Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 14. Результативность общественного производства и национальный доход. 261



§ 40. Результаты общественного производства и его эффективность . 261

§ 41. Источники национального дохода, его распределение и перераспределение . 267

§ 42. Потребление и накопление национального дохода . 271

Основные категории и термин . 273

Вопросы и задания для самоконтроля. 274

Глава 15. Финансы в системе экономических отношений . 274

§ 43. Бюджетная и налоговая системы . 274

§ 44. Государственные расходы и дефицит бюджета. 281

Основные категории и термины. 283

Вопросы и задания для самоконтроля. 283

Глава 16. Кредитно-банковская система . 283

§ 45. Банки и банковская система . 284

§ 46. Кредит и кредитная система. 287

Основные категории и термины. 290

Вопросы и задания для самоконтроля. 290

Глава 17. Государственное регулирование экономики. 291

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики . 291

§ 48. Национальный рынок и механизм установления

равновесия между спросом и предложением . 299

§ 49. Основные модели государственного

регулирования экономики и их эволюция . 306

Основные категории и термины. 309

Вопросы и задания для самоконтроля. 309

Глава 18. Циклические колебания и кризисы в экономике . 310

§ 50. Причины и механизм циклических колебаний . 310

§ 51. Финансовые и структурные кризисы в экономике . 315

Основные категории и термины. 322

Вопросы и задания для самоконтроля. 32

Глава 19. Народонаселение, занятость и социальная защита населения . 322

§ 52. Народонаселение и общественное развитие. 323

§ 53. Занятость и безработица . 324

§ 54. Социальная защита населения . 329

Основные категории и термины. 333

Вопросы и задания для самоконтроля. 334

Глава 20. Современная экономическая система и тенденции ее развития в начале третьего тысячелетия

§ 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства . 334

§ 56. Новые тенденции в эволюции собственности . 338

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в. 342

Основные категории и термины . 348

Вопросы и задания для самоконтроля. 348

РАЗДЕЛ V. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. 349

Глава 21. Законы развития мирового хозяйства . 349

§ 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства . 349

§ 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития . 354

Основные категории и термины. 357



Вопросы и задания для самоконтроля. 358

Глава 22. Международные экономические отношения и их структура . 358

§ 60. Международная торговля и особенности ее развития

в современных условиях . 358

§ 61. Международное движение капитала . 363

§ 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика. 367

§ 63. Международная экономическая интеграция . 371

Основные категории и термины. 373

Вопросы и задания для самоконтроля. 374

Глава 23. Международные валютные отношения. 374

§ 64. Эволюция международной валютной системы . 374

§ 65. Валютный рынок и валютное регулирование.. 380

§ 66. Формы конвертируемости валют

и условия их формирования . 387

Основные категории и термины.:.. 389

Вопросы и задания для самоконтроля. 390

Глава 24. Экономические аспекты глобальных проблем. 390

§ 67. Причины возникновения и сущность глобальных проблем 390

§ 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем. 394

§ 69. Основные пути разрешения других глобальных проблем. 398

§ 70. Концепция ноосферы В. И. Вернадского

и формирование глобальной экономики. 402'

Основные категории и термины. 405

Вопросы и задания для самоконтроля. 405

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 406

 

Предисловие

В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).



На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.

В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.

В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).

Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.

Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.

Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!