Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ. Во время расспроса больного с ожогом, отморожением обратить особое внимание на этиологический фактор



Во время расспроса больного с ожогом, отморожением обратить особое внимание на этиологический фактор, динамику развития заболевания, наличие предрасполагающих факторов.

При проведении физикального обследования больного выявить симптомы и объективные признаки, характерные для ожогов и отморожений.

При анализе данных дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования необходимо оценить выявленные в них нарушения, характерные для пациентов с ожогами и отморожениями.

7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Какой вид ожога имеет специфический характер поражения типа точеч­ных «меток»: а) термический, б) химический, в) электрический, г) солнечный, д) радиационный.

2. Колликвационный (влажный) некроз характерен для ожогов: а) кислотой, б) солнечных, в) радиационных, г) щелочью.

3. К поверхностным относятся следующие степени ожогов: а) только 1 сте­пень, б) 1 и II степень, в) I, II и III степени, г) I, II и III а степени, д) III и IV степени.

4. По отношению к поражению какого слоя кожи выделяют поверхностные и глубокие ожоги? - а) ростковый слой эпидермиса, б) базальный слой, в) собственно дерма с придатками, г) сосочковый слой, д) все слои кожи.

5. Выберите признак соответствующий глубоким ожогам: а) образование субэпидермальных пузырей, б) участки кожи меняют окраску при надавливании, в) лишенная эпидермиса кожа бледнеет при надавливании, г) отсутствует болевая чувствительность, д) присутствует болевая чувстви­тельность.

6. По правилу «ладони» для определения площади ожога площадь ладони составляет: а) 0,1% поверхности тела врача, б) 0,5% поверхности тела пострадавшего, в) %, г) 5%, д) 9% поверхности тела пострадавшего.

7. Сколько процентов поверхности тела составляет нижняя конечность при определении площади ожога: а) 1%, б) 5%, в) 9%, г) 10%, д) 18%.

8. Местное лечение ожога II степени заключается в: а) полном удалении всех пузырей отслоенного эпидермиса и наложении мазевых повязок, б) наложение мазевой повязки без вскрытия пузырей, в) пузыри вскрывают­ся у основания, накладывается повязка с водорастворимой мазью, г) пу­зыри иссекаются, накладывается повязка с антисептиком, д) все перечис­ленное не верно.

9. Ожоговая болезнь - это: а) комплекс местных изменений при обширных ожогах, б) гнойно-некротическое воспаление ожоговых ран, в) комплекс патологических изменений внутренних органов обусловленных ожоговой раной.

10.Начинать лечение ожогового шока следует с: а) первичного туалета ожо­говых ран, б) дезинтоксикационной терапии, в) противошоковой терапии, г) первичной кожной пластики, д) некрэктомии.



11.Кожная пластика ожоговых ран показана при: а) поверхностных ожогах, б) при глубоких ожогах, в) только при ожогах IV степени, г) только при ожогах III а степени, д) это не имеет значения.

12. Выберите фактор, способствующий развитию отморожений: а) повы­шенная влажность воздуха, б) пониженная влажность воздуха, в) заболе­вания суставов, г) отсутствие ветра, д) нет правильного ответа.

13. Выберите признак инфицирования отморожений: а) сухая гангрена с де­маркационной бороздой, б) влажная гангрена без демаркационной борозды, в) общее удовлетворительное состояние, г) снижение температуры тела.

14.Термин «траншейная стопа» - это: а) быстрое отморожение стоп при температуре ниже -20°С, б) быстрое отморожение стоп при температуре ниже 0°, но не ниже -10°С, в) длительное воздействие холода и влаги при температуре выше 0°.

15.При отморожении открытых частей тела первая помощь заключается в а) растирании снегом, б) растирании чистой сухой тканью, в) растирании влажной горячей тканью.

8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Больной В., 5 лет, получил ожог ягодиц и промежности. Ожоговая поверхность покрыта пузырями. Определить степень и площадь поражения, где лечить такого больного?

2. У пострадавшего П., 43 лет, имеется ожог площадью 5%. Предположительно сосочковый слой кожи сохранен. Какова степень поражения. Возможна ли самостоятельная эпителизация ожога?

