Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В ПОЛИКЛИНИКЕ



Число занятий в поликлинике — 5.

Амбулаторный прием больных является важным звеном практических занятий по оториноларингологии. Цель их— овла­деть методикой осмотра ЛОР-органов, научиться отличать нор­му от патологии, ознакомиться с клиникой наиболее типичных заболеваний, обучиться основным оториноларингологическим манипуляциям (смазывание глотки, туалет уха, удаление сер­ных пробок, смазывание полости носа, продувание ушей балло­ном и т. д.).

В начале занятия преподаватель знакомит студентов с пос­ледовательностью осмотра ЛОР-органов. При этом он указы­вает на обязательность обследования вне зависимости от жалоб у каждого больного всех ЛОР-органов. Относительно методики записи в амбулаторной карте ассистент указывает на необходимость ведения записи в конкретной и лаконичной форме («теле­графный стиль»), дает инструкцию по заполнению статистичес­ких талонов и оформлению листка временной нетрудоспособно­сти.

Для проведения первого занятия накануне подбираются трое больных, примерно, 1 — с заболеванием уха, 1 — с заболевани­ем носа и его придаточных пазух, 1 — с заболеваниями глотки и гортани. По договоренности с преподавателем врач-оторино­ларинголог поликлиники заранее подбирает и приглашает те­матических больных.

На первом занятии преподаватель, посадив больного перед собою так, чтобы студентам были видны его действия, ведет показательное обследование больного, производит наружный осмотр, эндоскопию; вместе со студентами обсуждает диагноз, лечение и режим. Один из студентов ведет запись в амбулатор­ной карте под диктовку преподавателя.

В последующие занятия студенты сами ведут прием.

Для проведения амбулаторного приема студенты разбивают­ся по 2—3 человека и обследуют больного. Затем его осматри­вает преподаватель, опрашивая студентов, что они увидели при осмотре ЛОР-органов, проверяет данные функционального ис­следования. Далее производится совместно со студентами разбор больного, ставится диагноз и назначается лечение.

В процессе поликлинических занятий особое внимание сту­дентов обращается на то, каким должно быть их поведение во время приема больных. Студенту необходимо быть спокойным и выдержанным. Во время приема больных недопустимы посто­ронние занятия и разговоры. Разговор с больным должен вестись тихим голосом. Исключение составляют больные с пло­хим слухом.

Следуя принципам деонтологии, студент должен помнить о том, как действуют его слова на психику больного. Не следует говорить о тяжести заболевания, о плохом прогнозе его, о зло­качественных опухолях.



Студент на практических занятиях должен быть активным: производить осмотр больных, высказывать свои соображения о характере патологических изменений, проводить диагностиче­ские и лечебные манипуляции, выписывать соответствующие ре­цепты, заполнять карту амбулаторного больного, оформлять другую медицинскую документацию. Все это делается под конт­ролем преподавателя, который в конечном итоге и подтвержда­ет правильность заключения, выписку рецепта и текст запол­ненной студентом амбулаторной карты своей подписью.

Больные с редкими заболеваниями демонстрируются препо­давателем всей группе и подвергаются более углубленному раз­бору.

Неотложные лечебные манипуляции, например остановка кровотечений, удаление инородных тел из носа и глотки и др., по возможности производятся самими студентами под руководст­вом преподавателя.

В процессе поликлинических занятий студентам демонстри­руют амбулаторные хирургические вмешательства: удаление полипов из носа и уха, конхотомию, тонзиллоаденотомию и т. д.

В поликлинике, во время амбу­латорного приема студенты изучают вопросы ЛОР-экспертизы.

 

Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры 20.05.09 г., протокол № 47.

 

Зав.кафедрой, профессор Е.В.Хрусталева

8.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЛЕКЦИЙ

Утверждаю

Зав.каф.проф. Е.В.Хрусталева

« »_________2009г.

 

Ф.И.О.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – ВВЕДЕНИЕ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЮ

7.Цель лекции –

-иметь представление о месте оториноларингологии среди других от­раслей медицинских знаний;



-знать содержание, задачи, историю развития отечественной ото­риноларингологии, ее достижения и проблемы;

- уметь оценить тяжесть заболевания, его связь с патологией уха, носа,
глотки и гортани, возможность возникновения серьезных осложнений и
своевременно направить больного для оказания специализированной помо­щи.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Определение оториноларингологии как специальной клинической дис­циплины хирургического профиля с профилактической направленностью. Взаимосвязь заболеваний ЛОР – органов с патологией других органов и сис­тем. Значение анализаторов, расположенных в ЛОР – органах. Социальная значимость оториноларингологии. История развития специальности, ее эта­пы, школы отечественных оториноларингологов, их успехи и достижения, видные ученые. Задачи преподавания оториноларингологии в высших учеб­ных заведениях.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура – ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.


