![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Модуль 6. Синтаксис старославянского языка
Специфика синтаксического строя старославянского языка, обусловленная его книжным характером и соотнесенностью с греческим языком оригиналов. Использование славянскими переводчиками свободного порядка слов. Простое предложение. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в старославянском языке (именительный предикативный, множественное число глагольного сказуемого при собирательных существительных). Особенности беспредложного управления в старославянском языке. Главные члены предложения. Особенности выражения подлежащего; бесподлежащные предложения в старославянских повествовательных предложениях (текстах). Условия употребления личных местоимений в функции подлежащего. Особенности выражения составного именного сказуемого: «именительный предикативный», употребление связки в настоящем времени. Функция действительных причастий в старославянских переводах с греческого. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое как законченный по содержанию отрывок старославянского текста, объединяющий простые предикативные единства («простые предложения») в сложное смысловое единство. Союзы и частицы как способы соединения предикативных единств в сложное синтаксическое целое. Пояснение как связь предикативных единств, между которыми устанавливается смысловая зависимость. Создание переводчиками старославянских текстов специализированных средств союзного подчинения. «Дательный самостоятельный» как обособленный оборот, состоящий из дополнения и согласуемого с ним причастия в дательном падеже, указывающий на время, причину, условие действия, обозначенного в главном предложении и функционально эквивалентный самостоятельной предикативной единице.
Задания для самостоятельной работы студентов Модуль 1, УЭ 1.1: Жизнь и деятельность первоучителей Константина (Кирилла) и Мефодия. Вопросы для изучения: 1. Основные источники, повествующие о жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия: «Житие Константина», «Житие Мефодия», трактат «О письменах» черноризца Храбра, источники на латинском языке, сочинение епископа Веллетрийского Гаудериха «Житие и перенесение мощей св. Климента», «Житие Климента» и др. 2. Происхождение Кирилла и Мефодия. 3. Деятельность Кирилла до поездки в Хазарию. 4. Хазарская миссия Кирилла, «обретение мощей» великомученика Климента. 5. Миссия в Моравии. 6. Константин и Мефодий в Риме, крещение и смерть Константина. 7. Деятельность Мефодия после смерти брата. 8. Ученики братьев – продолжатели традиций кирилло-мефодиевских переводов (Охридская школа, Преславская школа).
Модуль 1, УЭ 1.2: Древнейшие славянские памятники письменности. Вопросы для изучения. 1. Памятники письменности, написанные глаголицей, их краткая палеографическая характеристика (Киевские листки, Зографское евангелие, Мариинское евангелие, Ассеманиево евангелие и др.). 2. Памятники письменности, написанные кириллицей, их характеристика (Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол, Хиландарские листки и др.). 3. Остромирово евангелие – древнейший восточнославянский датированный памятник. 4. Памятники раннего церковнославянского языка русской редакции. 5. старейшие славянские датированные тексты – граффити.
Задание: Выберите из любого сборника упражнений текст и произведите его графико-орфографический анализ по схеме: 1. определите, какой азбукой был написан текст, каковы особенности графики данного текста; 2. установите, какие надстрочные знаки используются в тексте и каково их назначение; 3. определите, используются ли в тексте дублетные буквы; 4. охарактеризуйте слова с йотированными буквами (определите количество букв и звуков, звуковое значение йотированных букв); 5. охарактеризуйте слова с буквами-лигатурами (определите количество букв и звуков, звуковое значение этих букв); 6. проследите за употреблением букв h и ~ в кириллических и глаголических текстах; 7. выясните, как употребляются буквы ъ и ь: 1) этимологически правильное употребление данных букв; 2) пропуск букв ъ и ь; 3) написание буквы е на месте ь и буквы о на месте ъ как результат фонетического процесса падения редуцированных в живой речи славян в XI в., т.е. в эпоху сохранившихся списков старославянских памятников.
![]() |