3. Больная Б., 40 лет, получила ожог живота и бедер кипятком 11—111 степени. Определить площадь ожога и дальнейшую тактику.

4. Доставлена больная Е., 35 лет, возбуждена, беспокойна. Имеется термиче­ский ожог II—III степени груди и живота. Пульс 106 уд. в мин., слабого наполнения и напряжения. Артериальное давление 100/60 мм. рт. ст. Ваши действия?



5. У пострадавшего Н., 19 лет, с площадью ожога 25% держится высокая температура, имеются ознобы. Ожоговая поверхность частично покрыта корками, на остальных участках поверхность мокнущая, покрыта гнойным отделяемым. Ваш диагноз и план лечения?

6. Вызов на место происшествия. Больной без сознания. Пульс не определя­ется. Зрачки расширены, дыхание отсутствует. На левой ладони пятно обугливания до 0,5 см в диаметре. Ваш диагноз и мероприятия.

7. В приемное отделение поступил больной Г., 26 лет. Кисти рук отечны, багрового цвета, пузыри с прозрачным содержимым, беспокоят сильные жгучие боли. Ваш диагноз и действия?

8. В алкогольном опьянении зимой доставлен больной И., 56 лет. Стопы отечны, багрового цвета, на тыле стопы пузыри с прозрачным содержи­мым. Беспокоят сильные боли. Поставьте диагноз, определите степень поражения стоп.

9. В клинике находится пострадавший М, 26 лет, получивший 18 дней назад отморожение левой стопы. При осмотре пальцы левой стопы черного цвета, сухие, мумифицированы. Вышележащие отделы стопы внешне не изменены. Как расценить эти изменения?

10.Поступил пострадавший О.. 24 лет, с отморожением стоп. Стопы бледны, холодны на ощупь, пузырей нет. Определите глубину и период пораже­ния.

9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Основная литература

1. Гостищев В.К. Общая хирургия. - М.: Медицина, 1993. - 576с.

2. Петров С.В. Общая хирургия. - СПб: Питер, 2002. - 768с.

Дополнительная литература

3. Юденич В.В. Лечение ожогов и их последствий. – М.: Мед., 1980.

4. Клинцевич Г.Н. Поражения холодом. – Л.: Медицина, 1973.

 

 

ГОУ ВПО «УГМА Росздрава»

Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета

 

Учебные задания и методические указания к их выполнению

для студентов стоматологического факультета по

ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Антисептика

2. Асептика

3. Десмургия

4. Курация хирургического больного

5. Методика обследования хирургического больного

6. Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи

7. Обезболивание

8. Гнойные заболевания пальцев и кисти. Артрит. Остеомиелит

9. Острая гнойная инфекция мягких тканей. Мастит. Парапроктит

10. Кровотечения. Остановка кровотечения

11. Переливание крови

12. Переломы. Вывихи

13. Раны. Раневая инфекция

14. Ожоги. Ожоговая болезнь. Отморожения

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: АНТИСЕПТИКА

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить различные методы борьбы с эндогенной инфекцией, входящие в комплекс механической, физической, химической и биологической антисептики.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Студенты должны иметь представление

· О физических методах лечения ран (ультразвук, лазерное излучение, вакуумная обработка, гипербарическая оксигенация, лечение в управляе­мой антибактериальной среде).

Студенты должны знать

· Современные понятия механической, физической, химической и биологической антисептики.

· Основные принципы хирургической обработки ран, удале­ния инородных тел и нежизнеспособных тканей.

· Виды дренажей, способы «пассивного» дренирования, методы активного дренирования ран и полостей.

· Группы химических антисептиков, основные препараты в каждой группе, концентрацию и механизм действия.

· Способы биологической антисептики: ферменты, антибиотики, иммуноглобулины, бактериофаги, вакцины, сыворотки.

· Различия между активной и пассивной иммунизацией.

· Способы применения антисептических средств: поверхностная антисептика, глубокая, местная, общая.

· Понятие о смешанной антисептике.

Студенты должны уметь

· Под руководством преподавателя применять у конкретных больных физические средства и механические способы антисептики во время рабо­ты в перевязочной, палатах хирургического отделения, операционной. Под руководством преподавателя уметь определять показания к применению антисептических препаратов и химиотерапевтических средств.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.

5. ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ

1. Изучить требования, предъявляемые к собственно антисептикам.

2. Изучить требования, предъявляемые к химиотерапевтическим средствам.

3. Определять показания к применению различных химических антисептиков.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

В перевязочной хирургического отделения студенты знакомятся с хирургической обработкой ран, включающей все элементы механической антисептики (иссечение краев, удаление некротизированных тканей, сгустков крови, инородных тел и т.д.). В операционной и перевязочной студен­ты знакомятся с антисептиками разных групп, способами их применения, т.е. с основными составляющими химической антисептики.

В операционной, перевязочной, палатах хирургического отделения студенты должны ознакомиться с физическими антисептиками: рассмот­реть основные виды дренажей (активное и пассивное дренирование), познакомиться с действием физических факторов: холод, тепло, УФО, лазерное излучение, ультразвук и т.д.

С биологической антисептикой студенты знакомятся в процедурном кабинете. Рассматриваются препараты: иммуноглобулины, ферменты, антибиотики и т.д.

Студенты должны на примере конкретного больного продемонстриро­вать принцип смешанной антисептики.

7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Различают следующие виды антисептики: а) механическую, б) физическую, в) химическую, г) биологическую, д) смешанную.

2. Главный принцип физической антисептики: а) воздействие высокой
температуры, б) воздействие низкой температуры, в) использование
УВЧ-поля, г) создание оттока содержимого раны наружу, д) высу­шивание.

3. Промывание гнойных ран и полостей раствором перекиси водорода-
это: а) механическая антисептика, б) физическая антисептика, в) химическая, г) биологическая, д) смешанная.

4. Окислители используются для: а) введения в брюшную полость, б)
промывания ран, в) стерилизации инструментов, г) обработки рук
хирурга, д) обработки операционной.

5. Сульфаниламидные препараты относятся: а) к биологической антисептике, б) к химической, в) к механической, г) к физической.

6. Отметить сульфаниламидный препарат, действующий только в просвете кишечника: а) уросульфан, б) сульфапиридозин, в) сульфацил натрия, г) фталазол, д) сульфадимизин.

7. К биологической антисептике относят использование: а) антибиотиков, б) вакцин, в) сывороток, г) протеолигических ферментов, д) сульфаниламидов.

8. Антибиотики обладают следующим действием: а) бактерицидным, б)
бактериостатическим, в) противовоспалительным, г) дезинтоксикационным, д) иммуностимулирующим.

9. Какие побочные действия характерны для аминогликозидов: а) гепатотоксичность, б) ототоксичность, в) нефротоксичность, г) апластическая анемия, д) аллергические реакции.

10. Что такое бактериофаг: а) бактерия, б) вирус, в) фермент, г) химиопрепарат, д) микоплазма.

11. Анатоксины используют для: а) дезинтоксикации, б) активной иммунизации, в) снятия аллергических реакций, г) профилактики заболевания, д) пассивной иммунизации.

12. Основоположником антисептического метода является: а) Пирогов, б) Земмельвейс, в) Листер, г) Бергман, г) Шиммельбуш.

13. Противопоказанием для немедленной первичной хирургической об­работки раны бедра является: а) размозжение краев раны, б) сквоз­ное пулевое ранение, в) шок 3 степени, г) хронический алкоголизм, д) СПИД.

14. Какие концентрации растворов нитрата серебра применяются для: А - смазывания кожи, Б - промывания ран; 1) 2-10%, 2) 0,1-0,2%.

15. Сгруппируйте по соответствию протеолитические ферменты: А - животного происхождения, Б – бактериального, В - растительного происхождения; 1) папаин, бромелаин, 2) трипсин, рибонуклеаза, 3) террилитин, ируксол.

8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. В 6-местной палате неотложного хирургического отделения у боль­ного, 65 лет, после аппендэктомии на 3 день поднялась температура,
появилась болезненная гиперемия в области операционной раны. На
перевязке при разведении краев операционной раны получен гной.
Введен тампон с гипертоническим раствором, назначены ежедневные
перевязки сначала в палате (из-за тяжести больного), а затем в перевязочной отделения после перевязки остальных больных. Какая ошибка была допущена?