 

Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

7.Цель лекции –

- иметь представление об анатомо-физиологических взаимосвязях уха с окружающими образованиями, о влиянии различных факторов на преддверно-улитковый орган, о современных методах исследования слухового анали­затора;

- знать клиническую анатомию, физиологию уха, строение» слухового
анализатора, методы исследования слуховой функции,

- уметь выявить у больного признаки поражения слухового анализатора и направить для обследования и лечения в специализированное уч­реждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Клиническая анатомия наружного, среднего и внутреннего уха, воз­растные особенности, их значение в развитии заболеваний уха и отогенных осложнений. Топография лицевого нерва. Строение спирального органа, Проводящие пути и центры слухового анализатора. Физиология уха. Харак­теристика адекватного раздражителя слухового онзализатора, слухопроведе-ние и звуковосприятие. Трансформационная, защитная и адаптационная роль среднего уха в механизме звукопроведения. Особенности костно-тканевого проведения звуков. Механизм трансформации звуковой энергии в нервный процесс. Теории слуха. Физиологические особенности слухового анализато­о: слуховой диапазон человеческого уха, неравномерная чувствительность к звукам различной частоты, адаптация и утомление, маскировка звуков, ототопика, различение, консонансов и диссонансов. Барофункция уха. Краткие сведения о методах исследования слуха.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – доцент, к.м.н., Тимошенский В.И.


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР

7.Цель лекции –

- иметь представление об анатомо-физиологических особенностях вестибулярного анализатора, о факторах внешней среды и их влиянии на его
функцию, о связях с центральной и периферической нервной системой;

- знать клиническую анатомию вестибулярного анализатора, фи­зиологию и методы исследования вестибулярной функции;

- уметь выявить причины, характер и уровень поражения вестибулярного анализатора и направить больного для обследования и лечения в
специализированное учреждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Анатомия преддверия и полукружных каналов. Строение репепторного отдела онзлизатора – мешочков преддверия, ампул полукружных протоков; ядра вестибулярного анализатора и их связи с другими отделами централь­ной нервной системы. Физиология вестибулярного анализатора. Адекватные раздражители ампулярного аппарата полукружных протоков и отолитового аппарата мешочков преддверия. Влияние отолитового аппарата на функцию полукружных каналов. Три вида реакций, возникающих при раздражении вестибулярного аппарата: вестибулосоматические, вестибуловегетативные, вестибулосенсорные. Спонтанный нистагм. Характеристика вестибулярногонистагма. Законности Эвалъда и «железные» законы В.И.Воячека.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура – ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия

7.Цель лекции –

- иметь представление об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, лечении и профилактике острого гнойного воспаления среднего
уха;

- знать клинические симптомы, стадии острого гнойного среднего оти­та, исходы и лечебную тактику; особенности течения острого среднего отита
при инфекционных заболеваниях, в детском, пожилом и старческом возрас­тах; клинические формы острого мастоидита, симптомы и лечение; показания к операции – антротомии;

- уметь на основании клинических симптомов поставить предвари­тельный диагноз острого отита, антрита, мастоидита и своевременно на­править больного к специалисту – оториноларингологу.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции - – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Причины, патогенез, клинические симптомы, стадии течения острого отита, патоморфологические изменения, отоскопические проявления в зави­симости от стадии процесса, исходы и осложнения. Показания к парацентезу. Особенности течения у детей и лиц пожилого и старческого возраста. Отоан-трит, показания к антропункции и атродренажу. Клинические формы острого мастоидита, симптомы, отоскопическая картина. Консервативное и хирурги­ческое лечение. Показания к операции и техника антротомии. Профилакти­ческие мероприятия. Острый отит при инфекционных заболеваниях – гриппе, скарлатине, кори, туберкулезе.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура – ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.

 

 


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика.

