Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Возникновение светской школы



Светский характер образования, соединение обучения с практикой корю иным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенст­ва. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося ря­дом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дво­рянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обо­значения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных со­словий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы наби­рали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Од­нако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артилле­рийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па­жеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве от­крылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в ме­дицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдат­ских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.



Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замк­нутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде — четырехклассные и двухклассные малые народные учи­лища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полно­стью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Мо­сковского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициа­тиве И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском универси­тете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднял­ся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя универси­тета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ло­моносов писал, что «университет создан для генерального обучения раз­ночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распростране­нии научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессо­ров.

Наука и техника.



Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака­демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных усло­вий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли бога­тейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Север­ной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменно­угольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние рай­оны Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середи­не XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори­ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды созда­ли историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англи­чанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепост­ничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают вообра­жение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно- исторический музей — Кунсткамера (1719); было положено начало Биб­лиотеке Академии наук (1714). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на пер­вых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй­лер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказыва­лись иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произо­шел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М.В. Ломоносов.

Выходец из государственных крестьян Архангель­ской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и ис­следованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу­чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Вене­ре знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гу­манитарных наук. Он первым выступил против норманской теории про­исхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо- тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечатель­ные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, его учени­ки и коллеги (академики) — астроном СЛ. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Ле­пехин, физик Г.В. Рихман и др. — обогатили русскую науку замечатель­ными открытиями.

Общественная мысль.

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники — Феофан Прокопович, П.П. Шафиров и др. — с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих со­чинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Проко­пович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ та­ков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П.П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свей- ской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посош­ков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремес­ленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге «О ску­дости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промыш­ленности и торговли.

В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общест­венной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сто­рон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екате­риной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республи­канца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепост­ного права.

Русскую литературу XVIII столетия своими произведениями обо­гатили писатели, поэты и публицисты, такие, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Ка­рамзин и др.

Быт и нравы.

После посещения стран Европы и возвращения из «великого посольства» Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре­зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по «Соборному уложению» 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль­ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписыва­лось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопро­сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петров­ское время проводились и общественные праздники. Строились триум­фальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводи­лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Архитектура.

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая пра­вильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов ранне­го барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропав­ловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со здани­ем Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вести­бюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — зда­ния напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчан­ные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, про­мышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост че­рез Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кнжского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Поеображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро­странились на старые русские города. С этой целью была создана спе­циальная комиссия, которая составила более 400 проектов переплани­ровки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достига­лось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли — итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­
ге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Куз­нецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Трои- це-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старое, М.Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма харак­терны ясность форм, простота и в то же время монументальность, ут­верждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов — Камен- ноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен- Деламот — Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди — Мра­морный дворец, Ю.М. Фельтен — набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и другие здания. Складывался непо­вторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех сторон земли
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество обще­ственных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это зда­ние Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собра­
ния, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура.

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирще­ния искусства, потребности государственной жизни дали толчок разви­тию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой ча­стью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах ис­кусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине — классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли — отец знаме­нитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива­новны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из сре­ды поморских косторезов, — Ф.И. Шубин. Для него характерна необы­чайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносо­ва, A.M. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллего­рическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне. Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптур­ный памятник Москвы — памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его соз­дал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Живопись.

Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Уша­кова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества бьш портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана»

И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой инди­видуальности — поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техни­кой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий выразил много­гранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по­лучила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Ши­банова впервые в русской живописи появилось изображение жизни кре­стьян. Сохранились и народные картинки — лубок.

Театр.

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр пе­реехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же сто­
летии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В.А. Паш­кевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения компо­зитор Д.С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа свет­ского направления в искусстве, установление широких связей с культу­рой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культу­ры в XIX в.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!