Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА



Актуальность. Слуховой анализатор играет важнейшую роль в процессе познания окружающего мира, способствует фор­мированию речевой функции. Патология слухового анализатора

приводит нередко к понижению слуха и глухоте, отражающихся на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Воспа­лительные заболевания уха могут вызывать тяжелые, жизненно опасные внутричерепные осложнения. Для понимания путей рас­пространения инфекции из уха в полость черепа, механизмов раз­вития тугоухости и глухоты необходимо знать клиническую ана­томию и физиологию слухового анализатора, освоить основные методики его исследования.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об анатомо-топографических взаимоотно­шениях уха с соседними органами, аудиометрии, рентгенологиче­ском исследовании уха;

знать клиническую анатомию и физиологию слухового анали­затора;

уметь провести наружный осмотр и пальпацию уха, отоскопию, исследовать слух речью и камертонами, составить слуховой пас­порт и сделать вывод о состоянии слуховой функции, оценить дан­ные тональной пороговой аудиометрии.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре и аудиологическая лаборатория.

Оснащение. Лобный рефлектор, набор ушных воронок, уш­ной зонд, ушной пинцет, отоскоп, пневматическая воронка Зигле, баллон Политцера, металлический катетер для продувания слу­ховых труб, ушной манометр, набор камертонов, Муляжи, кост­ные препараты, таблицы, наборы рентгенограмм и слайдов.

Время — 180 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Цель Задания
1. Три отдела уха Повторить, чтобы использовать при изучении уха Перечислить анатомические образования, входящие в понятие наружное, среднее и внутренне ухо.
2.Анатомо-топографические особенности наружного слухового прохода Знать, чтобы использовать при изучении заболеваний уха. Назвать два отдела, особенности строения их кожного покрова; клиническое значение топографии его стенок.
3. Клиническая анатомия барабанной полости, ее отделы и содержимое Знать, чтобы использовать при заболеваниях уха. Назвать стенки, три отдела, перечислить содержимое. Нарисовать правую и левую барабанную перепонку, обозначить опознавательные знаки и разделить на квадранты.
4.Топография лицевого нерва. То же. Назвать два колена и стенки барабанной полости, в которой они располагаются.
5.Анатомия слуховой трубы и ее функции То же. Назвать два отдела и локализацию соустьев. Перечислить четыре функции.
6.Сосцевидный отросток, его стенки     Нарисовать и назвать стенки перепончатой улитки  
7.Строение кост­ной и перепончатой улитки     Нарисовать схему слуховых путей и обозначить  
8.Рецепторный аппарат, прово­дящие пути и центры слухо­вого анализа­тора   То же Нарисовать схему слуховых путей и обозначить
9. Адекватный раздражитель и закономерно­сти, свойст­венные слухо­вому анализа­тору   Знать, чтобы использовать при исследовании функции слухового анализатора. Назвать и записать в рабочую тетрадь.
10. Функциональ­ные отделы слухового анализатора   Знать, чтобы использовать при исследовании функции слухо­вого анализато­ра   Назвать и записать в рабочую тетрадь.
11. Механизм звукопроведения     То же Перечислить и запи­сать в рабочую тет­радь анатомические образования, состав­ляющие звукопрово­дящий аппарат
12. Теории слуха       Перечислить  
13. Методы исследования слуха. Знать, чтобы использовать в топической диагностике поражений слухового анализатора Назвать и записать в рабочую тетрадь.
14. Слуховой паспорт То же. Начертить схему и усвоить методику выполнения тестов.
15.Тональная пороговая аудиометрия. Иметь представление о принципах метода и оценке аудиограмм. Начертить кривые порогов слышимости по воздушному и костному звукопроведению при поражении: 1) звукопроводящего аппарата 2) звуковоспринимающего аппарата
16.Барофункция уха. Знать, чтобы использовать в диагностике и при профессиональном отборе. Назвать методы исследования, перечислить необходимый инструментарий.

 





БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Слуховой паспорт

 

Правое ухо Тесты Левое ухо
  СШ Ш Р C128 (норма ... с) C2048 (норма ... с) Кс128 (норма ... с)  

Вывод

/ тест — субъективный шум в ушах (СШ). Оценивается по трем степеням: при первой степени ( + ) ощущение шума выявля­ется лишь при активном опросе, при второй степени ( + + ) жало­бы на шум в ушах предъявляются наряду с другими жалобами,' при третьей степени ( + + + ) ощущение шума в ушах является ведущей жалобой больного.

// тест — шепотная речь (Ш).

Используют набор двузначных чисел и слов из таблицы В. И. Воячека с преобладанием в них басовых или дискантовых фонем. Результат записывается в метрах в виде дроби: в числителе — восприятие дискантовых звуков, в знаменателе — басовых.

/// тест — разговорная речь (Р).

Исследуется так же, как и в предыдущем тесте. Результат за­писывается в виде дроби: в числителе — восприятие простой речи (односложные слова), в знаменателе - сложной речи (фразы). Показатели II и III тестов дают представление об остроте слуха. Слух считается нормальным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 6 метров.

IV тест — крик (Кр).

Исследуется с заглушением другого уха. Тест проводится при отсутствии восприятия разговорной речи. Ре­зультат отмечается знаками « + » — если крик воспринимается, «о» — если тест отрицательный.

V тест — длительность восприятия в секундах басового ка­мертона (С128) через воздух.

Бранши камертона приводят в максимальное колебание и под­носят к наружному слуховому проходу исследуемого так, чтобы одна из них располагалась ближе к уху (во избежание интерферен­ции волн.). Камертон подносится к уху периодически с интервала­ми в несколько секунд для исключения адаптации и утомления.

VI тест — длительность восприятия в секундах дискантового камертона С20484 через воздух. Исследуется так же, как и в преды­дущем тесте, но для исключения переслушивания наружный слу­ховой проход другого уха закрывается.

VII тест — длительность восприятия в секундах басового ка­мертона через кость (Kc128) и определение латерализации звука. Бранши камертона приводят в максимальное звучание, после чего ножка его устанавливается на середину темени или лба исследуемого. Латерализация звука отмечается стрелкой, направленной в сторону соответствующего уха.

Полученные при выполнении тестов данные заносятся в слухо­вой паспорт и оцениваются, после чего делается вывод о состоянии слуховой функции.

План самостоятельной работы на занятии (45 мин)

Этапы
Название Описание Цель Время, мин
1.Усвоение основных анатомо-топографических особенностей наружного, среднего и внутреннего (улитки) уха, проводящих путей и центров слухового анализатора. Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки. Углубить знания для использования при изучении заболеваний уха.
2. Отоскопия Продолжение освоения методики Выработка навыка с анализом отоскопической картины
3. Составление слухового паспорта Исследование студентами друг на друге слуха речью и камертонами. Внесение полученных данных в слуховой паспорт. Использовать домашние зарисовки. Выработка умения анализировать результаты для выявления степени и характера тугоухости.

 

 

 

Занятие 3


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!