Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Модуль 6. Синтаксис старославянского языка



Специфика синтаксического строя старославянского языка, обусловленная его книжным характером и соотнесенностью с греческим языком оригиналов. Использование славянскими переводчиками свободного порядка слов.

Простое предложение. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в старославянском языке (именительный предикативный, множественное число глагольного сказуемого при собирательных существительных). Особенности беспредложного управления в старославянском языке. Главные члены предложения. Особенности выражения подлежащего; бесподлежащные предложения в старославянских повествовательных предложениях (текстах). Условия употребления личных местоимений в функции подлежащего. Особенности выражения составного именного сказуемого: «именительный предикативный», употребление связки в настоящем времени. Функция действительных причастий в старославянских переводах с греческого.

Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое как законченный по содержанию отрывок старославянского текста, объединяющий простые предикативные единства («простые предложения») в сложное смысловое единство. Союзы и частицы как способы соединения предикативных единств в сложное синтаксическое целое. Пояснение как связь предикативных единств, между которыми устанавливается смысловая зависимость. Создание переводчиками старославянских текстов специализированных средств союзного подчинения. «Дательный самостоятельный» как обособленный оборот, состоящий из дополнения и согласуемого с ним причастия в дательном падеже, указывающий на время, причину, условие действия, обозначенного в главном предложении и функционально эквивалентный самостоятельной предикативной единице.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Модуль 1, УЭ 1.1: Жизнь и деятельность первоучителей Константина (Кирилла) и Мефодия.

Вопросы для изучения:

1. Основные источники, повествующие о жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия: «Житие Константина», «Житие Мефодия», трактат «О письменах» черноризца Храбра, источники на латинском языке, сочинение епископа Веллетрийского Гаудериха «Житие и перенесение мощей св. Климента», «Житие Климента» и др.

2. Происхождение Кирилла и Мефодия.

3. Деятельность Кирилла до поездки в Хазарию.

4. Хазарская миссия Кирилла, «обретение мощей» великомученика Климента.

5. Миссия в Моравии.

6. Константин и Мефодий в Риме, крещение и смерть Константина.

7. Деятельность Мефодия после смерти брата.

8. Ученики братьев – продолжатели традиций кирилло-мефодиевских переводов (Охридская школа, Преславская школа).

 

Модуль 1, УЭ 1.2: Древнейшие славянские памятники письменности.

Вопросы для изучения.

1. Памятники письменности, написанные глаголицей, их краткая палеографическая характеристика (Киевские листки, Зографское евангелие, Мариинское евангелие, Ассеманиево евангелие и др.).

2. Памятники письменности, написанные кириллицей, их характеристика (Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол, Хиландарские листки и др.).

3. Остромирово евангелие – древнейший восточнославянский датированный памятник.

4. Памятники раннего церковнославянского языка русской редакции.

5. старейшие славянские датированные тексты – граффити.

 

Задание: Выберите из любого сборника упражнений текст и произведите его графико-орфографический анализ по схеме:

1. определите, какой азбукой был написан текст, каковы особенности графики данного текста;

2. установите, какие надстрочные знаки используются в тексте и каково их назначение;

3. определите, используются ли в тексте дублетные буквы;

4. охарактеризуйте слова с йотированными буквами (определите количество букв и звуков, звуковое значение йотированных букв);

5. охарактеризуйте слова с буквами-лигатурами (определите количество букв и звуков, звуковое значение этих букв);

6. проследите за употреблением букв h и ~ в кириллических и глаголических текстах;

7. выясните, как употребляются буквы ъ и ь: 1) этимологически правильное употребление данных букв; 2) пропуск букв ъ и ь; 3) написание буквы е на месте ь и буквы о на месте ъ как результат фонетического процесса падения редуцированных в живой речи славян в XI в., т.е. в эпоху сохранившихся списков старославянских памятников.

 



Просмотров 3200

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!