Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Как готовить доклад, статью и выступать на научной конференции



 

 

Прежде чем станешь писать, на- учись… мыслить! А выраженья за мыслью придут уже сами собою

 

К. Гораций (65–8 гг. до н.э.),

римский поэт

 

 

Уважаемые молодые исследователи!

 

Конечно, ваш научный руководитель позаботился о вас и дал много полезных советов и указаний по подготовке доклада. Однако у вашего научного руководителя слишком мало време- ни, чтобы предусмотреть многие важные детали. Это пособие окажется вам полезным для составления докладов и выступле- ний не только на студенческих научных конференциях, но и при подготовке и защите курсовых и дипломного проектов.

 

Доклад

Подготовка доклада на конференции СНО имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена. Только в процессе подготовки к экзамену студент по настоящему вдумы- вается в основные положения дисциплины, овладевает ее мето- дологией и понятийным аппаратом.

Только в процессе подготовки и оформления доклада вы по настоящему начинаете понимать постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных вами результатов. Доклад на научной конференции — это промежу- точный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику раз- вития вашего профессионального мастерства. Текст доклада


 

есть не что иное, как проект научной статьи. Однако подготов- ке доклада (статьи) предшествует составление плана.

В такой план следует включить:

1. Постановку проблемы(задачи) и ее актуальность(науч- ное и практическое значение).

2. Современное состояние проблемы(в той части, которая

касается вашей конкретной темы) и место вашей конкретной темы в общей проблеме.

Цель работы.

4. Задачи, которые надо решить для достижения поставлен- ной цели.

5. Исходные материалы, привлеченные для выполнения

работы.

6. Методикуисследований, использованные в работе.

7. Полученные результаты и их анализ.

8. Научное и практическое значение полученных резуль- татов.

 

Статья

При написании текста самой трудной является наиболее ответственная часть статьи — ее начало. Как правило, началь- ные фразы получаются примитивными, малосодержательны- ми, банальными и неуклюжими. Не падайте духом: “мотор” только разогревается. Не смущайтесь и продолжайте. Нужная первая фраза появится пятой или десятой по счету, и все пре- дыдущие вы с облегчением уничтожите. Никогда не начинайте статью словами “Как известно...”. Никогда не пользуйтесь штам- пом “Это связано с тем...” (“Это объясняется тем...”).



Но не обязательно начинать писать статью с начала. Нач(

ните с конца— гораздо проще начать с заключения, описать основные результаты работы и выводы. Составление подрису- ночных подписей и списка литературы — тоже далеко не мело- чи. Напишите другие разделы статьи и вновь обращайтесь к ее началу. Трудности возникнут снова, но преодолеть их будет уже гораздо легче.


 

Первая страница статьи должна содержать:

1. Полное название статьи.

2. Сокращенное название.

3. Фамилию, И. О. автора(ов) с полным почтовым адресом(- ами).

4. Реферат объемом не более 80 слов.

5. Графики и таблицы (на отдельных листах).

Текст печатается на одной стороне листа формата А4. С левой стороны остаются поля для подшивки — 25 мм; с пра- вой — 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word 6.0/7.0 шрифтом Times New Roman Cyr (Times DL) или Arial Cyr, кегль 12, межстрочный интервал — 15 пунктов. Подписи к ри- сункам печатаются на отдельном листе. Имена авторов и номер указываются на оборотной стороне каждого рисунка.

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Уровень и качество работы читатель может определить по введению, заключению и списку литературы. Природа красива и гармонична. Чем ближе подошел исследователь к пониманию природных закономерностей и процессов, тем красивее его ра- бота. В статье эта красота проявляется в ее архитектуре (пост- роении), логике рассуждений, четкости языка и формулировок, использовании схем и таблиц, облегчающих понимание работы. Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем ко( роче обоснование актуальности работы: емкость знания тем больше, чем в меньшем количестве знаковых средств удается его выразить.



