Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Их. Перед тем как приступить к состязанию,



Противники возносят моление

Богам — Эсхил Деметре, Еврипид

своим особым божествам: питающему

Его Эфиру, поворотливому Языку,

Понятливости и Ноздрям с тонким

Чутьем.

Еврипид порицает искусство Эсхила,

Упрекая его в архаичности драматических

приемов: он сажал на сцене героя

И героиню, покрыв их плащом, и те сидели

В молчании г.

А хор, стуча ногами, песни

Четыре без конца бубнит, а те опять ни

Слова 2.

Когда же драма доходила до середины,

Тогда он дюжину еще добавит слов ходульных,

Гривастых и нахмуренных, страшилищ невозможных,

Неведомых и зрителю... 3.

Таким образом, Еврипид указывает

На недостаточное развитие действия

В трагедиях Эсхила и на его якобы высокопарный

язык. «Искусство Эсхила,—

Говорит Еврипид,— надуто брехней

и тяжкими словами». Себя Еврипид

Хвалит за четкую композицию драмы,

Проявляющуюся уже в самом ее начале,

В прологах. Уже первый персонаж,

Выходя на сцену, объяснял род драмы 4,

а затем в пьесе «от первых слов никто

не оставался праздным», но говорили

в драме все: и женщина, и раб, и господин,

И девушка, и старуха. На восклицание

Эсхила, не подлежит ли Еврипид

"Эа это смерти, последний отвечает:

Клянуся Аполлоном,

Я поступал как демократ б.

Характеризуя свои драмы, Еврипид

Указывает, что в них он учил людей

житейским делам:

Обдумать, видеть, понимать, обманывать,

Влюбляться,

Подозревать повсюду зло и размышлять6.

Он прибавляет, что в своих пьесах

Касался домашней жизни, и зритель

Тем легче мог судить об его искусстве.

При всей утрировке бытописательские

Тенденции Еврипида схвачены верно,

Но как раз они и вызывают у Аристофана

Решительный протест. Устами

Эсхила он изобличает Еврипида в том,

что тот испортил людскую природу:

«Теперь везде базарные зеваки, плуты,

коварные злодеи». О себе же Эсхил говорит,

Что он создал драму, полную духа

Ареса,—«Семеро против Фив». Это он

поставил «Персов»— «лучшее свое творение



»,— чтобы его сограждане всегда

Горели желанием побеждать врагов.

Поэт должен учить своих сограждан

Доброму. Эсхил хвалит себя за то, что

Он не создавал блудниц — Федр —

И никогда не выводил на сцену влюблен-

1 Намек на не дошедшую до нас трагедию Эсхила «Выкуп Гектора», где Ахилл молча сидел

На сцене, тоскуя по убитом друге Патрокле. 2 А р и с т о ф а н , Комедии, т. 2, стр. 297. 3 Т а м же, стр. 297.

В ряде трагедий Еврипида герой или героиня в прологе подробно рассказывали о своей

Гепеалогии и о тех обстоятельствах, в которых они оказывались к моменту начала действия

Пьесы. 5 А р и с т о ф а н , Комедии, т. 2, стр. 299.

Е Т а м же, стр. 299.

Древняя аттическая комедия 235

Ной женщины. На замечание Еврипида,

Что не сам же он выдумал сказание

•о Федре, Эсхил отвечает:

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать

Все позорные вещи поэтам.

Лишь полезное должен поэт прославлять *.

Эсхил далее обвиняет Еврипида в

Том, что он снизил значение трагедии,

Например, одел царей в лохмотья, что-

<бы «жалкими* с виду на глазах у людей

появлялись они». Еврипид научил

Людей празднословию, от этого опустели

Палестры и изнежились зады

Болтливых молокососов. Он стал показывать

на сцене «сводней и дев, рожающих

в храмах» 2. Вот откуда и происходит

То, что город полон писаками, шутами,

Развлекающими народ обезьяньими

Шутками и не перестающими надувать

Его. И в то же время, поскольку

Гимнасии забыты, нет никого, кто мог

Бы нести факел на состязаниях.



Дальше спор трагиков переходит

уже на вопросы слога, стихосложения

К музыкальной композиции. Еврипид,

Который и раньше насмехался над

Туманным, с его точки зрения, и высокопарным

Слогом Эсхила, — первый

Переходит к нападению. Он высмеивает

Прологи Эсхила, упрекая его за неумение

Ясно и четко выражать свои мысли,

А также и за употребление лишних

Слов. Отражая .нападение противника,

• )схил, в свою очередь, высмеивает

Эврипида за введение в трагедию выражений

Обыденной речи и за пристрастие

К уменьшительным словам, например

«шкурка», «кувшинчик», «мешочек

». Прологи, которые ему читает сам

Еврипид, Эсхилу не нравятся, и он

Псе время прерывает его насмешливыми

словами: «кувшинчик потерял». Затем

Идут споры о достоинстве музыки того

И другого поэта. Еврипид издевается

Над Эсхилом за постоянное повторение

Одного и того же припева, бессмысленно

Вставляемого в текст совершенно различных

Пьес. Кроме того, в хоровых

Партиях Эсхила Еврипид находит

Звукоподражание аккордам на кифаре,


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!