Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДЕЛЕНИЯ АСУ НА ПОДСИСТЕМЫ



АСУ – сложная система с большим количеством входящих элементов и многочисленными внешними и внутренними связями. В связи с этим, проектирование АСУ невозможно осуществить без предварительного распределения её на отдельные подсистемы и комплексы задач.

По ГОСТу: Подсистема– часть АСУ, выделенная по какому-то функциональному, ресурсному или структурному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам системы.

Часть системы, выделенная по признаку общности, входящих в неё элементов, имеющая собственные цели и критерии, которые являются производными от цели и критериев системы, в которую они входят.

Каждая из подсистем имеет свои цели, критерии, но они подчинены единой цели.

Не одна из этих подсистем она не может обеспечить цели, стоящие перед заводом в целом, а может только часть.

Почему осуществляют декомпозицию?

1) ? ? ?

2) Появляется возможность вести параллельную разработку системы.

 

Любую функциональную подсистему в информационном отношении можно представить, как некоторый комплекс задач управления, решаемых подразделениями аппарата управления и документированных по входной и выходной информации. Например - подсистема планирования Треста включает план состоящий из следующих документов программа СМР план тех. развития организации, план по труду, план по накладным расходам, смета-затрат и т.д. Ведущим участником составления этих документов и потребителем их является плановый отдел. Из приведенного примера видно, что каждая из подсистем отражает определенную сферу деятельности организации. Выделение подсистем предусматривает некоторое единство элементов которое включается в нее, то есть их функциональную однородность.

 

Функциональная однородность элементов - это общность информационных входов информационных выходов, общая целевая направленность, а также однородность содержания обрабатываемой информации в однородных подразделениях в различных уровнях управления. Пример - функция планирования. В зависимости от уровня управления меняется содержание задач подсистем.

 

Задача в АСУ - совокупность элементов, при функциональном взаимодействии которых обеспечивается обработка входной информации для формирования выходной или принятия решения. При этом под элементами задачи понимают организационно-экономическая сущность задачи - то есть те действия, которые мы будем осуществлять с той информацией, которая содержится во входных формах для того, чтобы получить выходной документ.



Второе метод решения который используется для выходного результата. Процедура решения. Выходная информация.

 

Элементы задач:

1) Организационно-экономическая сущность задачи, в рамках которой мы определяем действия, которые будем выполнять со входными документами.

2) Метод решения

3) Процедура решения

4) Выходная информация

5) Пользователь

 

Задачи:

1. Информационные - называются задачи, алгоритм переработки информации которых не приводит к созданию новой информации отличной от исходной. Как правило в рамках
таких задач осуществляется: сбор, хранение, поиск информации, преобразование из
одного вида в другой без создания новой информации. Они довольно простые,
упрощают деятельность аппарата управления, сократить количество персонала,
повысить достоверность данных.


2. Расчетные - задачи алгоритм переработки, информации которых приводит к созданию новой информации непосредственно не содержащихся в исходной.
Пример анализ хоз. деятельности организации или расчет ЗП сотрудникам. В свою очередь делятся на:


1. Вычислительные - алгоритм которой построен без использования экономических
методов и моделирования. Обычно алгоритмы известны до начала их разработки.
(Расчет подоходного налога)


2. Математические - алгоритм которой основан на использование тех или иных
методов математического моделирования.

 

По назначению делятся:

 

1. Штатные - расчетные задачи которая включена в типовой цикл управления и
используется должностными лицами органа управления.
2. Исследовательские - называется задача которая связана с развитием организацией,
прогнозированием, требует разработки математических моделей.

 

 

Основными требованиями к информационным задачам:




1. Достоверность результатов использования задач и комплексов - соответствие
значение параметров, полученных в результате решения задач их требуемым.

 

Возможными причинами недостоверности полученных в процессе расчетов могут быть
причины:


1. Неадекватность применяемой мат. модели
2. Низкая точность вычисления
3. Ошибка в алгоритме переработки информации, в соответствии с которыми
решалась задача
4. Ошибки пользователя
5. Сбои в ЭВМ

 

2. Оперативность получения результатов - понимается возможность практического
использования результатов их расчетов либо в реальному времени, либо за заданное
время. Задача обладает требуемой оперативностью решения, если время работы
пользователя с ней обеспечивает своевременное применение полученных результатов
в их проф. деятельности. Время включает:

 

1. Время на настройку
2. Подготовку исходных данных
3. Ввод в ЭВМ
4. Проведение расчетов
5. Выдача результатов


3. Соответствие информационно-расчётной задачи уровня управления - понимается:

 

1. Использование в низ информации с детализацией и точностью которыми
располагает данное должностное лицо.

2. Представление результатов в наглядном виде соответствующей форме и
содержанию реальных документов

3. Применение показателей которыми пользуются должностное лицо которые ему
необходимы

 

4. Системный подход – все создаваемые информационно-расчётные задачи должны быть составными элементами общей системы задача и моделей и должны быть согласованы между собой и требованиями АСУ.