Даже при очень беглом знакомстве со статьей отношение автора к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков). Если автор выполнил работу с любовью, без конъ- юнктурной спешки, графика тщательно продумана, вырази- тельна, легко читаема, доставляет эстетическое удовольствие, вызывает уважение и доверие к автору. Хорошая иллюстрация лучше 1000 слов! Некрасивая и неряшливая графика свидетель- ствует о том, что работа сделана “холодными руками”, интерес- ных результатов в ней быть не может.


 

Если вы претендуете на новизну фундаментальных прин- ципов и понятийного аппарата, вы можете цитировать корифе- ев всех времен и народов. Это значит, что вы стоите выше обы- денности и видите глубже и дальше.

Статья должна иметь четкую структуру, внутренние озаг- лавленные разделы (подразделы).

Итак, сначала определяется тема работыи обосновывает-

ся ее актуальность, а далее определяются цель работыи зада- чи. И важно подчеркнуть, в чем именно заключается новизна и оригинальность вашего подхода.

Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложе( ния.Наука состоит в том, чтобы кажущееся сложным сделать простым, а не наоборот.

Подведем итоги, приведя следующие правила: “Статья дол- жна строиться так же, как в газете: информативное заглавие, суть, излагаемая в первом же абзаце, основные факты, излага- емые в следующих абзацах, небольшие главки, посвященные частным, менее значительным деталям, обязательные четкие выводы из главок и статьи в целом. Если у вас есть несколько вопросов, о которых хочется сказать, значит, нужно написать несколько статей, ибо основное правило таково: одна статья — одна мысль, а если мыслей в статье три, то потеряются все три”. Уже в аннотации (реферате) надо убедить читателя, что ему необходимо вашу статью прочитать. Нужно изложить выводы так, чтобы он их сразу усвоил, и оценил их высокую практичес- кую (познавательную) ценность. Каждый раздел или параграф должен строиться так, чтобы уже начало чтения давало основ- ную информацию. Уделяйте сугубое внимание эксперименту (фактическим данным). Теоретические результаты особенно убедительны, если они подтверждены экспериментальными

данными.

Заключительный раздел статьи — концентрат всей работы. Он состоит из двух подразделов (специальными заголовками они не выделяются). Первый подраздел — констатирующий — слу- жит как бы замыканием постановочной части статьи. В нем вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы


 

достигнута. Здесь вы подчеркиваете оригинальность постанов- ки, методики или технологии вашего исследования, обеспечив- ших успех и позволивших получить новые результаты. Второй подраздел — результативно(аналитический. В нем вы перечис- ляете и комментируете результаты работы, их научное и прак- тическое значение. Отдельные фразы из предыдущих разделов статьи в заключении можно повторять дословно. Наконец, если это возможно (это возможно не всегда), постарайтесь сформу- лировать научное положение или положения, вытекающие из полученных результатов. Научное положение — это разверну- тая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, про- цесс, природу) некоторого явления или закономерности. Если вы не поднялись на уровень обобщения собственных результатов и за “деревьями” не увидели “леса”, — научное положение вме- сто вас сформулирует кто-нибудь другой. И это будет совсем другая статья, автором которой вы уже не будете.

Надо иметь в виду, что текст научной статьи является вы- разительным портретом ее автора. Этот “автопортрет” объек- тивно отражает добросовестность, профессиональное мастер- ство, широту кругозора, культурный уровень (в первую очередь культуру речи, которая отражает культуру мышления), безжа- лостно обнажает наукообразие, стремление придать банально- сти и пустоте видимость глубокомыслия, и многое другое. Не старайтесь казаться умным: эти старания приведут к совершен- но противоположному результату.

Не засоряйте русский язык необоснованным использовани- ем иностранных слов это одно из проявлений наукообразия.

Заключительный этап работы над текстом состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длин- ные фразы, расставить знаки препинания, вымести “словесный мусор”.

Такова технология написания статьи.

Подобно тому, как космонавт не может выходить в Кос- мос, если считает, что идет на подвиг, не является подвигом и написание статьи. Это необходимый, обязательный, даже буд- ничный, элемент нормальной исследовательской работы. Да-


 

леко не всегда в своих рассуждениях исследователь соблюда- ет правила строгой диалектической логики. Дефекты и непол- нота работы выявляются только тогда, когда постулаты, аргу- менты и выводы находят свое текстовое выражение: чем боль- ше человек знает, чем больше мыслей в голове, тем больше путаницы в мыслях.

