Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Антимонопольное регулирование



Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Для координации и проведения работ по демонополизации был создан Государственный комитет на антимонопольной политике, преобразованный в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. Последнее было ликвидировано в сентябре 2001 г. Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Основными направлениями демонополизации являются:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Регулярно составляется Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного — 30 %, двух — 54, трех — 72, четырех — 95 %; для хозяйствующих субъектов — производителей продукции производственно-технического назначения соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренциясуществует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.



Чистая монополияявляется антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая конкуренция(или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополияпредставляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех додесяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).



По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Преобладание государственной собственности на средства производства сдерживает развитие конкуренции. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше становится доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

49.Ценовая политика

Цена объективная экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара.

Вусловиях рынка цену определяют спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов, влияющих на формирование цены - внутренние и внешние.

Внутренние, т. е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности предприятия, фирмы. К ним относятся: особые свойства товара, способ производства, ориентация на рыночные сегменты, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, «реноме» предприятия на рынке, реклама, продвижение товара.

Внешние, макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия, они учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами: политическую стабильность в стране, обеспеченность основными ресурсами, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическую политику государства.

Виды цен.

По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены.

К регулируемым относятся цены, устанавливаемые и контролируемые центральными органами управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

По всем видам, не включенным в перечень реализуемой по регулируемым ценам продукции, действуют свободные (договорные) цены. По свободным ценам продаются населению промышленные и продовольственные товары. Свободные цены на продукцию производственного потребления формируются на договорной основе производителями и потребителями с учетом экономически обоснованных затрат, конъюнктуры рынка и получения прибыли.

С учетом принадлежности продукции, услуг к той или иной отрасли, сфере народного хозяйства различают оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, тарифы на услуги. По оптовым ценам предприятия-производители, оптовые торговые организации продают продукцию крупными партиями другим предприятиям. Оптовые цены традиционно применялись на промышленную продукцию

По закупочным ценам специализированные, заготовительные, перерабатывающие и другие предприятия, занимающиеся закупкой сельскохозяйственной продукции, приобретают ее у колхозов, совхозов, других предприятий и организаций, арендаторов, крестьянских хозяйств и населения.

Цены на продукцию строительстваустанавливаются в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ и прейскурантных цен.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ опред-ся по конкрет объекту из себестоимости этих работ и плановых накоплений и служит основой для устан-иня договорной цены.

Прейскурантные ценыв непроизводственном строительстве устанавливаются на потребительскую единицу (на 1 кв. метр жилой площади, на одну койку в больницах, на одно место в кинотеатрах и т. д.).

Тарифами называются цены, устанавливаемые на различного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, связи, коммунальные, бытовые и др.).

Виды цен зависят от обслуживаемого оборота. Между предприятиями используются отпускные цены(или оптово-отпускные для промышленных предприятий), включающие косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акциз, отчисления в фонд содержания ведомственного жилья) и оптовые надбавки.

розничные цены. - Это цены, по которым население приобретает товары в торговых и других предприятиях различных форм собственности, а также на рынках.

себест+прибыль=отпускн цена+ торг надб+НДС=розн цена

Направления регулирования цен:

- регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов..

- паритет закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве. Для обеспечения эквивалентного обмена между этими отраслями народного хозяйства используется специальный механизм, основанный на расчете индексов паритета цен.

- переоценка основных фондов, дооценка стоимости сырья и материалов в себестоимости продукции, индексация амортизационных отчислений.

- частичные компенсации удорожания стоимости жизни, установление минимальной заработной платы, повышение социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий ( Закон Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции»).

Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг.

Для устранения основных ценовых диспропорций, перекрестного субсидирования, ограничения воздействия на инфляцию производственных факторов в республике необходимо обеспечить:

· снижение энерго- и материалоемкости продукции;

· регулирование налоговых ставок;

· регулирование уровня рентабельности или предельной величины прибыли, подлежащей включению в цену;

· проведение эффективной валютной политики, направленной на стабилизацию обменного курса и формирование стабильных цен в национальной денежной единице на импортируемое сырье, материалы, комплектующие.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999),определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы ценовая политика государства будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.

Работа в области регулируемого ценообразования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции.

Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации.


 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!