7.Цель лекции –

- иметь представление об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях хронического гнойного воспаления среднего уха;

- знать клинические симптомы, формы хронического гнойного средне­го отита, возможность развития осложнений, показания к консервативному и
хирургическому лечению;

- уметь на основании клинических симптомов поставить предвари­тельный диагноз хронического отита и своевременно направить больного к
специалисту – оториноларингологу.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции - изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Статистические сведения о частоте хронического гнойного среднего отита, его социальная значимость. Роль заболеваний носа, околоносовых па­зух, носоглотки в генезе хронического гнойного среднего отита, значение общего состояния организма и аллергического фактора. Основные клинические симптомы. Клинические формы заболевания. Диагностика: отоскопия, рентгенография, КТ, исследование слуховой функции и микрофлоры отде­ляемого из уха. Основные принципы консервативного и хирургического ле­чения мезо- и эпитимпанита. Показания к радикальной операции уха; ее эта­пы. Показания к слуховосстанавливающей операции – тимпанопластике, ее варианты. Диспансеризация больных хроническим гнойным воспалением среднего уха.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – доцент, к.м.н., Тимошенский В.И.

 


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Отогенные внутричерепные осложнения и отогенный сепсис

7.Цель лекции –

- иметь представление об отогенных внутричерепных осложнениях и
отогенном сепсисе;

- знать основные клинические проявления отогенного менингита, абс­цесса мозга и мозжечка, синустромбоза и сепсиса, принципы их лечения и
профилактики;

- уметь на основании клинических симптомов своевременно предположить возникновение отогенного внутричерепного осложнения или сеп­сиса и в срочном порядке направить больного в специализированное учреждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Частота, этиология, патогенез отогенных внутричерепных осложнений и сепсиса, этапы распространения инфекции. Отогенный лептоменингит: симптомы, дифференциальная диагностика. Стадии развития и симптомы отогенных абсцессов мозга и мозжечка. Применение современных методов диагностики, дифференциальная диагностика. Отогенный сепсис: симптомы, клинические формы, дифференциальная диагностика. Принципы лечения: экстренное хирургическое вмешательство и интенсивная медикаментозная терапия: профилактика отогенных внутричерепных осложнений.

 

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.

 


 

Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Негнойные заболевания уха; катар среднего уха и кохлеарный неврит; отосклероз и болезнь Меньера.

7.Цель лекции –

- иметь представление о негнойных заболеваниях уха;

- знать основные причины негнойных заболеваний уха, их диагностику
и лечение;

- уметь на основании анамнеза и клинических проявлений поставить
предварительный диагноз катара среднего уха и кохлеарного неврита и на­править больного к специалисту – оториноларингологу для обследования и
лечения;

- иметь представление о негнойных заболеваниях уха – отосклерозе и болезни Меньера;

- знать патогенез и клинические проявления отосклероза и болезни Меньера, их дифференциальную диагностику и лечение;

- уметь на основании анамнеза и клинических проявлений поставить
диагноз отосклероза, болезни Меньера и направить больного для обследова­ния и лечения к специалисту – оториноларингологу.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции – изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Катар среднего уха – причины, значение дисфункции слуховой трубы и аллергии в генезе заболевания. Данные отоскопии, исследования слуховой функции. Методы консервативного и хирургического лечения. Тимпано-пункция, миринготомия, тимпанотомия; шунтирование, лазерное дренирова­ние барабанной полости. Кохлеарный неврит – причины, диагностика, значе­ние комплексной акуметрии, лечение. Внезапная нейросенсорная тугоухость и глухота. Профессиональная тугоухость. Реэдукация слуха, слухопротези­рование, электродное протезирование улитки. Профилактика нейросенсор-ной тугоухости. Значение сурдологических центров в диспансеризации больных негнойными заболеваниями уха.

Отосклероз – патоморфологические изменения в височной кости, кли­нические симптомы, данные акуметрии и вестибулометрии. Принципы кон­сервативного и хирургического лечения отосклеротической тугоухости. Ста-педопластика. Болезнь Меньера. Купирование приступа, консервативная те­рапия в межприступном периоде, показания к хирургическому лечению. Операция на нервах барабанной полости, дренирование эндолимфатического мешка, пери-эндолимфатическое дренирование и шунтирование улитки, час­тичная лабиринтэктомия. Вестибулярная нейротомия.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура.- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – доцент, к.м.н., Тимошенский В.И.

 


 

Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

 

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Морфолого-физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа. Искривление перегородки носа, носовое кровотечение, фурункул, острый ринит. Хронический ринит. Параназальный синуит. Риногенные осложнения.

7.Цель лекции –

- иметь представление о структурных и функциональных особенностях
носа и околоносовых пазух, об основных принципах консервативного и хи­рургического лечения заболеваний наружного носа, полости носа;

- знать основные заболевания наружного носа и полости носа, принципы их диагностики и лечения, возможные осложнения;

- уметь на основании анамнеза и клинических проявлений поставить
предварительный диагноз и при необходимости направить больного на кон­сультацию к специалисту – оториноларингологу.