2. Для лечения больной с гнойным маститом врач решил назначить антибиотики. Какие вопросы следует выяснить у больной?

3. Для лечения больного с флегмоной бедра врач решил назначить антибиотики. Какие антибиотики следует назначить в день поступления?

4. Для лечения больной с постинъекционным абсцессом левой ягодичной области врач решил назначить антибиотики. Что следует сделать
для более рационального лечения антибиотиками?

5. На травматологический пункт поступил больной, 35 лет, с резаной
раной наружной поверхности правого бедра в средней трети, рана по­лучена 2 часа тому назад. Что нужно сделать и в какой последовательности?

6. Укажите правильную последовательность действий хирурга при
первичной хирургической обработке раны.

7. Каков механизм антибактериального действия сульфаниламидов?

8. Почему целесообразно в препарате бактрим (бисетол) сочетание
сульфаметоксазола с триметопримом?

9. Какой антисептик следует использовать для обработки полости рта
перед экстракцией зубов?

9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Основная литература

1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001.

2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.

Дополнительная литература

3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В.Ходаков,
Л.П.Ларионов, Ф.Н.Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994.

4. Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.

2. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: АСЕПТИКА

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить устройство и организацию работы операционного блока и пе­ревязочных, способы обработки рук хирурга и операционного поля. Ознакомиться с подготовкой хирурга к оперативному вмешательству, изучить методы предстерилизационной очистки (обработки) и стерили­зации инструментария, операционного белья, шовного и перевязочного материала.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Студенты должны иметь представление

· О планировке и устройстве операционного блока.

· Об организации работы операционного блока.

· О спецодежде работников хирургического отделения, операционного
блока.

· О специальных санитарно - гигиенических и организационных мероприятиях в лечебно - профилактических учреждениях.

· О принципах работы стерилизационных устройств и методах контроля
стерильности.

Студенты должны знать

· Цель и задачи асептики в работе хирургической службы.

· Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и собственно
стерилизации инструментов, приборов, белья, перевязочного материала.

· Современные способы обработки рук и предъявляемые к ним требования и используемые при этом антисептики.

· Способы укладки биксов, режимы стерилизации в автоклавах и сухожаровых стерилизаторах.

· Способы и технику обработки операционного поля и используемые при
этом антисептики.

Студенты должны уметь

· Под руководством преподавателя приготовить перевязочный материал
(шарики, салфетки, турунды и т.д.).

· Под руководством преподавателя уложить в бикс перевязочный материал, белье, перчатки, инструменты и т.д.

· Под руководством преподавателя надевать стерильную одежду (маска,
халат, перчатки).

· Под руководством преподавателя обрабатывать руки перед операцией
несколькими способами.

· Под руководством преподавателя работать со стерильным столом в перевязочной и операционной.

· Под руководством преподавателя готовить операционное поле к опера­ции.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.

5. ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ

1. Описать способы профилактики экзогенной инфекции: воздушно - капельный, воздушно – пылевой, контактной, имплантационной.

2. Дать характеристику способов стерилизации: термическая, химических, лучевых, газовых.

3. Освоить правильную последовательность обработки рук.

4. Научиться надевать стерильный халат, маску, шапочку, перчатки.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

Студент должен проявить на практике знание правил асептики. Все, что соприкасается с раной должно быть стерильно. Предметы ухода за больными подлежат дезинфекции. В операционной основным источником инфекции является человек, поэтому студенты должны тщательно прора­ботать правила поведения в операционном блоке и перевязочной.

Необходимо освоить технику обработки рук различными способами, правильно надевать халат, маску, перчатки, знать и уметь пользоваться методами контроля за стерильностью.

Студент должен научиться укладывать бикс различными способами. Освоить специальные правила и технические приемы по защите операци­онной раны от инфекции.

7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Дополните недостающие термины: «Различают следующие виды
уборок в операционной: а) текущая; б) заключительная;
в) генеральная; г) ...; д) ... ».

2. Дополните: «Стерилизация инструментов состоит из следующих
этапов: а) предстерилизационная подготовка; б) ... ; в) стерилизация; г) хранение стерильного материала».