5. Обеспечение безопасности обрабатываемой информации - оно заключается в
исключение возможности уничтожения или искажения информации, а так же
возможности несанкционированного получения этой информации.

 

Необходимость декомпозиции обусловлена тем, Что АСУ - большая система, которую нельзя исследовать иначе, чем по подсистемам. При проектировании АСУ объект исследования – предприятие, в рамках него выделяется 2 части: объект и субъект.

Эффективность спроектированной системы управления будет зависеть от сложности модели не только объекта управления, но и процесса управления, т.е. если мы достаточно полно описываем объект, но модель процесса управления не учитывает все параметры, характеризующие её состояние, то мы не сможем создать эффективной СУ. И наоборот, если мы хорошо описали функции аппарата управления, но не очень правильно описали процессы в рамках объекта управления, то система тоже не будет функционировать эффективно.

Полная комплексная модель АСУ трактуется в виде совокупности 3-х крупных модельных образований:

1. Модели действующей системы

2. Модели проектируемой АСУ

3. Динамическая модель развития СУ

 

 

В настоящее время сложилось 2 подхода которые используются при декомпозиции:

 

1. Строится структурная схема задач (дерево задач), с помощью которого увязывают простые и более общие задачи в комплексе, а также их сортируют в соответствие с принятой классификацией. Изображается в виде развёрнутого графа, вершины которого расположены на различных уровнях управления. Построение осуществляется снизу-вверх и сопровождается убыванием степени общности признаков, по которым производится разделение укрупнённых элементов дерева задач на менее общие. Начальная вершина соответствует СУ в целом. Вершина на 2-м уровне – отдельные подсистемы управления. Вершина 3-его уровня – соответствует комплексам задач различной степени сложности. Конечные вершины ветвей – первичные задачи, те дальнейшее членение которых, приводит к потере экономического смысла. При этом, уровень на котором заканчивается одна ветвь, может не совпадать с уровнем другой ветви. Дерево задач используется для обоснования функций и задач управления, подлежащих автоматизации и связана с построением дерева целей, критериев и ограничений при моделировании различных оптимизационных задач. Для описания модели функционирования и информационной модели системы модели заменяются логико-информационными схемами. Они отражают взаимосвязи задач в процессе переработки информации. Они дают возможность проследить как логическую последовательность решения задач, так и информационную взаимосвязь задач. ЛИС могут разрабатываться как по отдельным задачам, так и по комплексам, подсистемам и АСУ. В них кроме информационных и логических связей приводятся источники и приёмники информации, а в пояснительной записке регламентируются сроки и способы передачи и обработки информации. Задачи, решаемые автоматизированным и ручным способом, изображаются в виде различных символов.

 

 

2. Базируется на построении 3-хмерной матрицы.

Куб Рыбальского. На нижнем уровне отображаются структурные подразделения, для которых создаются АС. На вертикальных линиях изображаются функции управления, которые будут автоматизированы. На боковой грани по горизонтали - процессы или ресурсы, которыми мы планируем управлять. Элементы этой матрицы, находящиеся на пересечении строк и столбцов, соответствуют комплексу задач, содержащихся в функциональных системах и решаемых на уровне какой-либо структурной подсистемы в отношении какого-либо производственного процесса или ресурса.

Рисунок - Куб Ебальского

 

В состав АСУ рекомендуется включать следующие подсистемы:

 

1) Планирования, развития и размещения предприятий и организаций (отрасли, объединения). В крупной организации.
Задачи: расчёт и анализ мощностей организации, определение потребности, перспективы, средств механизации, формирование плана развития, специализации, размещения подрядчиков.

2) Подсистема управления инновациями.
Задачи: планирование инновационной деятельности, определение потребности в бюджете для реализации, календарный план внедрения инновационных проектов, контроль и выполнение планов.

3) ТЭП
Задачи: формирование портфеля заказов, программы работ, определение сводных показателей деятельности по вводу объектов, план по труду, по капитальным вложениям, показателей по прибыли, рентабельности, себестоимости.

4) Управления собственным капитальным строительством.
Планирование кап. Вложений, учёт, контроль, инвесторы.

5) Управление собственным промышленным производством
Определение потребности строительной организации, определение производственных мощностей и балансирование их с потребностями, составление квартальных и месячных планов поставки продукции как на собственные, так и на сторонние организации, учёт, контроль поставок. Определение ресурсов.

6) Управление машинами и механизмами
Определение парка машин и механизмов, его структуру. Распределение машин и механизмов по строительным организациям. График ремонта машин и механизмов (оперативный, текущий, годовой). Потребность в МТР для ремонта. График ремонта на стороне. Контроль.

7) Управление строительством
Составление плана ввода объекта в эксплуатацию. Контроль выполнения календарных планов. Месячные планы работа структурных подразделений в натуральных выражениях. Контроль выполнения этих планов. Учёт работ по форме КС-2, КС-3. Учёт фактического расхода материалов по форме М-29. Учёт работы машин и механизмов.

