Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Чтение как учебная деятельность



Психологи рассматривают учебный, научный текст не как готовые знания, которые нужно усвоить, а прежде всего как источник познавательных задач и проблем, которые надо обнаружить и решить (Л.П. Доблаев). Первым признаком начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания считается возникновение вопросов (С.Л. Рубинштейн). Поэтому основным приемом достижения наилучшего понимания текста является самостоятельная постановка учащимися вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Важно, чтобы ученик сам вычленил скрытый вопрос и обнаружил проблемную ситуацию.

Достижению понимания учебного текста способствует владение приемами, помогающими самостоятельно добывать знания. Эффективно организуется процесс познания на основе логики и теории умственных действий П.Я. Гальперина.

Вводится ориентировочная основа действий. После чтения статьи учащиеся решают: что нужно делать, какие понятия усвоить, какую литературу дополнительно прочитать, какими умениями овладеть. Затем осваиваются приемы понимания текста: постановка вопросов к тексту; составление плана, модели; комментирование; различного рода группировки текста; пересказ (сжатый, подробный, краткий).

Таким образом, главной проблемой чтения является понимание текста, а скорость чтения — производное от понимания читаемого. Однако следует различать особенности понимания разных текстов — учебного, научно-популярного художественного. В последнем обязательна опора на эмоции, образность, знание специфики искусства слова. Выразительность учебного текста так же необходима, как и художественного, но в учебном тексте главным является определение его логики, логических связей.
В 3—4 классах важно развивать более интенсивно чтение «про себя, без участия речедвижений. Известно, что остаточные кинестезии (речедвижения) выражаются у школьников в шепотном чтении или шевелении губами. Беглое, просмотровое чтение важно развивать как ориентировочное (ориентиры по заголовку, названию, писателю, объему, структуре статьи или книги). Это умение особенно необходимо в библиотеке, когда ученик выбирает книгу или справочный материал.



Литературоведческие основы

Чтение осуществляется на разных типах текстов (описание, повествование, рассуждение), а также их жанрово-видовых образцах (художественных, научно-популярных, в том числе учебных текстов).

Чтение художественных текстов и детских книг - это особые объекты изучения.
Постижение художественного произведения требует специфических знаний об искусстве слова, изображающего жизнь с помощью образа. Работа с детской книгой — художественной, научно-познавательной, справочной — предполагает специфические знания о книге, темах чтения, круге детского чтения. Таким образом, читательская деятельность ребенка широка.

Методика обучения чтению опирается на закономерности литературы как искусства слова, знание ее сущности и специфики, т. е. связана с литературоведением. Изучение и анализ художественных произведений должны происходить по законам литературы, без знания которых невозможно полноценное общение с искусством слова. Эти законы предполагают восприятие и интерпретацию произведения в единстве его содержания и формы, диалог между читателем и автором, понимание подтекста для постижения смысла произведения. Научно-популярная, справочная и очерковая литература изучается по своим законам с учетом логической структуры текста, наличия в нем фактов, сообщений, реальных знаний.



Методы обучения литературно-эстетическому чтению и развития речевой деятельности различны, но они пересекаются и связаны между собой. В литературном чтении используются наблюдение, выявляющее изобразительно-выразительные средства художественного произведения, комментированное чтение, анализ и интерпретация текста, рассуждения о событиях, высказывание личностного мнения, метод выразительного чтения, рассказывание, творческая переработка текста, оценка позиции автора.

Существуют определенные программные требования к навыкам чтения, степени усвоения содержания детских книг, художественных произведений. Базовые программные требования, изложенные в Государственном стандарте начального образования, необходимо знать каждому будущему педагогу.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние оказывает чтение на личность читателя?

2. Охарактеризуйте чтение как речевую деятельность.

3. Какие еще функции выполняет чтение?

4. Вспомните структуру чтения как деятельности. Воспроизведите структуру читательской деятельности.

5.Что такое понимание? Какие уровни понимания существуют?

 

 

Лекция 3

Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Их учет в процессе работы над художественным произведением. Способы подготовки к восприятию текста, принципа их выбора.

Краткое содержание лекции


Просмотров 637

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!