- иметь представление об основных принципах консервативного и
хирургического лечения заболеваний полости носа и околоносовых пазух.

- знать основные формы хронического ринита, острый и хронический
параназальный синуит, принципы их диагностики и лечения, вну-
триглазничные и внутричерепные осложнения;

- уметь на основании анамнеза и клинических проявлений поставить диагноз и при необходимости направить больного на консультацию к специалисту-оториноларингологу.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Клиническая анатомия Наружного носа и полости носа. Заращение хоан. Перегородка носа, ее деформация: показания и виды операций на пере­городке носа. Слизистая оболочка дыхательной и обонятельной области. Функции носа. Фурункул носа. Гематома и абсцесс перегородки носа. Носо­вое кровотечение и методы его остановки. Строение и топография околоно-совых пазух, их возрастные особенности и значение в патологии ЛОР – орга­нов у детей. Связь верхнечелюстной пазухи с развитием зубочелюстной сис­темы. Острый ринит и особенности его течения у детей раннего возраста, лечение, профилактика.

Причины хронического ринита, патоморфологические изменения. Классификация: катаральный, гипертрофический, атрофический (простой и озена), вазомоторный (нейровегетативная и аллергическая формы) ринит. Патогенез, клиника, принципы лечения. Острый и хронический синуит – патолого-анатомические изменения, классификация, общие в местные симпто­мы. Дополнительные методы исследования: диафаноскопия, обзорная и кон­трастная рентгенография, томография, в том числе КТ и МРТ, синусоскопия, зондирование, пункция. Лечение – консервативное, хирургическое. Внутри-глазничные и внутричерепные осложнения воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух – патогенез, клиника, диагностика, принципы лече­ния. Показания к операциям на околоносовых пазухах.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура – ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – ассистент, к.м.н., Гербер В.Х.

 

 


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции – Морфолого-физиологическая характеристика лимфоденоидиого глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина. По­ражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови.

 

7.Цель лекции –

- иметь представление о структурных и функциональных особенностях
миндалин, о клинических проявлениях и принципах лечения острых тонзил­литов и их осложнений;

- знать взаимосвязь заболеваний миндалин с патологией других ор­ганов и систем, классификацию тонзиллитов, клинику ангин, их осложнения и принципы
лечения;

- уметь поставить диагноз ангины, фарингита, назначить соответст­вующее лечение, а при наличии осложнений направить больного к ото­риноларингологу для оказания специализированной помощи.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Классификация тонзиллитов. Острые первичные тонзиллиты – ката­ральная, лакунарная, фолликулярная и язвенно-пленчатая ангины. Ос­ложнения ангин: паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, латерофаринге-альный абсцесс, тонзиллогенный медиастинит и сепсис. Острые вторичные тонзиллиты – ангины при инфекционных заболеваниях (дифтерии, скарлати­не, туляремии, брюшном тифе) и при заболеваниях системы крови (инфек­ционном мононуклеозе, агранулоцитозе, алиментарно-токсической алейкии, лейкозах). Лечебные мероприятия при острых тонзиллитах и их осложнени­ях. Острый фарингит, дифференциальная диагностика с катаральной анги­ной.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., проф. Хрусталева Е.В.


Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

1.Дисциплина – ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс – 4

4.Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции –Хронический тонзиллит и его зна­чение в клинике внутренних и детских болезней. Гипертрофия небных и глоточной миндалин.

 

7.Цель лекции –

- иметь представление о значении хронического тонзиллита в клинике внутренних и детских болезней;

- знать достоверные местные признаки хронического тонзиллита, его
клинические формы, лечебную тактику при этом заболевании;

- уметь сформулировать диагноз хронического тонзиллита в соот­ветствии с его классификацией и выбрать метод лечения.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Классификация хронических тонзиллитов: специфические при ин­фекционных гранулемах и неспецифические. Хронический неспецифиче­ский тонзиллит – статистические сведения, патогенез, достоверные местные признаки. Компенсированная и декомпенсированная формы, примеры фор­мулировки диагноза. Заболевания, связанные с тонзиллитом. Кон­сервативные методы лечения хронического тонзиллита, показания к хи­рургическому лечению. тонзилэктомия. Тонзиллотомия, гальванокаустика, диатермокоагуляция миндалин, криовоздействие, лазерная лакунотомия и деструкция. Возможные осложнения операций. Роль общегигиенических и стационарных мероприятий в профилактике тонзиллитов. Диспансеризация больных хроническим тонзиллитом. Гипертрофия небных и глоточной мин­далин – симптоматика и лечение. Острый аденоидит у детей грудного и ран­него возраста.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

11.Учебная аппаратура- ноутбук

12.Проекционная аппаратура – мультимедийный проектор, экран

 

Должность, научное звание составителя – зав.кафедрой, д.м.н., проф. Хрусталева Е.В.


