Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Интерпретация основных понятий



 

Обязательным условием любого научного исследования явля­ется уточнение (интерпретация) используемых понятий.

Интерпретация понятий — это процедура определения содер­жания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Ее основной смысл:

§ достижение необходимого научного уровня исследования;

§ обеспечение единого подхода к содержанию исследова­тельских процедур на всех этапах;

§ адекватный перевод понятий с теоретического на эмпири­ческий язык и обратно;

§ создание единой понятийной основы для научного анализа социологических данных.

Основные понятия подвергаются двум процедурам.

§ Интерпретации, т. е. уточнению. Цель процедуры — свести смысл понятия к эмпирически фиксируемому значению (инди­катору).

§ Операционализации, т. е. правилам и процедурам фиксации и измерения эмпирических признаков (индикаторов) понятия. В качестве эмпирических признаков (индикаторов) выбирают только те характеристики, которые доступны наблюдению (изме­рению). Категориями анализа станут смысловые признаки объек­та исследования или его отдельных элементов. Те части объекта исследования, которые непосредственно подлежат эмпирическо­му истолкованию, принято называть единицами анализа, а их ко­личественные характеристики — единицами счета.

Обратимся к примеру: возьмем социологическое понятие «от­ношение к труду». Его можно разложить на три компонента, кото­рые являются промежуточными понятиями на пути к прямой ин­терпретации: 1) отношение к труду как к ценности; 2) отношение к своей профессии; 3) отношение к данной работе на данном предприятии. Далее каждое из этих понятий расчленяется на ряд характеристик. Так, отношение к работе может быть определено по объективным признакам — качество работы, производитель­ность, инициативность, дисциплинированность — и по субъек­тивным признакам — запросы, требования, предъявляемые к ра­боте, удовлетворенность различными элементами производствен­ной ситуации (условия труда, зарплата и т. д.). Эти понятия уже можно измерить, представить в виде показателей и индексов. При построении индекса выполняются следующие операции: 1) пере­вод понятия в показатели; 2) перевод показателей в переменные (тип шкалы, единица измерения); 3) перевод переменных в индек­сы (определяется техника конструирования индекса); 4) оценка индекса (расчет индексов на надежность и обоснованность). Сле­дует помнить при этом, что сегодня эмпирическая интерпретация понятий нередко замещается «нарративом» — повествованием о возможных взаимосвязях между переменными, признаками изу­чаемого явления, включая «случаи из жизни» по своему опыту.



Интерпретацией основных понятий завершается методологи­ческая часть программы исследования, после чего возможен пере­ход к разработке и обоснованию методов сбора, обработки и ана­лиза информации.

Лекция 14-15.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

1. Подготовка социологического исследования.

2. Сбор социологической информации,

3. Анализ результатов социологического исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — конечный результат научного исследо­вания.

Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодей­ствии с другими объектами. В качестве цели исследования неред­ко выступают прогнозы основных направлений развития изучае­мых явлений или процессов.

 

Материалы к лекции

Социологическое исследование - система логически последова­тельных методологических, методических и организационно-техни­ческих процедур, позволяющих получить достоверные данные об изу­чаемом явлении или процессе.

Социологическое исследование включает четыре последователь­ных этапа:

§ подготовка исследования;

§ сбор первичной социологической информации;

§ подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;

§ анализ обработанной информации, подготовка отчета по ито­гам исследования, формулировка выводов.

В зависимости от целей прикладных исследований они подразде­ляются на разведывательные, описательные и аналитические. Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повтор­ные их виды.



Разведывательное исследование (пилотажное) используется в каче­стве предварительного этапа масштабных исследований, Оно охваты­вает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упро­щенной программе, Разновидность разведывательного исследования— экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения),

Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характе­ристиками. Такое исследование проводится по достаточно разрабо­танной программе и на базе методически апробированного инстру­ментария.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологи­ческого анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.

Проведение социологического исследования требует его тщатель­ной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются про­грамма и план социологического исследования.

В программе формулируются проблемы исследования, определя­ются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Программа состоит из двух разделов:

§ методологический раздел содержит формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели, за­дач, результатов исследования;

§ методический раздел включает характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инст­рументария для сбора этой информации, определение обследуемой совокупности.

§ Общие методические правила организации и проведения социологического исследования:

§ Обязательная разработка теоретико-методологической программы.

Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы.

Все звенья программы исследования должны быть логически последовательными.

4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.
Методы прикладного социологического исследования:

§ опрос,

§ наблюдение,

§ анализ документов,

§ экспертная оценка,

§ социологический эксперимент.

Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Существует две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей. Надежность и достоверность результа­тов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.

Генеральная совокупность — совокупность всех возможных соци­альных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования. Выборочная совокупность (выборка) - часть объектов.

Список литературы

Основная литература

Учебники

Волков Ю., Мостовая И. Социология. М., 2009

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. Сп-б., 2009

Габдулина А. Социология. Тараз, 2009

Зеленов А. Социология города. М., 2012

История теоретической социологии. В 4 тт. М., 2009

Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2010

Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2010

Кравченко А.И. Социология. М: Проспект. 2012

Кравченко А.И. Социология. М: Академия. 2013

Смелзер Н. Социология. М., 2009

Тощенко Ж. Социология. М., 2010

Фролов С.С. Социология. М., 2009

Учебные пособия

Бабосов Е. Практикум по социологии. Минск, 2011

Казринова Н., Филатова О., Хренов А. Практикум по социологии. М., 2010

Практикум по социологии / под ре. Руденко Т.И., М., 2009 Михнова С.А. Основы экономической социологии. Учебно – методической пособие для семинарских занятий. Астана, 2010

Социология. Электронный учебник // составитель Михнова С.А., Астана, 2013

Дополнительная литература

Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социc, 2000 № 3

Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социс, 2000 № 9

Тощенко Ж. Социология: пути научной реформации // Социс, 1999

Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс, 2002 № 12

Качанов Ю.Л. Что такое социологическая теория // Социс, 20002 № 12

Култыгин В.И. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс, 2000 № 8

Костин В.А., Костина Н.Б. К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социс, 2001 № 10

Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию // Социс, 1996 № 3,5

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социс, 2002 № 10

Саенко Ю.И, Состояние общества. К вопросу о его измерении // Социс, 1999 № 10

Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции // Социс, 2003 № 9

Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социс, 2000 № 3

Хиршман А. Рыночное общество. Противоположные точки зрения // Социс, 2001 № 3

Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс, 2001 № 9

Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социс, 2000 № 10

Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Политические исследования – 1998- № 6

Дорин А. Экономическая социология. Минск, 1998

Радаев В.В. Экономическая социология. М, 1999

Соколова Г. Экономическая социология. М, 1999*

Экономическая социология. Курс лекций / Л.Я. Гуревич и др. Алматы, 2002

Маркович Д. Социология труда. М., 1998*

Соколова Г. Социология труда М., 2001

Чангли И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973*

Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессии // Социс, 2000 № 8*

Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс, 2001 № 7*

Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала // Социс, 2000 № 4*

Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования - 1998 - № 5

Островски Т., Тюни Г. Три политические культуры в Европе // Социологические исследования - 1998 - № 2

Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994

Дридзе Т.М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социологические исследования – 1998- № 2

Лаппо Г., Полян П. Закрытые города // Социологические исследования – 1998 - № 2

Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования- 1998- № 12

Сибирева В.А., Головин А.Н. Штрихи к портрету поколения 90-х // Социологические исследования – 1998- № 5

 

Отмеченная знаком * литература имеется в библиотеке КазАУ им. С. Сейфуллина

 

План семинарских занятий

Семинарское занятие 1


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!