Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные направления государственной социально-экономической политики



Субъекты государственной социально-экономической политики – органы, ответственные за разработку и организацию реализации государственной социально-экономической политики. Таковыми выступают, как правило, государственные органы.

В широком смысле к субъектам государственной социально-экономической политики относят всех лиц, принимающих участие в ее разработке и организации реализации. В этом случае к ним относятся также общественность, научно-исследовательские организации, политические партии, НКО и т.д. В качестве СГСЭП иногда выделяют высших руководителей и совещательные органы, например, президент РФ, высшее должностное лицо субъекта федерации (мэр, губернатор и др.), государственный совет при президенте.

Субъекты государственной социально-экономической политики могут быть классифицированы по разным признакам. По признаку уровня государственного управления выделяются СГСЭП: 1) федерального уровня, 2) уровня субъектов федерации; 3) местного уровня.

По признаку ветви власти выделяются СГСЭП, относящиеся к 1) исполнительной ветви, 2) законодательной ветви, 3) судебной ветви.

По признаку отрасли выделяются типы СГСЭП, соответствующие видам деятельности (по Классификатору).

Среди СГСЭП федерального уровня выделяются: Президент РФ, Администрация Президента, Правительство РФ, Совет безопасности при Президенте РФ, федеральные органы исполнительной власти, Счетная палата, Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд и др.

Объекты государственной социально-экономической политики – подвергающиеся в ней воздействию элементы экономической и социальной сферы жизни общества, выделяемые по разным признакам, и их параметры. Они могут быть сгруппированы по элементам и далее направлениям государственной социально-экономической политики. Так, социальной политике соответствуют такие объекты, как безработица, миграция, здравоохранение, внешнеэкономической – экспорт и импорт, платежный баланс.

Иногда объекты ГСЭП делят на следующие группы: 1) макроэкономические (экономический рост, секторная и отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, цены, наука и техника, предпринимательство, теневая экономика и т.д.), 2) денежно-финансовые (государственный долг, экспортно-импортные операции и т.д.), 3) социально-экологические (занятость, безработица, образование, здравоохранение, состояние окружающей среды и т.д.).

Принципы государственной социально-экономической политики. Под ними понимают или основные задачи и приоритеты СЭП, или требования к самой деятельности по разработке и осуществлению ГСЭП. Во 2-й трактовке выделяются следующие основные принципы:



1. Целенаправленность – направленность на достижение конкретных целей, решение определенных задач и т.д.

2. Научный характер – научная обоснованность целей, задач, приоритетов, способов достижения, мероприятий и т.д.

3. Демократизм – широкое участие разных заинтересованных лиц в разработке ГСЭП и контроле за ее реализацией, в частности, общественное обсуждение проектов документов ГСЭП.

4. Ответственность (субъектов ГСЭП за эффективность своих действий).

Инструменты государственной социально-экономической политики – используемые в государственной социально-экономической политике методы воздействия на ее объекты. Иногда инструментами ГСЭП называют основные элементы и направления ГПСЭР, например, в качестве инструмента рассматривается налогово-бюджетная или денежно-кредитная политика, а также элементы системы организации разработки и осуществления ГСЭП, прежде всего, документы ГСЭП.

Инструменты ГСЭП можно классифицировать по разным признакам.

По признаку элемента ГСЭП, в котором они используются, инструменты делятся на типы, соответствующие основным элементам и далее направлениям ГСЭП, например, 1) инструменты социальной политики, а внутри них – инструменты политики занятости, инструменты политики в области доходов и зарплаты и т.д., 2) инструменты финансово-экономический политики, а внутри них – инструменты налогово-бюджетной и инструменты денежно-кредитной политики.