Утверждаю

Зав.каф.проф.

Хрусталева Е.В.

« »_________200_г.

 

1.Дисциплина - ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс - 4

4.Факультет - ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции - Структурные особенности функции гортани. Певческий голос. ЛарингитЫ. ОСОБЕННОСТИ у детей.

7.Цель лекции –

-иметь представление о структуре и функциях гортани, певческом голосе, методах исследования, отеке и стенозе гортани;

- знать клиническую анатомию, физиологию гортани, виды певческого
голоса;

- уметь определить вид певческого голоса, обеспечить соответствующее лечение.

- иметь представление об острых и хронических воспалительных за­олеваниях гортани;

- знать классификацию, клинику и лечение ларингитов; особенности
острого ларинготрахеита у детей;

- уметь поставить диагноз ларингита и острого ларинготрахеита у ребенка, назначить соответствующее лечение и направить больного для оказания экстренной помощи в специализированное учреждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Хрящи, суставы, связки и мышцы гортани, ее кровоснабжение и ин­нервация, особенности строения слизистой оболочки. Дыхательная, за­щитная, фонаторная в речевая функции. Половые и возрастные особенности певческого голоса, примеры оперных партий.

Острый ларингит. Гортанная ангина. Флегмонозный ларингит. Абс­цесс надгортанника. Хондроперихондрит гортани. Острый ларинготрахеит у детей как синдром респираторной вирусной инфекции. Дифтерия горта­ни. Хронический ларингит: катаральный, гипертрофический и атрофический. Ларингомикоз. Парезы и параличи мышц гортани. Методы лечения.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, растровая анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

Другие учебные пособия

11.Учебная аппаратура.- ноутбук

12.Проекционная аппаратура - мультимедийный проектор, экран

Должность, научное звание составителя - зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.


Утверждаю

Зав.каф.проф.

Хрусталева Е.В.

« »_________200_г.

 

 

1.Дисциплина - ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс - 4

4.Факультет - ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции - стенозЫ гортани. ПОКАЗАНИЯ К ИнтубациИ и трахеостомиИ.

7.Цель лекции –

-иметь представление об отеке и стенозе гортани;

- знать причины отека стеноза гортани, формы и стадии стеноза, экстрен­ную помощь при нем;

- уметь диагностировать стеноз гортани, обеспечить соответствующее лечение.

- знать показания к интубации и трахеостомии;

- уметь выполнить трахеостомию, а в экстремальных ситуациях - коникотомию или крикоконикотомию.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Заболевания, при которых на­блюдается отек и стеноз гортани, их диагностика, клиника, принципы и ме­тоды лечения.

Методы лечения -консервативное, интубация, трахеостомия. Показания к продленной инту­бации и трахеостомии, техника их проведения.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, растровая анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

Другие учебные пособия

11.Учебная аппаратура.- ноутбук

12.Проекционная аппаратура - мультимедийный проектор, экран

Должность, научное звание составителя - зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.

 


Утверждаю

Зав.каф.проф.

Хрусталева Е.В.

« »_________200_г.

 

 

1.Дисциплина - ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс - 4

4.Факультет - ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции - доброкачественные новообразования верхних дыхательных путей и уха: эпидемио­логия и классификация,

7.Цель лекции –

- иметь представление об эпидемиологии и классификации опухолей
верхних дыхательных путей и уха;

- знать клинические проявления, диагностику и лечение доброка­чественных новообразований носа, глотки, гортани и уха;

- уметь заподозрить опухоль верхних дыхательных путей и уха; на­править больного к оториноларингологу.

- уметь на основании жалоб, анамнеза, клинических проявлений, эндо­скопических признаков, а также лабораторных, рентгенологических данных, заподозрить опухоль верхних дыхательных путей и уха и направить больно­го для лечения в специализированное учреждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Вопросы классификации. Доброкачественные ново­образования - папиллома, гемангиома, фиброма, остеома. Пограничные опу­холи - юношеская ангиофиброма основания черепа, тимпаноюгулярная параганглиома.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, растровая анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

Другие учебные пособия

11.Учебная аппаратура.- ноутбук

12.Проекционная аппаратура - мультимедийный проектор, экран

Должность, научное звание составителя - зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.