Иногда автору кажется, что он попал в тупик: ему не хва- тает слов, он не может сформулировать результат или положе- ние, которое ему кажется очень важным. Это значит, что ему крупно повезло — он подошел к открытию нового понятия, для которого еще не придумано названия и не дано определения.

Но вот первоначальный план статьи выполнен, и автор оце- нивает свое творение. Вроде бы есть все, что нужно по плану, но мысль, спотыкаясь чуть ли не на каждом логическом шагу, та- щится по тексту с большим трудом. Результат удручающий. Впечатлительный молодой исследователь ощущает себя пол- ной бездарностью. Не падайте духом и не переживайте! Впере- ди у вас — радостная и окрыляющая неожиданность.

Именно теперь наступает кульминационный момент рабо( ты или момент истины, ради которого и пишется статья. Она начинает вразумлять и учить своего автора. И вдруг оказыва- ется, что теоретический вывод может быть построен короче и красивее, что для подтверждения сформулированного резуль- тата необходимо проделать дополнительные расчеты и (или) выполнить специальные эксперименты, и т. д. Иногда какой-то второстепенный вопрос, первоначально не привлекавший к себе особого внимания, вдруг начинает разрастаться и задвигать ис- ходную задачу на задний план. Вырисовывается совершенно новая проблема, может быть, даже существенно более крупно- го калибра, чем исходная. Как говорится, “хорошая мысля при- ходит опосля”. Приходится отодвинуть статейную писанину в сторону и приступить к реализации плана продолжения работ, который “предложила” ваша статья. Потом статья переписы- вается заново и сдается в печать, и исследовательский процесс продолжается.


 

 

Выступление

Ораторское искусство всегда имело очень важное значение в общественной жизни. Ему посвящено необозримое количество книг и статей. Одной из лучших считается книга известного аме- риканского психолога Д. Карнеги. Вы прочитаете ее с пользой и удовольствием. Однако все исследования посвящены исключи- тельно политическим ораторам (а современные — еще и торго- вой рекламе). Эти ораторы обращаются прежде всего к эмоци- ям слушателей, их задача — убедить и внушить. Задача док- ладчика на научной конференции или деловом совещании дру- гая — доказать, обосновать. Актерские приемы, уместные на театральной сцене, здесь будут выглядеть просто смешно.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитета- ми, придаточными предложениями и деепричастными оборота- ми. Не считайте, что вас слушают сплошь одни корифеи. При изложении доклада не “по бумажке” необходимо логично, чет- ко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать вни- мание слушателей на наиболее важном и интересном. Если вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток вре- мени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать “по бумажке”.

Не превышайте установленного для доклада отрезка вре- мени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и при нехватке времени (его всегда не хватает) — отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления осо- бенно заметны, когда вы слышите его “со стороны”. Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке, выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате теряет ин- терес и к вам, и к вашей работе.

Сказанное выше относительно построения статьи полнос- тью справедливо и для текста устного выступления (доклада).


 

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее перехо- дите к сути работы (берите “быка за рога”). Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то “прин- ципиально важные детали” вы вынуждены опустить из-за не- хватки времени. Аудитория “заглотнет наживку”, вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с но- вых, неожиданных для вас, точек зрения.

Иллюстрации к докладу (слайды для каруселей или про- зрачки для оверхед-проекторов) во время выступления служат вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичны- ми и легко воспринимаемыми, количество надписей на них — минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Оставьте только самое необходимое. Не пишите длинных подрисуночных подпи- сей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращения- ми. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. Демонстрируйте на картинках только самое су- щественное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая ил- люстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга. В выступлении вы можете ис- пользовать большее число иллюстраций, чем помещено в пись- менном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сде- лать следующие текстовые:

а) названия вуза, факультета и кафедры, название докла- да, перечень авторов и научных руководителей;

б) названия основных разделов доклада; в) заключение (выводы) по докладу.

