, например,

Чрезмерно раскрывать рот или запрокидывать

Голову. Актеры умели передавать

Слабость женского голоса, дрожание

Старческого, речь пьяного и т. д.

Иным словам надо было придавать особое


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!