 


Утверждаю

Зав.каф.проф.

Хрусталева Е.В.

« »_________200_г.

 

 

1.Дисциплина - ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

2.Контингент слушателей – СТУДЕНТЫ

3. Курс - 4

4.Факультет - ЛЕЧЕБНЫЙ

5.Продолжительность лекции – 2 Ч.

6.Тема лекции - Злокаче­ственные опухоли верхних дыхательных путей и уха.

7.Цель лекции –

- иметь представление об эпидемиологии и классификации опухолей
верхних дыхательных путей и уха;

- уметь заподозрить опухоль верхних дыхательных путей и уха; на­править больного к оториноларингологу.

- иметь представление о локализации и характере злокачественных
опухолей верхних дыхательных путей и уха;

- знать клинику, раннюю диагностику и методы лечения основных раз­новидностей злокачественных новообразований гортани, глотки, носа, околоносовых пазух и уха;

- уметь на основании жалоб, анамнеза, клинических проявлений, эндо­скопических признаков, а также лабораторных, рентгенологических данных, заподозрить опухоль верхних дыхательных путей и уха и направить больно­го для лечения в специализированное учреждение.

8.Формы предварительной подготовки, обеспечивающие восприятие материала и активное участие в лекции– изучение литературы, рекомендуемой к лекции.

9. План лекции.

Краткие сведения по эпидемиологии злокачественных опухолей верх­них дыхательных путей. Вопросы классификации. Доброкачественные ново­образования - папиллома, гемангиома, фиброма, остеома. Пограничные опу­холи - юношеская ангиофиброма основания черепа, тимпаноюгулярная параганглиома.

Рак гортани. Злокачественные опухоли глотки. Высокозлокачественные низкодифференцированные тонзиллярные опухоли (ретакулосаркома и лимфоэпителиома). Злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух - рак, саркома, меланобластома. и эстезионейробластома. Злокачественные опухоли уха - рак, саркома, меланобластома. Принципы и методы ранней ди­агностики. Лечение - лучевое, хирургическое; химиотерапия. Значение про­филактических осмотров и диспансеризация в раннем выявлении злокачест­венных новообразований верхних дыхательных путей и уха.

10.Учебные пособия.

Слайды, флэш-анимация, растровая анимация, оформленные в соответствии с требованиями к оформлению слайдов, принятыми на кафедре.

Другие учебные пособия

11.Учебная аппаратура.- ноутбук

12.Проекционная аппаратура - мультимедийный проектор, экран

Должность, научное звание составителя - зав.кафедрой, д.м.н., профессор Хрусталева Е.В.

 

Технологические карты обсуждены и утверждены на заседании кафедры 25.06.09 г., протокол № 49.

Зав.кафедрой, профессор Е.В.Хрусталева


9. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАФЕДРЫ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(МАШИНОПИСНЫЕ И ИЗДАННЫЕ ТИПОГРАФСКИМ

СПОСОБОМ).

 

  1. Тимошенский В.И. Методические рекомендации для самоподготовки студентов к практическим занятиям по оториноларингологии.- АГМУ, 2005.-60с.
  2. Хрусталева Е.В., Гербер В.Х,, Нестеренко Т.Г. Одонтогенные синуситы. 2008.- 54 с.
  3. Хрусталева Е.В. Принципы лечения ЛОР-патологии. Барнаул, 2008.

Примечание: Учебные материалы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов прилагаются к учебно-методическому комплексу и первые экземпляры хранятся в учебно-методическом отделе.


10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Утверждаю

Зав.каф.проф.

_______________

Хрусталева Е.В.

« »_________2009 г.

 

 

Занятие 1

Тема. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОР-ОРГАНОВ

А к т у а л ь н о с т ь. Значительный процент заболеваний ЛОР-органов в общей структуре заболеваемости вызывает необходимость усвоения методики эндоскопического исследования для дальнейшего использования ее в практической работе не только оториноларинголога , но и врача широкого профиля.

Ц е л ь. После изучения темы студент должен:

иметь представление об общих принципах обследования оториноларингологических больных в стационаре и поликлинике;

знать принципы работы с лобным рефлектором и смотровым инструментарием, методику осмотра уха, носа, глотки, гортани, описание эндоскопической картины;

уметь организовать рабочее место, производить наружный осмотр ЛОР-органов и пальпацию;

начать выработку навыков и умения производить отоскопию, переднюю и заднюю риноскопию, фарингоскопию, непрямую ларингоскопию.