По признаку характера воздействия выделяются инструменты: 1) прямого воздействия и 2) косвенного воздействия. Инструменты прямого воздействия – обязательные для исполнения предписания, касающиеся направлений, объемов и приемов деятельности, используемых в ней ресурсов, цен на товары и ресурсы, соответствующие непосредственные воздействия на деятельность (например, запрет торговли спиртными напитками после 23 часов, отзыв лицензии у банка, снос коммерческих палаток). Инструменты косвенного воздействия – изменения условий деятельности, влияющие на нее через решения самих субъектов экономики (например, увеличение налогов на товары, уменьшение нормы резервирования). Среди инструментов, например, внешнеэкономической политики можно выделить такие инструменты прямого воздействия, как квотирование, лицензирование, запрет экспорта или импорта, такие инструменты косвенного воздействия, как введение или изменение таможенных пошлин, валютные интервенции.



Организация процесса разработки и реализации социально-экономической политики РФ включает: 1) определение состава документов ГСЭП, 2) формирование системы органов, ответственных за разработку и организацию реализации ГСЭП на федеральном и региональном уровнях, 3) установление их функций и порядка взаимодействия.

В настоящее время организация данного процесса претерпевает радикальное совершенствование. Ее будущие контуры определены в Проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», который должен вступить в силу с 1 января 2014 г. Речь идет о планировании социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Проект ФЗ предусматривает определенный состав документов государственного стратегического планирования.

На федеральном уровне разрабатываются:

1. Прогноз научно-технического развития РФ на долгосрочный период. (прогноз – система научно-обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах развития). Разрабатывается на основе решений Президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ, содержащих цели и приоритетные направления научно-технического развития, каждые 6 лет на 12 и более лет.

2. Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период, каждые 6 лет на 12 и более лет.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. (Концепция – система научно обоснованных представлений о целях, задачах и приоритетах развития). Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере СЭР РФ и комплексного территориального развития, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

4. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ. (Стратегия – приоритеты политики и способы их эффективного достижения) Разрабатывается на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, концепции долгосрочного СЭР РФ, бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления бюджетной политики РФ, в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного СЭР РФ приоритетов и целей СЭР на долгосрочную перспективу, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного СЭР РФ.

5. Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период (доктрины, концепции, стратегии). Разрабатываются на основе прогноза НТР РФ и прогноза СЭР РФ, в целях обеспечения реализации концепции долгосрочного СЭР РФ, на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

6. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и территорий. Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ и обеспечения согласованности реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных в отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями СЭР субъектов РФ на долгосрочный период, плановыми документами крупных компаний, контролируемых государством, в том числе, естественных монополий, на долгосрочный период.

7. Схемы территориального планирования РФ. Разрабатываются в целях пространственного отображения стратегий СЭР федеральных округов и территорий, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, на долгосрочный период.

8. Государственные программы РФ. (Госпрограмма – система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов). Разрабатываются в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в концепции долгосрочного СЭР РФ, отраслевых документах стратегического планирования на долгосрочный период, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, на долгосрочный период. Перечень ГП утверждается Правительством РФ. Примеры: Развитие здравоохранения, Доступная среда (Отв. исп.: Минздравсоцразвития), Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России (Отв. исп.: Минрегион).

9. Федеральные целевые программы (ФЦП – увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и пр. мероприятий, обеспечивающих решение проблем развития). Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, схемы территориального планирования РФ, в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ. Входят в состав государственных программ как направления их реализации, например, в Программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» входят ФЦП «Чистая вода» на 2011–2017 гг., «Жилище» на 2011–2015 гг., «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий СЭР РФ, ежегодно на период от 3 до 6 лет.

11. Основные направления деятельности правительства РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе концепции долгосрочного СЭР РФ, прогноза СЭР РФ на среднесрочный период, раз в 3 года на 6 лет.

12. Иные документы.

В субъектах РФ разрабатываются:

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Разрабатывается в соответствии с приоритетами СЭП, определенными концепцией долгосрочного СЭР РФ, на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, на период, определяемый высшим органом государственной власти субъекта РФ.

2. Государственные программы субъекта РФ.

3. Схема территориального планирования субъекта РФ.

4. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ.

