Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Последствия Кризиса 1998 года



Контрольная работа.

Августовский кризис 1998 года и его последствия.

Отставка Б.Н. Ельцина.

Дисциплина: История России

 

 

Выполнил: студент гр. 102-Сз-11

Борхварт В.А.

 

Санкт-Петербург

2012

Экономический кризис 1998 года в России. Причины.

 

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

 

Основными причинами дефолта были огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

 

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

 

Причины кризиса с позиций международной экономики

 

В теории международной экономики концепция “невозможной троицы” подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики одновременно. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.



 

Возможные сценарии кризиса

 

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции

объявить дефолт по внешнему долгу

объявить дефолт по внутреннему долгу

 

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для России, пусть и с динамично изменяемой властью.

 

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

 

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Однако, история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

 

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

 

Последствия Кризиса 1998 года

Из большого числа экономических и политических последствий кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:



1. Утрачено доверие инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Также были снижены рейтинги российских коммерческих банков, что привело к серьезным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов. Усилился отток капитала из России. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы, и сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.

2. Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа Правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд. рублей. К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150 млрд. рублей. В результате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатежеспособными. Значительная часть (по некоторым оценкам, до половины) коммерческих банков разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской Федерации, для восстановления банковской системы страны потребуется не менее 100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет крайне негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.

3. Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 года, согласно официальным прогнозам: объем ВВП снизился на 50 - 77 млрд. рублей в ценах на 1 января 1998 г. (или 85 - 130 млрд. рублей в ценах на 1 декабря 1998 года); объем инвестиций сократился соответственно на 22,9, млрд. рублей или 38,9 млрд. рублей. Таким образом, общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.

4. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, это создает угрозу возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.

5. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63 процента, по непродовольственным товарам - 85 процентов. В первом полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже - 4 процента, в 1997 году - всего 11 процентов. Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации.

6. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года “О мерах по защите вкладов населения в банках”. В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 процента.Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей. Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически активного населения).

 

К политическим последствиям кризиса августа 1998 года относится следующее:

1. Усиление социального недовольства из-за инфляционного скачка. Причем, особенно сильно пострадали, как раз те слои и группы населения, которые являются сторонниками существующей социально-экономической и политической системы - новый средний класс (работники быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес и жители крупных городов.

2. Резкое ослабление политических позиций Президента. Настаивая на утверждении С.В.Кириенко на посту премьера, Б.Н.Ельцин фактически взял на себя ответственность за результаты деятельности нового кабинета. Девальвация и дефолт стали мощным ударом по президенту, а увольнение кабинета и переплетение политического кризиса с финансовым, привело к новому снижению уровня доверия к Б.Н.Ельцину и укреплению политических позиций тех, кто требовал смены конституционного строя и переизбрания президента.

3. Потеря веры в обществе в экономическую помощь и благие намерения западных стран – “Запад нам поможет”. Рост национального самосознания во всех слоях общества. Ориентация в первую очередь на собственные силы.

 

Среди последствий кризиса можно так же выделить и позитивные его стороны, оказавшие оздоравливающее воздействие на экономику:

 

1. Отсутствие спекулятивных источников дохода на рынке ГКО, сжатие рынка госбумаг заставило банки обратиться к реальной сфере, начать кредитовать промышленность. Для всех стала очевидна необходимость реструктуризации банковской системы;

2. Торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам в сравнении с производственным;

3. Девальвация рубля вызвала сокращение импорта товаров и тем самым открыла возможности для роста импортозамещающих отраслей. Все отрасли, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западные кредитов и располагающие внутри страны базой сырья, материалов, компонентов, получили преимущества примерно на 2-3 года;

4. До августа 1998 года аграрный сектор на рынке продовольствия на 25% состоял из импорта. Для такой страны, как Россия, естественна доля импорта примерно 10%. Разница - это рынок емкостью около 30 млрд. долл. в год, который должны занять отечественные производители.

 

 

Отставка Б. Н. Ельцина.

 

В полдень 31 декабря 1999 г. президент России Борис Ельцин объявил о том, что добровольно уходит в отставку со своего поста. Вместе с ним уходит в прошлое целая эпоха - один из самых драматичных и противоречивых периодов в истории России и всего мира.

 

Эта эпоха была связана прежде всего с распадом Советского Союза и распространением на территорию всех бывших государств "социалистического лагеря" капиталистических отношений.

 

Объективно уход Ельцина определяется тем, что для дальнейшего проведения капиталистических реформ требуется перегруппировка всего государственного аппарата с тем, чтобы оно могло быть использовано для проведения прямых мер полицейского насилия против растущих протестов рабочего класса. Для этого требуется фигура, не связанная вчерашними политическими обещаниями и "демократической" репутацией.

 

Правительство Гайдара своей политикой "шоковой терапии" начало беспощадное наступление на жизненный уровень и права большинства трудящихся страны. При "тяжеловесе" Черномырдине все меры правительства были направлены на то, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы и привлечение иностранных инвесторов - опять-таки путем усиления давления на рабочий класс. Правительство Кириенко попыталось начать новую волну "шоковой терапии" и организовало финансовый дефолт, ударивший прежде всего по самым незащищенный слоям населения. После этого в качестве премьеров выступают люди, вышедшие из недр силовых ведомств и спецслужб.

 

"Демократическая" повестка дня снята даже с точки зрения риторики сегодняшней кремлевской политики. Официальная пропаганда ведет речь прежде всего об укреплении государства и отстаивании "национальных интересов". В. Путин является в этом отношении абсолютно предсказуемой фигурой. Он будет "мочить в сортире" любого, кто встанет поперек интересов нового правящего класса России.

 

До сих пор в самой России оценки ельцинской эпохи имеют весьма различный характер. Согласно одной из доминирующих точек зрения, за годы ельцинского правления Россия сделала мощный рывок из "тупика большевистского эксперимента" к "нормальной" современной цивилизации. На смену тотальному регулированию всей общественной жизни со стороны государства, зажиму всякой личной инициативы пришла якобы эпоха утверждения подлинных свобод личности и демократии; был открыт простор реализации способностей каждого гражданина. Таков подход официального Кремля, его либеральных сторонников и поддерживающих их западных политиков и правительств.

 

Согласно другой точке зрения, разделяемой русскими националистами разных оттенков (красного, белого или коричневого), все эти годы Россия переживает "смуту", разрыв преемственности в развитии русской государственности. Исконные "соборные" формы народной организации жизни, принявшие в период существования СССР формы "советского народовластия", были при Ельцине подорваны путем вторжения чуждых веяний западной цивилизации. Был создан режим, не отвечающий традиционным свойствам "русского характера" и интересам русского народа.

 

Оба этих подхода оценивают десять последних лет российской истории глазами привилегированных господствующих слоев. Если же подходить к ним с точки зрения судеб и реальных интересов миллионов простых граждан, то необходимо прежде всего ответить на вопрос, что собой представлял Советский Союз, каковы были его исторические и социальные основы, а также альтернативы развития.

 

 

Список используемых интернет-источников:

-World Socialist Web Site (www.wsws.org)

-Информационный портал (www.economic-crisis.ru)

-Федеральный Портал (www.protown.ru)

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!