8) Управление МТС
Определение потребности в материалах в целом по организации. Определение потребности в закупках. Выбор поставщиков. Составление графиков поставки материалов по поставщикам, на склад. Определение страхового запаса. Контроль выполнения этих графиков. Учёт наличия материалов на складе, объекте. Определение претензий к поставщикам. Учёт движения материалов на складе.

9) Управление транспортом
Формирование плана перевозки грузов и определение рациональных маршрутов. Расчет потребности в транспорте. Расчёт ТЭП и эксплуатационных показателей работы транспорта. Учёт, контроль и анализ выполнения планов кап ремонта и составление планов. Определение потребности в МТР для ремонта. Контроль я расходования МТР. Расчёт с клиентом по поставке.

10) Управление финансовой деятельностью
Разработка финансового плана, формирование оборотных средств, составление планов кредитования, учёт выплаты кредитов, определение рентабельности, план поступления денежной наличности, балансовый план.

11) Управление кадрами
Составление штатного расписания (документ + периодичность + должностная инструкция + нормативы). Учёт наличия кадров. Определение потребности в недостающих кадрах. Определение требований к кадрам и подбор кандидатов. Учёт текучести кадров. Определение причин, влияющих на текучесть кадров. График отпусков. График переаттестации. Контроль его.

12) Подсистема учёта и анализа труда и ЗП
Определение динамики роста производительности труда. Определение динамика роста средней заработной платы. Определение эффективности использования рабочего времени. Планирование показателей труда и фонда заработной платы. Учёт по труду и заработной плате. По каждому объекту.

13) Бухучёт
Учёт труда и ЗП, мат. Ценности, основных средств, готовой строительной продукции, незавершённого производства. Составление сводных статистических отчётов и аналитических.

14) Подсистема управления подготовкой производства.
Составление календарных планов по объектам, по исполнителям. Определение потребности в материалах, машинах и механизмах, ресурсах, бытовых помещениях. Составление сетевых графиков. Составление проекта производства работ. Контроль графика получения ПСД. Составление графика согласования работ. Определение потребности в новых видах конструкций. Составление заказов.

Проектирование функциональных подсистем АСУ начинается на стадии пред проектного обследования существующей СУ на этом этапе выполняется описание задач, соответствующих функциям управления. Выявляется организация и методы их решения. Предложение о декомпозиции будущей системы на подсистемы. Основа для такой декомпозиции – установление целей АСУ, являющихся производными от общих целей и задач организации. Как правило, при проектировании АСУ 4 вида целей:

1) Производственные
Включают выполнение плана ввода объектов в эксплуатацию. Выпуск продукции в натуральном выражении в соответствии с номенклатурой.

2) Экономические
Эффективное использование ресурсов. Рост производительности труда. Рост прибыли. Показатели, характеризующие достижение: объемы реализации, сумма прибыли, выработка на одного работающего, соотношение между ростом производительности труда и заработной платой, фондоотдача и уровень рентабельности.

3) Технические
Направлены на использование в процессе производства достижений в области науки и техники. Показатели технического прогресса: ТЭ и эксплуатационные характеристики продукции, доля новой продукции, уровень механизации и автоматизации.

4) Социальные
Рост доходов и благ работающих, степень удовлетворенность, безопасность и т.д.

 

 

Важно установить в какой степени достижение тех целей, которые мы определили будет обеспечено при решении комплекса задач, которые мы включили в выделенные нами функциональные подсистемы. Следует иметь в виду, что подсистема ТЭПланирования должна определять достижение всех перечисленных целей системы. Подсистема подготовки производства предусматривает выполнение производственных целей и обеспечение технического прогресса. Подсистема учета отвечает за экономические

аспекты деятельности организации. Подсистема управления кадрами обеспечивают

достижения социальных целей. Подсистема управления производством это

производственные цели. Строительным организациям очень часто не удается добиться

том показателей в этом случае создание АСУ должно направлено на выполнение тех

показателей, которые не удалось выполнить. С этой целью осуществляется на первом

этапе для определения целей.

В результате изучения существующей системы и содержания задач должны быть получены данные:

1) Наименование задач и их краткое смысловое содержание

2) Показатели эффективности решения задач

Критерии, по которым оцениваются результаты решения (оптимальность плана, приемлемость расчетных норм затрат материалов, оценка графика и т.д.) и

3) Характеристика ограничений

4) Показатели затрат ресурсов на решение

5) Наименование подразделений и степень их участия (подготовка исходных данных, решение, оценка, согласование)

6) Периодичность и сроки решения

7) Объем перерабатываемой входной и выходной инфы

8) Форм входной и выходной инфы

9) Существующие методы и алгоритмы решения задач

10) Нормативная база

11) Применяемые системы кодирования и используемые классификаторы

12) Отчётные данные о реализации задач (эффективность и недостатки)

13) Технические ресурсы

14) Взаимосвязь с другими задачами при реализации различных функций

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!