 


Задание на самоподготовку к практическому занятию

 

№ п/п Вопросы Цель Задания на самоподготовку
1. Основные анатомические понятия, необходимые для описания эндоскопической картины ЛОР-органов. Повторить, чтобы использовать при осмотре ЛОР-органов. Схематически нарисовать и обозначить основные анатомические элементы полости носа, ротоглотки, гортани.
2. Оборудование и инструментарий для выполнения эндоскопических методов исследования. Знать, чтобы использовать в практической работе. Перечислить с описанием применения.
3. Отоскопия. Иметь представление для выработки навыков. Нарисовать барабанную перепонку и обозначить ее опознавательные знаки.
4. Передняя риноскопия. То же. Назвать позиции, нарисовать и описать нормальную риноскопическую картину.
5. Задняя риноскопия То же. Нарисовать картину носоглотки и обозначить ее анатомические элементы.
6. Фарингоскопия. То же. Назвать 2 момента, нарисовать и описать нормальную фарингоскопическую картину.
7. Непрямая ларингоскопия. То же. Назвать три момента, нарисовать и описать положение голосовых складок при фонации и дыхании.

План самостоятельной работы на занятии (135 мин)

ЭТАПЫ
название описание цель время
1. Освоение общих принципов обследования ЛОР-больных в стационаре и поликлинике После рассказа и собеседования с преподавателем, записать общие принципы в рабочую тетрадь Получить общее представление
2. Освоение методик Источник света расположить справа от больного и немного кзади, на уровне ушной раковины, отступя от нее на 10—15 см; сесть напротив больного, ноги расположить у инструментального сто­лика. Лобный рефлектор укрепить на голове так, чтобы его от­верстие располагалось на уровне зрачка левого глаза и находилось в горизонталь­ной плоскости с осматривае­мым органом. Для этого прикройте правый глаз, а левой рукой поворачивайте зеркало рефлектора до тех пор, пока отраженный свет («зайчик») не будет наведен на исследуемый орган. (Про­верьте себя: рефлектор рас­положен правильно, если левый глаз видит через от­верстие рефлектора освещен­ный орган). Осмотр прово­дите бинокулярно. Методика осмотра уха: 1. Наружный осмотр и паль­пация ушной раковины, козелка, сосцевидного от­ростка, регионарных лим­фатических узлов. Опиши­те вслух и запишите в ра­бочую тетрадь. 2. Отоскопия. Подберите уш­ную воронку, соответствующую ширине наружного слухового прохода обсле­дуемого и введите ее в перепончато-хрящевой от­дел. При осмотре право­го уха воронку возьмите за ободок большим и указательным пальцами правой руки. Большим и указательным пальцами левой руки ушную рако­вину оттяните у взрослых кверху и кзади, а у де­тей — книзу и кзади. При осмотре левого уха возь­мите воронку в левую ру­ку, а правой рукой оття­ните ушную раковину. Опишите вслух и запи­шите в рабочую тетрадь цвет кожи наружного слухового прохода, ши­рину и содержание его, состояния барабанной пе­репонки — цвет, блеск, выраженность ее опозна­вательных знаков (свето­вой рефлекс, рукоятка и латеральный отросток мо­лоточка, передняя и зад­няя складки), наличие перфораций, рубцов. Поль­зуйтесь домашними зари­совками. Методика осмотра носа и околоносовых пазух: 1. Наружный осмотр и паль­пация носа, лицевых сте­нок лобных и верхнечелю­стных пазух. Осмотр преддверия носа: большим пальцем правой руки приподнимите кверху кончик носа. Голова больного должна быть несколько отклоненной кзади. Опишите вслух и запишите в рабочую тетрадь увиденное. Пользуйтесь домашними зарисовками. 2. Осмотр полости носа – передняя риноскопия. В левую руку возьмите носовое зеркало. Уложите его барашками вниз на ладонь левой руки, опустите локоть ее: подвижна должна быть только кисть. Носове зеркало в сомкнутом виде введите в преддверие правой половины носа больного (конец зеркала должен быть у крыла носа0. Раздвиньте бранши и осмотрите полость носа при обычном положении головы (1 позиция), при запрокидывании (11 позиция). Обратите внимание на цвет и блеск слизистой оболочки, объем носовых раковин, содержимое носовых раковин, форму перегородки носа. Опишите вслух и запишите в рабочую тетрадь увиденное. Пользуйтесь