Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Как слушать и записывать лекции



 

 

Незаписанная мысль — потерянный клад.

 

Д. И. Менделеев (1834–1907), русский химик, ученый, педагог, общественный деятель.

 

 

Слово “лекция” происходит от латинского “lectio” — чте- ние. В средневековых университетах Европы студентам чита- ли тексты Священного писания и сочинения Аристотеля. Лек- ции читали на “мертвом” (латинском) языке.

В России лекционное преподавание начали вести в Москов- ском университете, основанном в 1755 г. Лекции читали в ос- новном на латинском языке и частично — на немецком и фран- цузском языках. Страстным поборником чтения лекций на род- ном языке был М.В. Ломоносов. А с 1767 г. лекции в этом уни- верситете стали читать только на русском языке.

В конце ХХ в. Российское государство оказалось не в состо- янии обеспечить достойное существование науки и высшей шко- лы. При нынешней зарплате на преподавательской работе ос- тались только преданные своей профессии и настоящие масте- ра (за рубежом за одну лекцию лектор в статусе нашего про- фессора получает в среднем 300$).

Зарубежное образование стоит очень дорого. Если бы вы учились, например, в Париже, в Сорбонском университете, вам пришлось бы платить за пользование библиотекой, за каждый лекционный курс, за каждую лабораторную работу, за каждый экзамен (и, соответственно, за его пересдачу).

Вот почему во взаимоотношениях с вашими преподавате- лями и вы исходите из того, что каждая лекция, каждое прак- тическое занятие — это сделанный вам ценнейший подарок.


 

Старайтесь подчеркнуть это понимание и свою благодарность дружным приветствием входящего лектора, абсолютной тиши- ной в лекционной аудитории. Совершенно недопустимо, чтобы после вашего приветствия лектор увидел грязную доску и не обнаружил ни мела, ни фломастера. Психологический контакт с преподавателем имеет большое значение. Никогда не стесняй- тесь задавать вопросы. Старайтесь занимать место поближе к доске.

Что делать, если по каким-то причинам вы опоздали на лек- цию (например, из-за транспортной пробки)? Смело входите в аудиторию, но поклонитесь лектору и, стараясь не привлекать внимания аудитории, включайтесь в работу. Не демонстрируй- те свою “воспитанность” шумным приветствием и спрашивани- ем разрешения присутствовать. Цена пропуска лекции очень велика, особенно на первых двух курсах.

Умением слушать и конспектировать лекции овладевайте как можно быстрее. Прежде всего необходимо усвоить основ- ной физиологический закон восприятия информации — закон “кризисов внимания”. Согласно этому закону человек в состо- янии воспринимать устную информацию определенными доза- ми (квантами). Длительность первой дозы составляет 10–15 ми- нут. После этого наступает легкое торможение — мозгу нужна передышка на 1–2 минуты. Это первый “кризис внимания”. Во время “кризиса внимания” вы полностью отключаетесь от пре- подавателя и перестаете воспринимать все, что он говорит. Дли- тельность восприятия второй дозы информации примерно та- кая же или чуть меньше. Потом наступает второй “кризис вни- мания”, опять требующий передышки. Третий и последний “кризис внимания” наступает после второго через 8–10 минут, после чего наступает глубокое торможение (сон). Если где-то в середине лекции вы вдруг начинаете разглядывать красивых девушек, то это означает, что у вас наступил “кризис внима- ния”. Опытные преподаватели учитывают этот закон при пост- роении своих лекций, незаметно давая студентам краткие пе- редышки, повторяя уже изложенное (избыточная информация




 

не позволяет терять нить рассуждений), или рассказывая анек- дот из жизни великого ученого, либо поучительный эпизод из личной жизни. Потеряв нить лекции, не стесняйтесь прерывать преподавателявопросом или просьбой: “Извините, я перестал вас понимать. Пожалуйста, объясните еще раз”. И лектор, и то- варищи будут только благодарны вам за это. Но такой “подвиг” не должен становиться нормой. Если лектор молод и неопытен, поясните ему закон “кризисов внимания” (после лекции).

Главное различие между вами и лектором — в запасе зна- ний и жизненного опыта. Никогда не испытывайте комплекса умственной неполноценности: вы можете быть умнее и талант- ливее своего лектора. Недаром говориться: “Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться”. Когда после выступ- ления перед студентами и преподавателями физфака МГУ (май 1961 г.) Нильса Бора спросили о “тайне”, позволившей ему со- брать вокруг себя так много молодых, творчески мыслящих физиков, он ответил: “Никакой тайны не было, просто я не бо- ялся показаться перед молодежью дураком”. Не надо смущать- ся если ваша пытливость вдруг вызовет у лектора неудоволь- ствие. Ведь настоящий лектор знает: “Те, у кого мы учимся, пра- вильно называются нашими учителями, но не всякий, кто нас учит, заслуживает этого имени” (В. Гете).



Записать лекцию — очень непросто. Конечно, можно восполь- зоваться легким карманным магнитофоном (диктофоном) — од- ной кассеты на 90 минут как раз хватит на одну лекцию, а если чувствительность встроенного микрофона недостаточна для ка- чественной записи с последнего ряда, то лучше положить его пря- мо на кафедру или стол преподавателя. Это всегда полезно, иногда просто необходимо (например, если вы выручаете отсутствую- щего на лекции заболевшего товарища). Но собственного конс- пекта такое техническое средство не заменит. Поэтому приме- няйте систему условных обозначений и сокращений. Не спешите записывать все слова лектора, а старайтесь фиксировать смыс- ловые блоки. Не стесняйтесь сразу спросить: “Как лучше сфор- мулировать для записи то, что Вы сейчас сказали?”.


 

Записи лекций (так же, как и конспекты изучаемых книг и статей) надо делать только на одной стороне листаи лучше все- го на листах, вынимающихся из тетради. Это даст возможность дополнять написанное из других источников и комбинировать листы в зависимости от вновь возникших конспектирований.


 

Приложение 12

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!