Это поможет вам сэкономить время представления док- лада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, ос- новном.


 

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ни- чего дороже сделанного собственными руками.

Выступление должно завершаться выводами: “следова-

тельно...”, “таким образом...”. В конце выступления не забудь- те поблагодарить своего научного руководителя и всех, кто по- могал вам в работе. Заключительная фраза выступления стан- дартна: “Я закончил, благодарю за внимание”.

Во время выступления будьте сдержаны — не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона — не стесняйтесь гово- рить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте, не утирайте пот носовым платком, не отворачивайтесь от ауди- тории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слу( шателям.Каждый будет думать, что вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен вашим вниманием.


 

Список литературы

 

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и и послевузовском профессиональном образовании”.

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании”.

5. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74.

6. Положение о порядке присвоения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194.

7. Положение о подготовке научно-педагогических и науч- ных кадров в системе послевузовского профессионального об- разования в Российской Федерации. Утв. приказом Министер- ства образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

8. Авроров В. А. Основы проведения научных исследований:

Учеб. пособие. — М., 2009.

9. Алиевский Б. Л. Основы научных исследований в инже- нерном творчестве: Учеб. пособие для студентов высших учеб- ных заведений. — М.: МАИ-Принт, 2009.

10. Анисимов Г. М. Основы научных исследований (с осно- вами моделирования): Учеб. пособие. — СПб., 2006.

11. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвис-

тике. — М., 2009.

12. Баранов Б. А. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — М.: Российская экономическая академия. — 2007.

13. Вайнштейн М. З. Основы научных исследований: Учеб. пособие. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011.


 

 

14. Герасимов Б. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие по специальности “Менеджмент организации”. — М.: Форум, 2009.

15. Глухих В. В. Основы научных исследований: Курс лек-

ций. — Екатеринбург: Уральский гос. лесотехнический ун-т, 2009.

16. Золотков В. Д. Основы научных исследований (фило-

софско-методологический аспект): Учеб. пособие. — Саранск: Саранский кооп. ин-т Российского ун-та кооп., 2008.

17. Кожухар В. М. Основы научных исследований: Учеб. по-

собие. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010.

18. Космин В. В. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — М., 2007.

19. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика офор- мления. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2006.

20. Кузнецова Л. А. Основы научных исследований: Учеб.

пособие: (для студентов факультета управления по специаль- ностям “Менеджмент организаций”, “Государственное и муни- ципальное управление”). — Челябинск: Челябинский государ- ственный университет, 2008.

21. Лузан П. П. Основы научных исследований: Учебно-ме-

тодическое пособие. — Смоленск: СГУ, 2009.

22. Магрупова З. М. Основы научных исследований: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям “Бух- галтерский учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, “Нало- ги и налогообложение” и “Мировая экономика”. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009.

23. Пивоварова О. П. Основы научных исследований: Учеб.

пособие. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009.

24. Плонская Т. В. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009.

25. Селиванов В. Ф. Основы организации и методологии на-

учных исследований: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГТУ, 2011.


 

Главный редактор — А. Е. Илларионова

Художник — В. А. Антипов Верстка — Е. В. Рудакова Корректор — О. А. Рогачева

 

Ответственный за выпуск — О. Б. Юсова

 

Учебное издание

 

ШклярМихаил Филиппович

 

Основы научных исследований

 

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.60.953.Д.007399.06.09 от 26.06.2009 г.

 

Подписано в печать 25.11.2011. Формат 60´ 84 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 15,25. Тираж 1500 экз. (1-й завод 1–400 экз.) Заказ №

 

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732.

Для писем: 129347, Москва, п/о И-347 Тел./факс: (495) 182-01-58, 182-11-79, 183-93-01

E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru

 

Отпечатано в ГУП Академиздатцентр «Наука» РАН,

ОП «Производственно-издательский комбинат «ВИНИТИ»-«Наука», 140014, Московская обл., г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 403.

Тел./факс: 554-21-86, 554-25-97, 974-69-76.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!