домашними зарисовками. Не меняя положения носового зеркала в левой руке, осмотрите левую половину носа. 3. Осмотр носоглотки – задняя риноскопия. В правую руку возьмите зеркало диаметром 8-10 мм и зафиксируйте его винтом в ручке-удлинителе. Нагрейте зеркальную поверхность над пламенем спиртовки. В левую руку возьмите шпатель и оттесните язык книзу, надавливая на передние две трети языка. Введите носоглоточное зеркало за мягкое небо. Не касаясь задней стенки глотки и корня языка во избежание рвотного рефлекса. Рассмотрите анатомические элементы носоглотки: свод, хоаны, задние концы носовых раковин, глоточные отверстия слуховых труб, глоточную и трубные миндалины. Зеркало слегка поворачивайте. увиденное опишите вслух, запишите в рабочую тетрадь. Пользуйтесь домашними заготовками. Методика осмотра глотки: 1.Осмотр и пальпация шеи, лимфатических узлов. Определите и запишите в рабочую тетрадь величину, консистенцию, подвижность, болезненность зачелюстных, шейных (передних, задних, боковых) и подчелюстных лимфоузлов. 2. Осмотр полости рта. В левую руку возьмите шпатель как указано вы­ше, оттяните им поочеред­но правую и левую щеки. Осмотрите слизистую обо­лочку, альвеолярные от­ростки, обращая внима­ние на цвет слизистой обо­лочки, наличие язв, сса­дин, свищей. Оцените состояние зубов (кариес, пломбы, протезы), при­кус. Больной должен ды­шать свободно, рот рас­крыт без напряжения. У детей иногда приходится фиксировать голову и прижимать крылья носа к перегородке или вво­дить шпатель при сомк­нутых губах в угол рта позади больших коренных зубов по направлению к корню языка (вызывается рвотный рефлекс и рот открывается). Осмотрите язык (степень влажности, обложенность, выраженность сосочков, наличие лейкоплакий), твердое и мягкое небо (расстояние до задней стенки глотки, высота сто­яния, рубцы, свищи, рас­щепления) . Увиденное опишите вслух, запишите в рабочую тетрадь. Поль­зуйтесь домашними зари­совками. 3. Осмотр ротоглотки — мезофарингоскопия. Отдавите шпателем передние две трети языка. Обратите внимание на симметрию зева, цвет и блеск слизистой оболочки ротоглотки, объем (вели­чину) и консистенцию небных миндалин, спаян­ность их с небными дуж­ками, содержимое лакун. Выполняйте мезофарингоскопию, соблюдая два мо­мента — при обычном дыхании пациента и при фонации (произнесении звука «а»), что позволяет проверить подвижность мягкого неба. Опишите вслух, зарисуйте и запи­шите в рабочую тетрадь. 4. Осмотр носоглотки – эпифарингокопия (см. выше методику задней риноскопии). 5. Осмотр гортаноглотки —гипофарингоскопия (см.ниже методику непрямой ларингоскопии). Методика осмотра гортани: 1. Наружный осмотр перед­ней и боковых поверхно­стей шеи, пальпация гор­тани. Обратите внимание на окраску кожного пок­рова шеи, наличие сви­щей, инфильтратов, под­вижность гортани, болез­ненность при пальпации, состояние регионарных лимфатических узлов. 2. Осмотр гортани — непря­мая ларингоскопия. Попросите исследуемого открыть рот и высунуть язык, который с помощью марлевой салфетки удер­живайте левой рукой (большой палец — на верхней поверхности язы­ка, указательный и сред­ний — на нижней). В правую руку как пис­чее перо возьмите гортан­ное зеркало, предварите­льно подогрев его зер­кальную поверхность над пламенем спиртовки. Вве­дите зеркало в полость рта, слегка прижмите его металлической поверхно­стью к основанию язычка и оттесните кзади и квер­ху. Осмотрите гортань в три момента: при спокой­ном дыхании, фонации (пении звуков «и» или «э»), глубоком вдохе. Обратите внимание на цвет и влажность слизис­той оболочки, состояние язычной миндалины, валлекул, грушевидных кар­манов, надгортанника, черпалонадгортанных складок, складок пред­дверия, голосовых скла­док, плотность смыкания голосовых складок при фонации, симметричность расхождения их, ширину голосовой щели и подголосовую полость — при глубоком вдохе. Увиден­ное опишите вслух, за­пишите в рабочую тет­радь. Пользуйтесь домаш­ними зарисовками. Начать выработку навыков   То же            

 

Занятие 2


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!