5. Программа социально-экономического развития субъекта РФ.

6. Иные документы.

В соответствии с действующей системой организации разработки и реализации ГСЭП сроки делятся короткие (до 3 лет), средние (от 3 до 12 лет) и долгие (свыше 12 лет). Ранее была градация 3–5, 5–10, 10–20 лет соответственно.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования СЭР закреплены за Минэкономиразвития. Оно, в частности, разрабатывает концепцию долгосрочного СЭР РФ и было автором концепции до 2020 г.

 

Тема 2. Потенциал социально-экономического развития современной России

2.1. Содержание понятия «Потенциал социально-экономического развития современной России»

Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура.

Термин «потенциал» происходит от латинского potentialis – могущий, могущий быть.

В «Большой Советской Энциклопедии» потенциал определяется как 1) средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; 2) возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Понятие «экономический потенциал страны», или «потенциал социально-экономического развития», является чрезвычайно емким, в связи с этим у него нет единого краткого определения. Авторы определений экономического потенциала страны подчеркивают в них те его стороны, которые считают наиболее важными. В целом могут быть выделены 4 аспекта данного понятия, отражаемые в определениях:

1. Совокупная способность отраслей народного хозяйства производить продукты.

2. Совокупность имеющихся в наличии ресурсов.

3. Достигнутый уровень производства, или экономическая мощь.

4. Следствие определенных производственных отношений в обществе.

Приведем три примера определения экономического потенциала, из которых 3-е претендует на интегральное, т.е. учитывающее все 4 аспекта.

Экономический потенциал – экономическая сила (мощь) общества, характеризующая совокупность имеющихся в обществе материальных и иных средств, скрытых возможностей в области экономики (Фин. Ун-т).

Экономический потенциал – способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения качества жизни ее граждан.

Экономический потенциал – совокупные возможности общества формировать и максимально удовлетворять потребности в товарах и услугах в процессе социально-экономических отношений по поводу оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов.

Выделяется также понятие «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» (СЭПНХСС), или просто «совокупный экономический потенциал», используемое в практике статистической оценки экономического потенциала стран, в связи с чем в нем отсутствует аспект потенциальных возможностей выпуска.

СЭПНХСС – обобщающая количественно-качественная характеристика наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

В структуре экономического потенциала выделяются следующие элементы:

1. Природно-ресурсный потенциал.

2. Производственный потенциал.

3. Человеческий потенциал.

4. Трудовой потенциал.

5. Научно-технический потенциал.

6. Потенциал сферы услуг.

7. Внешнеэкономический потенциал.

Иногда выделяют также такие элементы, как финансовый, инновационный, демографический потенциал.

Следует отметить, что понятия отдельных потенциалов зачастую пересекаются, т.е. включают общие элементы. При этом также отсутствуют единые определения отдельных потенциалов по той же причине, что у экономического потенциала в целом.

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов, имеющихся в настоящее время на ее территории, причем как вовлеченных, так и не вовлеченных в хозяйственный оборот, но доказанных и потенциально доступных при существующих технологиях и средствах производства.

Производственный потенциал – 1) реальный объем продукции, который можно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, 2) имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов, 3) способность народного хозяйства, его отраслей и производств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, удовлетворять потребности населения и общества в целом в необходимых товарах и услугах, обеспечить развитие производства и рост потребления.

Человеческий потенциал – сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход.

Трудовой потенциал – совокупность естественных и сформированных в процессе обучения и образования способностей к труду трудоспособной части населения страны.

Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, техники в стране, совокупность возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Внешнеэкономический (экспортный) потенциал – способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей и предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.

2.2. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала.

Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов: природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал, человеческий и трудовой потенциал, научно-технический потенциал, потенциал сферы услуг, внешнеэкономический потенциал.

Оценка экономического потенциала страны и, следовательно, его структурных элементов, осуществляется с помощью системы соответствующих показателей.

Тема 3. Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!