Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Т. I, под редакцией С. И. Соболевского и др.,



Глава VIII

дошедшей до нас пьесе «Беллерофонт»

Герой на крылатом коне поднимается

На небо, чтобы узнать, есть ли там боги

или нет: кто видит на земле насилие

И зло, замечает Беллерофонт, тот поймет,

Что богов нет и что все рассказанное

О них пустая сказка (фрагм. 286).

Правда, Беллерофонт наказан, он падает

На землю и разбивается, но зритель

Слышал в театре отзвуки тех же

Мыслей, которые высказывались современной

Ему философией. Конечно,

Еврипид не был атеистом в сегодняшнем

Понимании этого слова, но в его скептическом

Отношении к старым религиозным

Верованиям сомневаться не приходится.

О разнообразии характеров, выведенных

Еврипидом, о потрясающих

Драматических ситуациях, в которых

Оказываются его герои, об изображении

Их тончайших переживаний говорилось

При анализе отдельных трагедий драматурга.

Верный своему стремлению

Правдиво отображать жизнь, Еврипид

Не боялся вводить в трагедии характеры,

Выступающие представителями

Грубой физической силы или личных

Эгоистических стремлений. Таков, например,

Лик в трагедии «Геракл» или

Эврисфей в трагедии «Гераклиды», жестоко

Преследующий после смерти Геракла

Его детей, Менелай, выведенный

человеком низким в трагедии «Орест»,

И другие.

Было бы неправильным, однако, без

Оговорок приравнивать трагедию в том

Ее виде, какой она получила в руках

Еврипида, к бытовой драме. Такие

персонажи, как Ифигения («Ифигения

в Авлиде»), Геракл в трагедии того же

имени, Ипполит, Пенфей в «Вакханках

» и другие, являются подлинно

Трагическими характерами. Снижение

Героической темы в творчестве Еврипида

Вовсе не обозначает превращение

Трагедии в бытовую драму, хотя некоторые

Его пьесы очень сильно ее напоминают.

Новый характер драмы у Еврипида

Часто требовал и новых средств театральной

Выразительности, которые до

Него или не применялись вовсе, или

Применялись значительно реже. Прежде

Всего Еврипид стал применять в



Театральной музыке лады, не употреблявшиеся

прежде, как, например, «смешанный

лидийский». Лидийский лад

Вообще воспринимался как жалобный,

Скорбный и интимный. От этого лада,

Как и от других, строились также

И некоторые производные лады. К сожалению,

Мы не можем — из-за недостаточного

Знания древнегреческой музыки

Вообще — оценить по достоинству музыкальную

Сторону трагедий Еврипида.

Однако она производила, по-видимому,

Сильное впечатление на его

Современников, поскольку здесь применялись

Новые и более соответствующие

Духу его пьес средства музыкальной

Выразительности. В эллинистическую

Эпоху сольные арии и дуэты солистов

И хора из трагедий Еврипида

Исполнялись отдельно.

Новое содержание трагедий Еврипида

Требовало и нового слога. Действительно,

Этот слог в диалогических частях

И рассказах вестников очень приближается

К тогдашней разговорной речи.

Аристотель в «Риторике» хвалит Еврипида

За то, что он составляет свои речи

Из выражений, взятых из обыденной

Жизни. Агоны, в которых Еврипид так-

Хорошо сталкивает противоположные

Мнения и стремления, особенно ярка

Обнаруживают влияние софистики и риторики.

Нам эти речи, правда, кажутся

Иногда сухими, рационалистическими,

сбивающимися на «общие места». Некоторым

Из современников Еврипида, насколько

Можно судить по нападкам

Еврипид 189

Аристофана, они казались сотканными



Из хитросплетений, с помощью которых

Отдельные персонажи трагедии старались

Оправдать свои дурные поступки,

Выдавали ложное и безнравственное за

Истинное и моральное. Но, с другой

Стороны, не подлежит никакому сомнению,

Что такие речи очень нравились

Людям, которые шли навстречу новому

Философскому движению в тогдашних

Афинах, воспринимая иногда и отрицательные

Черты софистики и риторики

(например, убеждение в возможности

И позволительности с помощью формальных

Доводов доказать истинность

Или ложность любого положения).

Большое искусство обнаруживает

Еврипид и в пользовании так называемой

Стихомифией (диалогом, в котором

Каждая реплика занимает по одному

Стиху). Эти стихомифии достигают большей

Театральной выразительности, чем

У Софокла. Нас поражают в них чрезвычайно

Искусное отображение разнообразных

Человеческих переживаний,

Страстность тона, умение поразить противника


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!