Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Многообразие языковых средств



В моменты житейских неурядиц мы ищем совета у людей, ко­торые вовсе не являются знатоками в возникшей у нас проблеме. Нам нужны именно их «бессмысленные» утешения. Во всех этих «не горюй», «возьми себя в руки», «все образуется» и т. д. нет ни­какой полезной для нас информации, никакого плана действий. Но эти слова оказывают большое целительное действие. Имен­но звучание слов, их сочувствующая интонация.

Вообще интонация высказывания придает устной речи большую выразительность и информативность, недоступную, скажем, письменным сообщениям.

Внушаемость посредством интонаций звучащего слова — глу­бинное свойство личности, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это видно в ходе развития ребенка. В раннем детстве слова и запреты взрослых оказывают большое внушающее воздействие, и ребенку не тре­буется никаких обоснований. «Мама не велела» — это главное. Когда просвещенные родители начинают логически доказы­вать необходимость запрета, они только приводят ребенка в замешательство и подрывают силу слова. До того как ребенок начинает понимать членораздельную речь, он способен пра­вильно воспринимать «предшественники слова» — издавае­мые с разной интонацией звуки, мимику, вообще «язык тела» [111,78].

[86]

В предыдущем разделе мы уже говорили, что приказ пони­мают даже животные (при дрессировке, например).

Воздействие речи значительно усиливается, если говоря­щий пользуется всеми богатствами языка.

Чем разнообразнее и богаче словарь говорящего, тем более значительное впечатление производит речь, и, следовательно, тем она убедительнее.

Одни исследователи считают, что активный словарь совре­менного человека обычно не превышает 7—9 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тысяч слов. Сопоста­вим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи разных слов (при анализе повторяю­щиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельству­ет об исключительном богатстве словаря гениального поэта.

Имеются подсчеты количества употребленных слов у не­которых других выдающихся писателей и поэтов: Есенин — 18 890 слов, Сервантес — около 17 тысяч, Шекспир — около 15тысяч (по другим источникам— около 20тысяч), Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов.

Большое значение имеет образность речи— применение сравнений, метафор, эпитетов, аллегории, иронии, пословиц и поговорок и т. д. Правда, некоторые приемы, такие, напри­мер, как ирония, иносказание, понятны только при общении представителей одной культуры.



Нашу эмигрантку из Одессы доставили в американский суд:

— Вы обвиняетесь в том, что украли курицу.

— Нужна мне ваша курица!

Переводчик переводит судье: «Она говорит, что курица была ей очень нужна».

— В таком случае заплатите владельцу два доллара.

— Здравствуйте, я ваша тетя!

Переводчик — судье: «Она вас приветствует и говорит, что вы приходитесь ей племянником».

Об одном и том же можно сказать различными словами и всякий раз это оставит разное впечатление.

Человек пишущий или говорящий всегда вкладывает те или иные эмоции, оставляет что-то свое в переданном сообщении.

[75]

А то или иное слово, высказанное разным тоном, структура предложения могут оказывать разный эффект, вызвать различ­ные эмоции и ассоциации. «В связи с функциональной задан-ностью коммуникации (...) язык, отражая эту заданность, на­чинает видоизменяться, приспосабливаться к целям и задачам идеологического воздействия» [249, 8].

Но верно и обратное: у каждого слова есть множество зна­чений, часто принципиально различных в зависимости от кон­текста высказывания. Это характерно для любого развитого языка. Так, например, в английском некоторые слова имеют до 500 значений. Достаточно заглянуть и в словари русского языка, чтобы убедиться в многозначности многих слов. Это обстоятельство используется для манипулирования, но оно же может привести и к определенным неожиданностям.



Вспоминается одна история из жизни автора. В первый год преподавания в провинциальном вузе читаю лекцию студентам первого курса. Чтобы освежить восприятие студентами слож­ного математического материала, привел факт научной про­дуктивности французского математика Огюста Коши: «Этот математик был настолько плодовит, что только для публикации его работ был основан научный журнал...» Эти слова потонули в дружном смехе студентов. Яне сразу понял, что же их так раз­веселило. Оказалось, слово «плодовит». Студенты были из семей, близких к сельскому хозяйству, и «плодовитость» понимали в смысле принесения приплода (свиноматками, кроликами). Я же был максимально далек от этих реалий и понимал под этим науч­ную продуктивность ученого.

Несовершенство речи

Фермер рассказывает соседу:

— У меня на ферме есть чудо природы — двуногий баран!

— А!— отвечает второй фермер. — Это тот самый, что уха­живает за моей дочерью?

Многозначность высказываний

Из-за многозначности слов мы нередко попадаем в затруд­нительное положение.

Шутники не могли упустить шанса посмеяться на тему мно­гозначности употребляемых слов:

[76]

Женщина пригласила к себе в гости мужчину. Накрыла на стол, напоила коньяком и говорит ему наконец на ушко.

— Ну все, теперь ты мой...

— Ага, разбежалась! Сама мой!!!

* * *

Сидят студенты, ждут своего товарища, приговаривая:

— Хоть бы сдал на пять, хоть бы сдал на пять!.. Наконец тот прибегает радостный.

— Ну, сдал?Сколько?

— Сдал, 4.80— одна битой оказалась.

* * *

— Лейтенант Петров!

— Я, товарищ полковник!

— Хотите получить старшего лейтенанта ?

— Так точно!

— Тогда вот вам сопроводительная, идите и получите стар­шего лейтенанта Сидоренко из вытрезвителя!

***

По улице идет пьяненький мужик. К нему обращается приезжая:

— Скажите, пожалуйста, как найти площадь Ильича? Он посылает ее куда подальше. Она возмущенно:

— Как вам не стыдно?! Я пожилая женщина, учительница, таких, как вы, всю жизнь учила. Неужели вам трудно ответить, как найти площадь Ильича ?

— О, вы — учительница! Извините пожалуйста. Сейчас я вам скажу, сейчас вспомню и скажу. Значит, так: чтобы найти пло­щадь Ильича, надо длину Ильича умножить на ширину Ильича. Получится площадь. Помню ведь. Помню!


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!