3. При стерилизации резиновых изделию текучим паром температура
в автоклаве достигает: а) 80°С; б) 100°С; в) 120°С; г) 130°С; д) 160°С.

4. Дополните: «Различают следующие виды укладки биксов:
а) универсальная; б) видовая; г) ...».

5. Допустимы срок хранения перевязочного материала и белья в бик­сах: а) 24 часа; б) 36 часов; в) 42 часа; г) 48 часов.

6. Какие вещества используют для непрямого контроля за стерильностью при автоклавировании: а) бензойная кислота; б) резорцин;
в) антипирин; г) аскорбиновая кислота; д) янтарная кислота;
е) пилокарпина гидрохлорид; ж) тиомочевина; з) все перечисленное.

7. Дополните: «К классическим способам обработки рук относят: а) способ Спасокукоцкого - Кочергина; б) ...; в) способ Альфельда; г) способ Бруна.

8. Ускоренные способы обработки рук - это обработка с помощью: а) спирта; б) йода; в) церигеля.; г) нашатырного спирта; д) гибитана.

9. Способ Бруна - это обработка рук хирурга: а) первомуром;
б) нашатырным спиртом; в) раствором Люголя; г) щавелевой кисло­той; д) спиртом 96%.

10. Для обработки операционного поля по Гроссих–Филончикову используют: а) диоксидин; б) 5% спиртовой раствор; в) 1% спиртовой раствор; г) 5% раствор танина; д) 1% раствор бриллиантового зеле­ного.

11. Дополните: «Порядок обработки операционного поля по Гроссих-Филончикову: а) обработка операционного поля до его отграниче­ния; б) обработка операционного поля перед разрезом; в) ...; г) обработка швов.

12. Для стерилизации шелка используют следующий метод: а) кипячение в сулеме 1:1000 в течение 10 мин.; б) кипячение в воде 20мин.; в) метод Кохера; г) метод Губарева; д) используют раствор Люголя.

13. Капрон можно стерилизовать: а) в спиртовом растворе в течение 48 часов; б) в растворе сулемы 1:1000 в течение 1 часа; в) кипячение в течение 30 мин.; г) обработка эфиром в течение 12 часов; д) обработка в растворе Люголя в течение 24 часов.

14. Дополните: «Порядок стерилизации кетгута по способу Ситковского следующий: а) обезжиривание в эфире в течение 10-24 часов; б) ...; в) нити по­гружают в 2% раствор йодида калия на 1 минуту; г) ...; д) пробку банки заливают парафином».

15. Какие средства могут быть использованы для «мягкой» дезинфек­ции?

8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. В одной операционной в плановом порядке должны оперировать
больных с пупочной грыжей и хроническим холециститом. В какой
последовательности их следует оперировать?

2. Как производится обработка рук хирурга спиртовым раствором
хлоргексидина?

3. Как должна производиться стерилизация зубоврачебного инструмен­тария?

4. В каких случаях может быть использован метод дезинфекции с использованием ультразвуковых волн?

5. Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной
увеличить давление, чтобы уменьшить экспозицию?

6. Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной
уменьшить время охлаждения биксов (мешков с бельем) в камере
автоклава после его отключения?

7. Стерильный бикс с операционным материалом (салфетки, шарики)
был открыт и с соблюдением правил асептики из него взяты 10 салфеток (комплект). Можно ли пользоваться этим биксом на
следующий день?

8. В хирургические отделения больницы в порядке неотложной по­мощи в среднем за сутки поступает 1-2 больных по поводу острых заболеваний органов брюшной полости. Какой тип укладки бикса в операционной рациональней использовать и почему?

9. Почему не принято стерилизовать в автоклаве хирургический ре­жущий инструментарий (ножницы, скальпели)?

10. Больному проведена экстракция нескольких зубов. Каким образом следует обработать инструменты после этой операции? Какой вид уборки следует провести в операционной?

9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Основная литература

1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001.

2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.

Дополнительная литература

3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В. Ходаков, Л.П. Ларионов, Ф.Н. Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994.

4.Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.

3. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДЕСМУРГИЯ. ТРАНСПОРТНАЯ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!